СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Удивительные глаголы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная работа представлялась на муниципальном уровне на конкурсе проектной деятельности начальных классов "ЮНИОР"

Просмотр содержимого документа
«проект "Удивительные глаголы"»

МБОУ Чербинская средняя общеобразовательная школа

муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва











Научно-исследовательская работа на тему:

«Удивительные глаголы»









Выполнила: ученица 4 «а» класса

Суван Юлиана

Руководитель: Доржу М.А.,

учитель начальной школы













с.Черби

2016



Содержание



  1. Введение……………………………………………………………….…3

  2. Основная часть…………………………………………………………...4

  3. Заключение……………………………………………………………….7

  4. Список литературы………………………………………………………8

  5. Приложение









































Введение

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название? Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имен существительных.

Актуальность работы обусловлена тем, что именно в употреблении глаголов, которые рассматриваются в данной работе, допускаются грамматические и лексические ошибки.

Объект исследования: глагол – как часть речи

Предмет исследования: глагол – как связь с жизнью человека, его деятельностью, так и с явлениями природы

Цель: узнать, почему у этой части речи такое название, как глагол связан с жизнью человека, его деятельностью и с явлениями природы.

Задачи: найти из источников информацию об удивительной части речи - о глаголе.

Метод исследования: анализ грамматических особенностей глагола.

Гипотеза: если учащиеся будут постоянно обращать свое внимание на правильное употребление глаголов, то не будет грубых ошибок в речи.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.








Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать, говорить,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет.
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про глагол.[2, 13]

Действия предметов мы можем наблюдать повсюду: они связаны как с жизнью человека, его деятельностью, так и с явлениями природы. В русском языке очень много глаголов звучания. Замечали ли вы, как в морозный день скрипит снег под ногами, как дождь барабанит по стеклам, как шелестит трава, журчит ручей, жужжат пчелы? А иногда у вас сердце стучит от переполняющей радости или, наоборот, от тревоги. Вы обратили внимание, какие глаголы мы употребили, чтобы совсем немного рассказать о звуках, которые нас окружают? А задумывались ли вы, какие глаголы можно использовать для описания явлений природы? Вот так, например, А.С.Пушкин описывает вьюгу:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.[3, 96]

Мы представляем, как воет ветер, плачет ребенок, мы «слышим» шорох соломенной крыши и стук в окошко незнакомого путника. Можно сказать, что весь отрывок полон движения. И достигается это благодаря тому, что поэт мастерски использует глаголы.

Удивительным свойством русских глаголов является то, что они не только называют действия, но и показывают как эти действия протекают во времени. А протекать действие может по-разному: может совершаться длительное время (прыгать, кричать) или произойти в один момент (прыгнуть, крикнуть). Глагол может обозначать начало действия (закричать, заболеть), конец действия (допеть, дочитать) или указывать на действие, которое происходит с некоторыми перерывами (помешивать, подкармливать ).

В русском языке при образовании некоторых глаголов возникают трудности. Представьте, что вы победили в соревнованиях. И вы уверены, что убедите родителей и друзей в том, что эта победа не последняя. А какие глаголы вы употребите: убедю или убежу, победю или побежу? Вы сомневаетесь? Правильно делаете, потому что ни один из вариантов в русском языке не употребляется. Однако ситуация не без выходная. Можно использовать другие формы или слова: одержу победу, одерживаю победу, буду побеждать; убеждаю, буду убеждать. А если вы хотите помочь маме, то не скажете: «Я пропылесосю», а скажете: «Я буду пылесосить» или «Я почищу пылесосом».

Мы часто употребляем в речи глаголы хотеть и бежать. Но и иногда ошибаемся при произношении и написании. Проверьте, правильно ли вы говорите:

мы хотим ты бежишь

ты хочешь вы бежите

вы хотите он бежит

они хотят они бегут

Не забывайте о том, что существуют также формы беги, бегите. Они употребляются в случаях, когда вам советуют или заставляют бежать. При этом употребляется глагол в повелительном наклонении: «Беги домой!», «Бегите аккуратно по этой дорожке

В русском языке есть глаголы, которые называются возвратными. Это глаголы с суффиксом -ся (-сь): учиться, кататься, заниматься. Если вы в чем-то провинились и хотите извиниться, лучше скажите «извините», а не «извиняюсь».

Запомните еще несколько глаголов, при употреблении которых можно ошибиться.


Надо говорить

Нельзя говорить

Звонит

Поезжай, поезжайте

Ляг, лягте

Клади, положи

Оплатить (что?)

Заплатить (за что?)


Звонит

Едь, едьте

Ляжь

Поклади, ложи



Заключение

Таким образом, изучив, данную тему я поняла, что глагол удивительная часть речи, который связан как жизнью человека, его деятельностью, так и с явлениями природы и занимает второе место после имен существительных по частоте употребления.

От правильного грамматического употребления глаголов в нашей речи зависит красота и многогранность русского языка. Ведь, мы не перестаем удивляться, насколько многообразны и велики оттенки русского языка, насколько он богат. Так, филологи считают глагол самой «богатой» частью речи. Поэтому ему следует уделять особое внимание при изучении.



Список литературы

  1. Доклады и сообщения по русскому языку: для начальной школы / Каширина Т.Г., Бойко Л.Ф. – М.: Эксмо, 2011

  2. Здравствуй, дядюшка Глагол! / Рик Т.Г. – М.: РИО «Самовар», 1998.

  3. Лирика / Пушкин А.С. – М.: Правда, 1980.

  4. https://yandex.ru/images?uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1264-wh-876-pd-1-wp-5x4_1280x1024-lt-4830


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!