СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Сколько весит здоровье школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОКУ СОШ пгт Лёвинцы Оричевского района Кировская область

Исследовательская работа на тему

«Сколько весит здоровье школьника»

Авторы:

Козловских Анастасия, Кузнецов Марк, 2 класс,

под руководством Шишкиной Людмилы Анатольевны,

МОКУ СОШ пгт Лёвинцы

Содержание

Введение                                                                                                

      Глава 1. Обзор литературы                                                           

      Глава 2. Материалы и методы                                                       

      Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение                   

Выводы                                                                                               

Источники информации                                                                 

Приложение                                                                                    

Введение

Цель работы: обратить внимание на сбережение своего здоровья путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.

Задачи:

 1) описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит

 2)показать, что тяжелый ранец вредит здоровью школьника

 3)предложить способы решения проблемы

 4)составить рекомендации по выбору правильного ранца

 Актуальность работы:

Мы хотим сохранить своё здоровье и здоровье одноклассников. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?

Гипотеза исследования:  Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью школьника.

1.Обзор литературы

   Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период - с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда.  Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно - портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Выбираем ранец. Конечно, ранец предпочтительнее портфеля:

   Использование ранцев ученических для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей более целесообразно, чем портфелей. Переноска книг и ученических принадлежностей в ранце на спине способствует более равномерному распределению нагрузки и формированию правильной осанки.

   Однако это возможно только при строгом соответствии гигиеническим требованиям конструкции, веса и материалов, из которых изготовлен ранец, а также веса ежедневных учебных комплектов.

    Ежедневно переносимые учащимися тяжелые ранцы могут оказать негативное воздействие на состояние позвоночника, осанки, формы свода стопы, а также на состояние сердечно-сосудистой системы. При переноске тяжелых ранцев для сохранения устойчивого равновесия ребенок вынужден сутулиться. Длительное вынужденное ношение тяжелых ранцев приводит к формированию патологической осанки в виде круглой или сутулой осанки.

    Кроме того, чрезмерная физическая нагрузка оказывает неадекватное воздействие на суставные поверхности тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. Длительное воздействие чрезмерной нагрузки на неокрепшие связки и мышцы голени и стопы может привести к снижению свода стопы и нарушению ее рессорной функции. В таких условиях при ходьбе по жесткой поверхности асфальта или пола удары не амортизируются и могут приводить к травмированию  суставов и микротравмам в головном мозге. При такой нагрузке страдают и суставные поверхности позвонков, что нарушает естественный процесс их роста и формирования. Ношение тяжелого ранца может, таким образом, затормозить рост самого организма. А, кроме того, ношение рюкзака оставляет руки ребенка свободными, что тоже является немаловажным плюсом.

   При выборе ранца следует обращать внимание на следующие   признаки  ранца:

  • вес ранца не должен превышать 700 г.;
  • конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму;
  • спинка ранца должна быть полужесткой и сохранять свою форму;
  • рекомендуется использовать ранцы, спинка которых имеет специальные массажные профили;
  • ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400-450 мм должна быть не менее 35-40 мм; материал, из которого изготовлены плечевые ремни должен быть эластичным; при использовании жесткого материала рекомендуются специальные накладки;
  • высота передней стенки ранца должна составлять 220-260 мм;
  • ширина ранца не должна превышать 60-100 мм;
  • длина ранца не должна превышать 300-360 мм;
  • материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки и ярким по цвету;
  • материалы, из которых изготовлен ранец, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее их гигиеническую безопасность.

   Школьный ранец в течение года не раз послужит ребенку и подушкой, и стульчиком и даже футбольным мячом. Для того чтобы выдержать такую нагрузку, рюкзак должен быть изготовлен из очень прочного материала. Особенно прочными должны быть ранцы школьные для мальчиков.

    Не менее важно, чтобы материал был пропитан особым грязе- и водоотталкивающим составом. Это позволит вам быстро и легко удалить загрязнения с рюкзака, не подвергая его стирки.

     Следует обратить особое внимание, это на морозоустойчивость тканей. Если ткань не обладает подобными свойствами, то уже при температуре -1 ткань будет твердеть и напоминать обледеневший наст. Если на этикетке ранца не указано, обладает ли материал морозостойкостью, обратите внимание на то, кто является страной – производителем. Чаще всего этим грешат производители из стран с теплым климатом, где никогда не бывает минусовой температуры.

     Существует два типа пошива ранца: с подкладкой и без подкладки. Предпочтительнее  ранец с подкладкой. И подкладка также должна быть изготовлена из материала, который легко можно мыть и который быстро сохнет. Это позволит без труда содержать портфель в порядке. Пролитые напитки, забытые завтраки, потекшие ручки – мало ли

что может оказаться внутри школьного ранца?

