СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю проект урока по литературному чтению. 

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по литературному чтению»

Урок литературного чтения

Тема: Толстой Л.Н. «Лев и собачка»

Класс: 3

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного диалога

Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного суждения

Задачи урока:

Образовательная:

-познакомить учащихся с былью Толстого Л.Н. «Лев и собачка»;

-продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам.

Развивающая:

-способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы;

-развивать речь учащихся.

Воспитательная:

-воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим;

-способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, умение работать в парах.

Планируемые результаты:

Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.

Метапредметные:

-познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;

-регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;

-коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.

Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», выставка книг Л.Н. Толстого «Лев и собачка», презентация , карточки, сердечки, индивидуальные индивидуальные карты.,пословицы

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться в учебнике.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Развивать умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

4. Учиться работать по плану.

Личностные результаты:

1. Развивать умение выражать своё отношение, эмоции к героям.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Формировать умение оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.



Проект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1

Организационный момент

Психологический настрой

1мин

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Чтобы многое узнать

Книги надо нам читать.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Настрой на работу.


2

Этап актуализации субъективного опыта учащих

Сегодня на урок я приглашаю вас в литературную гостиную.

  • Как вы понимаете, что такое гостиная?

  • - А литературная?

( Знакомство с художественными произведениями.)


Нашим помощником будет эпиграф: «Чуткому сердцу откроются тайны»

Сегодня мы проведём урок в литературной гостиной одного выдающегося русского писателя, которого хорошо знают люди нашей страны и за рубежом.

-Хотите узнать его фамилию?

Его имя зашифровано в таблице. Надо зачеркнуть одинаковые буквы в каждом столбце, и вы узнаете, о ком пойдёт речь.


Лев Николаевич Толстой

-Кто из вас уже знаком с творчеством писателя? А вот сейчас мы и проверим ваши знания.Вы готовы?

Игра: «Вспомни и назови»

  1. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку в одно время с собаками схватил его, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак…(Котёнок.)

  2. Вася никогда не ел слив, и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел… (Косточка.)

  3. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

-А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают… (Два товарища.)

-Мне приятно, что вы уже читали произведение Толстого. Ведь не зря в народе говорят: «Кто много читает-много знает!»






Знакомство с художественными произведениями.)









Да

Дети работают с таблицей.





Читали в 1,2 классах



Дети слушают и называют автора и название







Лев Николаевич Толстой (Котёнок.)






Лев Николаевич Толстой (Косточка.)









Лев Николаевич Толстой

(Два товарища.)










На доске эпиграф «Чуткому сердцу откроются тайны»




Слайд 1

Лев Николаевич Толстой 1828-1910гг

3

Этап изучения нового материала.

Консультант по чтению познакомит нас с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого.

























-Спасибо нашим консультантам.

Где вы брали информацию о писателе?

Подготовленный ученик рассказывает о Л.Толстом

1уч---Л.Н. Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад, а умер в 1910г. Он прожил 82г. И всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов.

Л.Н. родился и провёл детство в имении «Ясная Поляна». Мама умерла рано, когда ему было 2 года. Его окружили заботой и вниманием со стороны отца и бабушки. Все, окружающие его люди, были для него хорошими и родными людьми.

Маму свою не помнит, но о ней все говорили, как о добром, отзывчивом человеке.

В 17 лет Л.Н. поступил в Казанский университет на иностранные языки. После окончания, начал писать книги. Изучал историю, музыку, рисование, медицину. Много путешествовал.

В справочниках, интернете.

Рассказ сопровождает презентация о писателе

Один рассказывает — другой переключает слайды.





































Работа с учебником.






Беседа после первичного прослушивания




















Словарная работа.





























физкультминутка


























Постановка проблемных вопросов:



















































Работа в группах

-В нашу литературную гостиницу вы пришли не с пустыми руками.

-Я предлагаю вам прорекламировать свои книжки, опираясь только на обложку. Посмотрите сколько книг.

Произведений много. Мы видим, что здесь разные жанры и сказки и рассказы, а вот жанр одной книжки нам пока не знаком. Кто догадался о какой книжке я говорю? Кто главные герои?


Вам помогут загадки.

1.-С царственной гривой,

С гордой походкой

Осмотрит свои он владения зорко

Даже не думай

встать на пути-

С царской особой ты не шути.

2. -Я лучший сторож дома -и с детства всем знакома

Что вы можете сказать об этих животных? Если чувства у животных:такие, как сострадание, преданность?



