№п/п | Название, сроки | Формы проведения /Описание задания | Условия |
Модуль I «Туристическая осень» Задачи: Развитие общей и специальной выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и координации | Формы проведения: походы, туристические тропы, соревнования, утренняя гимнастика на свежем воздухе | Предварительный осмотр фельдшера школы Благоприятные погодные условия |
1. Малая туристическая тропа Состав команды - 6 человек (не менее 2 девочек) для 1-5 классов, сложность 1. Старт осуществляется с линии старта Финиш - по пересечению участником контрольных линий соответствующих этапов | Участок микрорайона со склоном (задернованном, песчано-глиняном , с ровным, безопасным выкатом) -между домами ул.Мира 40,42,44 Веревки основные Веревки- контрольные линии Карабины Репшнуры Доски 15х20 см -18 шт. Жерди D=10 см и длиной 3 м- 6 шт. Секундомеры для судей Маршрутные листы |
1.1. | Спуск спортивным способом | Участники спускаются по наведенным командой перилам на самостраховке (схватывающий узел или командная страховка). При движении по перилам схватывающий узел находится выше корпуса участника. Участник во время движения по перилам перемещает схватывающий узел таким образом, чтобы исключить его захват (зажатие в кулаке). Участники не могут находиться друг под другом. В конце прохождения- снять перила | Участок со склоном Длина до 15 м. Крутизна –не б. 40о Контрольное время - 10 минут. Вверху- опора (дерево, колышек), контрольные линии с обеих сторон , определяющие начало и конец спуска. Движение осуществляется в рукавицах.  |
1.2. | Переправа через «болото» по кочкам | По команде участники перепрыгивают по кочкам до конца этапа. Следующий участник начинает прохождение этапа только после захода предыдущего участника за контрольную метку (штрафы- срыв, заступ и др. 30'', двое на этапе- 30'') | Длина этапа не б. 10 м, расстояние между кочками не более 1,5м. Кочки выполнены из досок размером 15х20 см. Доски закреплены на земле гвоздями 12 мм. На одной нитке этапа расположено 9 кочек (2 сбоя шагов). Контрольное время - 5 минут.   |
1.3. | Подъём спортивным способом | То же, участники поднимаются | То же |
1.4. | Переправа по параллельным верёвкам | Передвижение по верёвкам боком, держась руками за верхнюю верёвку, передвигаясь по нижней приставными шагами. Участники проходят этап на карабине. | Длина до 5 м. Для нижних перил подойдёт верёвка 14 мм, для верхних – 12 мм. Верёвки натянуты параллельно друг другу. Нижняя верёвка на расстоянии 30-50 см над землёй. Расстояние между нижней и верхней верёвкой в рост ребёнка. Верёвки натягиваются туго. Этап оборудован судейской верёвкой, контрольными линиями. Контрольное время -10 минут.  |
1.5. | Переправа через «болото» по жердям | Участники укладывают жерди между опорами (кладями). Жерди нельзя использовать в качестве точки опоры для удержания равновесия. Перепрыгивать с опоры на опору запрещено. При движении запрещено транспортировать жерди волочением. | Длина этапа 6-10 м, расстояние между опорами 2-2,8м. количество жердей равно количеству участников в команде. Опоры располагаются на высоте 30-50 см. Длина опоры около 1 метра. Жерди из сухой древесины, диаметром около 10 и длиной 3 м. Жерди не должны прогибаться и ломаться под тяжестью участников. Для преодоления "болота" используются судейские жерди. На исходный рубеж жерди возвращаются судьей.  |
1.6. | Веселый привал | Участники или болельщики команд показывают творческое домашнее задание или выполняют блиц- задания | Темы задания оговариваются заранее. Могут участвовать дети с ограниченными возможностями здоровья |
2. Утренняя гимнастика на свежем воздухе или флэшмоб Классы перед началом уроков (8.10-8.20) выполняют под музыку несложные веселые упражнения («флюгер», «цапля» и др.) | Благоприятные погодные условия Участок школьной территории (зеленая зона или асфальтированный участок или крытая спортивная площадка) |
Модуль II «Зимняя туристическая эстафета» Состав команды - 6 человек (не менее 2 девочек) для 6-10 классов, родителей сложность 2 | Формы проведения: соревнования между классами, соревнования- эстафета семей «Турсемейка» | Данные эстафеты предназначены для проведения в спортивном зале зимой, когда из-за погодных условий тренировки по технике пешеходного туризма не всегда удается провести на улице, но для их проведения необходимо использование специализированного спортзала. Эстафеты включают в себя технически простые этапы (жерди, траверс, узлы) и технически сложные (навесная переправа). Так же используются элементы спортивного ориентирования (ориентирование в условиях школы). Этапы должны быть оборудованы так, чтобы команды могли работать параллельно, иначе данные эстафеты потеряют зрелищность. Для успешного проведения эстафет, помимо туристского снаряжения и подготовки этапов, учащиеся должны владеть знаниями правил соревнования и быть практически подготовленными для прохождения этапов. Оборудование: 1. Карабины 2. Веревки основные и вспомогательные 3. Бревно 4. Жерди 5. Секундомеры 6. Карточки с видами узлов 7. План- схема школы- 2 шт. |
