СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Цветовая мозаика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность "Цветовая мозаика"

Просмотр содержимого документа
«Проект Цветовая мозаика»




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Ручеек» р.п. Башмаково















Проект по сенсорному развитию:

«Цветовая мозаика».













Подготовила воспитатель:

Тугушева Л.В.

Группа: первая младшая.











р.п. Башмаково





  

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатель, дети первой младшей группы, родители.

В рамках проекта было запланировано тесное сотрудничество с родителями, изготовление пособий для игр, различные игры с детьми, обучающие упражнения, изготовление творческих работ детьми.



АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Недостаточность знаний сенсорных эталонов родителями заинтересованности и умений о способах подачи их детям.

Помочь правильно сформировать у детей сенсорные эталоны через игровую деятельность.

Развивать мышление и воображение ребёнка. Побуждение думать и анализировать, делать выводы и обобщения.









































































ЦЕЛЬ:

Накопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с цветом, включая по возможности основные разновидности этих свойств. Взаимодействие с родителями в обучении сенсорному развитию детей в 1 младшей группе.

ЗАДАЧИ:

-Формировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры.

-Формировать полноценное восприятие окружающего мира.

-Формировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет.

-Упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющие одинаковое название, но разные по цвету, или большой мяч-красный, маленький — синий.

-Раскрыть творческие способности родителей в продуктивной и трудовой деятельности.

-Активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.

         



























































 

 



1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ       ЭТАП.

    

          Определение целей и задач;

Создание условий для самостоятельной деятельности.

Составление плана работы по реализации проекта.

Разработка сценария развлечения «Праздник разноцветных шаров», непосредственной организованной деятельности. 

Разучивание жёлтого цвета.

Подборка материала  игр и пособий для работы с детьми. 

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

 

 







































2. ОСНОВНОЙ ЭТАП




РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

 

 

Образовательные области

тема

цели

Планируемые результаты

Материалы и оборудование

1

Коммуникация Познавательное развитие (ФЭМП сенсорное развитие)

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН «Ночное небо», «Солнце»

Знакомство с цветом: учить различать желтый цвет.

Дети лучше и легко осваивают цвет.

Знакомит с желтым цветом. Проявляет интерес к окружающему миру природы при рассматривании картины Ночное небо», «Солнышко»

Иллюстрации по теме, игрушка солнышко.

2

Художественно- эстетическое

Развитие.

Рисование.

«Лучики для солнышка»

Учить замечать следы от карандаша на бумаге, держать карандаш в правой руке, различать желтый цвет, рисовать штрихи и короткие линии, формировать правильную позу при рисовании, воспитывать у детей интерес к процессу рисования.

Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисования лучиков для солнышка) по просьбе взрослого может рассказать об изображенном на картинке.

Иллюстрации по теме, коробка с карандашами, мольберт с нарисованным кругом желтого цвета

(солнцем), листы белой бумаги с нарисованным желтым кругом.




3

Художественно-эстетическое

развитие.

Конструирование.

«Машинки  и дорожки»

Учить располагать кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу, учить различать цвета, развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику.

Сооружать элементарные постройки по образцу, проявлять желание строить дорожки самостоятельно, отвечать на простые вопросы.

Жёлтая и красная машинки,

жёлтые и красные кубики,

такого же цвета полоски разной длинны.

4

Речевое развитие.

Художественная

литература.

Русская народная песенка.

«Петушок, петушок…»

 

Познакомить с содержанием русской народной песенки, развивать навыки общения,   учить внимательно слушать художественное произведение

Проговаривать звукоподрожающие слова, выполнять движения соответствующие тексту,

знакомить детей с понятием «Семья»,

 

Проявляет активность и эмоциональную отзывчивость при прослушивании и пении русской народной песенки «петушок, петушок…»

Иллюстрации с изображением петушка

(как он клюет зёрнышки).

