СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектно-исследовательская работа на тему: "Жанры живописи".
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
МБОУ СОШ №4 г. Ардона
Ардонского района РСО-Алания
Автор: Дзагуров Давид Олегович
4 класс
Научный руководитель:
Томаева Гаянэ Владимировна
(учитель начальных классов)
Актуальность выбранной темы состоит в том, что живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка.
Цель: изучить жанры живописи.
Объект исследования: жанры живописи.
Задачи проекта:
1.Изучить литературу по данной теме.
2. Выбрать один жанр. Узнать о нем больше.
3. Сделать альбом своих картин.
Дзагуров Давид Олегович
Томаева Гаянэ Владимировна
учитель начальных классов
Россия
г. Ардон
МБОУ СОШ №4
2 класс
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………....3
I. Теоретическая часть ……………………………...…………….……………..4
Жанры живописи……………………….………………………………...6
Виды пейзажа в живописи…………………………………………….....17
История жанра………………………………………………………………....18
Разновидности пейзажной живописи………………............................….....19
II. Практическая часть……………………………………………………….....22
Изготовление альбома своих картин………………………………………...22
Заключение……………………………………………………...………………...23
Библиография……………….………………………………………….….……..24
Введение
В школе на уроках рисования мы говорили о живописи. Я узнал, что живопись означает писать жизнь, писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. К живописи относятся произведения искусства, выполненные красками, нанесенными на какую-нибудь твердую поверхность. Меня заинтересовала эта тема. Я решил подробней изучить ее дома. И узнал, что существуют три жанра в живописи.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка.
Цель: изучить жанры живописи.
Объект исследования: жанры живописи.
Задачи проекта:
1.Изучить литературу по данной теме.
2. Выбрать один жанр. Узнать о нем больше.
3. Сделать альбом своих картин.
Теоретическая часть
Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.
Существует пять видов живописи:
- станковая,
- монументальная,
- декоративная,
- театрально декоративная,
- миниатюрная.
К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон. В прошлом широко применялись деревянные доски, могут использоваться любые плоские материалы.
Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска). В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой. Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, поэтому применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке — секко, позднее росписи выполнялись мало подходящими для монументальной живописи масляными красками.
Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др.) формально (например, по месту в коллекции) относят к графике, но эти произведения часто рассматриваются и как живописные. Все другие способы цветного изображения относятся к графике, в том числе и изображения, созданные с помощью компьютерных технологий.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, полотно, обработанные поверхности стен и т. д.
Существует также узкая трактовка термина живопись как работ, выполненных масляными красками на холсте, картоне, и других подобных материалах.
1. Жанры живописи
Существует три жанра живописи портрет, пейзаж, натюрморт.
Портрет
Портрет — изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. "На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека.
Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.
Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемый по воспоминаниям или воображению мастера.
Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.
Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми.
Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма
Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.
Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.
Автопортрет — принято выделять в отдельный поджанр.
Религиозный портрет (донаторский или ктиторский) — древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).
По характеру изображения:
Парадный портрет — как правило, предполагает показ человека в полный рост.
Полупарадный — обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары.
Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
Интимный портрет — является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью.
Уильям Хогарт, Портрет Вудса Роджерса и его семьи
Эдгар Дега, Портрет гувернантки с ребёнком
Сезанн, Автопортрет
Натаниэль Зихель, 1900
Пейзаж
Пейза́ж — жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Существовал с древности, но утратил своё значение в Средневековье и вновь появился в эпоху Ренессанса, постепенно став одним из важнейших живописных жанров.
В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые видыместностей, архитектурных построек, городов (городской архитектурный пейзаж ведута), морских видов(марина) и т. п. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров.
Жан-Франсуа Милле, Весна
Константин КрыжицкийДорога, 1899
Фредерик де Мушерон, Лесной ландшафт, 1660-е года
Альберт БирштадтДолина Йосемити, 1866
Ван Гог, Луг в горах
Марина
Марина — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид[8], а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.
