СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Смысл повторений в русских народных сказках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачем несколько раз повторяются одни и те же слова и фразы в русских народных сказках?

Просмотр содержимого документа
«проект смысл повторений»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №26 им. А.С. Пушкина»






Исследовательский проект

«Смысл повторений в русских народных сказках»




Подготовил: ученик 4 класса

МБОУ «ООШ №26 им. А.С. Пушкина»

Зеленин Роман

Руководитель: учитель начальных классов

МБОУ «ООШ №26 им. А.С. Пушкина»

Лысова Александра Александровна









Рубцовск

2016 год



Оглавление


Введение 3

1. Русская сказка, или с чего начинаются сказки России 4

1. Что такое кумуляция? 6

2. Смысл повторений в сказке по мнению современников 8

3. Смысл повторений в сказках по моему мнению (основываясь на знаниях исследователей) 11

Заключение 13

Список литературы 14






Введение

Часто, читая сказки, или слушая их в исполнении взрослых, я задумывался, зачем много раз повторять одно и то же? Например, в сказке «Репка» - перечисление всякий раз того, кто тянул репку, в сказке «Теремок» - постоянное перечисление героев и тому подобное.

С этим вопросом я обращался к маме, к бабушке, к учителям, и все они давали разные ответы. А однажды заговорил на эту тему с учительницей первого класса, Лысовой Александрой Александровной, и она рассказала мне много интересного, посоветовала некоторые информационные источники, в которых я мог бы узнать для себя новую информацию по данной теме. Изучив достаточно информации, я предложил Александре Александровне оформить изучаемую тему в форме проекта.

Цель нашего исследования: определить истинный смысл повторений в русских народных сказках.

Задачи:

  1. Изучить тексты русских народных сказок под редакцией А.Н. Афанасьева;

  2. Изучить исследовательскую информацию по данной теме в различных источниках;

  3. Ознакомиться с мнением учителей, студентов филологического факультета, одноклассников по данному вопросу;

  4. Систематизировать и обобщить информацию по данной теме, оформив научно-исследовательский проект.

Для решения поставленных задач и достижения намеченной цели я использовал следующие методы:

  1. Анализ информационных источников;

  2. Систематизация и обобщение;

  3. Интервьюирование;

  4. Анкетирование;

  5. Беседа.

  1. Русская сказка, или с чего начинаются сказки России

Слово сказка известно с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «бать» - рассказывать. Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые «сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

Ярким собирателем был А.Н.Афанасьев. С 1857 -1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок. Уже в 1884 году вышел сборник собирателя Д.Н. Содовникова «Сказки и предания Самарского края». В этом сборнике были записаны 72 текста от сказочника Абрама Новопольцева - простого крестьянина из села Повиряськино Ставропольского уезда. В репертуар данного сборника вошли сказки: волшебные, бытовые, сказки о животных.

В словаре Владимира Ивановича Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается.

Уже из этих пословиц ясно: сказка — вымысел, произведение народной фантазии — «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

В словаре Ожегова Сергея Ивановича: «Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки».

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность (сказка ложь, да в ней намек). Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Всем нам следует знать, что сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции, могут выполнять и ряд других – более сложных, например:

  • Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания

  • Указывать на цикличность бытия

  • Служить астрономическим или природным календарём

  • Быть хранилищем истории

  • Связывать с предками

  • Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость

  • Направлять человека на путь духовных исканий и личностного роста и т.д.




  1. Что такое кумуляция?

Ученые-лингвисты называют повторение специальным словом «кумуляция».

Лингвисты – это специалист, разбирающийся в истории образования языков, их структур и характерных особенностей. Это специалист в области языкознания и языковедения.

Кумуляция – скопление, накапливание. То есть сказки, в которых есть повторы, называются кумулятивными (еще цепевидными).

Выделяют несколько видов кумулятивных сказок:

- цепные сказки (наиболее многочисленные);

- сказки-вопросы;

- сказки без конца;

- бесконечные сказки;

- кольцевые сказки.

Основной их композиционный прием состоит в многократном, нарастающем повторении одних и тех же действий, пока созданная цепь не обрывается или же не расплетается в обратном, убывающем, порядке. В нагромождении и состоит весь интерес сказок: в них нет интересных сюжетных событий, наоборот событие ничтожно, и эта ничтожность влечет за собой катастрофу. Разбилось яичко - горит вся деревня.