Игрушка петушка.

5

Художественно-эстетическое развитие.

Лепка. «Петушка накормлю, дам я зёрнышек ему».

«Зёрнышки для петушка»

Учить пользоваться изобразительным материалом (пластилином), вызывать интерес к лепке. Учить детей отщипывать от большого куска много маленьких комочков пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать на дощечку. Знакомить с жёлтым цветом.

Принимает участие в игре с несложными движениями

«Зарядка для петушка», в продуктивной деятельности

(Лепка зёрнышек для петушка)

Сюжетная картинка по теме или иллюстрации.

Игрушка петушок.

Пластилин

Желтого цвета,

дощечки, тарелочка, зерно (пшено).

 

6

Художественная

Литература.

Потешка: «Петушок,

петушок…»,

стихотворение

А.Барто

«Смотрит солнышко в окошко»,

Познакомить с содержанием русских народных песенок, потешек;

Учить внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

Эмоциональная отзывчивость при прослушивании литературно-художественных произведений;

 

 

7

Дидактическая игра

«Собери мячи в ведёрко»

Закреплять у детей умения групп

пировать однородные объекты по цвету.

Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность.

Помогает развивать мелкую моторику

Обогащает чувственный опыт ребёнка.

Дидакти -

ческий материа: мячи 4 цветов:

Красные,

зелёные,

синие и жёлтые.

Ведёрки таких же цветов.

8

Консультация для родителей.

«Развитие сенсорных

способностей детей раннего возраста».

Обогащение знаний родителей о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.

Для родителей

будут

проведены выставки:

рисунки детей,

фото с постройками детей,

фото НОД и праздник шаров).

 

9

Развлечение

«Праздник  разноцветных шаров».

Активизировать словарь по теме; развивать память, внимание, моторику, ориентироваться в пространстве, чувство формы, пропорций; умение выделять характерные детали; сформировать представления о геометрических фигурах круг, шар.

Принимать участие в играх. Проявлять активность и эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов ( воздушных шаров).Закрепляет знания о цветах, геометрических формах(шар, круг).

Надувные шары (синего, красного, зелёного и жёлтых цветов). Сюжетная картинка, ИКТ с изображением двух детей на празднике, с разными шарами). Фланелеграф с разными по цвету шарами и нитками. На каждого ребёнка пол листа замшевой бумаги; по 2 шарика и в коробочке разного цвета шерстяные ниточки.

 



















3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

— Развлечение «Праздник разноцветных шаров».

— Оформление работ на доске, выставки рисунков детей.

— Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».

— Промежуточный фото отчёт по реализации проекта.

 

 



















































































ЛИТЕРАТУРА:

 

 

1. «Сенсорные способности малыша». Э.Г.Пилюгина

2. «Раннее детство: познавательное развитие с 1 до 3». Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Волосова.

3. «Математика для малышей». Е.В.Сербина.

















































































Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» р.п. Башмаково.















НОД

по формированию элементарных математических представлений.

Тема: «Смотрит солнышко в окошко»

(по проекту «Цветовая мозаика»).

(из опыта работы).








Подготовила воспитатель:

Тугушева Л.В.

Группа: первая младшая.







р.п. Башмаково






Ход занятия. Воспитатель:

- Дети, рада вас всех видеть, поздоровайтесь друг с другом, обнимите своих друзей.

Скажите своим глазкам: «Доброе утро, глазки»!

Доброе утро, глазки, вы проснулись? (Дети поглаживают веки).

Доброе утро, ушки, вы проснулись? (Дети поглаживают ушки).

Доброе утро, щечки, вы проснулись? (Дети поглаживают щечки).

Доброе утро, ручки, вы проснулись? (Дети поглаживают ручки).

Доброе утро, ножки, вы проснулись? (Дети поглаживают ножки).

Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись!(Протягивают руки вверх и широко улыбаются).

