• Задачи урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать доли; совершенствовать навыки устного счёта
Предметные результаты: знать, что такое доля; уметь делить целое на доли; уметь определять, называть и записывать доли целого.Метапредметные результаты. Познавательные УУД: 1) ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; 2) преобразовывать одну информацию в другую; 3) извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 4) ориентироваться на развороте учебника; 5) перерабатывать полученную информацию, сравнить и группировать математические факты, объекты; 6) делать выводы наоснове обобщения умозаключений; 7) выявлять сущность, особенности объектов 8) обобщать материал из задания и планировать свою деятельность 9) на основе анализа объекта делать выводы.
Регулятивные УУД: 1) прогнозировать предстоящую работу; 2) формулировать цели урока после совместного обсуждения; 3) составлять план решения учебной задачи, 4) работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;5) читать про себя текст учебника, ставить вопросы, искать на них ответы, проверять себя, выделять главное;6) в диалоге с учителем и учащимися обнаруживать и формулировать учебную проблему; 7) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: 1) Развивать умение слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. 2) Развиваем умения работать в группе, сотрудничать при выполнении совместной деятельности; 3) оформлять свои мысли в устной форме. 4) высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 5) совместно с классом выполнять развивающие упражнения.
Личностные результаты: 1) придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместном выполнении деятельности и решения учебной задачи. 2) в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
• Оборудование: индивидуальные карточки для тренировки вычислительных навыков, карточки для парной работы, полоски бумаги, бумажная разрезная модель торта (2 шт.), набор «Доли» для магнитной доски, клей, ножницы, раздаточный материал для домашней работы,слайд-презентация.
• Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:дети владеют приёмами деления и умножения двузначных чисел на однозначные
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
I. Организационный этап (1 мин) | – Прозвенел уже звонок! Нам пора начать урок! Подарите друг другу улыбки. Я, рада, что у вас хорошее настроение, улыбка - залог успеха в любой работе. – Откройте тетради и запишите дату, классная работа. - Я предлагаю на уроке провести небольшое исследование. А что значит исследовать? - Скажите, какими качествами нужно обладать ученику, чтобы на уроке сделать для себя открытие? | Открывать что-то новое, неизвестное. Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, помогать друг другу | Регулятивные: организовывать свою деятельность Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета. |
2.Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока ( 4 мин) 3. Определение темы, цели. (3 мин) | Устный счет. (работа в парах) Отгадав ребус вы ответите на вопрос : ароматная польза какого фрукта заключается в ценном эфирном масле, содержащемся в его кожуре?
К- 32:8 Д - 6*7 Н – 8:8 М- 30:10 А- 24:6 И- 63:7 Р- 18:1
Какое слово получилось? - У Алисы мандарин. Как ей разделить мандарин между её друзьями, чтобы всем досталось поровну. – Мандарин состоит из долек. - Где в окружающем мире еще встречали это слово? Слайд 2 – Приходилось ли вам делить что–то целое друг с другом?Как вы это делали? - В математике такие части от целого называются доли.
- Кто догадался, какая тема нашего урока? Слайд 1 - Ребята, вы молодцы! Тема нашего урока «Доли». - Откройте учебник на страницах 76, 77, рассмотрите разворот и попытайтесь ответить на вопросы: -Чтобы вы хотели узнать? - Чему научиться? - Где это пригодится ? Слайд 3,4
| Мандарин
Всем дать по дольке.
Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, долька шоколада, долька чеснока, лимонная долька и т.д.) Разрезали , разламывали, разрывали на равные части. - Доли - Узнать что такое доля. - Как образуются доли. - Как записываются доли. - Как сравнить доли.
|
Личностные: проявлять интерес к учебному процессу Познавательные: Регулятивные: моделирование Познавательные: обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт Регулятивные: Целеполагание, планирование Коммуникативные: слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции. |
4.Усвоение новых знаний и способов действий (10 мин)
| -Ребята, а как это - разделить на доли? - Что такое доля? Слайд5 Карточка на доска :доля часть Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей. - На столе у вас лежит полоска бумаги. Она целая. (Принесли из дома заготовки) 2.Вырежте полоску бумаги ( прямоугольник со сторонами 12 см и 1 см. Согните её пополам так, чтобы стороны длиной 1 см совпали. ) Сколько частей у вас получилось? - Какие эти части? Слайд 5 Карточка на доске: доля равная часть - Какой можно сделать вывод? - А как назвать эту долю и как записать, вы знаете? Рассмотрите в оранжевой рамке отрезок а). Расскажите, как получена закрашенная часть этого отрезка? Прочитайте, как на языке математики называется эта часть и как записывается.  Аналогично работают со второй частью задания 2.Получившуюся полоску ещё раз согните пополам таким же образом. Разверните. На сколько долей линия сгиба разделила полоску?Прочитайте, как назвать и записать обозначенный отрезок. Назовите и запишите в тетрадь полученную долю полоски. Объясните как в оранжевой рамке получили 1/3 долю отрезка. Какое открытие мы сделали, прочитав текст в оранжевой рамке учебника? Слайд 6 | Доля – это часть Выполняют задание 2 на странице 76. - Две части. - Одинаковые (равные)