Состоит из обычного события или жизненной ситуации. Разбивается яичко. Баба печет колобок. Не назвать даже завязкой, ибо не видно, откуда развивается действие. Оно развивается неожиданно, и в этом весь эффект. Способы соединения цепи с композицией достаточно разные. Репка и Теремок. В Репке цепь понятна, во втором - необходимости в приходе новых зверей нет.

Принципы, по которым наращивается цепь, тоже очень разные. Отсылка, пожирания (глиняный паренек), угроза пожирания (колобок), ряд обменов (за курочку уточку),  последовательное появление непрошеных гостей (теремок), создание цепи из людей или животных (репка).

Также к кумулятивным относятся сказки, построенные на различных видах комических, бесконечных диалогов.

Два стиля кумулятивных сказок:

1.Одни рассказываются спокойно, медленно, как и всякие другие сказки.

2. Нагромождению и нарастанию способствует нагромождение слов.

Вся прелесть этих сказок в повторениях. Весь их смысл в красочном исполнении. Оно требует мастерства: иногда приближается к скороговоркам, иногда сказки поются. Эти особенности делают их любимыми детьми.

Современные психологи и педагоги говорят, что такие сказки способствуют тренировке памяти, развитию речи и тому подобное. Но это не так! Сказка изначально создавалась не как развлечение, и не для детей!


  1. Смысл повторений в сказке по мнению современников

Я решил узнать, что думают по этому поводу учителя школы №26 им. А.С. Пушкина и провел интервью:

1. Скажите, пожалуйста, изучаются ли в курсе литературного чтения сказки с повторениями?

2. Как Вы думаете, для чего народ построил повествование данных сказок с многочисленными повторениями?

Учитель 2 класса, Абакумова Наталья Андреевна: «1. Да, такие сказки изучаются. 2. Для того, чтобы развивать память детей, ведь повторение – мать учения (улыбнулась)».

Учитель 3 класса, Шарова Ольга Валерьевна: «1. Сказки с повторениями часто встречаются в курсе литературного чтения. 2.Думаю, что народ заложил какой-то непростой смысл в повторения, так как в фольклоре сосредоточена мудрость, возможно, для формирования и развития памяти, но точно ответить на этот вопрос не могу».

Учитель 4 класса, Емельяненко Наталья Владимировна: «1. Да, сказки с повторениями изучаются. 2. Думаю, чтобы развивать память, речь, внимание у детей, успокаивать их, ведь сказки читаются перед сном».

Также поинтересовался у учителя русского языка и литературы, Михайличенко Галины Анатольевны: «1.Каждый год в разделе «Фольклор» изучаются сказки. 2. Я очень увлекалась данной темой, поэтому постараюсь кратко и доступно тебе рассказать, Роман. В сказках, которые изучаются в среднем звене, нет таких характерных кумулятивных сказок, но все, же повторения встречаются, они связаны с так называемыми «волшебными цифрами» - 3, 7, 9. Я придерживаюсь такого мнения: наши соотносили данные цифры с циклами жизни, и познание мира осуществлялось через сказки, которые передавали ребенку».

И у учителя английского языка, Кононенко Любови Александровны: «1.Так как я и учитель начальных классов, то скажу с полной уверенностью, что такие сказки изучаются. 2. Я думаю, что многочисленные повторения используются в сказках для того, чтобы лучше запомнить их, ведь это народные сказки, они передавались от человека к человеку».

В интернете я связался посредством социальных сетей со студентами филологического отделения Новосибирского государственного педагогического университета и им также задал данные вопросы.

Екатерина Литау: «Эти сказки являются народным фольклором. Они отражают поверья и представляют собой историческую ценность. так как передают изменения картины мира нашего народа. Мы каждый год изучаем их, как литературное, культурное и историческое наследие».

А среди одноклассников провел анкетирование, используя следующие вопросы:

1.Любишь ли ты читать русские народные сказки?

2.Какие сказки тебе нравятся больше всего? Назови.

3.Встречались ли тебе сказки с повторениями?

4.Как ты думаешь, для чего сказки написаны с повторениями?

В моем классе учится 22 ученика, включая меня. Проанализировав анкету вместе с Александрой Александровной, мы построили диаграммы, чтобы наглядно показать частотность ответов (приложение 1).