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, сколько у нас в группе солнышек. («Солнышки» подвешены вверху под потолком). Мы сейчас нашим солнышкам стихотворение расскажем и поздороваемся с ними.

Стихотворение Агнии Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Смотрит солнышко в окошко.

Греет нашу комнату

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку.

(Дети хлопают в ладошки).

Воспитатель:

- Протяните свои ручки вверх, давайте еще раз поздороваемся с солнышком. Ой, какие вы молодцы! Нам стало тепло, радостно и уютно.

Воспитатель:

- Дети, я вижу, что вы дружные между собой и любите друг друга, так давайте мы с вами друг другу сделаем подарок. (Воспитатель на темный пол высыпает из бутылок манную крупу и предлагает детям пальчиком нарисовать солнышко с лучиками).

Дети выполняют задание. В ходе занятия воспитатель детям задает вопросы: На какую геометрическую фигуру похожее солнышко? (Ответы детей. Круг). Что еще есть у солнышка? (Лучики). Какие лучики у солнышка? (Длинные, короткие).

Воспитатель:

- Молодцы! Вот, какие хорошие подарки вы сделали друг другу.

Воспитатель:

- Ой, ребята, слышите, кто-то плачет. Это плачет солнышко. Ему грустно без своих лучиков. Давайте ему поможем. (Дети садятся на коврике около солнышка, каждый из детей берет лучик и пристегивает пуговицами к солнышку, потом пристегивают глазки, носик, ротик и украшают лучики разноцветными шнурками). Молодцы! Теперь солнышко радостное, веселое и улыбается нам с вами. А какого же цвета наше солнышко? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Дети, пока мы с вами солнышко радовали, к нам в гости пожаловал мишка. А он что-то нам принес. (Воспитатель берет у мишки корзину с луком). Давайте посмотрим, что же принес нам мишка? (Дети отвечают - лук, если затрудняются с ответом, сказать детям самой). Подойдите все ко мне, я вам дам лучок в руки. (Воспитатель раздает детям по маленькой луковице).

Воспитатель:

- И у меня есть луковка. Сколько у меня луковок? (Ответ детей. Одна). А теперь вы все протяните руки с луком. Сколько луковок у вас? (Ответы детей. Много).

Воспитатель:

- Теперь сравним лучок по величине. У меня, какая луковка? (Ответы детей. Большая). А у вас во всех, какая луковка? (Ответы детей. Маленькая). Какого цвета лучок? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, сколько у моей луковки чешуек «одёжек». Я сейчас ее раздену и пошуршу ими, вот так. (Воспитатель измельчает чешуйки луковки и шуршит ими). А теперь мы с вами пошуршим как чешуйки луковки.
Имитация шуршащих чешуек. (Дети трут ладошку о ладошку и говорят «шур, шур, шур»).

Воспитатель:

- Дети, пока мы с вами шуршали, наш мишка опечалился. Он хочет, чтобы мы ему тоже подарили большую луковку. Вот, посмотрите у нас с вами есть большая луковка, но эту луковку надо «одеть». Я сейчас намажу клеем луковку, а вы ее оденете. (Воспитатель предлагает детям измельчить чешуйки, и посыпать ими покрытый клеем силуэт луковицы нарисован на ватмане. Дети вместе с воспитателем выполняют работу).

Воспитатель:

- Посмотрите, дети, какую чудесную большую луковку мы сделали. Это для тебя, мишка, мы так старались. Мишка – игрушка благодарит детей и прощается.











































Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» р. п. Башмаково.











НОД по художественно – эстетическому развитию «Лучики для солнышка». (по проекту «Цветовая мозаика»).



















Подготовила воспитатель: Тугушева Л.В. Группа: первая младшая





















р.п. Башмаково

Цели: - продолжать обучать рисовать карандашом на бумаге, держать карандаш (фломастер) в правой руке;

- развивать навыки внимательного слушания;

- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

Форма проведения занятия: игровая, познавательная.