-Доля-это одна из равных частей - Пока не знаем - Подпишите закрашенную часть полоски. Одна вторая доля. Записывают – ½. Одна четвёртая доля. Записывают – 1/4. Целый отрезок разделили на три равные части, взяли одну часть. Это 1/3доля отрезка. - Дан отрезок. Мы его принимаем за целое. На сколько частей он поделен? Какая часть выделена? Как она называется на языке математики? Как она записывается? |
Познавательные: логические – анализ, сравнение объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: оценивать сложившуюся учебную ситуацию; высказывать свои предположения. Познавательные: извлекать информацию из иллюстраций, текст учебника; перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; ориентироваться на развороте учебника; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные:организовывать свою деятельность; выполнять учебные действия, руководствуясьинструкциями учителя; высказывать своё предположение на основе жизненного опыта, работы с учебником. Коммуникативные:оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других |
Физминутка (30 сек) | | | Регулятивные: организовывать свою деятельность
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций; на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: осуществлять самоконтроль, выполнять учебные действия в соответствии с инструкциями учителя , |
5. Первичное закрепление изученного (5 мин)
| 1)Работа с учебником. Стр. 77 №3  - Прочтите и объясните, как образовалась доля целого. Работа на магнитной доске. - Посмотрите на магнитную доску на ней прикреплены круги. Они разделены на доли . - Покажите 1\3 долю круга , запишите. - Покажите 1\5 долю, запишите. - Покажите 1\6 долю, запишите - Покажите 1/8 долю, запишите - Покажите 1/2 долю, запишите | - Целое яблоко разрезали на шесть равных частей, взяли одну часть . Это одна шестая доля. И т.д. |
6. Применение знаний и способов действий (6 мин)
| Работа в парах. Карточки: изображено 10 фигур, каждая разделена на доли. Надо подписать закрашенную долю . Слайд 7,8 Работа в группах. - Работая в группе, заполните пустые строки в таблице доля | название | 1 2 | | | одна четвертая | 1 3 | | | одна шестая | 1 12 | | Слайд 9 3)Работа в парах - У вас на столах конверт, в нём задание для работы в паре. Миша и Даша пригласили гостей. Весь класс! Даша 5 девочек, Миша 7 мальчиков. Одного торта будет достаточно для всех? Испекли два одинаковых торта. Мальчикам – один, девочкам – другой. Восстановите две модели тортов. - На сколько одинаковых долей разрезали торт девочкам? - Как назвать эту долю?
- На сколько равных долей разрезали торт мальчикам? - Как назвать эту долю?
- Что обозначает число под чертой? - Что обозначает число над чертой?
- Как вы думаете чьи куски будут больше? Слайд 10,11 | Сверяют с образцом на слайде. Проверка по эталону. Дети в парах склеивают торты. - Первые 2 пары рассказывают , как выполняли работу.
- На шесть
- Одна шестая.
- На восемь - Одна восьмая. -На сколько равных частей делили. - Выделили одну часть - Куски девочек | Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.
Познавательные: перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; делать выводы в результате совместной работы в паре, группе. Регулятивные:организовывать свою деятельность, осуществлять самоконтроль; выполнять учебные действия в соответствии с инструкциями учителя. Коммуникативные:слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим |
Физминутка (30 сек) | | | |
7.Первичный контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
(5 мин) | 1.Игра “Найдите пару”. ( По классу развешаны рисунки фигур, их нужно открепить и соотнести с записью доли на доске. Одна фигура разделена на четыре неравные части ) Найдется ли ей пара? 2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа по учебнику, стр. 77 №4.  - А сейчас проверим то, что сделали, по образцу за крылом доски. | Ученик выполняет задание за крылом доски. | Регулятивные:контроль, коррекция |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин) | - А теперь познакомимся с домашним заданием. Я приготовила для вас карточки с заданиями разной сложности. - Зеленая – самое легкое задание: определить и записать доли; жёлтая – задание посложнее: указать доли, решить примеры (с.81 № 6); белая – указать доли, подобрать числа так, чтобы получились верные равенства (с.77 № 7)
| | Личностные: самоопределяться при выборе индивидуальных заданий |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(4 мин) | - Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке? - Что мы должны были узнать? – Что такое доля? - Чему должны были научиться на уроке
- Достигли мы поставленных целей? - Что показывает число под чертой?
- Что показывает число над чертой?
- Подумайте и закончите одно из предложений:
- Сегодня на уроке я узнал… - Я научился… - Мне понравилось… - Я расскажу… - Где вы можете использовать полученные новые знания? Слайд 12
- Давайте вместе приготовим для гостей шуточный пирог из долек. У вас на партах лежат три цветные доли пирога. Если вам было интересно на уроке и если вы всё поняли, не допускали ошибок, то выберите желтую долю. Если возникали затруднения, то синюю; если осталось много непонятного, то красную. Давайте посмотрим, что у нас получилось. – Каких долек больше? Что это значит? – Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать? - Благодарю всех за работу! | - Что такое доля - Часть целого - Делить целое на доли, называть и записывать доли. - Достигли - На сколько чертей разделено целое - Взята одна доля - Что такое доли - Записывать и делить на доли. - Понравилось работать в паре. - Я расскажу родителям как можно поделить на доли и это записать. - При угощении, делении поровну. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия Личностные: осуществлять самооценку. Познавательные: уметь сравнивать цель и результат. Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме |