Тема проекта:
«Школьная газета»
Образовательное учреждение:
Вишневский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» села Прохоры Спасского района Приморского края
Проблема
Отсутствие в школе своего печатного издания.
Актуальность проекта
Школа - это живой, быстро меняющийся организм. За учебный год проходит масса мероприятий, ярких дел, акций, праздников. Все это хочется запомнить и сохранить. А еще познакомить жителей местного сообщества, учащихся школ района с тем, что происходит в нашей школе, чем занимаются активисты, ученики школы. Школа до сегодняшнего момента не имела своего печатного издания. Поэтому был разработан данный проект, который предполагает создание газеты «Школьный Маяк» и просвещение школьников, знакомство с азами журналистского ремесла, выступления в прессе, освещение всех школьных дел, акций, а также школьных проблем, воспитание у учащихся активной жизненной позиции творческого мышления.
Важную роль школьной газеты отмечают и сами школьники.
Анкетирование на тему «Есть ли необходимость издания школьной газеты в школе?», проведенное в 5-11 классах показало следующие результаты:
![]()
а) положительный ответ – 89%
б) отрицательный ответ – 4%
в) не определились с ответом – 7%.
Предмет проекта
Создание школьной газеты.
Выдвижение гипотезы
В итоге работы мы хотим создать интересную для всего школьного сообщества школьную газету.
При этом мы ставим перед собой цель: привлечь учащихся школы к добровольческой деятельности, развить ученическое самоуправление посредством создания школьных СМИ.
Задачи:
- способствовать творческой самореализации;
- обучиться азам журналистики, верстки газеты, написанию статей, умению делать репортажи, фотографировать;
- осуществлять принцип сотрудничества и сотворчества;
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать патриотические чувства, дать возможность участникам проекта почувствовать свою личную значимость;
- развивать самостоятельность и инициативность учащихся.
Создавая проект мы, прежде всего, надеялись на активное участие школьников и учителей в её создании.
Участники проекта:
группа учащихся из 7 класса; помощники – учащиеся школы, учителя.
Продолжительность проекта:
долгосрочный
Ожидаемый результат:
Повышение социальной активности учащихся.
Развитие ценностной ориентации учащихся.
Развитие познавательной активности.
Повышение интереса к знаниям.
Развитие эстетических вкусов учащихся.
Развитие партнёрских отношений: обучающиеся –педагоги – родители.
Осознанный выбор профессии.
Механизм реализации проекта:
Данный проект подразумевает организацию издательской деятельности на базе нашей школы силами учащихся при поддержке учителей, специалистов школы.
Во время реализации проекта участники делятся на рабочие группы: корреспонденты – сбор информации; редакторы – подготовка материалов, контроль работы журналистов, отсев ненужной информации; верстальщики – приобретение навыков компьютерной полиграфии.
С учетом мнений читателей будет корректироваться дальнейшая работа пресс-центра. Реализация данного проекта необходима, прежде всего, для формирования у учащихся знаний, умений и навыков работы с различными видами информации, принимать, редактировать материал, умение рассуждать, умение общаться с людьми, анализировать события, обрабатывать графическую информацию, искать необходимую информацию в различных изданиях, а так же в сети Интернет. В газете будет представляться материал, как из школьной жизни, так и информация, взятая из Интернета, из различных источников.
План реализации проекта:
Этап проекта | Сроки | Мероприятие, форма | Промежуточный результат |
Подготовительный | декабрь 2013г. | Анкетирование учащихся 5-11 классов «Есть ли необходимость издания школьной газеты?», изучение литературы по теме проекта | Выявлены актуальные проблемы школьного сообщества |
Создание творческой команды. | декабрь 2013 г. | Работа в группах, собеседования с учащимися, деловая игра. | Из числа учащихся 7 класса сформирована проектная группа, разработана концепция газеты, положение о газете, определен функционал каждого участника. |
Определение стиля газеты. | январь 2014 г. | Работа в проектной группе, работа с литературой, Интернет – ресурсами. | Определить содержание, стиль газеты, ее форму, название, с какой частотой будет выходить газета, каков предполагаемый формат и объем газеты. |
Разработка плана работы пресс-центра. | январь 2014 г. | Практическая работа с программами: MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader; с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером; | План работы пресс-центра. |
Схема организации выпуска газеты. | февраль 2014 г. | Определение темы. Объединение статей учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной. | Создание макета первого номера газеты |
Работа над выпуском газеты | Март 2014 г. | Обработка материалов, подготовка публикаций, верстка газеты (создание 1 полосы, журнал. жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки), печать газеты. | Выпуск первого номера газеты. |
Выпуск последующих номеров газеты | постоянно | Обработка материалов, подготовка публикаций, верстка газеты, печать газеты. | Выпуск текущих номеров газеты |
Этапы реализации проекта.
1 этап – Подготовительный.
