СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Путешествие в мир комнатных растений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Комнатные растения» подготовлен для дошкольников (6-7 лет) по разделу «Окружающий мир». Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Работа над проектом позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ.

Длительность проекта 2 недели.

Дидактические цели проекта:

1. Развитие у детей внимания, памяти, воображения.

2. Формирование навыков работы в группе со взрослыми.

3. Обогащение словарного запаса.

4. Воспитание чувства коллективизма.

Проект позволяет сформировать у учащихся компетентности:

1. В сфере самостоятельной деятельности

2. В бытовой сфере

3. В сфере культурно-досуговой деятельности

Проблема: недостаточные знания детей о комнатных растениях, отсутствие разнообразия цветущих растений в группе.

Цель проекта: Дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении для жизни, роли человека для растения, формирование основ экологической культуры всех участников проекта.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Путешествие в мир комнатных растений»»

Проект «Увлекательное путешествие в мир комнатных растений»

 

Участники проекта: воспитатели, дети, родители подготовительной группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный, 2 недели.

 

Пояснительная записка.

Проект «Комнатные растения» подготовлен для дошкольников (6-7 лет) по разделу «Окружающий мир». Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Работа над проектом позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ.

Длительность проекта 2 недели.

Дидактические цели проекта:

1. Развитие у детей внимания, памяти, воображения.

2. Формирование навыков работы в группе со взрослыми.

3. Обогащение словарного запаса.

4. Воспитание чувства коллективизма.

Проект позволяет сформировать у учащихся компетентности:

1. В сфере самостоятельной деятельности

2. В бытовой сфере

3. В сфере культурно-досуговой деятельности

Проблема: недостаточные знания детей о комнатных растениях, отсутствие разнообразия цветущих растений в группе.

Цель проекта: Дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении для жизни, роли человека для растения, формирование основ экологической культуры всех участников проекта.

Задачи проекта:

- познакомить с многообразием цветущих комнатных растений;

- научить правильно ухаживать за комнатными растениями;

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности;

- создавать условия для поисковой деятельности детей;

- воспитывать бережное отношение ко всему живому;

- привлекать родителей и детей к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта;

- пополнить состав цветущих комнатных растений группы.

Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы: «Колокольчики и гном» Т.Шорыгина, «О чем рассказали цветы» Ж.Санд, «Цветок солнца» А.Смирнов.

- Знакомство детей с энциклопедическими изданиями.

- Проведение занятий.

- Наблюдение за растениями.

- Сбор материала.

- Игры: «Найди растение по названию», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Собери букет», «Опиши цветок».

Виды деятельности: образовательная деятельность (коммуникация, художественное творчество, познание), игровая и трудовая деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей и взрослых.

Продукты проекта:

Макеты, фотоальбомы, рисунки, схемы, выставки, дидактические игры, картотека стихов, загадок о комнатных растениях, подборка комнатных растений, инвентаря по уходу за комнатными растениями, подборка научно – художественной литературы, папки – передвижки с информацией для родителей, консультационный материал.

Проект включает три основных этапа:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Ресурсы проекта:

1. Иллюстрации, фотографии.

2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников Николаева С.Н. «Юный эколог», методическая, научно – художественная литература.

3. Зеленый уголок в группе.

 

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:

- Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей многообразием комнатных растений:

оформление групповой фотовыставки «Нащи любимцы – комнатные растения»

- Составление картотеки стихов, загадок, примет.

- Составление картотеки комнатных растений, бирок  для комнатных растений.

- Оформление книжки – самоделки «Юная хозяюшка».

- Консультация для родителей «Опасные растения», «Зеленая аптека».

- Оформление мнемотаблиц «Как ухаживать за цветами», «Что нужно для роста растений», «Что нам нужно для труда».

- Более бережное отношение детей к растительному миру.

- Заинтересованное отношение детей к поисковой деятельности.

- Активное участие большинства родителей в реализации проекта.  

 

Участниками проекта являются воспитатели, дети, родители.

 

Этапы проекта, сроки

Мероприятие

Цели

Участники 

1 этап,

18 – 20 ноября

1  Проведение тест – опроса на тему «Комнатные растения»

Выявить знания детей о цветах, уходе, условиях роста в соответствии с возрастом.

Воспитатели, дети.

2  Занятие «Мир комнатных растений»

Заинтересовать детей, создав проблемную ситуацию, совместное составление плана действий с опорой на сигнальные карточки (прочитаем, спросим; расскажем друг другу; посмотрим; посадим и т.д.)

Воспитатели, дети.

3 Индивидуальные беседы с родителями.

 

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта, обсудить задачи проекта. Предложить принять участие в реализации проекта, выставке, сборе материала о комнатных растениях.

Воспитатели, дети, родители.

4 Оформление родительского уголка: размещение статей, рекомендаций по теме проекта «Опасные растения», «Зеленая аптека».

Просвещение родителей.

Воспитатели

5 Подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий, необходимых атрибутов для труда.

Создать условия для демонстраций, трудовой и практической деятельности

Воспитатели, родители.

2 этап,

 21 – 27 ноября

6   Цикл бесед:

«Как появились комнатные растения»;

«Без растений на земле»;

«Части растения»

Выяснить из личного опыта детей, какие цветы знают, что знают о комнатных цветах.

Воспитатели, дети.

 

7   Занятия:

«Мы помогаем Айболиту лечить комнатные растения»»; «Зеленые помощники»;

«Знакомство с новым комнатным растением сансевьера»;

«Знакомство с профессией цветовода».

Обогащение детей знаниями о мире комнатных растений: условиях роста, содержания и ухода.

Воспитатели, дети.

8 Рассматривание книг, энциклопедий иллюстраций.

Развивать у детей интерес к книгам о растительном мире.

Воспитатели, родители

9 Цикл наблюдений за черенком бальзамина – наблюдение, рассматривание, зарисовка стадий развития корневой системы.

Развивать исследовательские навыки.

Воспитатели, дети.

10  Наблюдение за посадкой черенков бальзамина.

Развивать наблюдательность, интерес, желание осуществлять помощь.

Воспитатели, родители

11  Чтение произведений: С. Георгиев «Бабушкин садик», Г. Сапгир «Садовник» и т.д.

Побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о растениях. Учить понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. Педагоги, дети.

Воспитатели,

дети.

 

12 Чтение и разучивание стихов о комнатных цветах.

Развивать память, умение выразительно рассказывать стихи.

Родители, дети.

13 Оформление бирок для комнатных растений.

Закреплять знания об условиях содержания растений, о правилах по уходу за ними.

Воспитатели, дети.

14 Оформление книжки – самоделки «Юная хозяюшка».

 

Побуждать детей к творчеству.

Воспитатели, дети

15 Подбор информации и подготовка сообщения (составление рассказа) на тему «Мое любимое растение»

Способствовать развитию поисково – исследовательской деятельности, сотрудничества воспитателей с родителями и детьми.

Родители,  дети,

воспитатели.

16 Рисование, лепка, аппликация, конструирование на «цветочную» тематику в детском саду и дома, раскрашивание раскрасок «Комнатные цветы».

Учить создавать образ растений разными видами искусства. Побуждать детей к творчеству.

Воспитатели, дети,

родители

 

17  Акция «Подари комнатное растение группе»

Пополнить состав цветущих растений группы, продолжать формировать желание у родителей и детей принимать участие в проведении мероприятий группы

Родители, дети.

18  Проведение настольных, дидактических, словесных, подвижных  игр («У кого какой цветок?»; «Что и как растет»; «Каждое растение на свое место» и др.)

Развивать умение применять ранее полученные знания, закреплять название растений, активизировать речь детей.

Воспитатели, дети.

 

19   Сюжетно – ролевая игра «Я – цветовод»

Поддерживать интерес к с/р игре, упражнять в умении применять полученные знания.

Воспитатели, дети.

3 этап

 27 – 28 ноября

20  Подготовка и проведение досуга «В гостях у Королевы растений»

 

Представить творческий отчет о проделанной работе.

Воспитатели, родители, дети.

21 Проведение итогового занятия «Поможем растению»

 

Обработка и оформление материалов проекта.

Родители, воспитатели,

дети.

