СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проект заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а человек оказывается в сложной ситуации, ведь его не научили в школе «умению учиться», а только дали определенный набор знаний, который стремительно устаревает в наш век информационных технологий. Поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.

Просмотр содержимого документа
««Проект заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»»



«Проект заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий

на уроках русского языка и литературы»








Подготовила: Сабирова С.Н.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №9 имени А.С.Пушкина ЗМР РТ»






















2016

Проект заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а человек оказывается в сложной ситуации, ведь его не научили в школе «умению учиться», а только дали определенный набор знаний, который стремительно устаревает в наш век информационных технологий. Поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.

В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт).

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение ими создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Сущность понятия «универсальные учебные действия» в научной литературе трактуется по-разному. В широком значении сам термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих школьнику способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции УУД:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,

- ставить учебные цели,

- искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,

- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.



. Виды УУД.

Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (внутренняя позиция, мотивация и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические, постановка и решение проблем) и коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, постановка вопросов).

Для реализации УУД применяются различные педагогические технологии:

1. «Сотрудничество».

2. «Учебные ситуации».

3. Проектная деятельность.

4. Уровневая дифференциация.

5. Информационные и коммуникационные технологии.

Формирование у учащихся личностных УУД.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование (мотивация), т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, в презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений и т.д. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти свое место в жизни, сориентироваться в моральных нормах.

Задание «Анализ текста».

Дети получают карточки с текстом:

Первый раз на коне.

Шаг коня стал торопливее кончилась рожь и мы с Буркой вышли на вытоптанный лошадьми двор. Широкие в..рота к..нюшни были ра..пахнуты и в темном проеме в с..рае ржал игриво маленький ж..ребенок.

Бурка, не..бавляя шага, шел в свой пропахший сеном, овсом и лошадиным потом дом, неся туда же и меня. Пока мы плыли с ним по полям, я больше всего на свете боялся упасть с него, думая почему-то, что он обязательно раздавит меня подкованными к..пытами.

Страх так въелся в мою душу, что я не в силах был и теперь, возле в..рот к..нюшни, перекинуть ногу через спину коня и, держась за холку, ..прыгнуть на землю. Радость, когда я увидел к..нюшню, бе..ледно и..чезла. Дверной проем показался мне ч..рной пастью. Все во мне ..жалось, когда Бурка простучал к..пытами передних ног по дощатому настилу перед входом и в этот момент меня бе..жалостно и грубо стукнул вдруг по лбу кто-то непонятный и злой. Я не понял, как очутился на земле.

— Ты чего это голову не пригнул? — услышал я ворчливый голос склонившегося надо мной конюха. Я не ..держался и ра..ревелся.

(По Г. Семенову.)

Выполните следующие задания:

  1. Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи.

  2. Определите основную идею.

  3. Составьте тезисный план: озаглавьте каждый пункт плана цитатами из текста:

А)

В)

Б)

Г)



  1. Вставьте недостающие буквы и знаки препинания. Объясните.

  2. Заполни таблицу словами из текста.

    Приставка с-

    Приставка

    на

    на




  3. Выделите слова, словосочетания, которые передают чувства героя . Используя данные слова , напишите краткое изложение по данному тексту.

Заполните таблицу примерами из текста:

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Наречие

 

 

 

 

 




Задание «Главная мысль». 8 класс

Тема урока: «Односоставные предложения»

Цель: научиться выделять главную мысль.

Дети получают распечатанный текст на карточках с заданиями:

Выразительно прочитайте текст:

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте условия выбора одной и двух Н в наречиях на –о, -е, указывая в скобках прилагательные или причастия, от которых образованы эти наречия.

Ихтиандр рассея…о (___________________) смотр…т вверх. Над ним водя…ой свод сплош… усея…ый огоньками св…тящихся морских ж… вотных. Тума…о (___________________) свет… тся кое-где голубоватые и роз … ватые скопления неведомых существ. Медле…о(_______________________) движутся шары излучающие мяг…кий зелен… ватый свет. Совсем нед …леко от Ихтиандрацарстве… о (________________________) проплывает огромная медуза. Она похожа на лампу пр…крытую затейл…вым абажуром с круж…вами и дли…ой б…хромой. Б…хрома размере…о (________________________) покач…вается как от лёгкого ветра при каждом движени.. медузы. На отм…лях уже заг…релись морские звёз­ды. В глуби…ых водах быстро мелькают огни крупных ночных хищ…ников. Они стр…мительно (________________________) г…няются друг за другом кружатся гаснут и вспых…вают снов… Вновь отм…ль. Пр…чудл…вые стволы и ветви кораллов освеще…ны изнутри голубым розовым зеленым белым огнём. Одни кораллы г…рят бледным м…гающ…м светом, другие похожи на ра…калё…ый добел… металл.

(По роману А.Р. Беляева «Человек-амфибия»)



  1. Определите стиль и тип речи.

  2. Какие средства речевой выразительности использованы автором?

  3. Замените словосочетание ветви кораллов, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласования.

  4. Во втором абзаце подчеркните грамматические основы предложений.

  5. Найдите в предложениях обособленные определения, выделите их.

  6. Выпишите из текста односоставное (-ые) предложение (-я), определите вид.

  7. Разберите по составу указанные наречия, определите способ их образования:

мужественно, размеренно, издали



или другое упражнение

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Что такое станцио…ый смотритель? Сущий муче…ик четырнадцатого класса ограждё…ым своим чином токмо от побоев и то (не) всегда… Покою ни днём ни ночью. Всю досаду накопле…ую (во) время скучной езды путеше…стве…ик вымещает на смотрителя. Погода (не) сносная дорога скверная ямщик упрямый лошади – (н…) везут – а в…новат смотритель. Входя в бедное его жилище проезжающий смотр…т на него как на врага; хорошо если удаст…ся скоро избавит…ся от (не) проше…го гостя… (А.С.Пушкин)

  1. Укажите ключевые слова текста. Как они связаны с содержанием повести А.С.Пушкина?

  2. Подберите синоним к слову бедное (жилище)

  3. Выпишите устаревшее (-ие) слово (-а).

  4. Из текста выпишите слово (-а), в котором (-ых) правописание одной или двух букв в суффиксах определяется правилом: «Если причастие и отглагольное прилагательное имеет приставку (кроме не-), в суффиксе пишется две буквы Н»

  5. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.


или такое:

Внизу огорода , где р..стет капуста, вырыт колодец. Колодец как яма,только стенки его выл..жили камнем. Ближе к воде он пор..с мхом,покрылся мокрой плесенью. Сюда, в мох,выпрыгивают лягушки. Они тоже з..леные, и сначала я с трудом узнаю их. Мы с Галькой швыряем в лягушек комья. Лягушки появля..ся все реже, взб..раются невысоко, жмут..ся ближе к воде. Я л..жусь над колодцем. В ч..рной воде его появляет..ся мое отражение, я улыбаюсь ему, оно улыбает..ся мне. З..лененькая, бл..стящая от воды лягушка высовывает остренькую мордочку, уп..рается лапкой в камень... И тут я размахиваюсь. ..Все происходит очень быстро, я чувствую, что лечу, руками не за что уцепит..ся, внутри зам..рает, и я не успеваю опомнит..ся, как влетаю в воду.

( По Л. В. Латьевой. )

* Спишите текст.

*Вставьте пропущенные буквы.

*Выделите корни с чередованием и обозначьте условия выбора гласных.

*В каких словах с пропущенными буквами безударные гласные корня проверяются ударением?

*Надпишите над глаголами вид.

*Докажите, что это текст.

*Укажите, какие средства речевой выразительности используются в предложении:

"Зелененькая, блестящая от воды лягушка высовывает остренькую мордочку, упирается лапкой в камень... ."

1.Метонимия.

2.Эпитеты.

3.Метафора.

4.Сравнительный оборот.

*Напишите сочинение-рассуждение "Зачем нужна орфография?"

