СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Помню. Горжусь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классная Книга Памяти-это коллективная работа учеников 5 класса по изучению семейных архивов о Великой Отечественной войне. У каждого ученика своя страничка, сделать которую ему помогали члены семьи. 

Просмотр содержимого документа
«проект 5 кл»

Методическая разработка проекта в 5 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Еремина Татьяна Дмитриевна,

учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория,

МБОУ «Лешуконская СОШ»

Тема проекта «Помню. Горжусь» (Классная Книга Памяти)

  1. Актуальность проекта

70 лет прошло со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. 70 лет не гремят снаряды, не слышен вой сирен, не приходят в дома страшные письма – похоронки. 70 лет страна живет мирно. Но память о войне должна жить. Только тогда подобное не сможет повториться, только тогда молодое поколение будет понимать значение этих чудовищных слов - фашизм и нацизм. Помочь лучше осознать это могут семейные архивы, которые хранят память о тех страшных днях 1941 – 1945 гг.. У многих детей прадеды были фронтовиками, а прабабушки – тружениками тыла. Из конкретного вклада каждого из них и сложилась Великая Победа.



2. Цель проекта: формировать у учащихся умения исследовательской работы с краеведческими документами для самостоятельного приобретения знаний о вкладе родственников в Великую Победу.

3. Задачи проекта:

А. Образовательные:

• Развитие умения применять полученные знания при выполнении заданий;

• Продолжение формирования умений работы с архивными документами, анкетами, технологическими картами.

Б. Развивающие:

• Осуществление системно - деятельностного подхода;

• Развитие внимательности;

• Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных).

В. Воспитательные:

• Воспитание чувства патриотизма;

• Развитие коммуникативных УУД.

4. Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства патриотизма и гордости за великий подвиг русского народа; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науки.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Предметные: развитие умений работать с раздаточным материалом, овладение понятиями патриотизм, респондент.

5. Методы, используемые во время работы над проектом: объяснительно-иллюстративный, проблемный, творческий, исследовательский.

Методы исследования:

  • анкетирование учащихся;

  • изучение, анализ источников и документов семейного архива;

  • воспоминания родственников;

  • поиск информации в Интернете на сайте «Мемориал» и в книгах Бешенкина Ф.Ф. « Подвиги лешуконцев в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Пахова П.Н., Галёв Н.А. «Лешуконцы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.», Лешуконской районной Книги Памяти

6. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

7. Средства обучения: проектор, документ-камера, презентация, карточки с заданием для самостоятельной работы, материалы семейных архивов.

Основные понятия, изучаемые при выполнении проекта: Великая Отечественная война, патриотизм.

8. Деятельность в рамках проекта.

  • Реализацию проекта предполагается осуществлять в рамках 3-х этапов на занятиях факультативного курса «Основы исследовательской и проектной деятельности»:

1 этап (подготовительный): мотивация, проблема, вводное анкетирование, целеполагание, определение исследовательских методов, работа и краеведческими источниками.

2 этап (исследовательский): поиск и обработка информации семейного архива, составление родословной, оформление своей странички в Классной Книге Памяти.


3 этап (презентация результатов): презентация Классной Книги Памяти, выполнение творческих заданий («Солдатский треугольник»-письмо от благодарных потомков, сочинение синквейна или стихотворения), анкетирование по завершению проекта.

  • Сроки реализации проекта: декабрь2014г. – январь2015г.

  • Участники проекта: учащиеся 5 класса.

  • Руководитель проекта: учитель истории и обществознания 5 «А» и 5 «Б» классов - Еремина Т.Д.

  • География проекта: с. Лешуконское Архангельской области, МБОУ «Лешуконская средняя общеобразовательная школа».



9. Технологическая карта проекта.

Этапы проекта

Содержание деятельности

Предполагаемые результаты

Продукт


Формы орг-и работы

Действия учителя

Действия ученика

1. Подготовительный

А) Мотивация








Б) Проблема.

Целеполагание.

Составление плана работы над проектом.



(Прил.1)





Обсуждение актуальности и темы проекта.



Учащиеся сами определяют важность для них данной темы


Анкета.


Коллективная работа


Учитель предлагает ученикам определить, о чем будет проект, проводит анкетирование


Учащиеся обсуждают предложенные учителем вопросы, выдвигают свои версии, отвечают на вопросы анкеты.

Определение общей проблемы и заполнение проблемного поля проекта.

Определение цели и задач проекта.

Учащиеся рассматривают общую проблему под разными углами зрения, выделяют проблемы и ищут пути и способы их решения, определяют цель и задачи проекта.

Заполнение проблемного поля проекта

Работа в группах

Учитель помогает сформулировать общую проблему, цель и задачи проекта, дает консультации по заполнению проблемного листа, организует проверку выполнения задания учащимися.

Учащиеся заполняют проблемное поле проекта, определяют цель и задачи проекта, отчитываются перед классом о проделанной работе.

2. Исследовательский


А) Работа в классе с учителем



(Прил.2)


Работа с документами

(участие лешуконцев в ВОВ)




Учащиеся находят в исторических документах необходимую информацию


Заполнение таблиц, составление исторических текстов



Групповая работа

  • Статисты

  • Биографы

  • Аналитики



Учитель организует работу групп, дает консультации по заполнению таблиц и исторических текстов


Учащиеся изучают документы, заполняют таблицы.