 

22 Оформление картотеки «Все о комнатных растениях» (загадки, стихи, приметы, наблюдения, значения и т.д.)

 

 

Наблюдения за комнатными растениями.

Цель

Ход наблюдения

1.

Продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

Предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые), дать возможность понюхать их.

Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть? Почему? Какому растению трудно дышать?

Что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение.

Подвести к обобщению: растение живое, о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое.

2.

Учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения, находить герань.

Сюрпризный момент: приходит кукла и прячется за геранью. Предложить найти её и сказать, за каким растением она спряталась. Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить полить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает поставить её рядом с цветком. В течение дня спрашивать детей: Где спряталась кукла? Какой цветок самый красивый? Где он?

3.

Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы), учить находить её среди других растений, продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Сюрпризный момент: приходит матрёшка и просит детей показать белую и красную герань. Рассматривает растения вместе с детьми.

Матрёшка: чем вы дышите? (носом). А что делаете в детском саду? Значит вы живые. А что ещё «пьёт» воду и дышит? Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого растения зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань. Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут пить воду, и у герани вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце, поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя, о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать.

4.

Дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям.

Сюрпризный момент: приходит кукла в яркой красной кофточке и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на её одежду. Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии. Подвести детей к выводу: фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелёными листьями и красными цветами; фуксия – красивое растение, у него много цветов, оно требует ухода.

5.

Знакомить с фикусом – растением, у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие  листья. Закреплять навыки полива растений. Продолжать воспитывать бережное отношение к ним.

Сюрпризный момент: приходят куклы Маша и Ваня.

Маша: мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья дерева, но пошёл дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растёт зелёное деревце с крупными листьями. Они запылились, их надо помыть. Помогите найти это деревце. Рассматривают, протирают листья, поливают.  Куклы дарят детям картинки с изображением фикуса.

6.

Познакомить с хлорофитумом – растением, похожим на зелёную травку.

Показываю бумажную бабочку на тонкой резинке, которая позволяет имитировать её полёт. Обращаю внимание на растение, на котором расположилась бабочка. Рассматриваем хлорофитум: растение похожее на зелёную травку – листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела бабочка?» (бабочка садится на цветы, дети называют цветок, показывают  как за ним ухаживать).

7.

Обобщить и закрепить знания детей о растениях, с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений. Закрепить навыки полива растений.

Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка.

Кукла: я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений. Взяла лейку. Чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса.  Ребята, а зачем вы поливаете растения и моете у них листья? Покажите, как вы умеете ухаживать за растениями.

 

Трудовая деятельность.

Поливка комнатных растений.

Цель. Воспитание экологической культуры. Бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.

Мытье комнатных растений.

Цель. Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.

Черенкование комнатных растений.

Цель. Уточнить знания детей о том, чего можно вырастить растение; дать понятие о новом способе выращивания растения – черенковании; учить приемам правильной посадки черенков; воспитывать желание самостоятельно выращивать растения.

Пересадка комнатных растений.

Цель. Закрепить представления о жизни растения и показать некоторые способы пересадки цветов. 

 

 

Литература:

1. Бердникова О.В. Комнатные растения от А до Я. М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. 320 с. – (Русский хесайон).

2. Дыбина О. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром».

3. Цветы в вашем доме. Составитель Т. А. Храмова ФГУИПП «Кострома», РИО, 2004

4. Комнатные растения (мини-энциклопедия). Москва: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Внешсигма», 2001.

5. Гортинский Г.Б., Яковлев Г.П. Комнатные растения. Целители в вашем доме. М.: ЗАО «Фитон +», 2001. 

6. Цветы на подоконнике. Москва, Мой мир, 2004.

7. Николаева С.Н. «Юный эколог»

 



Приложение 1.

Итоговое занятие «Помоги растению».

 

Цель: закрепить знания детей о комнатных растениях: их названиях и приёмах ухода за ними. Продолжать учить детей ухаживать за растениями. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.

Оборудование: Комнатные растения, схема строения растения, схема ухода за растением, фартуки, лейка, опрыскиватель, палочки для рыхления, тряпочки, миски для воды.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Сегодня к нам придут гости. Я предлагаю вам настроиться на встречу с ними.

Тренинг «Заряд бодрости».

Мои ушки слышат всё.                       Дети гладят ушки.

Мои глазки видят всё.                        Гладят глазки.

Я вдыхаю аромат цветов!                  Делают вдох.

Воспитатель: Молодцы! Теперь вы готовы видеть, слышать, правильно отвечать на вопросы, рассказывать. (Раздаётся плач, в группу входит грустный Карлсон. В руках у него музыкальный цветок, который завял). Кто это к нам пришёл и плачет? Сейчас мы узнаем. Ой, да это Карлсон! Здравствуй, Карлсон! Ну что же с тобой случилось?

Карлсон: Здравствуйте, ребята! Мой цветочек был когда – то таким красивым, как на картинке. (показывает картинку). А теперь он заболел и мне его очень жалко.

Воспитатель: Ребята, а вам жалко цветок? Давайте мы подарим цветочку ласковые слова (красивый, нежный, ласковый, яркий, милый, любимый, алый, хрупкий, весёлый, добрый). Молодцы! Но наш цветочек всё равно грустный. Давайте присядем на стульчики и расспросим Карлсона о цветке. Уважаемый Карлсон, где у тебя был этот цветочек и как ты ухаживал за ним?

Карлсон: он рос у меня на крыше в моём домике, под ведром.

Воспитатель: Цветочек? Под ведром? Вот так Карлсон. Что же, ребята, он делал не так? Давайте подумаем. ( под ведром нет света, тепла, воздуха и воды). Правильно, молодцы! Давайте поможем Карлсону. У меня на столе лежат волшебные карточки, выберем из них подходящие для нашего цветка..

Игра «Что необходимо растению для роста?»(карточки – солнце, лейка, земля, воздух, батон, игрушка.) правильно, ребята! Без тепла, света и влаги растения не растут и не цветут. Всем растениям нужен воздух. И обязательно нужны забота, нежность, любовь, поэтому твоему растению, Карлсон, под ведром было неуютно, он завял.

Карлсон: больше я его под ведром держать не буду.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы быть красивыми цветами? Я приглашаю вас в круг.

Психогимнастика «Я растение» (выполняется под медленную музыку). Закройте глазки и присядьте. Представьте себе, что вы маленькое растение, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем слабое, хрупкое, беззащитное. Но вот добрые руки поливают растение, вытирают с него пыль. Растение начинает расти(дети медленно поднимаются), листики поднимаются к свету (руки поднимают вверх), растение чувствует  себя хорошо (руки опускают). Откройте глазки. Вам понравилось быть цветами?

Карлсон: ребята, а вы не могли бы мне рассказать из каких частей состоит моё растение. Я ведь этого не знаю.

Воспитатель: Ребята с удовольствием сейчас тебе об этом расскажут. А помогут нам в этом чудо – картинки. (у растения в земле прячется корешок, от корешка идёт стебель. На стебле есть листья и цветы).Молодцы, ребята! Действительно, у растения есть корень, стебель, листья, цветок. Все они ему нужны и важны. Ты запомнил, Карлсон, что тебе рассказали дети? Ведь они старались.

Карлсон: запомнил, запомнил, а ещё я знаю, что цветы надо поливать. Вот как я это делаю!(льёт на растение сверху, разбрызгивая воду).

Воспитатель: Подожди, не торопись. Так ты можешь погубить растение. Вот и свой цветок неправильно поливал.

Карлсон: как погубить? Вы же сказали, что вода нужна для растения. Вот я и лью.

Воспитатель: Поливать, Карлсон, тоже надо правильно. Посмотри, как это будут делать дети (ребёнок поливает и рассказывает: носик лейки кладу на край горшка и лью воду на землю, а не разбрызгиваю. Много воды нельзя лить, это вредно для корешка).

Карлсон: Ура! Я теперь всё знаю, как правильно ухаживать за моим цветочком.

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Закройте глаза (листья у цветка Карлсона поднимаются) раз, два, три – посмотри!

