СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ. Проектирование инклюзивного образование детей в условиях сельской школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ.   Проектирование инклюзивного образование детей в условиях сельской школы

Объектом проектирования выступает  инклюзивного образования детей в условиях сельской школы

Предметом проектирования является технология инклюзивного образования.

 Целью данного проекта явилась  разработка модели инклюзивного образования в условиях сельской школы.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1.Изучить актуальную литературу по вопросам внедрения технологии инклюзивного образования;

2. Изучить  и проанализировать нормативно-правовые  документы для реализации  проекта

3.Создать памятки для учащихся  «Общаемся с детьми ОВЗ»

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ. Проектирование инклюзивного образование детей в условиях сельской школы»

XXIV-я районная конференция юных исследователей «Интеллектуалы XXI века»



Муниципальное Образовательное Учреждение Саргазинская Средняя Общеобразовательная школа



ПРОЕКТ



Проектирование инклюзивного образование детей в условиях сельской школы

















Проект выполнила: Хамидуллина Алина

10 класс

Руководитель проекта:

Морозова Светлана Александровна

учитель истории и обществознания





С.Долгодеревенское -2017



Содержание


Введение------------------------------------------------------------------ ----3-4


I. Теоретическая часть

1.1 Особенности инклюзивного образования ---------------------------- 5-6

1.2 Анализ нормативно-правовых документов ----------------------------- 7-9


II. Практическая часть

2.1 Модели инклюзивного образования в МОУ Саргазинская СОШ------ 10

2.2 Плюсы и минусы инклюзивного образования.--------------------------------- 11


Заключение-----------------------------------------------------------------------12


Источники-------------------------------------------------------------------------13


Приложения----------------------------------------------------------------------14-16


























Введение


У нас ограниченные возможности...

Так, почему-то, принято считать.

Но кто, скажите, может ограничить

Возможность верить и мечтать.

Назло болезни заниматься спортом!

И не за грамоты, не за призы.

Пусть мы не ставим мировых рекордов:

Рекорды ведь у каждого - свои.

Встречать рассвет! И радоваться жизни!

Писать стихи, когда душа поёт!

Возможности у нас не ограничены,

Когда мы вместе! А не наоборот.

Ирина Пронина

В современном мире включение детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения – это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Его основой является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование [http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/news.php]. Именно инклюзивное образование способно обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных способностей [4]. Это и путь развития новой школы таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью смогли реализовать свое право обучаться по месту жительства, наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности. Инклюзивное образование сегодня закреплено Конвенцией о правах ребенка (1989), Конвенцией ООН, направленной на защиту и поощрение прав и достоинства лиц с инвалидностью, Конвенцией о правах инвалидов (2006), подписанной Российской Федерацией в 2008 году, Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012),в Федеральных программах: «Дети – инвалиды»,«Социальная защита инвалидов», «Доступная среда» на 2011- 2015 годы [1,2,3].



Объектом проектирования выступает инклюзивного образования детей в условиях сельской школы

Предметом проектирования является технология инклюзивного образования.

Целью данного проекта явилась разработка модели инклюзивного образования в условиях сельской школы.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1.Изучить актуальную литературу по вопросам внедрения технологии инклюзивного образования;

2. Изучить и проанализировать нормативно-правовые документы для реализации проекта

3.Создать памятки для учащихся «Общаемся с детьми ОВЗ»

Методы:

теоретический анализ литературы и Интернет- источников

анкетирование

практический анализ результатов анкетирования

математическая статистика, анализ диаграмм



















1.1 Особенности инклюзивного образования



Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Цель инклюзивного образования- создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество

Субъекты инклюзивного образования это, во-первых, дети с ограниченными физическими возможностями (с нарушениями речи и слуха, ЗПР, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и т. п.)

Во-вторых, это дети, оказавшиеся в тяжёлой жизненной ситуации (беженцы, дети из асоциальных семей, дети, оставшиеся без попечения родителей (дети-сироты, дети, чьи родители лишены родительских прав).

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

  • Каждый человек способен чувствовать и думать

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

  • Все люди нуждаются друг в друге

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Правила инклюзивной школы:
  • Все ученики равны в школьном сообществе

  • Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня

  • У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей

  • Планируется и проводится эффективное обучение

  • Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников

  • Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика

  • Семьи активно участвуют в жизни школы

  • Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
































1.2 Анализ нормативно-правовых документов

Правовой основой инклюзивного образования являются законодательные актынескольких уровней:

- международные;

- федеральные;

- правительственные;

- ведомственные;

- региональные.

Остановимся на некоторых.

международные -

- Всеобщая декларация прав человека (1948г.ООН призвана обеспечить возможность получения каждым ребёнком образования);

- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г. приняла запрет дискриминации детей, провозгласила права доступа детей с инвалидностью к услугам в области образования);

- Джонтьенская декларация (1990г. доступность образования для всех);

- Саламанская декларация (1994г. провозгласила принцип инклюзивного образования);

- Конвенция ООН о правах инвалидов (2005г.закрепила права инвалидов и включила проблемы инвалидности в общие вопросы развития).

Вывод, сделанный в процессе ознакомления, - начиная с 90-х годов XXв. Концепция инклюзивного образования была признана мировым сообществом, а инклюзивный подход становится основополагающим принципом обеспечения образования для всех.