Комплексный анализ текста

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Слово добр..го п..желания и приветствий (здравиц, то есть п..желаний здоровья при встреч(и/е) и на п(и/е)ру) пр..зыва(и/е)т на того, кому оно высказ(ы/о)вается, счастье, довольство, креп..сть тела и успех в д..лах. (2)Наоборот, слово проклятия или злого п..желания влеч(о/ё)т за собой гибель, б..лезни и разные беды…(3)У нас вер..ли в ст..рину, что бывают счастливые и (не)счастные часы, и доселе существу..т поговорка: (4)«В добрый час сказать, в худой промолчать». (5)Ра(с/сс)казывая о каком(нибудь) (не)счасти(и/е), люди сп..шат пр..бавить: (6)«Не при нас будь сказа(н/нн)о». (7)Таким образом, верование в могущество слова сл..валось с верою в судьбу, которая определя..т людские доли. (А.Афанасьев)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Из предложений 1, 5 выпишите сказуемые. Укажите вид сказуемого.

7. Из предложений 1, 5 выпишите по одному примеру словосочетаний типа подчинения согласование, управление, примыкание.

8. Укажите номера предложений с вводными словами. Подчеркните в тексте их + + + + +

9. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. Выделите его в тексте соответственно синтаксической роли.

10. Выпишите из текста краткое причастие. Выделите в нём морфемы.

11. Выпишите из текста три глагола II спряжения.

12. Какие пожелания добра вы знаете? Запишите.

Формирование у учащихся регулятивных УУД.

- Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями.

Типовые задания для формирования регулятивных УУД.

Учебные действия

Типовые задания

Целеполагания

Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»

Планирование

«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?»

Осуществления учебных действий

«Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова

Прогнозирование

Регулятивные прогнозирования

«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

Контроль и самоконтроль:

Регулятивные контроля и самоконтроля. Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…».

Коррекция

Регулятивные коррекции

«Установи правильный порядок предложений в тексте»

Оценка

Регулятивные оценки

«Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»

Саморегуляция

Регулятивные саморегуляции.

«Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательная гимнастика

Материал в учебнике, презентациях, на уроках подается так, чтобы ученики оказались в обстановке творческого поиска, умственного напряжения: даются различные проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов.

Типовые задачи по формированию регулятивных УУД
на уроках русского языка

Задание в 9 классе. Заполните текст, содержащий теоретический материал

1.Предложения, части которого связаны при помощи сочинительных союзов, называются… .

2.Предложения, части которого связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов, называются … .

3.Бессоюзные сложное предложения – это ….


Аналогичные задания в любом классе.

Школьники работают самостоятельно с учебником. В добывание знаний включен каждый, даже слабоуспевающий по окончании работы тянет руку, чтобы показать, что он справился с заданием и готов ответить.


Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данном члене предложения по плану». 5 класс.

Темы уроков «Подлежащее», «Сказуемое», «Дополнение», «Обстоятельство», «Определение».

Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.

Задание: Расскажи все, что ты знаешь о дополнении (определении, обстоятельстве и т.д.) по плану:

  1. Что это такое?

  2. Что обозначает?

  3. На какой вопрос отвечает?

  4. Какими частями речи может быть выражено?

  5. Как подчеркивается?

Все ли верно в вашем рассказе? (дети читают правило в учебнике).

Формирование у учащихся познавательных УУД.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Типовые задачи по формированию познавательных УУД
на уроках русского языка.

Задание «Слепая таблица». 5 класс.

Тема урока: «Сказуемое».

Описание задания: Учащимся предлагается вспомнить все, что они изучали о сказуемом на прошлом уроке, заполнить таблицу и по заполненной таблице рассказать о сказуемом.

В предложениях подчеркните грамматическую основу. Расскажите о сказуемом, заполнив данную таблицу:

Предложение

Вопрос к сказуемому

Чем выражено сказуемое

Ненависть – плохой советчик.

 

 

Народные сказки о животных довольно поучительные.

 

 

Птицы деловито расхаживают по скалам.

 

 

Сказка – это произведение устного народного творчества.

 

 


Задание . 8 класс.

Тема урока: «Буквы е-и в корнях с чередованием».

Описание задания:

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Вставьте пропущенные буквы, выделите корни с чередованием и обозначьте условия выбора гласных.