Оборудование: магнитофон, картина «солнце», альбомные листы, карандаши желтого цвета, атрибуты на голову в виде солнышка (на всех детей).















































Содержание образовательной деятельности:

(тихо звучит медленная музыка, дети сидят на ковре полукругом, воспитатель читает стихотворение)

Воспитатель: Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Посмотрите, как светло у нас сегодня в группе. Вы знаете, почему? (ответы детей). Солнышко заглянуло к нам в окошко, и его лучи осветили все вокруг.

Воспитатель: - дети, о чем я прочитала вам стихотворение?

Дети: - о солнышке.

2. Рассматривание картины.

Воспитатель: посмотрите, что это у меня? (картина)

Что вы на ней видите?

Дети: (ответы детей) На картине мы видим желтое круглое солнышко, которое направило свои лучики в разные стороны. Вот и к нам оно заглянуло, чтобы порадовать нас солнечным светом и теплом.

3. Наблюдение за солнцем в окно.

Воспитатель: А теперь давайте встанем и пройдем к окну. (дети вместе с воспитателем наблюдают за солнцем, и воспитатель предлагает пройти детям за столы) .

4. Рисование лучиков для солнышка.

Посмотрите, у меня в окошке тоже светит солнышко. (обращает внимание детей на мольберт, на котором прикреплен альбомный лист с нарисованным желтым кругом.)

Воспитатель: Только, мне кажется, чего то не хватает. Как вы думаете чего?

Дети: У солнышка нет лучиков, оно забыло протянуть их нам.

Воспитатель: Придется ему напомнить об этом. Сейчас нарисую ему лучики. Чем это можно сделать?

Дети: - карандашами, фломастерами.

Воспитатель: Правильно, карандашами, нашими помощниками. Вот они. Полюбуйтесь на них. Какого цвета я взяла карандаши?

Дети: - желтого.

Воспитатель: - правильно желтого. Потому что солнышко у нас желтого цвета.

(воспитатель объясняет и показывает приемы работы)Возьму карандаш в правую руку, сожмем его тремя пальцами и нарисуем солнышку лучики. Рисовать нужно аккуратно, не нажимая сильно на карандаш. Иначе он сломается. Лучики у моего солнышка будут направлены в разные стороны. Пусть оно светит всем людям. Вот какое красивое яркое солнышко получилось у меня. У вас в окошечках солнышки, там тоже нет лучей. Помогите солнышкам приобрести лучики и согреть ими вас.

Дети начинают работу, воспитатель помогает, кому необходимо.

5. Итог занятия.

Посмотрите, как ярко светят ваши солнышки. От этого теплого света нам становимся веселее. Солнышко согреет вас, и травку, и цветочки.

А теперь давайте поиграем в игру «Солнышко», дети одевают атрибуты на голову, превращаются в солнышки, и выполняют движение в соответствии с текстом. (медленно звучит музыка)

Ночь в окощко заглянула (наклоняют голову, подкладывая под щеку ладошки)



Наше солнышко уснуло.

Солнце просыпается – (поднимают руки вверх и улыбаются друг другу, бегают играют)

Деткам улыбается.

Всем спасибо, занятие окончено.



































Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» р. п. Башмаково.









НОД по речевому развитию. Художественная литература. Русская народная песенка: «Петушок, петушок…» (по проекту «Цветовая мозаика»).



















Подготовила воспитатель: Тугушева Л.В. Группа: первая младшая



























р.п. Башмаково







Задачи:

Познакомить детей с фольклорным произведением «Петушок, петушок». Вызвать  у детей  радость от слушания стихотворного текста, желание послушать его ещё, способствовать активному проговариванию слов текста при чтении его воспитателем.

Развивать умение использовать предлоги (на, за, под).

 Помочь детям понять, что петушок – это домашняя птица.

Обогащать словарь детей прилагательными (красивый, золотой, маслена, шелкова).