Федеральные -

- Конституция РФ статья 43: «Каждый имеет право на образование»;

- Федеральный закон РФ от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"(Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации);

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от29 декабря 2012г., вступивший в силу с 1 сентября 2013г. (регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями, содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями, определяет инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

- Закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»(с дополнениями и изменениями);

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 3 июля 1998г.
и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998г. (с изменениями от 20 июля 2000г., 22 августа, 21 декабря 2004г., 26, 30 июня 2007г.);

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (февраль 2010г.Пр-271);

- Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.

Документы Правительства Российской Федерации

- Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»;

- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 7.02.2011г. №163-р;

- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утверждённая Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011г. №175.

Вывод - стратегия действий в интересах детей ставит задачу законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование); также в соответствии с вышеперечисленными федеральными и правительственными законодательными актами в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и успешную их социализацию.

Региональные

- Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении Положения об организации дистанционного образования детей-инвалидов, реализуемого подведомственными минобразованию Челябинкой области учреждениями»;

- Приказ министерство общего и профессионального образования Челябинской области, министерства здравоохранения Челябинской области, министерства труда и соцразвития челябинской области, главного управления МВД России по Челябинской области 22.01.2013/5.02.3013/14.02.2013/06.02.2013 №32/122/123/112 «Об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий по освидетельствованию детей с ограниченными возможностями здоровья в 2013г.»;

- Областной закон Челябинской области от 22.10.2004г. №184-ЗС «Об образовании в Челябинской области»;

- Государственная программа Челябинской области «Доступная среда» (утверждена постановлением правительства Челябинской области от 25.09.2013г. №585).

Вывод - реализация мероприятий, направленных на формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на территории Челбинской области, позволит к 2020 году добиться позитивного изменения ситуации, связанной с доступной средой для инвалидов, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья, повысить количество социально значимых объектов социальной инфраструктуры, оборудованных с целью обеспечения их доступности для инвалидов, создать условия для получения инвалидами и другими маломобильными группами населения бесплатной информации, повысить эффективность социального обслуживания инвалидов, расширить спектр услуг по социальной реабилитации, реализовать мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для инвалидов и других маломобильных групп населения, условий жизнедеятельности и обеспечение их социальной интеграции в общество.

Муниципальные

Договор о взаимодействии территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и социально-психологической службы ОУ  по реализации консультативной, коррекционно-педагогической  деятельности.

































2.1 Модели инклюзивного образования



ПОЛНАЯ ИНКЛЮЗИЯ

ЧАСТИЧНАЯ ИНКЛЮЗИЯ

ВНЕУРОЧНАЯ ИНКЛЮЗИЯ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) КЛАССЫ

ПОЛНАЯ ИНКЛЮЗИЯ

Дети с ОВЗ посещают школу наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса. Могут посещать кружки, секции, различные внеклассные мероприятия.

ЧАСТИЧНАЯ ИНКЛЮЗИЯ

Дети с ОВЗ обучаются на дому по индивидуальному учебному плану и частично посещают школу (по согласованию с родителями). Могут посещать кружки, секции, различные внеклассные мероприятия.

ВНЕУРОЧНАЯ ИНКЛЮЗИЯ

Дети с ОВЗ обучаются только на дому по индивидуальному учебному плану и (по согласованию с родителями) посещают кружки, секции, различные внеклассные мероприятия.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) КЛАССЫ

Дети с ОВЗ обучаются в специальном классе

В нашей школе есть ПОЛНАЯ ИНКЛЮЗИЯ, ЧАСТИЧНАЯ ИНКЛЮЗИЯ. Внеурочная.














2.2 Плюсы и минусы инклюзивного образования.


1. Дети с ОВЗ учатся общаться со сверстниками

2. Дети с ОВЗ чувствуют себя на равных с другими детьми

3. Дети с ОВЗ получают подготовку к будущей самостоятельной жизни в обществе

4. Интегрированное обучение позволяет активизировать силы детей с ОВЗ,

 настроить их на преодоление жизненных трудностей

5. Другие дети учатся воспринимать детей с ОВЗ как равных членов общества

6-возможность получения документа об образовании

 7.возможность получить профессию в будущем....































Заключение


Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на школьное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.Семья ребенка с ОВЗ сталкивается с проблемой доступности образовательных услуг, возможности полноправного участия в жизни общества. Создание инклюзивных школ гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей, а детей, а также их родителей.































Источники


1) http://www.inva-life.ru/forum/43-86-1

2)Жиркова С.Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования / С.Г. Жиркова // Научное обозрение. – 2010. – №1. – С. 79-83

3)Артюшенко Н.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения [Текст] / Н.П. Артюшенко

4)Григорьева Г.Ф. Дети должны учиться вместе

5)Особенности обучения и воспитания / А.Б. Кизима

6)http://fb.ru/article/174784/ovz-rasshifrovka-deti-s-ovz-razvitie-detey-s-ovz

7)http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-obschenija-detei-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja.html





























Приложение 1.

Анкета для руководителя школы.



1.Сколько обучающихся всего.-

2. Сколько обучающихся охвачено инклюзивным образованием-

3. Сколько обучающихся охвачено (полная инклюзия ) -

4. Сколько обучающихся охвачено (частичная инклюзия)-

5. Сколько обучающихся охвачено (специальные коррекционные классы)-





































16