     Задняя внутренняя стенка рюкзака должна быть уплотнена. Это необходимо для того, чтобы она плотно прилегала к спине ребенка и поддерживала позвоночник ребенка. Подобная спинка рюкзака сводит риск развития искривления позвоночника практически к нулю. Школьный ранец с ортопедической спинкой – именно то, что необходимо здоровому ребенку.

    Ребенок ежедневно вынужден носить достаточно большой вес, который складывается из различных компонентов, таких как:

  • Учебники. Уже в первом классе ребенок ежедневно вынужден носить с собой достаточно большое количество учебников.
  • Тетради и прочие канцелярские принадлежности, которые   имеют не такой уж и малый вес.
  • Спортивную форму, предназначенную для посещения уроков физкультуры.
  • Сменную обувь
  • Школьные ранцы для девочек должны иметь дополнительные кармашки. Ведь все девочки без исключения – большие модницы, и они обязательно по достоинству оценят кармашек для зеркальца или платочка.

   Педагогам и родителям следует воспитывать у детей бережное отношение к ранцу. Необходимо содержать его в чистоте и постоянно проверять содержимое ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей.

  Для того, чтобы обеспечить условия безопасного ранца, необходимо строго соблюдать и постоянно контролировать вес ранца с ежедневными учебными комплектами.

  Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать:

для учащихся 1-2-х классов – 2, 2 кг;

 для учащихся 3-4-х классов – 3, 2 кг.                                                    

     В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1 к 10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.

    Основными  причинами превышения нормативов веса ранца с ежедневными учебными комплектами являются:

учебное расписание, требующее на каждый предмет учебники и тетради;

необходимость использования более 1-го учебника по одному предмету при вариативном подходе к обучению;

невнимательное отношение ребенка и родителей к тому, что находится в ранце – зачастую дети носят лишние учебники, тетради, посторонние предметы,

вес ранца без книг превышает 700 г (отдельные ранцы, имеющиеся в широкой продаже весят от 1000г до 1500 г.

   Основные пути решения проблемы по снижению веса ранца с ежедневными учебными комплектами:

  • наиболее радикальным способом снижения веса ранца с ежедневными учебными комплектами является приобретение второго комплекта учебников для постоянного использования и хранения в классе;
  • внимательное ежедневное отношение детей и родителей к содержимому ранца;
  • рационально составленное расписание, чередующее предметы интеллектуального характера с физически активными и эстетически направленными;
  • постоянный и действенный контроль со стороны администрации школы и педагогов за решением проблемы «тяжелого ранца», регулярные контрольные взвешивания в течение учебной недели каждой четверти и регистрация веса в специальной карте.  Проводить такие взвешивания рекомендуется с помощью старшеклассников.
  • необходимо периодически обсуждать на педсоветах проблемы, связанные с контролем веса ранцев у учащихся;
  • проведение в конце учебного года родительского собрания, на котором, наряду с другими вопросами подготовки к новому учебному году, следует обсудить вопрос о школьном ранце;
  • проведение школьного конкурса «Мой школьный ранец», при подведении итогов которого следует обращать внимание на вес самого ранца, его конструкцию, внешний вид, опрятность и, конечно, на содержимое;
  • воспитание у детей бережного отношения к своему школьному ранцу.

Глава 2. Материалы и методы.

 Объект исследования человек.

 Предмет исследования: осанка школьника, школьный ранец.

 Участники исследования: учащиеся 2 класса.

Методы исследования:  анализ, опрос, наблюдение.

Результаты исследования и их обсуждение.

   Изучив различную литературу по теме, мы решили провести исследование во 2 классе. В исследовании  участвовало 23 человека.

План исследования:

  • узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-   двигательной системы учащихся 2 класса;
  • взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников 2класса
  • узнать вес учащихся и вычислить индивидуальную допустимую массу ранца для каждого  второклассника
  • проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами;
  • в течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками;
  • провести измерения ширины лямок ранцев учащихся,
  • исследовать количество лямок на портфелях учеников,

  спинку ранцев у второклассников

  • Сделать выводы. Дать рекомендации детям и родителям.

 

      Познакомившись у детского врача (Приложение 7) с состоянием опорно – двигательной системы учащихся 2 класса, мы делаем выводы, что нарушение  осанки нет. Это нас радует.

     Взвесив пустые ранцы (Приложение 7), мы пришли к выводу, что 52,2 % от всех ранцев имеют массу, соответствующую нормальным показателям, а 47,8% - намного выше  нормы (Приложение3), таблица 1.

    Вес учебников, в соответствии с гигиеническими нормами не должен превышать 300г.