Выт_рал, но так досуха и не выт_р, разб_рал записи, зап_рать шкатулку было нетрудно, а отп_реть не уд_лось, пот_ряли ключ, выж_гать по дереву интересно, он выж_г свое имя, подст_лить коврик, заст_лать постель, подб_решь по цвету, бл_стающий мир, редкое соч_тание красок, зам_реть от восторга, откл_нился от курса, переходный возр_ст.

  • В каких словах с пропущенными буквами безударные гласные корня

  • проверяются ударением?

  • Какие фрагменты можно представить как отдельные предложения? Охарактеризуйте каждое простое предложение (односоставное или двусоставное, если односоставное, то какого вида).




Задание «Заполнение таблицы по тексту». 6 класс.

Тема урока: «Правописание приставок –ПРИ –ПРЕ».

Этап актуализации знаний (вспомнить, что изучали о приставках в 5 классе).

Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст и выполнить различные задания к нему. Можно добавить задание на развитие личностных УУД: попробуйте сказать своими словами, в чём главная мысль этой басни? (люди слабы поодиночке и сильны единством).

Детям раздаются карточки:

Прочитайте басню Л. Н.Толстого «Отец и сыновья» и выполните задания:

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте»!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».

- В чем главная мысль этой басни?

- На какие группы делятся все приставки?

- Заполнить таблицу примерами из данного текста:

 

Неизменяемые приставки

Изменяемые приставки

Приставки, зависящие от

значения

 

 

 

Формирование у учащихся коммуникативных УУД.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- управление поведением партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение правильному и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, при передаче другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими учащимися и учителем.

Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Использование данной формы работы позволяет всем ребятам участвовать в деятельности, трудиться, незанятых детей на уроках не остается.

Наиболее целесообразно применять работу в парах на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный багаж знаний по пройденным темам или разделу. Однако работу в парах можно применять и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.

Здесь можно привести пример деятельности детей, приводящей к развитию коммуникативных УУД: ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проверить правильность выполненного задания. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.

Плюсы использования групповой работы на уроках для формирования коммуникативных УУД:

1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают

2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты.

3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу.

4) Знания усваиваются лучше.

5) Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх 

Типовые задачи по формированию коммуникативных УУД
на уроках русского языка.

Задание «Подготовь связный рассказ на определенную тему».

Цель: развитие у учащихся самостоятельности мышления, умения работать с литературой, выбирать главное, выступать на публике, отвечать на поставленные вопросы.

Описание задания: детям предлагается домашнее задание составить свой связный текст на определенную тему, например: «Служебные части речи», «Стили речи» и т. д. и подготовиться к возможным вопросам по этой теме.

Задание: Поработай над своей устной речью. Подготовь связный рассказ на тему…

Задание «Проверь знания у соседа». 6 класс.

Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».

Форма выполнения задания: работа в парах.

Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.

Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, после выполнения задание также оценивается соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки).

Задание:

Теоретический блок:

План:

  1. Что такое словообразование?

  2. Какие 7 способов словообразования вы знаете?

  3. Что такое словообразовательный разбор?

  4. Что такое словообразовательная цепочка?

После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.

Практический блок:

  1. Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, водяной (существительное), выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход.

Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность, обогревательный.


. Часть 3 экзаменационной работы в 9 классе предполагает написание сочинение-рассуждение.

При обучении написанию сочинения-рассуждения у обучающихся формируются все универсальные учебные действия.

Обучать сочинению-рассуждению можно как на уроках развития речи, так и при изучении грамматических тем. Например, на уроке по теме «Повторение по теме « Сложноподчиненные предложения» по текстам упражнения … учащимся предлагаю следующие задания:


1. Какая тема объединяет тексты? Определите главную мысль и озаглавьте; выпишите ключевые слова и словосочетания.

2. Определите стиль и тип речи; обоснуйте примерами из текстов свои ответы.

3. Знаете ли вы героев ВОВ? Расскажите об их подвигах.


На дом девятиклассники получают задание - написать сочинение-рассуждение на тему «Подвиг».


Самостоятельная работа на уроках русского языка в старших классах является одним из способов формирования универсальных учебных действий. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (РАБОТА С ТЕКСТОМ) 6 КЛАСС



Прочитайте текст и выполните задания по нему.