Эжен Делакруа, Море с высот Дьепа, 1852, Лувр
Томас Моран, Закат на море, 1906, Бруклинский музей
Уильям Тёрнер, Трафальгарская битва, 1822
Михаил Ткаченко, Бой брига «Меркурий» с турецкими кораблями 14 мая 1829 года, 1907
Историческая живопись
Истори́ческая жи́вопись — жанр живописи, берущий своё начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины. Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого.
Корнелис де Вос, Александр и Диоген
Доменико Беккафуми, Воздержание Сципиона Африканского, около 1525
Константин Флавицкий, княжна Тараканова, 1864
Фёдор Бронников, Пифагорейцыпразднуют восход солнца, 1869
Франциско Прадилья, Крещение принца Хуана, сына Фердинанда и Изабеллы, 1910
Батальная живопись
Бата́льная живопись — жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий.
Франсуа Эдуар Пико, Осада Кале, 1838
Неизвестный художник, сражение под Оршей
Юзеф Брандт, Битва под турецким флагом, 1905
Фрагмент Бородинской панорамы
Жан-Батист Дебре, Наполеон выступает перед баварскими войсками в Абенсберге 20 апреля 1809 года
Натюрморт
Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Зародился в 15 — 16 веках, но как самостоятельный жанр оформился только в 17 веке в творчестве голландских и фламандских художников. С тех пор является важным жанром в живописи, в том числе и в творчестве русских художников.
Виллем Клас Хеда, Натюрморт, 1637
Давид Тенирс Младший, Натюрморт, 1645-50
Джон Консте́бл, Цветы в стеклянной вазе, 1814
Сезанн, Угол стола, 1895-1900
Зыгмунт Валишевский, Натюрморт, 1915
Жанровая живопись
Жанровая живопись является частью бытового жанра в изобразительном искусстве. Бытовые сцены с древности были предметом живописи, однако как отдельный жанр жанровая живопись сложилась лишь в средневековье, получив особенно сильное развитие в эпоху социальных перемен Нового времени.
Бернардо Строцци, Кухарка, 1625
Габриель Метсю, продавец птиц, 1662
Ян Стен, 1665
Рудольф Эпп, Девушка за вязанием
Архитектурная живопись
Живопись, главной темой которой был не природный, а архитектурный ландшафт. Включает в себя не только изображение архитектурных сооружений, но и изображение интерьеров.
Ганс Вредеман де Врис«Architectural Landscape» 16 век. Эрмитаж
Франсуа де Номе Explosão de una Catedral
Адольф Вегелин, 1845
Ван Гог Entrance Hall of Saint-Paul Hospital, 1889
Декоративная живопись
Монументальная живопись — это часть монументального искусства, живопись на зданиях и сооружениях.
Театрально-декорационная живопись — это декорации и эскизы костюмов для театральных спектаклей и кинофильмов; наброски отдельных мизансцен[9].
Декоративная роспись — орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно-прикладного искусства[10].
Тулузская ратуша, потолок
Али Капи, дворец в Исфахане, Иран
Вилла в Боскореале, фреска
Герт Ньюхаус (англ.)русск., роспись на здании в Шарлоттенбурге
Майя Меландсо (англ.)русск., фрагмент
Пейзаж – жанр живописи, центральной темой которого является природа, ландшафт. Жанр создан в Китае в 4 веке н.э. В западном искусстве, пейзаж популяризируется в 16 веке. До начала 16 века изображение природы не было главной тематикой, в служило фоном для образов людей, демонстрации исторических событий. Полотно имело религиозное, аллегорическое, мифологическое послание, а природа – простой фон.
Примеры представлены работами Леонардо да Винчи, Боттичелли, Беллини. Исследователи считают, что первый «чистый» пейзаж принадлежит кисти Альбрехта Альтдорфера, созданный в первой половине 16 века.
В 16 веке работали Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший. Весенние, горные и городские ландшафты были фоном для мифологических сюжетов.
В 17 веке сформировалась голландская и фламандская школы живописи – пейзаж занял особое место в работах художников. Свой вклад в развитие жанра сделали Пуссен, Лоррен, Рубенс. Пасторальные пейзажи характеризуются особой передачей света и цвета, перспективой, реалистичностью. Были популярны деревенские, городские, морские тематики.