Карлсон: ой, мой цветочек стал здоровым и весёлым. Спасибо вам, ребята, за урок по уходу за растениями. Теперь я буду делать всё правильно. А теперь мне пора улетаь. Пока!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о том, как помочь цветочку. Что ему нужно для жизни ( свет, вода, тепло, воздух)? Мы с вами будем ухаживать за цветами в нашей группе и тихо, шепотом будем спрашивать: «Как вы себя чувствуете?»

 



Тема: «Зелёные помощники».

Цель: Закреплять знания детей о растениях: их названиях и приёмах ухода за ними. Расширять, уточнять, активизировать словарь по теме. Комнатные растения (растение, стебель, лист, цветок, корень, полив, лейка, опрыскиватель, Бальзамин, Герань, Бегония, Фикус, Колеус) .

Продолжать учить детей ухаживать за растениями. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.

Оборудование: Комнатные растения, схема строения растения, схема ухода за растением, фартуки, лейка, опрыскиватель, палочки для рыхления, тряпочки, миски для воды.

Предварительная работа: Беседа об уходе за комнатными растениями, составление рассказов о комнатных растениях по мнемо- таблицам, экскурсия в ботанический сад, помощь взрослым в уходе за комнатными растениями в детском саду и дома, рассматривание иллюстраций с комнатными растениями, разгадывание загадок, разучивание пальчиковой гимнастики, стихов .

Ход:

Организационный момент.

Мы умеем улыбаться

Можем мы и погрустить

И умеем мы смеяться

Ну а главное дружить

Загадка:

На окне растут-

Людям радость несут (цветы)

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами поговорим о комнатных растениях.

Сюрпризный момент: Стук в дверь (входит Федора Егоровна)

Здоровается с детьми плачет и говорит, что ей подарили для уюта в доме,

цветок, и он у неё заболел и она совсем не знает, что с ним делать .

Воспитатель: (спрашивает Ф. Е) А ты знаешь, как называется твой цветок? Нет?

А что ухаживать нужно за цветами ты знаешь? Нет?

Ну что ж ребята давайте поможем Федоре вылечить цветок.

Воспитатель: Ребята, скажите какое растение у Федоры. (Бальзамин)

А в народе называют огонёк.

А почему его так называют?

А почему он у неё такой не красивый?

Что нужно сделать, чтобы цветок стал красивый?

Давай те польём, взрыхлим. А теперь давайте расскажем Федоре как живёт цветок, а поможет нам таблица. (Дети рассказывают из каких частей состоит цветок)

Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру с мячом

«Назови растение» и привлекают к игре Федору.

Воспитатель: Ребята за Федориным цветком мы поухаживали, но ведь у нас есть и другие комнатные растения за которыми тоже нужно поухаживать. Но прежде чем приступить к работе, надо одеть фартуки,

Федора, а ты нам помоги.

Воспитатель: Вспомним, что для этого надо сделать?

Дети: Для этого надо полить, порыхлить, протереть листочки.

Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем пальчики.

П/и. Рано утром он закрыт,

А к полудню ближе

Распускает лепестки

Красоту я вижу.

К вечеру опять, закрывает венчик

До утра он будет спать,

Как маленький птенчик.

Сейчас давайте рассмотрим табличку «Уход за растениями».

- Как узнать, что растение надо полить?

Дети: Потрогать землю на ощупь.

Воспитатель: Давайте потрогаем, какая земля?

Дети: Сухая.

Воспитатель: Что надо сделать?

Дети: Полить.

Воспитатель: Какой водой мы поливаем землю?

Дети: Теплой, комнатной температуры.

Воспитатель: Как надо правильно поливать растение нам покажет Лера. (Надо поливать по краю горшочка). А теперь возьмите лейки и аккуратно полейте цветочек.

Ребята, а чему вы научились недавно?

Дети: Рыхлить землю.

Воспитатель: Для чего надо рыхлить землю?

Дети: Чтобы хорошо проходила вода, чтобы корням легче расти.

Воспитатель: Чем рыхлят землю и как правильно рыхлить?

Дети: Рыхлят палочками от края горшочка ближе к стебельку.

Воспитатель: Как надо ухаживать за листочками?

Дети: Крупные листья протираем тряпочкой. А мелкие опрыскиваем.

Воспитатель: Давайте протрем листочки. У какого растения крупные листья?

Дети: У фикуса.

Воспитатель: А у других растений, какие листья?

Дети: Мелкие.

Воспитатель: Мы их будем опрыскивать, кроме фиалки. Ее листочки я буду отряхивать кисточкой.

Какие вы молодцы, как хорошо вы сегодня поработали, как чисто вымыли листочки, как они теперь блестят. Для чего мы ухаживали за растениями?

Дети: Чтобы они были красивыми, хорошо росли и цвели.

Федора: Как много вы знаете всего о растениях.

Воспитатель: Это еще не все, сейчас ребята расскажут тебе стихи о цветах.

(Дети рассказывают стихи.)

Воспитатель: Кактус пригласил нас на танец, и ты Федора тоже выходи с нами танцевать.

Федора: Ой, ребята, какие вы молодцы, я так много узнала сегодня, как надо ухаживать за растениями. А теперь мне пора домой. Ой, ребята, какой красивый стал мой цветочек, большое вам спасибо, что вылечили.

Воспитатель: Федора, мы хотим подарить тебе таблицу «Как надо ухаживать за растениями».

Федора: До свидания, спасибо за подарок.

Воспитатель: Ребята, что хорошего вы сегодня сделали?

Дети: Помогли Федоре вылечить ее цветок, научили ухаживать за растениями.

 

 



Тема: «Знакомство с комнатным растением сансевьера».

Тема. Рассматривание комнатного растения Сансевьера, "Щучий хвост".

Цель: познакомить детей с новым растением, учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, лист, стебель, цветок). Развивать сосредоточенность внимания, воспитывать доброе отношение к живому объекту.

Материал: Флорик, модели комнатных растений, алоэ, бальзамин, бегония, сансевьера.

ПЛАН – КОНСПЕКТ:

1. На занятие вносится "волшебная коробочка", в ней находится мягкая игрушка и сказочный герой Флорик., который любит и заботиться о комнатных растениях.

Флорик здоровается с ребятами и рассказывает, что он очень любит ухаживать за комнатными цветами. Интересуется у детей, если у них в группе комнатные цветы, какие они, как их звать? Как дети умеют за ними ухаживать.

2. На стол выставляется новое растение Сансевьера. Флорик рассказывает о нем:

Родина цветка Южная Америка, корневище длинное и ползучие. Листья плотные, длинные, на листьях есть светлые полосы. Цветок не любит жаркое место, не любит, когда на него прямо светит солнце, не любит, когда его часто поливают. Любит широкий горшок, любит тень.

Флорик показывает, как надо правильно поливать новое растение, протирать листья, рыхлить землю.

3. Д\игра "Назови цветок" (дети называют цветок, за которым спрятался Флорик) .

4. Д\игра "Составь цветок" (на столах у детей карточки-модели, перед ними ставят комнатное растение, дети подбирают соответствующие карточки) .

5. Д\игра "Третий лишний" (определить среди предложенных на карточках растений лишний объект)

6. Используя модель "Живое" показать детям, что комнатные цветы живые, им необходим уход и наша помощь. Закрепить знания детей о потребностях растений (свет, вода, земля, тепло)

Флорик дарит детям новое растение и просит заботится о нем, чтоб оно жило, росло и не болело, прощается и уходит.

 

 



Тема: Мы помогаем Айболиту лечить комнатные растения.

 

Цель: 

дать теоретические знания, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками).

 

Задачи:

научить детей размножать растения черенками,

закреплять навыки ухода за комнатными растениями,

развивать умения определять возможные методы и проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно,

развивать любознательность, познавательные способности, способности к прогнозированию результатов, речь,

воспитывать любовь к природе

 

Оборудование:

коробка в виде посылки

посадочный материал

условные значки

таблица с карманами для карточек

комнатные растения

картограф

таз с водой, полотенца

карандаши, бумага

 

Предварительная работа:

Знакомство с комнатными растениями, которые есть в группе детского сада (традесканция, бальзамин, хлорофитум, бегония и др.) и их значением для человека. Наблюдения и уход за ними (полив, обрезание пожухлых листьев, обрызгивание, обтирание пыли с крупных листьев). Заготовка черенков традесканции, поставить их в воду за 4-5 дней до занятия. Знакомство с частями растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) и их значением.