Что будем делать на уроке?

Правильно а ещё мы попробуем о пределить: умеем ли мы испытываеть какие-то чувства, читая произведение.

Могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык?

Откройте хрестоматию, найдите это произведение (стр 162)


– История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём до конца жизни. Это новый жанр-быль

– А видел кто – нибудь, как кормят зверей в зоопарке?

Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.



Чтение были

-Понравился рассказ?


-Вы очень внимательно слушали эту историю.

-Так ответьте мне на вопрос:

-О чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)


- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? Выберите слово которое соответствует вашему чувству сейчас.


- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).


- Где происходит действие? (в зверинце)


- Какой эпизод показался вам самым напряженным?



Словарная работа.


Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Смысл каких слов вам был не понятен?


Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.


Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.


Барин – богатый человек, который имеет прислугу.


Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.


Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.


Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.


Издохла – умерла.


Засовы – большие дверные задвижки.



1) Чтение первой части (начало)

- Какие чувства вызвал поступок этого человека?

Выслушиваются ответы детей.

- Что собачка чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)

На доске - слово "тревога".

2) Чтение второй части

- Я знаю, что вы любите читать. Что вы знаете о льве?

- Какое это животное? (Хищник, царь зверей.)

- Как ведет себя лев? Прочитайте.

- Какими словами автор показал, что он хищник? (Поделимся. Лев оторвал кусок.)

- Какое это чувство? (Забота.)

На доске - слово "забота".

Автор показал благородство льва. Так произошла их встреча.

3) Чтение третьей части

- Какие чувства испытывает собачка? (Вечером ... и сложила свою голову.)

- Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)

На доске - слово "доверие".

- Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

- Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.)

На доске - слово "тоска".

- Найдите слова, с помощью которых автор передает эту тоску? зачитайте

Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев - хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.

- Как вы думаете, правильно ли кормить зверей в зоопарке бездомными животными?

-Почему недопустимо подобное отношение к бездомным животным?


Разделимся на 2 группы: вам нужно будет выбрать ту пословицу которая на ваш взгляд подходит к тексту.

- Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)

-Давайте еще раз обратимся к эпиграфу.

-Как вы понимаете его смысл?

(Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее.)



-А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?

-Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!

Выставка книг.



Дети по очереди выходят и представляют книгу.ставят на полочку







-Не знаем








Лев


Собака

Открываю обложку книги

Лев – сильный, красивый, его считают царём зверей.

Собака – умная, верная, её держат для охраны.


Читать, работать с текстом, рассуждать, работать в парах.


Узнаем почему эти слова можно объединить, познакомимся с новым произведением, если чувства у животных?











Быль - это то, что было в прошлом, в действительности. Значит события, которые описаны в рассказе происходили на самом деле.













Дети выбирают и на доску выставляют слова:

(Гнев, печаль, удивление, разочарование.)












































1.Встреча льва и собачки







2 Дружба животных










Выслушиваются ответы детей.





3. Смерть друзей.











































Работа в группах



Кормить в зоопарке зверей бездомными животными - это неправильно.

- Это бесчеловечно, жестоко;

- это наши братья меньшие










Книгу пока не поворачивать


Презентация сопровождает загадки.








Слайд-лев


Слайд -собачка







Энциклопедия о животных




































Карточки-слова











Слайды

словарная работа

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.


Барин – богатый человек, который имеет прислугу.


Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.


Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.


Издохла – умерла.


Засовы – большие дверные задвижки.












На доске - слово "тревога"



(слайд)









На доске - слово "забота".







На доске - слово "доверие".































1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
4. Сила сломит всё, а ум силу.













слайд




Рефлективно-оценочный.


Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, повышение интереса к домашнему заданию.


– Так с каким же рассказом мы сегодня познакомились? Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа?.

Запомните, ребята:

“Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека”

Разрешите мне подарить вам на память сердца а вы напишите, какие чувства там возникли, может там поселилась доброта, сочувствие.






















Слайд“

Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека”




Получают сердечки


Задание на дом.

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, повышение интереса к домашнему

-Мы побывали в гостиной у Л.Н. Толстого.

- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)

- С каким чувством вы уходите с урока?

Кого бы вы отметили на уроке, похвалили?

Дома на ваш выбор я предлагаю:

-придумать свою концовку рассказа но весёлую

-нарисовать рисунок, посвящённый защите животных

Ваши творческие работы будут соответственно оценены.

Спасибо всем за урок.



(О преданности и любви животных друг к другу)













Дифференцированное задание