Формировать умение правильно воспроизводить звукоподражание «Ку-ка-ре-ку!»

Развивать у детей умение слушать и понимать стихотворный текст.

Воспитывать доброе отношение к домашним птицам.

 

Материал: петушок – игрушка, построенный заборчик и домик из строительного материала, платок и сарафан для бабушки - Варварушки.

 

Предварительная работа: Рассматривание картинок, книжных иллюстраций с изображением домашней птицы – петушок.























Ход НОД:

В группу к детям приходит  бабушка Варвара.

Варварушка (воспитатель): - здравствуйте, дети, не видели ли вы петушка?

Дети: - здравствуйте, не видели.

Варварушка: Дети, давайте подойдем к петушку. Как хорошо, что он нашелся, (глажу его по головке) дети, присядьте на стульчики и рассмотри с вами петушка.

Варварушка: (показываю детям гребешок и бородку, приговаривая при этом, что у петушка золотой гребешок, шёлкова бородушка, маслена головушка, глажу петушка по голове).

Варварушка: А где живет петушок?

Дети: В сарае.

Варварушка: - правильно петушок домашняя птица. Он живёт у бабушки в домике. Рано утром встаёт, будит бабушку и всех ребяток – внучат, она его очень любит, ухаживает – кормит, водичкой поит.

Варварушка: Дети, а вы знаете ,что петушок любит песенки про себя слушать.

Варварушка: (читаю детям песенку «Петушок»)

Варварушка: Понравилась вам песенка про петушка? Вот какой красивый петушок. Какой у петушка гребешок? А какая бородушка?  Как петушок утром будит ребяток, как он поёт? (хор. и 2-3 инд. отв. на звукоподражкние «Кука-ре-ку»).

Варварушка: Молодцы, что хорошо слушали песенку, отвечали на вопросы,( затем предлагаю ещё раз прочитать петушку песенку всем вместе). Дети с бабушкой читают петушку песенку.

Варварушка: дети, а петушок ещё очень любит играть.( предлагаю детям поиграть в игру «Где петушок?)».

Варварушка: (ставлю перед детьми стол, на столе домик и заборчик, построенный из крупного строителя).

(Бабушка объясняет детям, что петушок очень любит сидеть на заборчике (показывает на заборчик), за заборчиком (также показываю) и даже под столиком любит прятаться (показываю).  При  объяснении,  бабушка выделяет предлоги (на, за, под) интонацией голоса.

Варварушка: Дети, посмотрите на петушка где он сидит?

Дети: - на заборчике.

Воспитатель: Понравилось ли вам, дети, играть с петушком)? Петушку тоже понравилось с вами играть.

Варварушка: берёт петушка на руки, говорит, что им пора домой, надо петушка кормить. Приглашает детей к себе в гости. Прощаются и уходят.



















































Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» р. п. Башмаково.





















Развлечение Тема: « Праздник разноцветных шаров». ( по проекту «Цветовая мозаика»).

























Подготовила воспитатель: Тугушева Л.В. Группа: первая младшая.





















р.п. Башмаково





Развлечение для детей первой младшей группы: «Праздник разноцветных шаров»

Цель: создать веселое настроение.

Задачи:

Развивать культуру общения.

Развивать мелкую моторику и сенсорный опыт.

Формировать представление о геометрических формах.

Развивать эстетический вкус.

Воспитывать культуру общения.

Планируемые результаты:

Принимать участие в играх.

Проявлять активность и отзывчивость на красоту окружающих предметов (шаров) .

Закрепить знания о цвете и форме.

Материал и оборудование:

Надувные шары, ковролин, плоские шары, липкие ленты разного цвета, стол с песком, костюмы для детей, воспитателя и клоуна, музыка, машина украшена шарами для сюжетно – ролевой игры.

Действующие лица:

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель, Клоун, гости.

Группа красочно украшена, звучит музыка.

