 

Ход занятия.

 

Дети сидят на ковре.

- Ребята, нам пришла посылка (воспитатель показывает).

- Попробуйте отгадать, от кого. (Дети отгадывают, воспитатель соглашается со всеми ответами: Возможно... Может быть… И я так думаю…).

- Как можно точно определить, кто прислал нам посылку? (Надо посмотреть на обратный адрес, который указан на посылке.)

Воспитатель читает от кого посылка: «Айболит».

- Хотите узнать, что там лежит? (Да.)

 

Воспитатель достает письмо и читает его:

 

«Здравствуйте, ребята!

Многие комнатные растения за зиму ослабли и даже заболели. Поэтому я считаю своим долгом помочь им. Растений очень много и мне одному не справиться. Мне нужны помощники. Вы, ребята, стали старше. Много изучаете растения, и я прошу вас мне помочь. В вашей группе растет много разных растений. Рассмотрите корни, стебли, листья, цветы. Определите, в каком они состоянии. Если им требуется помощь, окажите ее. Большую помощь вам окажет воспитатель. Если сделаете все правильно. Получите подарок.

До свидания! Айболит»

 

- Ребята, поможем Айболиту? (Дети соглашаются).

Дети с воспитателем подходят к столу.

- Вспомните, что необходимо, чтобы растения росли здоровыми. (Почва, свет, тепло, вода).

Дети отвечают и прикрепляют условные значки на фланелеграф («свет» – лампочка, «тепло» – термометр, «вода» – капля, «почва» – коричневый прямоугольник).

- Что мы с вами делаем, чтобы наши растения не болели? ( Поливаем, обрываем пожелтевшие листья, обтираем и обрызгиваем листья, рыхлим землю).

- Давайте теперь внимательно рассмотрим наши комнатные растения. Все ли они чувствуют себя хорошо?

Дети вместе с воспитателем осматривают растения, стоящие на подоконнике. Находят растения с пожелтевшими, пожухлыми листьями, вытянутыми голыми стеблями (традесканция, бальзамин).

 

Дети садятся за столы.

- Почему же так получилось, что наши растения заболели (ослабли, завяли)? Мы ведь ухаживали за ними.

 

Рассказ воспитателя:

- Растение выросли большие, а горшок не изменился. Корням стало мало места в горшке. (Воспитатель показывает корневую систему традесканции). Пересаживать такое растение в другой горшок бесполезно. Поэтому надо посадить новое растение. Для этого обрезают хорошие части растения (стебель и несколько листьев) – черенки. И ставят их в воду.

 

- Как вы думаете, для чего ставят черенки в воду? (Дети высказывают свои предположения: чтобы не завяли, чтобы появились корни и т.д.).

- Мы с вами ставили черенки в воду. Посмотрим, что изменилось. Воспитатель достает черенки традесканции и бальзамина из воды и вместе с детьми рассматривает их. У черенков – корни.

- Можно ли такие черенки посадить в землю? (Да, у них есть корни).

Воспитатель показывает, как посадить черенки бальзамина в землю. Дети стоят вокруг стола и смотрят. Воспитатель показывает черенки традесканции с корнями и без корней.

- Чем отличаются черенки? (У черенков, которые стояли в воде, есть корни, а у черенков, которые только что срезали, корней нет).

- Как вы думаете, можно ли посадить в землю черенки без корней? (Мнения детей могут разделиться).

Воспитатель заполняет картограф, опираясь на гипотезы детей. + ставится, если ребенок говорит «да» - ставится, если ребенок говорит «нет» (Необходимо чтобы свою гипотезу выдвинул каждый ребенок, присутствующий на занятии. В ходе наблюдения за посадками после занятия, дети вместе с воспитателем проверяют свои гипотезы. Кто был прав, а кто нет.)

 

Имя ребенка

Гипотеза (+, - )

Дима

Ксюша

Егор

….

+

-

+

....

 

- Проведем эксперимент.

Дети делятся на 2 группы, в зависимости от гипотезы. На цветочные горшки прикреплены таблички с нарисованными черенками (1 - без корня, 2 - с корнем).

Практическая работа:

1 гр. – сажает черенки с корнем.

2 гр. – черенки без корня.

Дети моют руки.

 

Зарисовка эксперимента.

Воспитатель рисует на доске, а дети на альбомных листах (все зарисовки условные).

 

  Черенок с корнем

  Черенок с корнем в цветочном горшке.

 

  Черенок без корня

  Черенок без корня в цветочном горшке.

 

 

- Остальную часть таблицы мы с вами заполним, после наших наблюдений за посадками.

(В результате дальнейших наблюдений дети должны увидеть, что черенки с корнями и без корней прижились и начали расти. Дети делают вывод, что растения можно сажать с помощью черенков, у которых есть корни и без корней.)

- Мы сегодня помогаем Айболиту. Он – доктор. А врачи обычно не только лечат, а еще дают рекомендации и выписывают рецепты. Давайте и мы с вами составим рецепт для наших растений. Вспомните, что вы знаете о бальзамине (традесканции).

 

Дети говорят и заполняют «рецепт» (таблицу) (свет, вода, тепло, солнечные лучи). Если дети затрудняются, помогает воспитатель.

Для заполнения таблицы используются условные значки большого и маленького размера: «вода» – капля, «тепло» – термометр, «свет» – лампочка, «солнечные лучи» – солнце.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бальзамин любит тепло (большой термометр), много воды (большая капля) и много света (большая лампочка). Но не любит ярких солнечных лучей (перечеркнутое солнце).

Традесканция не любит прямых солнечных лучей (перечеркнутое солнце). Может расти на теневой стороне (маленькая лампочка), в прохладном помещении (маленький термометр), не требует обильного полива (маленькая капля).

 

Вот что должно получиться:

 

услов. знаки

 «свет» - лампочка

«тепло» - термометр

«вода» - капля

«солнечные лучи» - солнце

Рисунок бальзамина

большая лампочка

большой термометр

большая капля

перечеркнутое солнце

Рисунок традесканции

маленькая лампочка

маленький термометр

маленькая капля

перечеркнутое солнце

 

- Пользуясь этим рецептом, подумайте, куда лучше поставить наши растения. (Бальзамин на подоконник, где много света, но нет прямых солнечных лучей. Традесканцию можно поставить в уголок природы, где много света).

- Как будем ухаживать?

 

Итог.

- Как вы думаете, Айболиту понравится, то, что мы сегодня сделали?

- Посмотрите, а в посылке еще что-то есть. Что же это? Удобрения. Теперь мы будем не только поливать, а еще и удобрять наши растения.

- А вот еще подарки всем – раскраски с комнатными растениями. Раскрасьте их так, чтобы было видно, что это здоровые растения. (Дети раскрашивают картинки по желанию - в свободной деятельности или дома. Можно сделать выставку раскрасок.)

 

 

 



Приложение 2.

 

Дидактические игры.

Название

 

Задача

Правило

Оборудование

Ход игры

«Что измени

лось?»

Найти

предмет по сходству.

Показать узнанное растение можно

только по сигналу воспита

теля, услышав

его

описание.

Одинаковые растения расставлены на двух столах.

Воспитатель показывает какое – нибудь растение на одном столе, описывает его характерные признаки, а затем

Предлагает ребёнку найти такое же растение на другом столе. Игру повторить с каждым из растений находящихся на столе.

«Найди такой

же».

Найти

предмет по сходству

Смотреть

на то, как воспита

тель меняет растения местами нельзя.

На двух столах ставят 2-3 одинаковых растения в определён

ной

последова

тельности.

Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).

«Угадай растение

по описанию».

Найти

 предмет по перечислен

ным

признакам

Показывать растение можно

только

после его описания,

по просьбе воспита

теля.

Для первых

 игр

отбирают несколько комнатных растений

(2-3) с заметными отличитель

ными признаками.

Их расставляют на столе так,

чтобы всем детям было хорошо

видно

каждое

растение.

Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что похоже «на дерево, на «травку»; затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Далее воспитатель обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие. Длинные). Окраску цветов, их количестве. Закончив описание, воспитатель спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?». Дети показывают растение и если могут называют его. Можно предложить детям найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное.

«Где

спряталась матрёш

ка?»