Выявление проблемы, формулирование темы, целей и задач, сбор и изучение необходимой литературы, в том числе нормативных документов. Анкетирование учащихся, деловая игра.
2 этап - Создание творческой команды. Распределение функциональных обязанностей по выпуску газеты.
Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. В редакционную коллегию входит группа учащихся 7 класса. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса. Учредителем газеты является 7 класс.
Распределение редакционных обязанностей.
1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты)
2. Главный редактор.
3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).
4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).
5. Фотокорреспонденты (учащиеся увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).
6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).
7. Верстальщики (учащиеся (учитель), умеющие работать на компьютере, необходимо знание программ: MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader).
3 этап - Определение стиля газеты. До начала издания необходимо хорошо обдумать и прийти к общему мнению относительно того, какую газету мы собираемся выпускать? Определить содержание, стиль газеты, ее форму, название, с какой частотой будет выходить газета, каков предполагаемый формат и объем газеты.
4 этап - Разработка плана работы пресс-центра.
провести учредительное собрание для создания журналистского объединения;
разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;
разработать положение о школьной газете;
выбрать название газеты;
предоставить возможность начинающим журналистам ежедневно пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты;
презентация первого номера;
способствовать расширению школьной газеты (кол-во страниц и экземпляров, членов) – постоянно;
регулярный выпуск школьной газеты 1 раз в четверть.
5 этап - Схема организации выпуска школьной газеты.
Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.
Перечень рубрик газеты: «Из кабинета директора» - пожелания и напутствия директора школы на ближайший месяц; «Обращение редактора»; «School news» - рубрика – обзор по мероприятиям и событиям школы, прошедшим за последний месяц; «Трус не играет в хоккей» - освещающая спортивные мероприятия и достижения; «Не проходите мимо» - соц. опросы учеников и учителей по различным темам, ведь всегда хочется знать мнение своих товарищей; рубрика «Все идет по плану», которая знакомит учеников с тем, какие мероприятия их ожидают; «Кофе со сливками» - рассказывающая о разных интересных людях нашей школы, здорово увидеть своих товарищей на страницах школьной газеты, еще лучше узнать про них что-то новое; «Сегодня - школьник, завтра - гений» - нельзя допустить, что бы таланты учеников остались незамеченными; «Поздравлялки» - где, каждый может поздравить своего учителя или одноклассника с праздником; страничка для родителей «Образованные родители - успешные дети»; «Приколы» - шутки, смешные цитаты. Многие рубрики направлены на то, чтобы все ученики могли принять участие в создании газеты - это и конкурсы, и поздравления, и приветы через газету.
6 этап – Работа над выпуском газеты (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки). "Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Ответы будут различаться в зависимости от направленности издания. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо яркое событие; рассказать о решении администрации, властей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты - это ее витрина.
Верстка остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.
Статьи имеют свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть.
Финансовое и материально-техническое обеспечение проекта.
Технические средства для работы:
Компьютеры, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат.
Используемые медиаресурсы
Работа с программами: MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader ресурсы, сети Интернет, школьного сайта.
Смета (на 1 учебный год).
№ | Наименование товаров. | Количество. | Цена. | Сумма. |
1 | Бумага для принтера | 1 | 150 руб. | 150 руб. |
3 | Расходные материалы для принтера: Картридж | 1 | 250 руб. | 250 руб. |
4 | Папка с файлами | 2 | 25 руб. | 50 руб. |
5 | Файлы | 50 | 1 руб. | 50 руб. |
6 | Канцелярские товары | | | 200 руб. |
ИТОГО: | 700 руб. |
III. Итоговая (заключительная) часть
Выводы: Создание школьной газеты – один из способов повышения познавательной и творческой активности ребят и одновременно результат проектной деятельности школьников.
Отчетом о проделанной работе становится выпуск очередного номера газеты. За период работы над проектом мы научились общению, сбору и обработке информации, познакомились с законами о СМИ, научились работать со справочной литературой, постепенно овладеваем навыками профессии журналиста, развиваем культуру речи и повышаем грамотность. Создали благоприятные условия для развития личности.
Кропотливая работа над созданием школьной газеты развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к родному языку, повышает информационную культуру участников проекта.
развитие проекта.
Школьный пресс-центр совсем молод, но основные шаги к созданию газеты уже сделаны. Определено название – «Школьный Маяк», формат газеты (объем – 4 стр., выходит раз в четверть).
В планах – выпуск газеты 1 раз в месяц.
Тираж газеты ограничен, поэтому может возникнуть необходимость сделать школьную газету более доступной для школьников и родителей. С этой целью на сайте школы с помощью учителя информатики будет создана страничка в главном меню под названием «Пресс-центр» с целью расширения круга общения, размещения на сайте оперативной информации, ознакомления всех желающих с архивом электронной школьной газеты.
6