Учебный проект
«Скажем мусору нет!»
Авторы проекта:
Мазин Демьян,
Ученик4 класса А
Руководитель проекта:
Мазина Альбина Леонидовна,
учитель начальных классов
Нижний Новгород
2016 г.
Содержание:
I. Обоснование актуальности проекта…………………………………………3
II. Цель и задачи проекта…… ………………………………………………...3
III. Развернутый план работы ……………..…………………………………….5
IV. Обзор информации по данной теме ………………………………………...6
V. Описание проделанной работы………………………………………………8
VI. Выводы……………….……………………………………………………….8
VII. Список использованной литературы………………………………………9
Взгляните, люди, на меня,
Меня совсем не берегут.
Услышьте голос мой родной!
Я плачу дождевой слезой…
Конфету съел - и что, малыш,
Бросаешь фантик, не глядишь?
Пуста бутылка, все испил?
А унести не стало сил?
Бутылки, банки и коробки -
Погибну скоро я с тоски…
I. Обоснование актуальности проекта
Я живу в посёлке. Около него находится лес. Мы с мамой и папой часто ходим гулять в лес в любое время года. В последнее время в лесу можно встретить много людей. А ещё я заметил, что количество мусора к осени тоже возросло. Я задумался о вреде мусора для леса и людей, посещающих лес, и что можно сделать, чтобы в лесу стало чище и не увеличивались кучи мусора.
Во-первых, я решил узнать о пользе леса для человека.
Во-вторых, узнать как можно больше про мусор и стал искать интересующие меня сведения. Я нашёл много теоретического материала в Интернете, справочниках, энциклопедиях. Сходил с папой в лесничество и поговорил с лесничим. Сергей Михайлович объяснил, что очень трудно восстанавливать растительность на месте свалок. Вот это и определило выбор темы: «Скажем мусору нет!», и формулировку проблемы: как же избавиться от мусора в лесу и нельзя ли дать мусору «вторую жизнь». Одному с такой работой не справиться и я обратился за помощью к одноклассникам.
II. Цель и задачи проекта
Объект исследования: бытовой мусор.
Предмет исследования: появление мусора в лесу, исчезновение мусора естественным путём, возможность переработки бытовых отходов.
Я поставил перед собой цель: изучить пользу, приносимую лесом, узнать, отчего так много мусора и что с ним происходит, если его не убирать.
Для этого я должен был решить следующие задачи:
Выяснить, какую пользу приносит лес и зачем его нужно беречь
Выяснить, откуда в лесу берется мусор
Определить, что можно сделать из бытовых отходов
Попробовать самим сделать поделки из бытовых отходов
Методы исследования и сбора информации выбраны следующие:
- обсуждение проблемы и выяснение позиции и мнения учителя, родителей и одноклассников;
- изучение литературы по теме моего проекта в домашней библиотеке, в школьной библиотеке, в лесничестве и в сети Интернет;
- наблюдения, экскурсии;
- фотографирование и работа на компьютере для наглядного отображения всех этапов работы;
- анализ и обработка данных;
- оформление работы на компьютере;
- презентация исследовательского проекта в классе.
Исследование проходило в несколько этапов по следующему плану:
постановка проблемы;
определение темы и цели;
сбор фактического материала;
систематизация и анализ полученного материала;
оформление результатов в виде проектного продукта;
презентация проекта.
Теоретическая значимость: мне хотелось познакомить одноклассников с результатами и выводами исследования по выбранной теме.
Практическая значимость проекта:
Я надеюсь, что данная работа будет интересна и полезна:
детям – при изучении школьной программы по окружающему миру;
педагогам – при подготовке к урокам;
родителям – для интересного общения в семейном кругу и оказания помощи детям при подготовке к урокам.
Срок реализации:
Сентябрь 2013 – декабрь 2013
Сначала я провел анкетирование. Я задавал своим одноклассникам следующие вопросы:
1, Можно ли мусорить в лесу?
2. Можно ли использованные предметы превратить в полезную вещь?
