МБОУ Чербинская средняя общеобразовательная школа
муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва
Научно-исследовательская работа на тему:
«Удивительные глаголы»
Выполнила: ученица 4 «а» класса
Суван Юлиана
Руководитель: Доржу М.А.,
учитель начальной школы
с.Черби
2016
Содержание
Введение……………………………………………………………….…3
Основная часть…………………………………………………………...4
Заключение……………………………………………………………….7
Список литературы………………………………………………………8
Приложение
Введение
Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название? Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имен существительных.
Актуальность работы обусловлена тем, что именно в употреблении глаголов, которые рассматриваются в данной работе, допускаются грамматические и лексические ошибки.
Объект исследования: глагол – как часть речи
Предмет исследования: глагол – как связь с жизнью человека, его деятельностью, так и с явлениями природы
Цель: узнать, почему у этой части речи такое название, как глагол связан с жизнью человека, его деятельностью и с явлениями природы.
Задачи: найти из источников информацию об удивительной части речи - о глаголе.
Метод исследования: анализ грамматических особенностей глагола.
Гипотеза: если учащиеся будут постоянно обращать свое внимание на правильное употребление глаголов, то не будет грубых ошибок в речи.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать, говорить,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет.
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про глагол.[2, 13]
Действия предметов мы можем наблюдать повсюду: они связаны как с жизнью человека, его деятельностью, так и с явлениями природы. В русском языке очень много глаголов звучания. Замечали ли вы, как в морозный день скрипит снег под ногами, как дождь барабанит по стеклам, как шелестит трава, журчит ручей, жужжат пчелы? А иногда у вас сердце стучит от переполняющей радости или, наоборот, от тревоги. Вы обратили внимание, какие глаголы мы употребили, чтобы совсем немного рассказать о звуках, которые нас окружают? А задумывались ли вы, какие глаголы можно использовать для описания явлений природы? Вот так, например, А.С.Пушкин описывает вьюгу:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.[3, 96]
Мы представляем, как воет ветер, плачет ребенок, мы «слышим» шорох соломенной крыши и стук в окошко незнакомого путника. Можно сказать, что весь отрывок полон движения. И достигается это благодаря тому, что поэт мастерски использует глаголы.
Удивительным свойством русских глаголов является то, что они не только называют действия, но и показывают как эти действия протекают во времени. А протекать действие может по-разному: может совершаться длительное время (прыгать, кричать) или произойти в один момент (прыгнуть, крикнуть). Глагол может обозначать начало действия (закричать, заболеть), конец действия (допеть, дочитать) или указывать на действие, которое происходит с некоторыми перерывами (помешивать, подкармливать ).
В русском языке при образовании некоторых глаголов возникают трудности. Представьте, что вы победили в соревнованиях. И вы уверены, что убедите родителей и друзей в том, что эта победа не последняя. А какие глаголы вы употребите: убедю или убежу, победю или побежу? Вы сомневаетесь? Правильно делаете, потому что ни один из вариантов в русском языке не употребляется. Однако ситуация не без выходная. Можно использовать другие формы или слова: одержу победу, одерживаю победу, буду побеждать; убеждаю, буду убеждать. А если вы хотите помочь маме, то не скажете: «Я пропылесосю», а скажете: «Я буду пылесосить» или «Я почищу пылесосом».
Мы часто употребляем в речи глаголы хотеть и бежать. Но и иногда ошибаемся при произношении и написании. Проверьте, правильно ли вы говорите:
мы хотим ты бежишь
ты хочешь вы бежите
вы хотите он бежит
они хотят они бегут
Не забывайте о том, что существуют также формы беги, бегите. Они употребляются в случаях, когда вам советуют или заставляют бежать. При этом употребляется глагол в повелительном наклонении: «Беги домой!», «Бегите аккуратно по этой дорожке!»
В русском языке есть глаголы, которые называются возвратными. Это глаголы с суффиксом -ся (-сь): учиться, кататься, заниматься. Если вы в чем-то провинились и хотите извиниться, лучше скажите «извините», а не «извиняюсь».
Запомните еще несколько глаголов, при употреблении которых можно ошибиться.
Надо говорить | Нельзя говорить |
Звонит Поезжай, поезжайте Ляг, лягте Клади, положи Оплатить (что?) Заплатить (за что?) | Звонит Едь, едьте Ляжь Поклади, ложи |
Заключение
Таким образом, изучив, данную тему я поняла, что глагол удивительная часть речи, который связан как жизнью человека, его деятельностью, так и с явлениями природы и занимает второе место после имен существительных по частоте употребления.
От правильного грамматического употребления глаголов в нашей речи зависит красота и многогранность русского языка. Ведь, мы не перестаем удивляться, насколько многообразны и велики оттенки русского языка, насколько он богат. Так, филологи считают глагол самой «богатой» частью речи. Поэтому ему следует уделять особое внимание при изучении.
Список литературы
Доклады и сообщения по русскому языку: для начальной школы / Каширина Т.Г., Бойко Л.Ф. – М.: Эксмо, 2011
Здравствуй, дядюшка Глагол! / Рик Т.Г. – М.: РИО «Самовар», 1998.
Лирика / Пушкин А.С. – М.: Правда, 1980.
https://yandex.ru/images?uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1264-wh-876-pd-1-wp-5x4_1280x1024-lt-4830