Ход:

Воспитатель: Дети, вы хотите поехать со мной на праздник разноцветных шаров?

Дети: Да.

Воспитатель: Садитесь в машину. Поехали!

Звучит песня: «Машина»

Воспитатель: Дети, мы приехали на праздник, выходим!

Посмотрите, как здесь красиво! А кто это вас встречает?

(выходит Клоун с шарами)

Дети: Клоун!

Клоун: Здравствуйте, дети! Я хочу с вами повеселиться, загадать вам загадку, а вы отгадайте!

«Я большой, но пустой - взлечу в небо над землей.

Я не гордый, но надутый, ниткой толстою опутан.

Я с детьми всегда был дружным, и зовусь я… .

Дети: Шар воздушный!

Клоун: Правильно! А я принес вам много шаров, подарю их вам, но сначала поиграйте со мной.

Игра: «Воздушный шар»

«Раздувайся наш шар, раздувайся большой.

Оставайся такой, да не лопайся.

Он летел, летел, летел, да за веточку задел.

Ш- ш- ш- лопнул! (играем два раза)

Клоун: Какие вы молодцы! Столько шаров надули!

Воспитатель: Да, наши детки умеют надувать большие шары и маленькие.

«Легкий шар мой воздушный, дернул нитку не послушно.

Оборвал, сказал: «Пока! » И умчался в облака! »

Игра: Кто дальше бросит шар»

Воспитатель: Ну, молодцы! Очень здорово вы играли!

Песня: «Розовые щечки»

Воспитатель: Если шарик накачать, будет он тогда летать.



Надо нитку привязать, чтобы шарик удержать.

Созданы для детворы разноцветные шары!

Игра на ковралине: «Привяжи к нитке шар по цвету»

(дети приклеивают на ковролине шары к разноцветным ниткам)

Клоун: Ну здорово! А дети у вас, оказывается, знают цвета и правильно приклеили шары к ниткам. Молодцы!

Я приглашаю вас потанцевать.

Танец: «Веселитесь крошки! »

Воспитатель: Сделали мы круг большой, словно шарик надувной.

Шарик у Маргариты красный как малина, шарик у Димы даже солнца краше. Дети, сейчас мы с вами на песке нарисуем пальчиком шары.

Игра на песке: «Нарисуй пальчиком шар»

Клоун: Сегодня все ликуют, в руках у детворы от радости танцуют воздушные шары.

Воспитатель: Красивые, воздушные, такие непослушные.

Разноцветные шары, мир любви и доброты!

Песня: «Разноцветные шары»

(дети танцуют с шарами)

Клоун: Дети, мне очень понравилось с вами играть! Я хочу вам подарить разноцветные шары и сладости!

Воспитатель: Спасибо, Клоун! А нам пора ехать в детский сад. Детки, садимся в машину. Поехали! Пока!













Консультация для родителей:

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры»



  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.     После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.     Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.     В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.     В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.     В конечном счете, дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.     Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.     Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:  

1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;

 2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);

 3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;

4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего").  

   Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и явлений. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша.     Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления.     Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.     Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.     Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов "большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрешка и неразъемная маленькая.  Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя слова с жестом: одна матрешка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку.     Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно.    Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек.     Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это умение группировать.     Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.

   Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.     Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначением.     Например, двухлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное "красный", может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом "красный" подменяют слово "цвет". Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета вообще и конкретных цветов, еще не образовалось.      Возможно, и в вашей родительской практике наблюдались случаи: на вопрос "Зачем ты берешь сумку?" вы получали ответ: "На всякий случай". Дальнейшие расспросы взрослого: "На какой случай?" - приводят к разъяснению ребенка: "На голубой".     Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия. Для этого понадобится: ведерко с крышкой, комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец - и какой-нибудь черный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе, при этом четко проговариваете название цвета и предмета.    Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним - темный фрукт или овощ.    Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить его еще несколько раз.     Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя игрушка" и т. п.     Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного цвета.     Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, помогите ему.     Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их "опредмеченные" наименования (например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный).     Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей и т. д.     Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес - тяжесть, ощущает его вязкость.     Пластичность глины вызывает у ребенка желание изменить форму комка, сжимать его в руках, придавливать. Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с