Муром — древний русский город на юго-востоке Владимирской области. Более 11 столетий стоит он на реке Оке. Название городу оставили финно-угорские племена «мурома», жившие здесь 15 веков назад. Муром - город многочисленных легенд и преданий. Это родина самого известного и загадочного русского богатыря — Ильи Муромца. Знаменитые Муромские дремучие леса с Соловьем-разбойником, Муромская дорожка и три сосны. Край былинный и сказочный.

По старинной легенде в 13 веке жил а этих местах Змий-оборотень. Много горя он принёс муромчанам. В то время в городе правил князь Пётр. Раздобыл он сказочный меч-кладенец и сразил страшного врага. Но ядовитые капли крови дракона попали на князя, и Пётр заболел смертельной болезнью. Спасла его от тяжёлого недуга простая крестьянка Февронья. Но с одним условием: князь должен был жениться на ней. Пётр обвенчался со своей спасительницей. А кичливые и завистливые бояре не признали княгиню и выгнали Февронью из Мурома. Но и князь ушёл в изгнанье вслед за своей супругой.

Начались в городе междоусобицы и беспорядки. Не смогли муромчане жить без правителя и попросили князя с княгиней вернуться в Муром.

Пётр и Февронья прожили долгую жизнь в любви и согласии, а умерли в один день и час. Завещали супруги положить их в одну каменную гробницу. Но муромчане ослушались, а наутро супруги оказались вместе. Их опять разъединили, но чудо повторилось. Так и оставили влюблённых рядом.

Русская церковь причислила Петра и Февронью к лику святых как покровителей супружеской любви и семейного счастья. В 2003 г. муромчане предложили объявить день святых-Петра и Февроньи, 8 июля, русским праздником влюблённых.

Во всём городе Муроме ощущается древняя русская история. При въезде в город стоят три сосны и былинный камень в память о славном богатыре — защитнике русской земли. Златоглавые церкви и белокаменные монастыри сохраняют дух вечности и святости, В Муроме четыре действующих монастыря. Самому старинному более 900 лет, Муром — былинный русский город, хранитель русской старины.



Задание 1

Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том как

1) Илья Муромец победил Соловья-разбойника

2) бояре выгнали из города Февронью

3) во всём городе Муроме ощущается древняя русская история

4} происходили в Муроме чудеса после смерти Петра и Февроньи



Задание 2

Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

1) князь Пётр освободил муромчан от козней Соловья-разбойника

2) Илья Муромец победил Змия-оборотня

3) Февронья была знатного рода, но кичливые бояре не хотели видеть её княгиней

4) Муром - былинный русский город, хранитель русской старины



Задание 3

Прочитав текст, вы узнали, что

1) Пётр и Февронья любили друг друга и умерли is один день и час

2) Муромом правили бояре, поэтому они и выгнали из города Февронью

3) символом дня влюбленных, который с 2003 года отмечается в России, является ромашка

4) Муром — древний русский город, расположенный недалеко от Москвы на берегу реки Волги



Задание 4

Из текста понятно, что

1} Илья Муромец родился, умер и похоронен в Муроме

2) Муромчане и в наше время чтят память святых Петра и Февроньи

3) Муром сегодня большой современный красивый город с древней историей

4) кичливые бояре были строго наказаны князем Петром после того, как он вернулся в город



Задание 5

Прочитав текст, вы поняли, что Муром — былинный русский город, хранитель русской старины, потому что

A. Муром — город многочисленных легенд и преданий.

Б. Во всём городе Муроме ощущается древняя русская история.

B. Название городу оставили финно-угорские племена «мурома», жившие здесь 15 веков назад.

Г. Златоглавые церкви и белокаменные монастыри Мурома сохраняют дух вечности и святости.



1) А, Б 2) А, Б, Г 3) В, Г 4) А, В



Задание 6

Если вы захотите побольше узнать об истории жизни святых Петра и Февронии, то какую книгу вам следует взять в библио­теке?

1) Энциклопедический словарь

2) Краткий справочник-путеводитель по городам России

3) «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

4) Былины об Илье Муромце

Задание 7

Чтобы пересказать текст на уроке и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположите пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.