Найти

предмет по перечис

ленным признакам.

Смотреть, куда воспитатель прячет матрёшку, нельзя.

На столе расставляют

4-5 растений.

Детям показывают маленькую матрёшку, которая захотела поиграть в прятки. Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. За тем дети открывают глаза. «Как же найти матрёшку? – спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И воспитатель говорит, на что похоже растение, за которым спряталась матрёшка (на дерево, на травку), описывает его стебель, листья 9форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

«Найди растение

по названию».

Найти

растение

по слову – названию.

Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

Все

растения группы.

Воспитатель называет комнатное растение, находящееся в групповой комнате, а дети должны найти его.

«Опишите, я отгадаю».

Найти

растение

по описанию.

Сначала

надо найти растение, о котором расскажу, а потом

назвать его.

Все

растения группы.

Воспитатель описывает одно из растений групповой комнаты. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо назвать его. Те растения, названия которых дети ещё не знают, воспитатель называет сам.

«Найди, о чём расскажу».

Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.

Называть загады

ваемое растение нельзя.

 

Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного из детей воспитатель просит выбрать и показать остальным детям растение, которое воспитатель будет угадывать. Воспитатель задает детям вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев, о поверхности листа, о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски.

 

 

 



Приложение 3.

Список видов комнатных растений, используемых в озеленении

детского сада.

№ п/п

Русское видовое название

Латинское видовое название

Русское бытовое название

Родина растения

1

Аукуба японская

Aucuba japonica

 

Япония

2

Алоэ

Aloe

Столетник

Южная Америка

3

Адиантум

Adiantum raddianum

Венерин волос

 

4

Бегония крапчатая (вечноцветущая, непрерывноцветущая)

Begonia semperflorens

 

 

5

Бегония Рекс, королевская

Begonia

 

О. Ява

6

Бальзамин

Impatiens Novette Star

Ванька мокрый, недотрога

Тропики Африки

7

Бальзамин

Impatiens Rosette

Ванька мокрый, недотрога

Тропики Африки

8

Бальзамин

Impatiens super Elfin

Ванька мокрый, недотрога

Тропики Африки

9

Гибискус (китайская роза, розан)

Hibiscus rosa-sinensis

 

Китай, Сирия

10

Гибискус пестролистый

Hibiscus cooperi

 

Китай, Сирия

11

Пеларгония зональная

Pelargonium

hortorum

Герань

Южная Африка

12

Драцена Сандера

Dracaena Sanderiana

 

Тропики Африки

13

Драцена деремская

Dracaena Deremensis

 

Тропики Африки

14

Фикус каучуконосный

Ficus elastic decora

 

Индия

15

Фикус Бенджамина

Ficus benjamina

 

 

16

Фуксия гибридная

Fuchsia hybrida

 

Южная Америка

17

Эхмея

Aechmea fasciata

 

Джунгли Америки

18

Рипсалис пустоплодный

Rhipsalis cassutha

 

 

19

Хлорофитум

Chlorophytum vittatum

 

Южная Африка

20

Хлорофитум

Chlorophytum variegatum

 

Южная Африка

21

Кливия

Clivia

 

Южная Африка

22

Кодиеум, кротон

Codiaeum

 

 

23

Колеус

 

Крапивка

Тропики Азии

24

Колеус

 

Крапивка

Тропики Азии

25

Циперус очереднолистный

Cyperus alternifolius

 

Тропики Африки

26

Эухарис крупноцветковый

Eucharis grandiflora

 

 

27

Каланхоэ

Kalanchoe blossfeldiana

 

Тропики Америки и Африки

28

Дремиопсис пятнистый

 

Лягушатник

 

29

Монстера деликатесная

Monstera deliciosa

 

Тропики Америки и Восточная Индия

30

Плющ восковой

 

 

Индия, Китай

31

Плющ обыкновенный

 

 

 

32

Пеперомия

Peperomia

 

Тропики Азии

33

Пуансеттия прекраснейшая

Poinsettia pulcherrima

Рождественская звезда

 

34

Сенполия, узумбарская фиалка

Saintpaulia

Wonderland

 

Тропики Африки

35

Сенполия, узумбарская фиалка

Saintpaulia

Clfssic Hink

 

Тропики Африки

36

Сенполия, узумбарская фиалка

Saintpaulia

Fancy Pants

 

Тропики Африки

37

Сенполия, узумбарская фиалка

Saintpaulia

Tessa

 

Тропики Африки

38

Сансевиерия

Sansevieria trifasciata

Щучий хвост

Южная Африка

39

Сансевиерия Хана

Sansevieria hahnii

Тещин язык

Южная Африка

40

Шеффлера

Schefflera

 

Субтропики

41

Хавортия полосатая

Haworthia fasciata

 

 

42

Сингониум ноголистный

Syngonium podophyllum

 

Центральная и Южная Америка

43

Тетрастигма, комнатный виноград

Tetrastigma voinierianum

 

Субтропики обоих полушарий

44

Роициссус, виноград комнатный

 

 

Субтропики обоих полушарий

45

Сеткреазия пурпурная

Setcreasea purpurea

 

 

46

Толстянка серебристая

Crassula argentea

Денежное дерево,

живое дерево

Тропики Африки

47

Финик канарский

Phoenix canariensis

 

 

 

 



Приложение 4.

 

АНКЕТА

для родителей

Уважаемые родители просим вас ответить на вопросы анкеты с целью получения информации о

целесообразности разведения комнатных растений, об улучшении экологической обстановки в групповых и других помещения детского сада.

  

1. Есть ли у Вас дома комнатные растения?

2. Знаете ли Вы комнатные растения, которые выращиваю, приобретают дома и в детском саду?

3. Знаете ли вы правила ухода за ними?

4. Принимают ли участие в уходе за комнатными растениями дома Ваши дети?

5. Нравится ли им заниматься этим?

6. Какие комнатные растения Вы предпочитаете?

7. Какие комнатные растения хотели бы видеть дома, в группе детского сада?

8. Ваши пожелания, предложения по озеленению группы.

Благодарим Вас за сотрудничество!

 

 



Приложение 5.

Пальчиковые игры.

«Цветок»

Утром рано он закрыт

(Кисти рук находятся в исх. положении).

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки

(Ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).

Красоту их вижу.

(Кисти рук у запястья соединены, пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик.

(Пальцы сомкнуты – нераскрывшийся цветок).

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

(Кисти рук кладут под щеку – имитация сна). 

 

«Наши алые цветы»

Наши алые цветы распускают лепестки

(Медленно разгибать пальцы из кулачков).

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет

(Покачивание кистями рук вправо-влево. Наши алые цветы закрывают лепестки).

Головой качают, тихо засыпают.

(Медленное сжимание пальцев в кулачки. Покачивание кулачков вперед-назад).

 

Этюд «Цветок»

Цель. Развивать воображение, умение адекватно выражать свои эмоции удовольствия. Радости; закрепить в активном словаре названия цветов.

Содержание. Пластическое превращение семени в росток. А затем растение с закрытым бутоном и, наконец, цветком.

 



Приложение 6.

Художественное слово.

 

Пословицы и поговорки.

Цветы, что дети, уход любят.

Хорош цветок, да скоро вянет.

Аленький цветок бросается в глазок.

На хороший цветок летит мотылек.

И красивые цветики ядовитыми бывают.

 

Это интересно!

1. В Париже королеву Праздника Цветов называют Розьерой. Из каких цветов у нее сделан венок? (Из роз.)

2. В первое воскресение марта немцы отмечают день этих цветов. (День фиалок.)

3. Археологи утверждают, что первые горшечные растения появились еще в древнем Китае, 5000 лет тому назад.

 

Стихи.

На моем окошке настоящий сад!

Крупные сережки фуксии висят.

Лезет финик узкий – листики свежи.

А у пальмы русской листья, как ножи.

Вспыхнул угольками скромный огонек.

Весь под волосами кактуса пенек.

Прыгают синицы под окном моим.

Радуются птицы – ведь приятно им

Посмотреть на это милое окно,

Где зимою – лети,

Где цветов полно.

Е. Благинина

 

***

Бальзамин

Хрустит за окошком морозный денек.

Стоит на окошке цветок-огонек.

Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду зажглись огоньки.