глиной или пластилином, сперва настораживают и даже иногда отпугивают его: известны случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с впечатлениями, имеющимися в жизненном опыте ребенка: одни вспоминают, как месят тесто, другие - как стирают мылом, гладят утюгом или разламывают булку.     Но в нашей практике известны и такие случаи, когда ребенок обладает большей устойчивостью зрительного восприятия и зрительных представлений. Случайно полученная вмятина придает комку глины форму, которая напоминает ребенку знакомый предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения.    Теперь уже, действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть. Действия руками начинают приобретать созидательный характер: ребенок прилепляет один комок к другому, складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму. Слепленные вместе два куска напоминают живое существо - голову и туловище. Таким путем образное восприятие постепенно обогащается.     Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает.    Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части.     Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему.     Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно.    Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.  









Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» р.п. Башмаково.

























Дидактическая игра

Тема: «Собери мячи в ведерко».

(по проекту «Цветовая мозаика»).



















Подготовила воспитатель:

Тугушева Л.В.

Группа: первая младшая.

































р.п.Башмаково







 Цель: Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент.

Продолжать учить различать один и много предметов.

Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина.

Упражнять в группировке предметов  по цвету.

Материал: Корзина, цветные  мячи, цветные ведёрки (красное, синее, зелёное), средний мяч.



















































































Ход НОД

 Воспитатель вносит корзинку, в которой лежат разноцветные мячи по количеству детей в группе (3 цвета).

 Воспитатель:  Дети, посмотрите, что я вам принесла (трясет корзинку).

 Слышите, что же там такое?

 Дети высказывают свои предположения.

 Воспитатель: Давайте посмотрим, что же лежит в корзинке (открывает ее).

 А тут мячики! Сколько мячиков?

 (Ответы детей) ………Много.

Воспитатель:  Возьмите по одному мячику.

В процессе раздачи мячей, воспитатель спрашивает, детей о цвете мячей и их количестве у каждого.



Воспитатель:  Какого цвета у тебя, Доминика, мячик?

Ответы  детей: …….. (красный, синий, зеленый)

Воспитатель:  Сколько мячиков у вас в руках?

Ответы детей: ……. (один)

Воспитатель: А в коробке сколько мячиков?

Ответы детей: ........... (ни одного)

Воспитатель: Правильно, пуста корзинка. А теперь вы тоже мячиками стали! Вот как много у нас мячиков.

Физ. минутка

Друг веселый, мячик мой

Всюду, всюду он со мной

1  2  3  4  5

Хорошо мне с ним играть.

Дети прыгают как мячики

Воспитатель:   Давайте снова мячики в корзинку  положим (пока дети кладут мячики в корзинку, воспитатель спрашивает их о цвете и количестве мячиков).

Воспитатель: Все мячики собрали, посмотрите, сколько мячиков стало  корзинке?

Ответы детей: ……… (много!)

Воспитатель:   Мячики любят, чтобы их катали (Воспитатель подбрасывает мячики в корзинке, выкатывает их  на пол).

Воспитатель:  Дети, покатились наши мячики, ловите мячики! Все собрали.

Посмотрите, у меня еще есть ведёрки (выставляет 3 ведёрка основных цветов).

Какого цвета это ведёрко?

Ответы детей: ………. (красное, зеленое, синее)

Воспитатель:  Несите красные мячики. Положите в красное  ведёрко только красные. У кого еще такие же мячики?

Аналогично группируем по цвету мячики в остальные 2 ведёрка.



 Воспитатель: Вот какая красота, правильно нашли цвета! Молодцы, ребятки. Все мячики положили в ведёрки.