A. Муром — былинный русский город, хранитель русской старины.

Б. Петр и Февронья — покровители супружеской любви и семейного счастья.

B. Болезнь князя Петра и его спасение.

Г. Жизнь Петра и Февронии и их завещание.

Д. Муром — родина самого известного и загадочного русского богатыря.

Е. Муром — древний русский город на юго-востоке Владимирской области.



Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.



1

2

3

4

5

6









Задание 8,9

Что можно сегодня увидеть в Муроме, приехав в город на экскурсию? Опишите последовательность осмотра достопримечательностей.

1.

2.

3.

4.



Почему теперь каждый год именно в Муроме 8 июля отмечается День любви, семьи и верности? Назовите не менее двух причин.



Задание 10

Согласны ли вы с тем, что символом праздника 8 июля является ромашка? Приведите не менее двух, доказательств выдвинутого вами тезиса.


Итак, наша главная цель сегодня – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому ребенку в России тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому так важна становится задача создания банка типовых заданий и задач, направленных на развитие УУД.






Планируемые результаты освоения основной образовательной программы по предмету «Литература» в 5 классе

(Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС. Инновационная школа)

Раздел программы

Планируемые предметные результаты

Планируемые метапредметные результаты












Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

1. Выразительно читать сказки, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»

Регулятивные УУД

1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

2. Пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

3. Выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной

Познавательные УУД

1.Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным


4.Видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса


2.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема)


На повышенном уровне

5.Сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов)


3.Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)


6. Сочинять сказку (в том числе и по пословице)

4.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно



5.Пользоваться словарями, справочниками


Коммуникативные УУД

1. Формулировать собственное мнение и позицию


2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности


3. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь


4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации


5.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения



6. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями


7. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности



8. Задавать вопросы.




Контрольно-диагностический лист по разделу программы

« УНТ. Русские народные сказки»

Планируемые метапредметные результаты

Задания

Регулятивные планируемые результаты

Задание 1. «Как сказать по-другому»

1.Раздать карточки с записанными на них словосочетаниями.

2.Прочитать словосочетания и заменить выделенные слова близкими по смыслу словами.

Василиса Прекрасная, конь богатырский, лес дремучий, Иван-царевич бесстрашный, Кощей бессмертный, Василиса Премудрая.

3.Сравнить полученные результаты с правильными ответами.

4.Оценить свою работу по шкале: «5»-6 правильных ответов, «4»-5-4 правильных ответа, «3»-3 правильных ответа, «2»- 2 правильных ответа.

Ключи: Василиса Прекрасная (красивая), конь богатырский (могучий), лес дремучий (густой), Иван-царевич бесстрашный (смелый), Кощей бессмертный (вечный), Василиса Премудрая (умная).



Задание 2. Исследовательская работа с текстом. «Композиция волшебной сказки» (повышенный уровень)

1.По прочитанной волшебной сказке «Царевна-Лягушка» составить план.

2.Вспомнить, что такое композиция, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

3.Заполнить таблицу (1 и 2 колонки заполняются коллективно, 3- самостоятельно).

4.Сверить полученные результаты с образцом, предложенным учителем.

5.Оценить свою работу по шкале: «5»- 0 ошибок, «4»- 1-2 ошибки, «3»- 3 ошибки, «2»- 4 ошибки.

Композиция волшебной сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Сватовство, приказы царя

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

«Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно»

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки

Иван-царевич убивает Кощея

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Прекрасной


Задание 3. «Проверь себя» (викторина по сказке «Царевна- лягушка»)


1.Перед выполнением задания составить план своих действий.

2.Быть внимательным, отвечая на вопросы.

3.Проверить ответы по предложенному образцу.

4.Оценить полученные результаты по шкале: «5»- 0 ошибок, «4»- 1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»- 3 ошибки (возможна взаимопроверка).


1. В сказке про Царевну-лягушку у царя было три сына. Они стали стрелять из лука, чтоб найти себе невесту. На чей двор упала стрела среднего сына?

крестьянский

купеческий

стрела упала в болото

дворянский

2. На чём приехала Царевна- лягушка к царю на пир?