   Учебник окружающий  мир превышает данную норму,  вместе с атласом – определителем и рабочей тетрадью составляет массу 980г. Учебник литературное чтение также превышают норму, вместе с рабочей тетрадью весят 450граммов. Остальные учебники соответствуют гигиеническим требованиям. (Приложение 4) Надо заметить, что учебники по технологии, музыке, физической культуре, ИЗО и рабочие тетради по этим предметам хранятся в  классе. Наш учитель, Людмила Анатольевна, заботится о нашем здоровье, поэтому она нашла место для данных учебников в шкафу.

   Узнав массу тела учеников 2 класса, мы определили допустимый вес ранца для каждого одноклассника. (Приложение1. Таблица 1.

Мы определили , что для 18 учащихся нашего класса вес ранца может быть больше, чем 2кг 500г. (Приложение 6.) 

    В течение 10 дней мы выполняли замеры массы школьных ранцев со всеми принадлежностями, но ярко выраженной закономерности увеличения массы ранца по дням недели мы не выявили. (Приложение1. Таблица 2). На наши замечания по поводу большой массы ранцев ученики отвечали, либо книги из библиотеки находятся в ранце, либо забыли выложить какой- то  вчерашний учебник, а некоторые наши одноклассники в школу носили игрушки. У одного ученика 17 января был ранец очень большой массы – 4кг 300г. А для него допустимый вес – 2кг 300граммов. С его разрешения мы посмотрели ранец и обнаружили, что он принёс все учебники. На внеурочной деятельности мы предложили Людмиле Анатольевне провести практикум     « Как правильно собрать портфель в школу». Это послужило положительным примером. В дальнейшем, на наш комментарий большинство учащиеся реагировали положительно и старались не носить лишние учебники.   

       Сменную обувь и спортивную форму  учащиеся носят в отдельных пакетах, многие оставляют сменную обувь в раздевалке, а спортивную одежду в классе в специально отведённом месте.

  Нас обеспокоило, что  масса ранцев даже с учётом индивидуальных возможностей (это 1/10 от массы тела (Приложение 1. (Таблица 1)) выше нормы у большинства наших одноклассников. Мы выделили для себя семь учащихся, у которых масса ранцев превышала допустимую норму более пяти дней. На родительском собрании мы планируем познакомить  родителей с данными исследованиями и результатами.

   Мы провели опрос учеников начальной школы о количестве лямок на портфелях. (Приложение 2) . Результат  таков: из 52 опрошенных учащихся только у одного ученика начальной школы оказалась сумка с одной лямкой, у остальных ранцы с двумя лямками. Это положительный результат.

   Во 2 классе мы измерили ширину лямок на ранцах. (Приложение 7. Таблица 1)У всех учащихся ширина лямок соответствует норме, т.е. равна или больше 4 см. (Приложение 1. Таблица 1)

   Так же мы проверили жесткость спинки ранцев (Приложение 5. Приложение 1 . Таблица 1). Из 23 проверенных ранцев у 2 ранцев спинка мягкая, у остальных жесткая.

       Таким образом, мы делаем выводы, что почти у 50% учеников 2 класса ранцы не соответствуют гигиеническим нормам по массе, у двух - по жесткости спинки, у одного ученика – сумка с одной лямкой. У большинства учащихся 2 класса с учётом индивидуальных возможностей 1/10 от массы тела вес ранцев с учебными принадлежностями превышает допустимую норму. И если не обратить сейчас  на это внимание, то может быть испорчена осанка у нас и наших одноклассников.

  С требованием к школьным ранцам(Приложение 8) и с результатами  наших исследований мы познакомим родителей на собрании и учеников на классном часе.

   Вместе с Людмилой Анатольевной мы разработали рекомендации для всех учеников начальной школы, их родителей и учителей.

Рекомендации ученикам:

 • Не носите лишнего в ранцах, помните, что вес вашего ранца с учебниками не должен превышать 1\10 от массы вашего тела.

 • Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убирать из него ненужные учебники.

Рекомендации родителям:

 • Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы!

 • Врачи рекомендуют вес пустого ранца для ученика начальной школы – до 700 г.

 • У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.

 • Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.

 • Пожалуйста, позаботьтесь о здоровье ваших детей!

Рекомендации учителям:

 

• использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

 • найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один - в школе и один - дома);

 • при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

 • организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства  в помещении школы;

 • организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

    Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы.  Вопрос контроля данной проблемы должен  постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.

Источники информации:

 1.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 1).

 Единые санитарно – эпидемиологические  требования к товарам, подлежащим санитарно - эпидемиологическому надзору.

 2.http://logopedbest.ru/novosti/item/

 3. http://www.mediazavod.ru/shorties/

 4.http://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/napravlenie/zpp/526-ranec