В группу вкатывают мяч.

Воспитатель:   Ой, что это?

Ответы детей: …….. (мяч)

Воспитатель:    Какой это мяч - большой или маленький?

Ответы детей: ….. (большой)

Воспитатель: Сколько мячей?

Ответы детей: ……… (один)

Воспитатель: Молодцы, сегодня мы разобрали мячики и по цвету, и размеру, и по количеству.





























































































Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеёк» р.п. Башмаково.

















НОД по конструированию.

Тема: «Машинки и дорожки».

(по проекту «Цветовая мозаика»).












Подготовила воспитатель:

Тугушева Л.В.

Группа: первая младшая.










р.п. Башмаково



Программное содержание: - учить детей располагать кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу; активизировать словарь по теме;

-развивать умение детей различать количество предметов "один-много"; различать и правильно называть основные цвета;

- формировать умение детей играть вместе, интерес к конструктивной деятельности.


Материалы: игрушка заяц, кирпичики красного, синего, желтого, зелёного цвета, морковки, вырезанные из картона, машинки, домик, морковь, порезанная на кусочки.












































Ход:
1. Организационный момент.
Воспитатель: - дети, к вам в гости пришёл Зайчик. Он рассказывает, что собрал большой урожай моркови и нужно помочь ему перевезти морковь с огорода домой. Дороги нет, машине проехать негде.
Воспитатель интересуется у детей: - Дети, мы можем как-то помочь Зайчику? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как вы думаете из чего можно построить дорогу? (Ответы детей.)
Воспитатель: давайте строить дорогу из кирпичиков.
(Показ приёмов работы: положить кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу; затем предложить детям брать по одному кирпичику и строить дорогу всем вместе чередуя цвета кирпичиков. 
Воспитатель: Коля, сколько кирпичиков ты взял? Какого цвета? –( спрашивает воспитатель во время работы).
Дети: Один, зелёный.
Воспитатель: Миша, сколько кирпичиков понадобилось нам для строительства дороги? - спрашивает воспитатель по окончании строительства. 
Дети: Много.

Воспитатель: Какого цвета мы брали кирпичики для строительства дороги? (ответы детей).
Игра с машинками "Перевозим урожай".
Дети перевозят морковь к дому зайца на маленьких машинках. Заяц благодарит детей, угощает их вкусной морковкой.





















Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида «Ручеек» р.п. Башмаково























НОД по художественно - эстетическому развитию

лепке: «Угощение для бабушки».

(по проекту «Моя семья»).











Подготовила воспитатель:

Тугушева Л.В.

группа: первая младшая





















р.п. Башмаково



Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам пришел (кукла). Давайте поздороваемся. Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. И решила позвать вас на помощь. Поможем Маше? Посмотрите, что это Маша принесла с собой. Это тесто, оно какое? Мягкое, белое, пушистое.

Воспитатель: А как вы, дети, думаете - что можно испечь из теста?

Дети: - пирожки.

Воспитатель: Ой, послушайте, Маша говорит, что тесто она приготовила для пирожков. Для бабушки на праздник в день рождения. Давайте поможем Маше испечь пирожки. Пройдемте за столы.

Пальчиковая гимнастика:

Я пеку пеку, пеку, пеку

деткам всем по пирожку,

а для милой бабушки,

испеку два пряника,

кушай, кушай, бабушка

вкусные два пряника,

я ребяток позову

пирожками угощу.

Воспитатель: - А сейчас давайте поможем Машеньке напечь пирожков. Ведь у бабушки сегодня день рождения. Гостей будет много, а значит и угощения надо много.

Итог: Работы детей раскладываются на тарелочке.

Воспитатель: - Вот какие замечательные пирожки мы испекли бабушке. Получилось их много, всем детишкам теперь хватит. Что мы с вами лепили? Для кого мы их с вами лепили? Из чего мы лепили пирожки для бабушки?