телеге

карете

кибитке

коробчонке

3. Чем была украшена рубашка, которую сшила Царевна- лягушка для царя?

златом-серебром

разноцветными пуговицами

ничем

бисером

4. Как звали Царевну-лягушку, когда она скидывала лягушачью кожу?

Алёнушка

Елена-Премудрая

Варвара-Краса-Длинная Коса

Василиса-Прекрасная

5. Наступило время пировать. Царевна-лягушка испила из стакана, а остатки вылила в левый рукав. Пошла танцевать. Махнула левым рукавом и появилось...

лебеди

озеро

река

лужа


Ключи к заданию: 1-2, 2-4, 3-1, 4-4, 5-2.



Познавательные планируемые результаты

Задание 1. «Исправь ошибку»

Я вам прочитаю строки из сказки, а вы слушайте внимательно и исправьте ошибку, если она есть.

-Позвала внучка кошку.

-Сел Колобок лисе на нос, спел песенку и покатился дальше.

-Не пей, братец Иванушка, из самовара, козлёночком станешь, братец и пошёл мимо.

- Растаяла у лисы избушка, пустил зайка лису и стали они жить-поживать дружно.

-Зашла девочка в домик и увидела четыре стула, четыре тарелки, четыре ложки.

Задание 2. «Продолжи сказку»

Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (по командам).

1.  …Бежит лиса, а навстречу ей волк.
– Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!
А что ответила лиса?

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
А что дальше?

3. …Подошли к избушке – петух и запел:
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– А лиса что говорит?

4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя – петушок не выглядывает. Лиса и говорит:
– А что говорит?

5. … Кот увидел быка – шерсть на нем взъерошилась, начал он рвать мясо зубами и когтями, а сам урчит: «Мяу, мяу».
А медведю со страху слышится: «Мало, мало!».
А дальше?

Задание 3. «Угадай сказку»

Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.

1.   … Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила.

2.   … Медведь положил волка в кусты, завалил его сухими листьями, а сам влез на сосну и поглядывает, не идет ли кто…

3.  … Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке…на курьих ножках…

4.  … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её  уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…

Ключи к заданиям:

Задание 1:

-Позвала внучка Жучку.

-Сел Колобок лисе на нос, спел песенку, лиса его и съела.

-Не пей, братец Иванушка, из лужицы, козлёночком станешь, братец не послушал сестрицу.

- Растаяла у лисы избушка, пустил зайка лису, а она его и выгнала.

-Зашла девочка в домик и увидела три стула, три тарелки, три ложки.

Задание 2:

1. («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)

2. («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

3. (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)

4. (– Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все пшено рассыпалось, а подобрать некому.)

5. («Не велик зверь, а прожорливый»,-думает медведь. «Нам четверым не съесть, а ему одному мало!»)

Задание 3:

1. («Кот и петух»)

2. («Кот и лиса»)

3. («Гуси-лебеди»)

4. («Лиса и волк»)

Критерии оценки: «5» - 5-4 балла, «4»- 3 балла, «3»- 2 балла, «2»- 1-0 баллов.



Коммуникативные планируемые результаты

Задание 1. « Кто быстрее»

Каждой подгруппе учащихся дается задание, в процессе обсуждения выбираются правильные варианты ответов, осуществляется самопроверка работ по предложенному образцу, обсуждаются допущенные ошибки.

  1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок?

  2. Чем был колобок: пряником или пирогом?

  3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки?

  4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.

  5. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы?

  6. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи.

  7. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды?

  8. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать?

  9. Назовите «рабочее место» кота учёного.

  10. Назовите место рождения Колобка.

Ключи к заданию: 1(в тридевятом царстве, в тридесятом государстве), 2(пряником), 3(Василиса Премудрая),4(Кощей), 5 (Баба Яга), 6(Царевна-лягушка), 7(рукав платья Царевны-лягушки), 8(шапку-невидимку) , 9(дуб), 10(печь).

Задание 2. « Объясни значение слова»

Группе учащихся дается задание объяснить значение слов, используя словари. Выступить с подготовленным материалом перед одноклассниками.

Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.