В конце 17 века художники использовали на изображениях людей, но не в качестве центральных фигур, а для акцентирования внимания на масштабности изображения на полотне.
В 18 веке пейзаж развивается во Франции, в Англии и других странах Западной Европы. Изображают божественную гармонию природы и спокойную уверенность в нынешних условиях процветания. Жанр не занимает центральное место в иерархии, но пользуется популярностью у коллекционеров.
После катастрофических событий Французской революции и наполеоновских войн, пейзаж стал одним из самых популярных видов изобразительного искусства. В России стал популярен в середине 19 века в виде природного, деревенского типов. Представители жанра занимались творчеством в других направлениях изобразительного искусства, а пейзажи были одним из сфер творческого интереса художников, которые работали маслом, акварелью. Наиболее популярен пейзаж был в заказных работах – морские и горные, городские и деревенские пейзажи красиво смотрелись в классических интерьерах в имениях высокопоставленных персон.
Художники 20 века популяризировали пейзаж в стилях кубизм, фовизм, экспрессионизм, гиперреализм. Современные работы полны жизни, красок, индивидуализма в передаче цвета и перспективы.
В переводе название жанра значит «местность», «страна» - это среда, которая окружает человека на открытом воздухе. Среда может иметь природное или искусственное, антропогенное происхождение. К природным объектам относят водоемы – озера, моря, реки, различные виды рельефа, растительность, небо.
К искусственным относятся – дома и хозяйственные постройки, дороги, здания общественного назначения, сады, фонари – все, что создано человеком. Природа изображалась художниками с древних времен, но выделение пейзажа в отдельный жанр дало возможность проявить индивидуальность в передаче окружающего мира.
Используя разные критерии, можно выделить несколько классификаций пейзажной живописи. По уровню участия человека в создании ландшафта, выделяют:
Деревенский;
Природный;
Городской.
По характеру работы выделяют:
Эпический;
Героический;
Романтический;
Пейзаж-настроение.
Природные пейзажи начали писать еще во времена Средних веков, но, опираясь на каноны готического изобразительного искусства, картины были лишены перспективы, изображение было плоским, схематическим, негармоничным, нереалистичным. Вместе с развитием стилей живописи, изменялась манера исполнения природного пейзажа. К природному направлению относят картины с небесными светилами, звездами.
Марина – разновидность пейзажа с морской тематикой. Популяризировалось направления во времена активного развития судоходства, мореплаванья, Великих географических открытий. Наиболее ярким примером этого вида являются работы русского мариниста 19 века И.Айвазовского.
Футуристическое изобразительное искусство – разновидность, приверженцы которой пишут картины с изображениями космических полетов, фантастическими внеземными мирами.
Сельский или деревенский пейзаж стал популярен во времена развития стиля рококо. Картины с идиллическими изображениями пастушек, сельских обывателей стали репрезентативными работами своего времени. Разновидность развивалась не только в Западной Европе, но и в России. Направление деревенского пейзажа выбрали Питер Брейгель Старший, Франсуа Милле, Камиль Моро. Пример русской живописи – работы А.Венецианова, А.Саврасова, В.Полевова, А.Пластова, И.Леевитана.
Большинство живописцев-пейзажистов представляли стили реализм, классицизм, романтизм. Современные художники Европы и Америки также занимаются пейзажной живописью.
Городские пейзажи представлены работами с изображениями уютных улочек, зданий и прочих построек. В качестве ответвления этого вида в 17 веке появился вид «ведута» - зародился в Италии. По сути – это детальное изображение зданий в городе, до мельчайших подробностей. Главная особенность подвида – точное отображение всех нюансов архитектуры дома или целого квартала. Репрезентативными работами в направлении «ведута» являются картины А.Каналетто, Я.Вермеера.
Вид «руины» получил развитие во многих работах художников с 16 до 20 веков. Живописцы старались передать магию и особенности заброшенных зданий или руин, которые представляют историческую ценность. Например, развалины древних городов Великобритании, Греции, Италии, Франции. В качестве фона могут быть использованы горные, морские изображения.