Результаты анкетирования:
![]()
![]()
Вывод: Многие ребята знают, что мусорить в лесу нельзя. Но некоторые не понимают, как же избавиться от мусора в лесу и нельзя ли дать мусору «вторую жизнь». Я составил план работы и стал по нему работать над проектом
III. Развернутый план работы
| Сентябрь 2013 г. | Октябрь 2013г. | Ноябрь 2013 г. | Декабрь 2013 г. |
Теоретический этап: Ознакомление с пользой, приносимой лесами |  | | | |
Ознакомление с вредом, приносимым мусором в природе | |  | | |
Практический этап: Изготовление полезных вещей из мусора | | |  | |
Аналитический этап: Анализ мнения людей, увидевших предметы сделанные из вторичного сырья | | | |  |
IV. Обзор информации по данной теме
На этом этапе я с родителями посещал библиотеку, лесничество, расспрашивал учителя и одноклассников, искал сведения в Интернете.
Узнал, что лес приносит человеку очень большую пользу.
В лесном воздухе мало пыли. По сравнению с воздухом городов он содержит больше кислорода и меньше углекислого газа. Лесной воздух очень полезен для здоровья. Поэтому среди лесов устраивают детские лагеря, лесные школы для больных детей, дома отдыха и санатории.
Лес снабжает человека пищей; грибами, ягодами, мясом зверей и птиц. Мех лесных животных идёт на приготовление тёплой одежды. В лесах растёт много растений, из которых делают всевозможные лекарства
Лес даёт ценный строительный материал — брёвна, доски. Из стволов деревьев делают железнодорожные шпалы, подпорки для крепления подземных коридоров в шахтах.
Из дерева изготовляют мебель, бочки, фанеру, ящики для упаковки товаров, применяемые в комнатах, на кухнях, в офисах, на предприятиях. Древесную муку используют для изготовления такого интересного материала, как натуральный линолеум для кухни. Из дерева делают спички и спичечные коробки, ручки и карандаши.
Бумага, на которой мы пишем, и книги, по которым учимся, тоже изготовлены из деревьев. Из них же получают уксусную кислоту, скипидар, дёготь.
В местах, богатых лесом, его используют как топливо.
Почва в лесу покрыта мхом, опавшей хвоей, перепревшими листьями. Они хорошо удерживают воду, выпадающую в виде дождя и снега. Под тенью деревьев и кустарников влага испаряется гораздо медленнее, чем на открытом месте. Просочившаяся в землю вода питает ручьи и реки. Поэтому там, где много лесов, реки полноводнее.
Леса служат хорошей защитой полей от засухи. Вот почему в засушливых местах вокруг полей сажают лесные защитные полосы.
В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева. И дом, в котором я живу, тоже сделан из брёвен ещё моим пра-пра-дедушкой.
Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки - веселых матрешек, забавных лошадок. У нас в Семеново изготовляют на фабрике такие игрушки.
Из всего сказанного выше, пришёл к выводу, что человек без леса не проживёт.
Но современный человек стал плохо относиться к природе, к окружающему его лесу, растениям и животным. В ближайшем лесу человек стал выбрасывать ненужный ему мусор и хлам. Эти отходы стали увеличиваться с каждым днем, они долго сохраняются, быстро накапливаются и для них надо много места.
Я узнал, что естественным путем бумага разлагается 2-3 года, изделия из ткани – 2-3 года, деревянные изделия – несколько десятков лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, пластмасса – 500 лет, алюминиевая банка из-под колы – 500 лет, стекло – 1000 лет. Жвачка – это тот продукт, который самостоятельно никогда не разлагается. Поэтому не бросай и не прилепляй жвачку к деревьям, а перед тем, как выкинуть жвачку в урну, заверни в бумажку.
У нас в посёлке живет около двух тысяч человек, а в лес ещё приезжают жители Автозаводского района города Нижнего Новгорода. В нем проживают ещё примерно 300000 человек. Если каждый оставит хоть по одной бутылке, то получится 302000 выброшенных бутылок! Как же выжить лесу?