Ответы:

Лытать - уклоняться от дела, бегать работы

Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

Кручиниться – горевать, печалиться

Тужить – горевать, тосковать, печалиться

Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый

Молвить – говорить, сказывать

Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо

Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

Задание 3. «Подумай и ответь»

Ученикам предлагается ряд вопросов для обсуждения в парах по русской народной сказке «Царевна-лягушка», затем предложенные ответы на вопросы обсуждаются коллективно. Несколько учащихся выступают с индивидуальными сообщениями, подготовленными дома.

1. О чем эта сказка? Назовите ее героев.

2. Кто из героев понравился вам больше всего и почему?

3.Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

Индивидуальные сообщения. Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.

Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.

Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу. Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу. Кощей Бессмертный олицетворяет собой мир насилия, человеконенавистничества. Он – воплощение той социальной силы, которая нарушила древние родовые порядки равноправия. Кощей способен распоряжаться судьбами людей. Сам же он бессмертен. Его смерть хранится в яйце. Уничтожив, раздавив яйцо, можно положить конец его жизни. Даже в сказках людям трудно мириться с несправедливостью. Поэтому бессмертного Кощея постигла кончина. Пользуясь воображаемыми средствами расправы с Кощеем, люди прекращал жизнь этого существа надежным и простым способом: зло раздавливалось в зародыше.

Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.

4. Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?

Индивидуальное сообщение ученика. Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение. В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью). Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в рукав объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.

5. Ребята, так о чем сказка «Царевна-лягушка»?

Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омраченных помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает.

6. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.

Планируемые предметные результаты

Задания базового уровня

Задание 1. «Магическое число»

Почему в сказке «Царевна-лягушка» царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора? Каково значение числа «3» в православном мире?

Задание 2. «Характеристика героя» ( по сказке «Царевна-лягушка»)

Василиса Премудрая трудолюбивая, скромная, завистливая, терпеливая, заботливая, жестокая, красивая. Найти слова, которые характеризуют героиню неверно.

Задание 3. «Вместо точек вставьте сравнения»

Конь летит, как…

Царевич растет быстро, словно…

Поднял царевич меч, словно…

Лицо белое, как…

Щеки румяные, как…

Глаза голубые, как…

Подсказка: тесто на опаре, снег, небо, заря алая, ветер, птица, пушинка

Задание 4. «Продолжи фразы»

1.Сказка-это…

2.Сказочные формулы - это…

3.Русские народные сказки бывают…

Задание 5. «Чудесные помощники»

Один из главных героев сказок – Иван-царевич. Ему помогают чудесные помощники. Назови их.

Ключи к заданиям:

Задание 1.Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини. Также стоит отметить о числе «3» в христианском мире. Крестьяне – люди, глубоко верующие, помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон трижды и т.д.

Задание 2. Завистливая, жестокая

Задание 3.

Конь летит, как ветер ( птица).

Царевич растет быстро, словно тесто на опаре.

Поднял царевич меч, словно пушинку.

Лицо белое, как снег.

Щеки румяные, как заря алая.

Глаза голубые, как небо.

Задание 4.

1.Сказка-это жанр устного народного творчества, рассказ фантастического содержания о вымышленных героях и событиях.

2.Сказочные формулы – это присказка, зачин, концовка, троекратные повторы и др.

3.Русские народные сказки бывают волшебные, бытовые, о животных.

Задание 5.

Животные, предметы (ковер-самолет, сапоги-скороходы, живая и мертвая вода, скатерть-самобранка, гусли-самогуды и т.д.), наделенные волшебными свойствами (возможностями).

Задания повышенного уровня

« Подумай и ответь»

1.Что такое «бродячие» сюжеты сказок?

2.Сказки о злой мачехе и падчерице популярны у всех народов мира. Татарская сказка «Падчерица» имеет такой же сюжет. Назови русские народные сказки с похожим сюжетом.

3. В чем сходство и отличие сказок «Падчерица», «Морозко» и сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»?

Ключи к заданиям:

1. Похожие сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.

2. «Морозко», «Дочь и падчерица», «Строева дочка», «Волшебная дудочка».

3. У этих сказок одинаковый сюжет. Сказки «Падчерица» и «Морозко» народные, а «Мороз Иванович» - литературная.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!