На первый вопрос 83% (18 учеников) ответили, что они любят читать сказки, а 17% (4 ученика) - нет, не любят.

На второй вопрос 31% (6 человек) – «Снегурочка», 25% (5 человек) – «Марья Моревна», 18% (4 человека) - «Иван-царевич и серый волк», 12% (3 человека) – «Иван-крестьянский сын и Чудо – Юдо», 8% (2 человека) – «Царевна - лягушка», 5% (1 человек) – другие.

Тем, кто любит читать сказки – 83% (18 человек) – встречались сказки с повторениями, 17% (4 ученика) – не встречали сказок с повторениями.

Было много предположений по вопросу «Для чего нужны повторения?», мы обобщили ответы: 46% (10 человек) – чтобы было интересно, 36% (8 человек) – чтобы лучше запомнить, 28% (6 человек) – чтобы казалась длиннее.

Можно сделать вывод о том, что немногие знают о скрытом смысле такого приема, как повторение в сказке, будь то бытовая сказка, или волшебна, или о животных.


  1. Смысл повторений в сказках по моему мнению (основываясь на знаниях исследователей)

Сказка «Репка»

Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.

Если говорить о скрытом значении сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.

Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка – достаток.

Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.

Сказка «Теремок»

Пространство теремка ведет себя то активно-гостеприимно (приходящих приглашают войти в теремок), то дружелюбно-уступчиво (приходящие просятся внутрь, и их охотно пускают), то нейтрально, не проявляя ни уступчивости, ни гостеприимства, где сказка фиксирует лишь приход нового персонажа в терем. И хотя приглашают (соглашаются принять) в теремок персонажи — но характером обладают не они, а именно теремок, некоторое внутреннее пространство: ведь все персонажи говорят одно и то же, как бы играя одну и ту же роль и подчиняясь законам того пространства, обитателями которого им посчастливилось стать. Но стоит переступить черту, нарушить гармонию, и все исчезает, звери разбегаются, теряется единство.



Сказка «Колобок»

Сюжет сказки «Колобок» настолько прост, что с первого прослушивания врезается в память так, что, вернувшись к нему повторно многие годы спустя, уже для того, чтобы рассказать внукам, любой из нас без труда вспомнит все его незатейливые приключения. Сразу оговоримся, что сказка про колобка, как и все аналогичные фольклорные произведения, содержит несколько смысловых пластов. Можно рассмотреть её на уровне простой педагогической морали и сказать, что это напоминание о том, как опасно отрываться от своих корней, от семьи, от традиций и устоев. Можно прочесть в ней предупреждение об опасности поддаваться на лесть. Можно расшифровать её как сигнал о том, что скрытые угрозы, как правило, таят большую опасность, чем явные. Да, много ещё чего… В основе всех его имён – корень «коло». Дословно коло означаеткруг, окружность, обод, обруч, колесо. От этого корня происходят слова около, околица, коломыка (бродяга), колобродить (ходить вокруг да около), коловорот, кологривый (о животном с пышной гривой по обе стороны шеи), колокол, Коломна… Сказка про колобка есть ни что иное, как упрощённое изложение представлений древних славян. В частности, зачин сказки отображает их взгляды на сотворение богами-прародителями Солнца, выведенного в образе горячего ритуального хлебца колобка.

Оставленный остывать на окне он внезапно оживает и пускается в путь. Этот перенос надо понимать так: владыка небесной сферы. Каждая звёздочка на ней – окно, через которое он наблюдает за нами. Через такое «окно в небосводе» Солнце ускользнуло от владыки небесной сферы и начало свой путь среди звёзд.






Заключение

Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.

Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, русских, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём тем взглядом, которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.

Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.

Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду! А наше, славянское волшебство, это еще и важный, созданный предками смысл.



Список литературы
  1. Жоль К. К. Мысль, слово, метафора. - Киев, 1994. 

  2. Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? - М.: "Знание", 1987. 

  3. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986. 