Его поливаю. Его берегу.

Его подарить никому не могу!

Уж больно он ярок, уж больно хорош,

Уж больно на мамину сказку похож!

(Е. Благинина)

 

***

 

Золотисто- желтым заревом
Над мерцанием озер
Поднимается Азалия
У подножья синих гор.

 

 

Загадки

А теперь друзья-ребятки,

Отгадайте-ка загадки

Все стихи здесь про цветы

Я их знаю, ну а ты?

 

***

Куст – оконный и балконный,
Лист – пушистый и душистый, 
Он сборчатый и каемчатый,
А цветы на окне – словно шапка в огне. (Герань) 

***


Своими узкими листами
Озеленю ваш дом,
И всех отдельными кустами
Я награжу потом.
Своих детей очень люблю –
Их при себе я сохраню. (Хлорофитум). 

***


В банке трава
В одном права:
В тени зеленеет,
На солнце бледнеет. (Аспидистра)

***

 

Лист растет косой,
Не умыт росой;
У него на спине
Белые пестринки,
А цветы – горстями,
Красными кистями. (Бегония)

***

 

Меня по кличке все зовут,
А имени не знают.
Но будет сухо или дождь-
Я тут же сообщаю. (Бальзамин )

 

***


С цветочного горшка
Вниз свесила я косы.
Я не цвету пока
На улице морозы.
Но только снег растает-
Я тут же расцветаю. (Традесканция) 

***

 

Я тоже в комнате расту,
И пусть я без цветов-
Тебе я ранки залечу
Без всяких докторов. (Алоэ).

***

 

В кадке вырос куст –
И широк, и густ:
Лист как кожаный,
Плотно сложенный,
Ствол бузиновый,
Как резиновый. (Фикус) 

***


Зеленые перья 
Петушьих хвостов
Висят на верхушках
Корявых шестов. (Драцена) 

***

 

Ухаживаем за цветами
На моем окошке 
Поселился ежик – 
Все глядит в окошко,
А ходить не может.
Где же его лапки?
Где у него рожица?
Может, он без шапки
От мороза ежится? (Кактус)

***


Хоть мы ростом низковаты,
Любят очень нас ребята.
Мы целый год почти цветем
И украшаем дом.
Всех оттенков наши глазки,
Не жалеем для них краски. (Фиалки)

***

 

Вышла балеринка,
Блузка- как рябинка.
Юбочка лиловая
Лента васильковая.
Ножки как точеные,
Туфли золоченые. (фуксия)

***


Щучий хвост 
Пошел в рост:
Не в пруду, не в речке –
На окне, у печки. (Сансевьера)

***

 

Листок в орнаменте найдешь,
Он четок и пригож.
Стеной венок не оторвешь
Ладонью не сомкнешь. (плющ)

***


Вырос кустик пышный,
На окне не лишний;
Листья – незаметные,
А плоды – запретные. (Аспарагус)



Приложение 7.

 

Тест-опрос

 

Назовите цветущие комнатные растения.

Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

Как называется человек, который ухаживает за растениями?

Что такое семена?

Назовите части цветка.

Чем искусственные цветы отличаются от живых?

Что необходимо для роста и развития растений?

Для чего нужны комнатные растения?

Что произойдет с растением, если его не поливать?

Что произойдет, если растение не будет стоять на свету?

 



Приложение 8.

Консультации для родителей.

 

Консультация

«Лечебные свойства комнатных растений».

 

 

О том, что растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ, мы знаем еще из школьного курса ботаники, в полной мере это относится и к комнатным растениям. Растения в горшочках к тому же способны украсить любое помещение.  Кто - то предпочитает растения с крупными листьями, скорее похожие на деревья с раскидистой кроной, кто - то выбирает цветущие виды, радующие глаз круглый год, люди знающие устраивают на подоконнике настоящую аптеку. О лечебных свойствах комнатных растений мы и расскажем.

Комната без растений выглядит унылой и безжизненной, именно поэтому редкая хозяйка не украсит интерьер хотя бы парой - тройкой цветочных горшочков. Причем одним только своим присутствием комнатные растения способны не только оживить комнату, но и существенно повлиять на ваше самочувствие.

Так замечено, что такие растения как Герань, амариллис, гипеаструм обладают антибактериальным действием, то есть чрезвычайно полезны для тех, кто склонен к простудным инфекционным заболеваниям.

Тяжелые металлы из воздуха забирают Аспарагус и хлорофитум. Увлажнить воздух в комнате способны растения с крупными листьями, такие как Фикус, филодендрон, диффенбахия.

Существуют также Лечебные комнатные растения, из которых можно готовить целебные настои, отвары, свежий сок для борьбы с самыми разными недугами. Именно о них и хотелось бы сегодня поговорить.

Алоэ

О целебной силе этого комнатного растения известно, наверное, всем. Из листьев алоэ приготовляют спиртовые настойки, используют свежий сок и водные настои. Применяются эти средства для лечения ран, ссадин, воспалительных заболеваний кожи. Доказана способность растения подавлять рост раковых клеток, отмечена эффективность в лечении заболеваний глаз.

Сок алоэ принимают внутрь при заболеваниях желудка, суставной и головной боли, болях в пояснице (радикулите), невралгиях. При насморке свежий сок капают в нос,  

Свежий сок Десять мл) смешивают с медом ст. л.) и сливочным маслом г) и принимают дважды в день по столовой ложке от кашля.

сок алоэ за полчаса до еды способен помочь при хроническом запоре кишечника.

Также сок растения применяют при ожогах, ушибах, растяжениях, язвенных болезнях, пониженном иммунитете и других недугах.

Агава

Если вы часто страдаете от зубной боли, обязательно заведите это неприхотливое растение.

Слизистая субстанция из корня агавы хорошо снимает зубную боль.

Применяют растения также при параличах, остеохондрозе, в качестве жаропонижающего, антибактериального, слабительного, противовоспалительного, мочегонного средства.

Агава применятся в виде настоев и отваров листьев, а также сухого порошка из них. Используют их, принимая внутрь, а также наружно для растираний при болях в суставах, позвоночнике и т. п. При некоторых заболеваниях применяется также свежий сок из листьев растения.

Фикус

Свойства фикуса применяются для лечения бронхитов, воспалений суставов, радикулита, для выведения бородавок и жировиков, при злокачественных опухолях, мастопатии, фибромиоме.

Из листьев растения готовят отвары, настои, примочки из кашицы, в некоторых случаях принимают внутрь свежий сок.

Традесканция

Возможно, вы удивитесь, но такое привычное и казалось бы, бесполезное растение, как традесканция, тоже обладает лечебной силой. Ее листья прикладывают к ушибам, царапинам, мелким ранкам. Благодаря своим бактерицидным, кровоостанавливающим и ранозаживляющим свойствам, это лечебное комнатное растение способствует быстрому избавлению от мелких травм, уменьшению размера гематом и опухоли.

Настои и отвары из листьев традесканции принимают внутрь при желудочнокишечных инфекциях, используют для клизм.

Пассифлора

Еще одно распространенное лечебное комнатное растение. Благодаря своему необычному цветку так же носит название «кавалерская звезда». Этого растения насчитывается около двух сотен видов, но в домашних условиях чаще всего разводят пассифлору голубую, белую и крупноцветную.

Пассифлора первая помощница для тех, кто страдает нервными расстройствами, бессонницей, нарушениями кровообращения, головными болями и сердечными неврозами.

Из стеблей и листьев растения готовят успокаивающие чаи и экстракты, помогающие справиться не только с нервными недугами, но и с нарушениями деятельности желудочнокишечного тракта, возникающими на фоне нервных расстройств.

Каланхоэ

Поистине удивительное растение, обладающее широким спектром лечебных свойств. Сок растений закапывают при насморках, как простудных, так и хронических. Благодаря своему дезинфицирующему свойству сок каланхоэ помогает при гайморитах. Это часто единственное средство, которое помогает справиться с острым и хроническим насморком у детей. Дело в том, что сок каланхоэ раздражает слизистую и при закапывании в носовые ходы вызывает приступы чихания, благодаря чему носовые ходы и пазухи очищаются от вредных скоплений.

При применении у детей сок каланхоэ нужно разводить кипяченой водой.

