2 | Этап актуализации субъективного опыта учащих | Сегодня на урок я приглашаю вас в литературную гостиную. ( Знакомство с художественными произведениями.) Нашим помощником будет эпиграф: «Чуткому сердцу откроются тайны» Сегодня мы проведём урок в литературной гостиной одного выдающегося русского писателя, которого хорошо знают люди нашей страны и за рубежом. -Хотите узнать его фамилию? Его имя зашифровано в таблице. Надо зачеркнуть одинаковые буквы в каждом столбце, и вы узнаете, о ком пойдёт речь. Лев Николаевич Толстой -Кто из вас уже знаком с творчеством писателя? А вот сейчас мы и проверим ваши знания.Вы готовы? Игра: «Вспомни и назови» Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку в одно время с собаками схватил его, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак…(Котёнок.) Вася никогда не ел слив, и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел… (Косточка.) Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся: - Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил? -А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают… (Два товарища.) -Мне приятно, что вы уже читали произведение Толстого. Ведь не зря в народе говорят: «Кто много читает-много знает!» | Знакомство с художественными произведениями.) Да Дети работают с таблицей. Читали в 1,2 классах Дети слушают и называют автора и название Лев Николаевич Толстой (Котёнок.) Лев Николаевич Толстой (Косточка.) Лев Николаевич Толстой (Два товарища.) | На доске эпиграф «Чуткому сердцу откроются тайны» Слайд 1 Лев Николаевич Толстой 1828-1910гг |
3 | Этап изучения нового материала. | Консультант по чтению познакомит нас с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого. -Спасибо нашим консультантам. Где вы брали информацию о писателе? | Подготовленный ученик рассказывает о Л.Толстом 1уч---Л.Н. Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад, а умер в 1910г. Он прожил 82г. И всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов. Л.Н. родился и провёл детство в имении «Ясная Поляна». Мама умерла рано, когда ему было 2 года. Его окружили заботой и вниманием со стороны отца и бабушки. Все, окружающие его люди, были для него хорошими и родными людьми. Маму свою не помнит, но о ней все говорили, как о добром, отзывчивом человеке. В 17 лет Л.Н. поступил в Казанский университет на иностранные языки. После окончания, начал писать книги. Изучал историю, музыку, рисование, медицину. Много путешествовал. В справочниках, интернете. | Рассказ сопровождает презентация о писателе Один рассказывает — другой переключает слайды. |
| Работа с учебником. Беседа после первичного прослушивания Словарная работа. физкультминутка Постановка проблемных вопросов: Работа в группах | -В нашу литературную гостиницу вы пришли не с пустыми руками. -Я предлагаю вам прорекламировать свои книжки, опираясь только на обложку. Посмотрите сколько книг. Произведений много. Мы видим, что здесь разные жанры и сказки и рассказы, а вот жанр одной книжки нам пока не знаком. Кто догадался о какой книжке я говорю? Кто главные герои? Вам помогут загадки. 1.-С царственной гривой, С гордой походкой Осмотрит свои он владения зорко Даже не думай встать на пути- С царской особой ты не шути. 2. -Я лучший сторож дома -и с детства всем знакома Что вы можете сказать об этих животных? Если чувства у животных:такие, как сострадание, преданность? Что будем делать на уроке? Правильно а ещё мы попробуем о пределить: умеем ли мы испытываеть какие-то чувства, читая произведение. Могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Откройте хрестоматию, найдите это произведение (стр 162) – История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём до конца жизни. Это новый жанр-быль – А видел кто – нибудь, как кормят зверей в зоопарке? Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.
Чтение были -Понравился рассказ? -Вы очень внимательно слушали эту историю. -Так ответьте мне на вопрос: -О чем эта быль? (О любви и привязанности животных друг к другу) - Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? Выберите слово которое соответствует вашему чувству сейчас. - Назовите главных героев были. (Лев и собачка). - Где происходит действие? (в зверинце) - Какой эпизод показался вам самым напряженным? Словарная работа. Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов. Смысл каких слов вам был не понятен? Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке. Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки.
1) Чтение первой части (начало) - Какие чувства вызвал поступок этого человека? Выслушиваются ответы детей. - Что собачка чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.) На доске - слово "тревога". 2) Чтение второй части - Я знаю, что вы любите читать. Что вы знаете о льве? - Какое это животное? (Хищник, царь зверей.) - Как ведет себя лев? Прочитайте. - Какими словами автор показал, что он хищник? (Поделимся. Лев оторвал кусок.) - Какое это чувство? (Забота.) На доске - слово "забота". Автор показал благородство льва. Так произошла их встреча. 3) Чтение третьей части - Какие чувства испытывает собачка? (Вечером ... и сложила свою голову.) - Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.) На доске - слово "доверие". - Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу. - Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.) На доске - слово "тоска". - Найдите слова, с помощью которых автор передает эту тоску? зачитайте Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев - хищник. Он в ярости разрывает другую собаку. - Как вы думаете, правильно ли кормить зверей в зоопарке бездомными животными? -Почему недопустимо подобное отношение к бездомным животным? Разделимся на 2 группы: вам нужно будет выбрать ту пословицу которая на ваш взгляд подходит к тексту. - Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.) -Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. -Как вы понимаете его смысл? (Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее.)
-А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей? -Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами! | Выставка книг. Дети по очереди выходят и представляют книгу.ставят на полочку -Не знаем Лев Собака Открываю обложку книги Лев – сильный, красивый, его считают царём зверей. Собака – умная, верная, её держат для охраны. Читать, работать с текстом, рассуждать, работать в парах. Узнаем почему эти слова можно объединить, познакомимся с новым произведением, если чувства у животных? Быль - это то, что было в прошлом, в действительности. Значит события, которые описаны в рассказе происходили на самом деле. Дети выбирают и на доску выставляют слова: (Гнев, печаль, удивление, разочарование.) 1.Встреча льва и собачки 2 Дружба животных Выслушиваются ответы детей. 3. Смерть друзей. Работа в группах Кормить в зоопарке зверей бездомными животными - это неправильно. - Это бесчеловечно, жестоко; - это наши братья меньшие | Книгу пока не поворачивать Презентация сопровождает загадки. Слайд-лев Слайд -собачка Энциклопедия о животных Карточки-слова Слайды словарная работа Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки. На доске - слово "тревога" (слайд) На доске - слово "забота".
На доске - слово "доверие".
1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат. 2. Храброму смерть не страшна. 3. Один за всех и все за одного. 4. Сила сломит всё, а ум силу.
слайд |