Оказывается, отходы можно переработать и использовать второй раз. Это называется утилизацией. Использованная бумага - это макулатура. Макулатуру собирают и используют несколько раз. Более 25% бумаги в мире делают из макулатуры. Но эту долю можно довести до 75%. Если бы мы собирали 75% макулатуры, это позволило бы ежегодно сохранять 35 миллионов деревьев. А стекло можно переплавлять сколько угодно без ухудшения качества. Битое стекло смешивают с песком, известью, содой и снова используют для производства стекла. Точно так же используют второй раз и пластмассы. Некоторые металлы тоже легко можно переплавить. Металлолом можно сдавать в металлургические заводы, где из него делают новые изделия. В любом домохозяйстве остается масса пустых пластиковых бутылок. Вместе с остальными бытовыми отходами они оказываются в мусорном баке, а затем на свалке. Хотя они еще могут сослужить вам добрую службу в приусадебном хозяйстве. В опытных руках пустая пластиковая бутылка может превратиться в десятки полезных приспособлений для сада и огорода во все времена года.
V. Описание проделанной работы
Понятно, что лес просто необходим человеку. Люди всегда посещали, и будут посещать леса и водоёмы около них. Но нужно помнить, что чисто не там где метут, а там, где не сорят. Невозможно лесничему одному убрать то, что бросают сотни человек. Всем должно быть небезразлично, где мы живём и отдыхаем. Наш лес не помойка и поэтому запомнить очень просто «с собой принёс – с собой унёс». Сложи отходы в пакет – и в следующий раз можешь смело возвращаться на то же место. Важно на природе не разбрасывать стекло: о битое стекло могут пораниться люди, животные, от преломления солнца через осколки может загореться лес! Из бытового мусора можно сделать много полезных вещей, которые могут пригодиться на приусадебном участке и просто в быту.
Простейшую полезную вещь можно сделать из любого подручного материала, который найдется в каждом доме: из бумаги, баночек и ведёрок из-под майонеза, фантиков от конфет, упаковок из-под Киндер-сюрпризов, из одноразовой посуды, стеклянных и пластиковых бутылок. Многие родители заинтересовались нашим проектом и с удовольствием нам помогали. Мы фантазировали и творили (вместе с родителями) – и создали нужные вещи из мусора – настоящие произведения искусства, которые очень понравились ученикам и учителям нашей школы.
При создании нужных вещей нужно соблюдать главные правила:
1. Поделка должна быть сделана из того, что обычно выбрасывают в мусорное ведро.
2. Пользуясь острыми предметами (например, ножницами и шилом) нужно соблюдать правила по технике безопасности.
3. Сувениры должны быть хорошо скреплены и укреплены, чтоб случайно не упали.
Где разместить сделанные вещи?
Дома, на даче, во дворе – везде данная вещь будет уместна. А пока наши работы стоят у нас в классе, чтобы как можно больше ребят увидели такую красоту и узнали, что можно сделать, чтобы сберечь окружающую нас природу.
VI. Выводы
Скоро наступит зима. Добрый снег засыплет весь мусор, принесенный человеком, и лес преобразится. Но это только обман, никуда не денется оставленный кем то мусор. Давайте побережём наш Стригинский бор и сохраним его чистым для будущих и сегодняшних детей.
Что могу сделать я? 1. Привлечь внимание жителей поселка Гнилицы к проблеме загрязнения леса, через распространение листовок. 2. Провести агитационную работу среди жителей поселка и школьников МБОУ СОШ №16 с целью привлечения их к участию в субботниках по уборке мусора в лесу. 3. Вместе с родителями начать весной очищать Стригинский бор от мусора.
Ожидаемые результаты:
1. Проект поможет ребятам больше узнать о пользе леса и вреде мусора
2. Проект поможет узнать о том, как можно использовать бытовые отходы, превратив их в забавные и полезные предметы
3. Проект поможет подружиться многим ребятам в процессе изготовления поделок
4. Проект поможет воспитать чувство ответственности и заботы об окружающей среде
5. Проект поможет ребятам самим научиться добывать новые знания, умения и навыки
6. Привлечь внимание жителей поселка к проблеме Стригинского бора. (приложение 1)
VII. Список используемой литературы
Приложение 1
Обращение к жителям поселка
Не бросай, люди, банки и бутылки,
Убирайте мусор за собой!
Вы подумайте! Все ваши «соринки»
Отравляют бор любимый мой!