Также каланхоэ обладает бактерицидным, противовирусным, ранозаживляющим свойствами. Благодаря этому широко используется в народной медицине для лечения ожогов, ран, обморожений, гнойных воспалений, угрей, пигментных пятен. Также растение способно снимать боль и останавливать кровотечения.

В этой статье описаны далеко не все лечебные комнатные растения, а лишь самые распространенные.

Многие другие выращивают именно для лечения индийский лук, золотой ус. Иные обладают полезными свойствами и применяются при некоторых заболеваниях, но при этом довольно ядовиты и требуют тщательной дозировки азалия, цикламен.

Применяя лечебные свойства комнатных растений, помните, что они могут иметь противопоказания и, как и любыми другими лекарственными средствами, не стоит ими увлекаться и нарушать дозировку.

Также следует помнить, что поделиться с вами целебной силой могут только здоровые, хорошо развитые растения, поэтому за ними нужно регулярно и правильно ухаживать, благо, большинство из них не капризны.

 

 



Консультация

«Осторожно-опасные комнатные растения!»

|

 

Многие комнатные растения, которые мы приносим к себе в дом, совсем не безопасны для нас и наших близких. Вещества, содержащиеся в них,  при контакте с человеком,  могут вызвать различные аллергические реакции или даже отравление.

 Особенно необходимо быть осторожным, если в вашем доме есть маленькие дети или животные. В этом случае, следует отказаться от приобретения опасных растений до тех пор, пока малыши не подрастут, и   не начнут понимать, какая опасность исходит от подобных растений.

 

Очень часто животные, особенно кошки, с аппетитом обгрызают, а птицы склевывают зеленые растения, но, увы, она часто бывают ядовитыми. Поэтому приобретать комнатные растения нужно  с определенной долей осторожности, к их выбору стоит подходить разумно.

 Но если в вашем доме нет маленьких детей, и вы не опасаетесь за своих животных, а  вам очень приглянулось “опасное” растение, не надо отказываться от его приобретения. Нужно просто во время общение с ним,  соблюдать определенные правила безопасности.

 

 

Пуансеттия                      Молочай Миля               Акалифа

 

 

Очень часто опасность таится в белом соке всех  представителей семейства молочайных. К ним относятся, например -  молочай прекраснейший более известный под названиями “пуансеттия” и “Рождественская звезда”, молочай Миля, кодиеум пестрый, акалифа. В млечном соке этих растений содержатся раздражающие кожу вещества в разной концентрации. Поэтому, ухаживая за опасными растениями, нужно всячески обезопасить себя: обязательно надевайте одежду с длинными рукавами, резиновые перчатки и, самое главное,  нужно очень внимательно следите за тем, чтобы сок  этих растений не попал на открытые участки кожи, в лицо, особенно в глаза и рот – это может вызвать ожог или экзему. Если, все-таки млечный сок попал на кожу, нужно сразу же особенно тщательно вымыть руки.

 

 

Диффенбахия         Монстера          Филодендрон

 

Некоторые комнатные растения из семейства ароидных, такие как, например диффенбахия, аглаонема, монстера привлекательная, филодендрон, зантедеския, она же калла, тоже опасны ядовитым клеточным соком. Сок, выступающий из места надреза,  может вызвать болезненные ощущения  в области слизистой рта и горла и даже отек,  а если сок попадет в глаза – это может спровоцировать конъюнктивит и изменения роговицы.

 

Гиппеаструм

Самые известные представители амарилисовых: тюльпан, нарцисс, гиацинт,гиппеаструм и кливия, тоже содержат  сок, который может вызвать тошноту, рвоту и понос.

 

Паслен ложноперечный

Опасность представляет и  семейство пасленовых. К нему относятся, в частности, броваллия, брунфельсия, паслен ложноперечный, их  привлекательные ягоды рвутся отведать дети.

Известны своей опастностью также представители семейства кутровых. Это: олеандр, алламанда, кариеса, катарантус, или барвинок розовый,  пахиподиум и другие. Эти растения содержат различные вещества, которые могут оказать отрицательное воздействие на сердечную деятельность человека. Правда, эта  опасность может грозить только тому, кто употребит цветы или листья в большом количестве.

 

 

Катарантус

Многие растения для собственной обороны снабжены шипами, колючками, остриями. Каждый из нас, хоть раз испытал на себе, как больно колются кактусы. Так же больно колются жесткие острия листьев юкки. Острые колючки многих видов агавы и алоэ тоже оставляют очень неприятные ссадины и царапины, когда их случайно заденешь.

 

Кактус

Самое грустное здесь то, что список таких растений просто огромен! Я, если честно, не очень хорошо разбираюсь в «официальных» замысловатых названиях комнатных растений, но изучив картинки, я поняла, что  в «чёрный» список входят почти все самые известные и мои самые любимые комнатные растения! Например:

Адениум                                      Олеандр

 

 

 

Эти красавцы считаются самыми опасными комнатными растениями – всего лишь один съеденный листочек этих растений может привести к смерти даже взрослого человека! А что уж говорить о детях! Аж жутко становится.

Ребёнок, когда видит его красивые плоды, естественно, хочет их попробовать! Ведь откуда ему знать, что не всё, что красиво, то вкусно и съедобно! И мне кажется, предупреждения родителей тут не всегда могут сработать. Если только не придумать на эту тему сказку, где герои наелись плодов паслёна.

 

Фикусы, которые считаются нашими помощниками в очищении воздуха и насыщении его кислородом, тоже, оказывается, опасны! Причём, от их вредного воздействия уже не уберегут предостережения и сказки – опасны испарения фикуса! Т.е. если в помещении, где растёт фикус, живёт ребёнок, у него может возникнуть аллергия или даже астма!

Есть также группа комнатных растений, которые отнесли к малотоксичным, т.е. они не могут причинить серьёзный вред организму, с последствиями их вредного воздействия можно легко справиться. Но вред, хоть и небольшой – это очень неприятно, особенно, если касается наших детей. Поэтому, лучше нам знать эти растения в лицо. Среди них:

Каланхоэ (несмотря на то, что это растение может использоваться в лечении!)

 

Драцена

 

Герань (тоже может быть очень полезной!)

 

И некоторые другие.

Сколько опасных комнатных растений! Так какие же растения заводить дома, чтобы не опасаться за здоровье и жизнь ребёнка? К счастью, есть и такие растения. И они невероятно красивы. Посмотрите, например, это:

Гибискус

 

Узамбарская фиалка

 

Орхидея

 

Ну вот, мы посмотрели, какие комнатные растения опасны, а какие нет. Но не значит же это, что теперь нам срочно нужно избавляться от всех опасных растений? Думаю, что нет.

Зато нам всем необходимо знать, что делать, если отравление растением всё же произошло. Правила здесь предельно простые и всем знакомые. Напоминаю, что:

* Если яд попал внутрь, нужно срочно:

- дать ребёнку активированного угля

- давать много жидкости

- Может потребоваться промыть желудок (если сами не можете этого сделать, вызывайте скорую, обратитесь за помощью к врачу)

* Если яд попал на кожу или слизистую (глаза), промойте это место под струёй воды

* Если у ребёнка началась аллергия с появлением дома нового растения, попробуйте убрать растение – возможно, аллергия у ребёнка именно не него.

 

И так, чтобы общение с вашими любимыми, но порой опасными растениями не принесло огорчение, а только радость, необходимо заранее позаботиться о своей безопастности, а так же о безопасности ваших родных и близких. В первую очередь нужно расположить эти растения в местах, недоступных для маленьких детей и домашних животных, чтобы исключить случайных контакт с ними.  Да и взрослым при общении с такими растениями, нужно обязательно соблюдать правила безопасности, так как возможные травмы (особенно глаз),  могут оказаться настолько серьезными, что потребуется медицинская помощь. Удачи вам!

 

 



Консультация

«Какие они, комнатные растения?

 

 

Многие люди недооценивают комнатные растения, считая, что они только украшают квартиру и обладают целебными свойствами. На самом деле, цветы способны открыть перед человеком целый мир гармонии, очистить дом и защитить его от неприятностей.