2.1. | Движение по жердям | По команде «Марш» первый участник движется по жердям, укладывая их на опоры. Оба конца жерди, во время движения по ним, должны находиться на опорах. Перед стартом жерди лежат рядом с первой опорой. После прохождения этапа участник возвращает жерди к первой опоре и передает эстафету следующему участнику команды. Все последующие участники проходят этап также как и первый участник. | Границы заболоченного участка маркируются. На заболоченном участке устанавливаются 5 опор (имитирующих кочки, сухие островки), команде выдается 6 жердей. Расстояние между опорами — до 2,5 м, длина жердей — 3 м. Участники могут проходить заболоченный участок, наступая только на опоры или уложенные на эти опоры жерди. Участники могут волочить жерди одним концом по поверхности болота, опираться на них. Финишем этапа считается момент, когда все участники команды выходят на другой берег болота и выносят на него все жерди. Команде рекомендуется четко продумать тактическую схему прохождения этапа. Этап оборудован 3-5 опорами и 2-6 жердями для каждой команды (в качестве опор используются старые автомобильные покрышки). Не допускается использовать жердь в качестве шеста, перепрыгивать с опоры на опору. |
2.2. | Узлы | По команде «Марш» первый участник команды берет первую карточку и вяжет указанные на ней узел. После этого передает эстафету следующему участнику. Все последующие участники проходят этап также, как и первый участник. | Этап оборудован карточками с указанием названий узлов и репшнурами (6 мм или 8 мм длиной 1 м). Узлы, рекомендуемые для применения на этапе: прямой, встречный, проводник, проводник «восьмерка», двойной проводник, австрийский проводник. |
2.3. | Навесная переправа | По команде «Марш» первый участник начинает движение по перилам. Участники переправляются по навесной переправе. | Этап оборудован сдвоенными перилами, натянутыми по длине зала для каждой команды. На перилах обозначены опасные точки этапа. Переправа может быть нагружена только одним участником. Запрещается загрузка перил (оттягивание вниз) другими участниками. Разрешается взаимопомощь в процессе пристежки к перилам и отстежки. После отстежки первого участника, начинает работу на этапе второй участник и т.д.  |
2.4. | Траверс | По команде «Марш» первый участник начинает работу на этапе. Участник проходит этап без потери страховки (самостраховки). После прохождения этапа первый участник передает эстафету следующему участнику команды. Все последующие участники проходят этап также, как и первый участник | Этап оборудован перилами, закрепленными на гимнастической стенке, и имеет 5 промежуточных пунктов страховки для каждой команды.  |
2.5. | Ориентирование на местности | Перед стартом каждая команда получает карту-образец и в течение одной минуты участники команды стараются запомнить расположение топографических объектов и знаков на ней. По истечении минуты, карту забирают. По команде «Марш» первый участник получает схему школы, на которой обозначены места расположения фрагментов карты (которую давали перед стартом для запоминания) и начинает ориентироваться по школе, используя схему школы, чтобы найти первый фрагмент карты. После нахождения фрагмента карты, участник возвращается и передает схему школы другому участнику и т.д. | Этап заключается в ориентировании в здании школы по схеме школы. Количество фрагментов карты зависит от количества участников. Побеждает та команда, которая быстрее соберет все фрагменты карты и из этих фрагментов по памяти правильно сложит карту. |
2.6. | Комбинированный этап и эстафета семей «Турсемейка» | Этап заключается в последовательном прохождении участниками этапов, рассмотренных выше. Каждый из участников проходит свой этап, выбранный заранее: Движение по жердям Узлы Навесная переправа Траверс Ориентирование на местности | Второй участник начинает работу на своем этапе только после того, как первый участник передаст ему эстафету и т.д. Подведение итогов За победу на каждом из этапов команда получает 2 очка, за проигрыш – 1 очко. По окончанию соревнований суммируются все очки, заработанные командами. Команда, набравшая большее количество очков, становится победителем. В случае равенства очков, победитель определяется по приоритетному этапу (комбинированному), то есть команда, победившая на этом этапе при равенстве очков, является победительницей |
Модуль III «К вершинам» | Формы проведения: упражнения соревнования на стене для лазания (скалодроме) на скорость, сложность, личные/командные | Стена для лазания (скалодром) с зацепами 2 уровня сложности- различные расстояния между зацепами Страховочные системы Веревки основные Спортивная обувь Перчатки |