Обработка анкет

Один ученик анализирует результаты анкет учащихся

Заполнение карты-схемы анализа анкет

Индивидуальная работа

Учитель организует работу ученика по анализу анкет

Ученик обрабатывает анкеты, составляет карту-схему анализа.

Домашнее задание:

провести собственное исследование по предложенному плану. Составить родословную своей семьи, указав на ней участников ВОВ

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Карточка с вопросами для домашнего исследования

Индивидуальная работа

Учитель объясняет, как провести исследование, составить родословную.

Ученики знакомятся с планом проведения домашнего исследования

Б) Самостоятельный поиск информации

(помощь родственников)

Знакомство с материалами семейных архивов, составление родословных

Исследование семейного архива и других источников.

Рассказ о герое ВОВ.

Родословная.

Материалы семейного архива, сайта «Мемориал», краеведческих книг о ВОВ

Индивидуальная работа

(помощь родителей)

Учитель консультирует учеников, направляет их деятельность.

Ученики по исследованным источникам составляют рассказ о родственнике-участнике ВОВ, с помощью родителей составляют родословную своей семьи.

В)

Оформление Классной Книги Памяти



(Прил.3)

Выбор дизайна своей страницы в Классной Книге Памяти.

Оформление своей страницы.




Дизайн обложки.

«Моя страница в Классной Книге Памяти»







Обложка Книги Памяти

Классная Книга Памяти.









Классная Книга Памяти

Индивидуальная.











Групповая

Учитель консультирует учеников, направляет их деятельность





Учитель консультирует учеников, направляет их деятельность

Ученики редактируют свою страницу.







Ученики обсуждают варианты и выбирают дизайн обложки, оформляют её.

3. Презентация результатов

А)

Исследования краеведческих документов в классе

Б) Самостоятельного исследования



В) Творческая работа







(Прил.4)



Выступление перед классом с результатами исследования исторических документов на уроке на уроке



Учащиеся презентуют свой продукт



Таблицы, исторический текст



Групповая



Учитель задает наводящие вопросы



Ученики презентуют результаты своего исследования

Презентация страницы в Классной Книге Памяти

Ученик презентуют свой продукт

Классная Книга Памяти

Индивидуальная работа

Учитель помогает провести защиту.

Ученик презентуют результаты своей исследовательской и творческой работы

«Солдатский треугольник»







Сочиняем стихотворение или синквейн о войне

Инструктаж по изготовлению «Солдатского треугольника»





Схема написания синквейна

Письмо от благодарного потомка






Синквейн или стихотворение по теме


Индивидуальная работа







Индивидуальная работа

Учитель дает мастер-класс, показывает солдатские письма с фронта





Учитель дает схему написания синквейна

Ученики по предложенной схеме делают «Солдатский треугольник», пишут свое письмо.


Ученики сочиняют стихотворение или по предложенной схеме пишут синквейн

Г) Лист самоконтроля

Оценивание своего личного участия в проекте.

Определение полезности и важности проекта.

Анкета

Индивидуальная.

Учитель консультирует учащихся, напоминает главный проблемный вопрос проекта, подводит итоги проекта

Ученики делают выводы по проекту.

Ученики оценивают свое личное участие в нем по предложенным учителем вопросам



10. Ожидаемые результаты проекта.

В результате активной целенаправленной деятельности в рамках проекта «Помню. Горжусь.» (Классная Книга Памяти)

можно значительно разнообразить работу по гражданско-патриотическому воспитанию. В сознание растущего поколения постепенно будут возвращаться такие ценности, как любовь к Родине, уважение к истории страны, своего края, своей семьи.

Практическим итогом проекта будет являться не только создание Классной Книги Памяти, где собраны материалы поисково - исследовательской работы учащихся, но и качественные изменения личности каждого из участников проекта.

Работа в рамках проекта должна помочь в осознании важности патриотизма как национальной идеи российского народа. Без чувства любви к Отечеству невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения и современников нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости нельзя вдохновить людей на высокие дела.

Прил.1. Подготовительный этап.

Анкета 1. Интересна ли тебе тема Великой Отечественной войны?

Да Нет

  1. Из каких источников получаешь знания о Великой Отечественной войне?

Уроки и внеклассные мероприятия Фильмы и телепередачи

Рассказы очевидцев (ветеранов ВОВ) Обсуждается в семье

  1. Как война коснулась вашей семьи?

Не знаю Воевали на фронте или трудились в тылу родственники



  1. Считаешь ли, что знаний по теме достаточно?

  • Да Нет

Прил.2

Схема обработки анкет:


  1. В анкетировании принимало участие……………….человек


  1. Тема Великой Отечественной войны интересна…………….чел.



Не интересна………………чел.


  1. Источники получения знаний разные. Некоторые ученики отметили несколько источников. Подсчет показал, что о Великой Отечественной войне узнают:

  • В школе (на уроках, и внеклассных мероприятиях)-…………..чел.

  • Из фильмов и телепередач-…………..чел.

  • Из рассказов очевидцев-…………….чел.

  • Обсуждается в семье-……………чел.


  1. Считаешь ли, что знаний по теме достаточно?

  • Да-……………чел.

  • Нет-……………чел.



Из анализа анкет можно сделать выводы:

  1. Мои одноклассники (интересуются, не интересуются) этой темой.

  2. Знаний по ней у них (достаточно, недостаточно)

  3. Основной источник получения знаний………….









Прил.3






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!