  4. Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е из. - М., Наука, 1969. 
    Интернет-ресурсы:

    1. http://wikii.ru/publ/sakralnyj_smysl_skazki_kolobok/14-1-0-919

    2. http://starina-rus.ru/

    3. http://www.detlitlab.ru/?cat=11&text=13

    4. http://www.distedu.ru/mirror/_nach/www.region.tver.ru/pu/slovesn/skazka/wc-03.htm











11


Просмотр содержимого презентации
«смысл повторений»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Основная общеобразовательная школа №26 им. А.С. Пушкина » Исследовательский проект «Смысл повторений в русских народных сказках»  Подготовил: ученица 4 класса МБОУ      « ООШ №26 им. А.С. Пушкина »      Кондратьева Владлена  Руководитель: учитель начальных   классов  МБОУ « ООШ №26     им. А.С. Пушкина »   Лысова А. А. Рубцовск 2016 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Основная общеобразовательная школа №26 им. А.С. Пушкина »

Исследовательский проект

«Смысл повторений в русских народных сказках»

Подготовил: ученица 4 класса МБОУ

« ООШ №26 им. А.С. Пушкина »

Кондратьева Владлена

Руководитель: учитель начальных классов МБОУ « ООШ №26

им. А.С. Пушкина » Лысова А. А.

Рубцовск

2016 год

Цель исследования: определить истинный смысл повторений в русских народных сказках. Задачи: 1)Изучить тексты русских народных сказок под редакцией А.Н. Афанасьева; 2)Изучить исследовательскую информацию по данной теме в различных источниках; 3)Ознакомиться с мнением учителей, студентов филологического факультета, одноклассников по данному вопросу; 4)Систематизировать и обобщить информацию по данной теме, оформив научно-исследовательский проект.

Цель исследования: определить истинный смысл повторений в русских народных сказках.

Задачи:

1)Изучить тексты русских народных сказок под редакцией А.Н. Афанасьева;

2)Изучить исследовательскую информацию по данной теме в различных источниках;

3)Ознакомиться с мнением учителей, студентов филологического факультета, одноклассников по данному вопросу;

4)Систематизировать и обобщить информацию по данной теме, оформив научно-исследовательский проект.

Методы:

Методы:

  • Анализ информационных источников;
  • Систематизация и обобщение;
  • Интервьюирование;
  • Анкетирование;
  • Беседа.
А.Н. Афанасьев – собиратель русских народных сказок

А.Н. Афанасьев – собиратель русских народных сказок

«Сказка - вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». «Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».

«Сказка - вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».

«Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».

Функции сказок:

Функции сказок:

  • Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания
  • Указывать на цикличность бытия
  • Служить астрономическим или природным календарём
  • Быть хранилищем истории
  • Связывать с предками
  • Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость
  • Направлять человека на путь духовных исканий и личностного роста и т.д.
Кумуляция – скопление, накапливание. Выделяют несколько видов кумулятивных сказок: - цепные сказки (наиболее многочисленные); - сказки-вопросы; - сказки без конца (как бы незаконченные); - бесконечные сказки (сказки, которые повторять можно сколь угодно долго, как замкнутый круг); - кольцевые сказки.

Кумуляция – скопление, накапливание.

Выделяют несколько видов кумулятивных сказок:

- цепные сказки (наиболее многочисленные);

- сказки-вопросы;

- сказки без конца (как бы незаконченные);

- бесконечные сказки (сказки, которые повторять можно сколь угодно долго, как замкнутый круг);

- кольцевые сказки.

Учитель 2 класса, Абакумова Наталья Андреевна: «1. Да, такие сказки изучаются.  2. Для того, чтобы развивать память детей, ведь повторение – мать учения (улыбнулась)».

Учитель 2 класса, Абакумова Наталья Андреевна:

«1. Да, такие сказки изучаются.

2. Для того, чтобы развивать память детей, ведь повторение – мать учения (улыбнулась)».

Екатерина Литау (студентка 2 курса филологического факультета Новосибирского педагогического университета: «Эти сказки являются народным фольклором. Они отражают поверья и представляют собой историческую ценность. так как передают изменения картины мира нашего народа. Мы каждый год изучаем их, как литературное, культурное и историческое наследие».

Екатерина Литау (студентка 2 курса филологического факультета Новосибирского педагогического университета: «Эти сказки являются народным фольклором. Они отражают поверья и представляют собой историческую ценность. так как передают изменения картины мира нашего народа. Мы каждый год изучаем их, как литературное, культурное и историческое наследие».

Сказка «Репка»

Сказка «Репка»

Сказка «Теремок»

Сказка «Теремок»

Сказка «Колобок»

Сказка «Колобок»

Спасибо за внимание!!!

Спасибо

за

внимание!!!