Модуль IV «Ориент-шоу» Состав команды - 6 человек (не менее 2 девочек) для 1-5, 6-10 классов | Формы проведения: соревнования на свежем воздухе или в зале | Ориентируются на маленькой площадке среди искусственных препятствий. Протяженность дистанций небольшая – от нескольких десятков метров до полкилометра. Ориентирами в спортивном лабиринте могут являться специальные перегородки, спортивный инвентарь (скамейки, гимнастические маты, футбольные ворота и др.), мебель (столы, стулья и др.), объекты местности, а также и простая разметка на поверхности. Для усложнения дистанции объекты могут быть соединены маркировочной лентой, которую нужно оббегать. |
МодульV «Лесные робинзоны» Состав команды - 6 человек (не менее 2 девочек) для 1-5, 6-10 классов, родителей | Формы проведения: походы, туристические тропы, соревнования, утренняя гимнастика на свежем воздухе, веревочный парк, день «Туристята» в рамках весеннего, летнего ДОЛ, «Школа выживания» | В лесу, на лугу, школьной территории, незнакомая территория с выездом (участок леса с небольшим водоемом) Создаются естественные и искусственные препятствия. Определяется дистанция соревнований, этапы дистанции, разметка и маркировка дистанции, старт и финиш. Участники должны быть одеты в штормовки, рукавицы и головные уборы. |
5.1. | «Полоса препятствий» | Участники демонстрируют различные способы преодоления препятствий. - Переправа через «болото» по кочкам - Переправа через «болото» по жердям - Переправа по бревну на равновесие - Преодоление завала «мышеловка» - Преодоление оврага (канавы) с помощью «маятника» (веревка прикреплена к ветке дерева). Нужно перепрыгнуть определенное расстояние, обозначенное флажками с помощью маятника. Заступ за флажок 30'' - Переноска пострадавшего классическим способом (2 человека руки в замок). - Спуски и подъёмы, в том числе по песчаным склонам | Оборудование: Палатки Рюкзаки Компасы Веревки основные и вспомогательные Страховочные системы Веревки для разжигания костра Рогатины костровые Спички Материал для розжига Карабины «Маятник» «Бревно» Аптечка    |
5.1.1. | Веселый привал | Участники или болельщики команд показывают творческое домашнее задание или выполняют блиц- задания | Темы задания оговариваются заранее. Могут участвовать дети с ограниченными возможностями здоровья |
| | Игра «Ленточки» По сигналу команды ищут ленточки своего цвета в течение 5-8 минут (за срыв чужой ленточки штраф – 2 ленточки). По сигналу команды собираются на поляне для подсчета ленточек. | На ограниченном участке лесного массива прячутся ленточки различных цветов (красные, зеленые, синие). Побеждает команда, набравшая больше ленточек своего цвета. |
| | Игра «Наблюдатель» По сигналу посредника отряд следует по тропе и внимательно присматривается к окружающей обстановке и старается запомнить ее. Придя к исходному пункту, посредник голосом или свистком подает сигнал, по которому играющие, отправляются в обратный путь. Каждый старается заметить и запомнить знаки оставленные посредником. | Пройдя около 200 метров, посредник оставляет играющих на месте, а сам возвращается прежней дорогой к исходному пункту. По дороге он оставляет различные знаки, которые не бросаются в глаза: сломанная ветка, сорванные листья, пучок травы, знаки карандашом на березе и т.п. Посредники заранее оговаривают отметки и их количество (примерно 10-12). Выигрывает та команда, чей список останется наиболее полным. |
| | Игра «Лесная аптека» В зависимости от возраста предлагаются различные вопросы о лекарственных растениях леса и мерах первой помощи | Это могут быть загадки, карточки, ребусы и др. |
| | Игра «Лабиринт» Команда растягивает тент-лабиринт и пытается на скорость загнать мячик в лузу |  |
5.1.2. | Установка и снятие палатки | Палатка выдается команде в чехле. По команде участники собирают палатку. После снятия, палатка и принадлежности к ней должны быть уложены в чехол. | Этап представляет из себя установку и снятие стандартной туристической палатки на скорость и правильность выполнения.  |
5.1.3. | Разжигание костра (пережигание натянутой нити) | Дрова или материал для розжига костра заготавливает команда. По команде участники стараются разжечь костер. | Не разрешается использовать легковоспламеняющиеся вещества, сухое горючее, сухую траву, бересту. Спички только обыкновенные. Разрешается прикрывать костёр от ветра. Этап считается пройденным в том случае, если нить, натянутая над костром, будет пережжена.  |
5.1.4. | Вязание узлов | При завязывании узлов использовать контрольный узел. Учитывается скорость и правильность. | Рекомендуются узлы, применяемые с массовом туризме- прямой, проводник, проводник восьмерка, булинь.  |
5.1.5. | Укладка рюкзака
| По команде один из участников укладывает вещи в рюкзак. | Оценивается правильность укладки рюкзака. Укладываемые вещи оговариваются заранее: коврики, носки, свитер, шапка, аптечка, спальный мешок, сухие продукты питания, продукты питания в жести, пластике и др.  |