Цветы помогают развить творческие способности, благотворно воздействуют на сердечно-сосудистую систему и на физическое, психологическое и энергетическое состояние человека в целом. Комнатные цветы минимизируют вредоносное воздействие бытовой техники и синтетических материалов в помещении, очищая пространство вокруг себя, создают атмосферу комфорта, защищают помещение от нежелательных влияний. Главное, о чём нужно помнить — о комнатных цветах нужно заботиться и дарить им свою любовь, только тогда они будут служить надёжной защитой от многих жизненных невзгод. У цветка основным органом, воздействующим на пространство, являются листья, которые выполняют очищающее действие. Другие части растения формируют энергетику дома и человека, усиливая или ослабляя определённые энергии, привлекая их из пространства или, наоборот, не давая им проникнуть в квартиру, трансформируя или приводя в равновесие энергии и вибрации. Азалия поддерживает в доме энергетику бодрости, помогая сконцентрироваться на главном и не обращать внимание на мелочи. Азалия защищает от сплетен, лжи и суеты, нервозности и неуверенности.

Алоэ древовидное хорошо иметь там, где люди часто болеют, что говорит об ослабленном биополе дома. Алоэ защищает квартиру от проникновения болезнетворных энергий и вибраций, очищает и укрепляет энергетику пространства.

Аспарагус и спаржевый, плющ помогают «залатать чёрные дыры», которые создают в энергетическом пространстве своей квартиры слабохарактерные люди, и предотвратить напрасную растрату энергий: через «чёрные дыры» вытекает энергия, предназначенная для свершения каких-то дел. Эти растения, как и цикламен, защищают от разочарования, поднимают настроение и придают уверенности в собственных силах.

Бальзамин создаёт вокруг себя мощный вибрационный поток радости и гармонии, сглаживая последствия конфликтных ситуаций. Бальзамин заряжает атмосферу помещения солнечной энергией; притягивает творческие энергии. Создаваемая бальзамином благожелательная атмосфера способствует проявлению в людях лучших качеств.

Бегония королевская подходит общительным, гостеприимным людям, являясь одним из сильнейших защитных растений. Бегония королевская не только трансформирует отрицательные вибрации в положительные, но ещё и упорядочивает их, приводя атмосферу в доме к равновесию и гармонии.

Бегония декоративноцветущая нейтрализует негативную энергию от ссор между близкими людьми, сглаживает конфликты и противоречия, нервозность и напряжённость (выраженную не только словами, но и имеющуюся у людей подсознательно); защищает дом от вторжения внешних вибраций.

Герань служит «огнетушителем» для негативных энергий, агрессивных нападок, эмоций гнева и раздражения. Вибрации гнева — одни из самых опасных и разрушающих благоприятную атмосферу; чем дольше агрессивная эмоция сохраняется в пространстве, тем активнее влияет на людей. Герань смягчает энергию гнева; её защитная способность распространяется большей частью на хозяев дома.

Калла может служить оберегом счастья в доме. Калла не просто приводит противоположные энергии к золотой середине, но и трансформирует их в единый поток радости. Энергетика каллы противостоит вибрациям унылости, пессимизма, тоски, печали, подавленности и депрессии. Калла повышает иммунитет человека против эмоционального истощения и стрессов, наполняя атмосферу дома радостью и бодростью.

Кактусы многолики, но действуют приблизительно одинаково: притягивают и вбирают в себя отрицательные для человека энергии, трансформируют вибрации ненависти, злобы и раздражения, работая «громоотводом». Кактусы не пускают в дом негативную энергию, поэтому их рекомендуется ставить на окна или напротив входной двери.

Каланхоэ защищает от апатичности и упадка сил и противостоит внутренним отрицательным энергиям. Уныние — один из семи смертных грехов, его энергии отяжеляют атмосферу и закупоривают каналы радости, сводя на нет любое положительное начало. Каланхоэ Мангина не даёт энергии уныния слиться с атмосферой квартиры, защищает от депрессии и помогает выстоять в любых жизненных неурядицах

Камелия японская является прекрасным очистителем пространства от любой негативно энергии, привлекая из пространства энергии покоя и уравновешенности, приводя к равновесию и гармонии. Камелия служит надёжным щитом от вмешательств извне тем, кто не терпит суеты и шума и стремится вести спокойную, размеренную, созерцательную жизнь.

Монстера нужна там, где обстановка отличается крайней хаотичностью, где под влиянием обстоятельств всё идёт вверх ногами. Монстера поглощает вибрации беспорядка, концентрирует все энергии на покое и равновесии, служит своеобразным «камертоном» для присутствующих в пространстве энергий, расставляя всё по местам мягко и гибко, даже нежно.

Папоротник — растение «золотой середины», он идеально подходит для приведения в гармонию энергетических потоков внешнего мира (окружающего пространства) и внутреннего мира (собственного вибрационного поля человека). Ни одно другое растение не способно уравновесить два этих энергетических вектора, а также способствовать проявлению паранормальных способностей и пробуждению скрытых сил человека. Папоротник приводит людей к компромиссу и создаёт в атмосфере помещения чувство меры.

Сциндапсус золотистый нужен в помещении, где наблюдается «свинцовая» атмосфера — когда люди зацикливаются на материальных проблемах и бытовых мелочах, поэтому в атмосферу не могут проникнуть творческие энергии — там создаётся энергетический вакуум и психика людей начинает работать на износ. Такая же ситуация возникает, когда в помещении или по соседству находится человек, не умеющий и не желающий радоваться жизни, во всём видящий только плохое и вечно брюзжащий. Сциндапсус обладает свойством очищать пространство от застоявшихся негативных энергий и трансформировать тяжёлую энергию пассивности и лени в лёгкую энергию созидания

Традесканция нейтрализует зависть и полезна тем, кто живёт рядом с завистливыми людьми. Традесканция обладает такими же защитными свойствами, как и эхмея сверкающая.

Узамбарская фиалка (сенполия) оказывает успокаивающее воздействие на атмосферу дома, создаёт вокруг себя уют и атмосферу блаженства и покоя. Но покоя не сонного, когда хочется замереть и не шевелиться, а радостного, когда люди не переживают по мелочам, а внутренне знают, что всё будет хорошо. Белые фиалки очищают пространство от вибраций тяжёлых мыслей и скверных чувств; они хороши для квартир, в которых живут маленькие дети, для их защиты от негативных вибраций. Фиалки с розовыми и красными цветками очищают пространство от замкнутости энергий и напряжения, в котором люди легко могут заболеть; они облегчают энергетику квартиры.

Фикус работает как «пылесос», очищающий пространство от пыли тревог, сомнений, переживаний. Печали и беспокойства ослабляют энергетику квартиры и нарушают вибрационное равновесие. Фикус не только очищает пространство, поглощая отрицательные энергии и трансформируя их в положительные, но и препятствует проникновению негативных вибраций извне, которых особенно много в крупном городе.

Фуксия очищает квартиру от застоявшейся «заболоченной» энергии, поддерживает энергетику помещения в естественном подвижном состоянии, обеспечивая постоянный приток новых энергий творчества, помогая вырваться из замкнутого круга неприятностей.

Цикламен полезно иметь в доме, где живут или часто бывают эмоциональные люди с мягким, переменчивым, слабым характером, сильно зависящие от своего настроения или мнения окружающих. В атмосфере дома присутствуют негативные вибрации страха от их неуверенности в собственных силах, а это может быть причиной дискомфорта и болезней домочадцев. Цикламен раскрепощает замкнутую энергию, вносит в атмосферу энергию вдохновения, которого так не хватает слабохарактерным людям. Благодаря цикламену поднимается настроение, появляется желание что-то делать; цикламен защищает от разочарования.

Эхмея полосатая имеет по-женски нежный, мягкий и успокаивающий характер. Она поддерживает в доме состояние покоя и доброжелательности, и в то же время не даёт унылому настроению слиться с атмосферой, очищая пространство от отрицательной энергии апатичности и тоски. Эхмея подходит для людей с частым уныло-обиженным состоянием, или если в дом приходят любители поплакать.

 

Эхмея сверкающая защищает от отрицательной энергии, исходящей от завистливых и жадных людей. Зависть и жадность нарушают гармонию, образуют в энергетическом пространстве «пробоину», через которую утекает жизненная энергия. Лучшим защитным средством в такой ситуации, кроме эхмеи сверкающей, также является традесканция.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!