Фантастический или футуристический городской пейзаж – картина с изображением вымышленного города, который существует только в фантазии художника. Путем создания полотен живописцы хотели передать возможности техники и технологий, их значимость в будущем. Большинство работ пишутся маслом для насыщенной передачи цвета.
Индустриальное направление – картины с изображениями плотин, мостов, башен, зданий, фабрик. Художники концентрируют внимание на красоте промышленных построек. Одна из первых работ в индустриальном виде пейзажа – «Вокзал Сен-Лазар» Клода Моне.
Парковый вид – весенние, летние, зимние, осенние изображения парковых зон города популярны среди приверженцев направления.
Практическая часть
В практической части мне надо было решить третью, поставленную мной задачу. Это было не так легко, как я думал. Сделать альбом своих картин после того, как я узнал все нюансы живописи, оказалось трудной задачей. Но я попробовал и вот что у меня получилось.
Выводы
В ходе изучения данной темы я понял, что она требует не одного, а несколько проектов. В ней много интересной информации о живописи, много разнообразных жанров и видов. Я понял, что многое не знал и многое еще предстоит узнать. Считаю, что на данном этапе решены все поставленные мною задачи, цель достигнута. Собираюсь продолжить изучение данной темы, так как она мне очень понравилась.
Библиография
Гренберг Ю. От фаюмского портрета до постимпрессионизма: История технологии пейзажной живописи. — М.: Искусство, 2003.
Лактионов А., Виннер А. Заметки о технике живописи // Художник. 1961, № 3. С.38-42.
Яковлев Б. Цвет в живописи // Художник. 1961, № 3. С.27-31.
М. Баксендолл. Узоры интенции. Об историческом толковании картин. — М., 2003.
Сборник статей. Замечательные полотна. — Л.: Художник РСФСР, 1962.
Сапаров М.А. Словесный образ и зримое изображение (живопись – фотография – слово). — Л.: Наука, 1982. — 66-92 с.
Вибер Ж. Живопись и её средства. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961. г.
АНКЕТА-ЗАЯВКА от (МБОУ СОШ №4 г. Ардона)
участников регионального фестиваля творческих открытий и инициатив «ЛЕОНАРДО»
(2016-2017 учебный год)
ФИО участника | Возраст | класс | Название проекта | секция | ФИО руководителя проекта | Название образовательной организации
|
Дзагуров Давид Олегович | 8 лет | 2 | «Жанры живописи» | Социальные инициативы и прикладные исследования | Томаева Гаянэ Владимировна | МБОУ СОШ№ 4 г.Ардон |
ФИО руководителя образовательного учреждения
Дзугаева Светлана Урузмаговна
Подпись __________
печать
Паспорт проектной работы.
Название проекта: Жанры живописи.
Руководитель проекта – Томаева Гаянэ Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 г. Ардона
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: изобразительное искусство.
Автор проекта: Дзагуров Давид, ученик 2 класса.
Тип проекта: учебный
Цель проекта: узнать больше о живописи.
Задачи проекта:
Составить план работы;
Найти материал о живописи;
Проанализировать материал, отобрать текст, для сообщения и презентации;
Проконсультироваться с учителем ИЗО;
Подготовить презентацию в программе Microsoft Office PowerPoint;
Рассказать материал в увлекательной форме.
Продукт проекта: презентация «Жанры живописи»
Предполагаемая аудитория: ученики начальных классов
Аннотация:
Я долго думал, какой проект выбрать, и остановилась на теме «Жанры живописи». Так как мне очень нравится рисовать, создавать картины окружающего мира.
Данная тема будет интересна всегда, так как искусство ценят и взрослые и дети. К тому же живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка.
Практическая значимость.
На основе собранного материала подготовлена презентация «жанры живописи» для учащихся начальных классов. А так же сделан альбом своих картин.
Рецензия на проектную работу
Дзагурова Давида Олеговича ученика 2 класса
по теме:
«Жанры живописи»
представленную на защите проектов в МБОУ СОШ № 1
Тема «Жанры живописи» была раскрыта полно, последовательно. В работе есть теоретический материал, добытый Давидом самостоятельно походом в библиотеки, использованием интернет - ресурсов. Также имеется практический материал, в котором Давид рисовал свои картины разных жанров и видов. Сделан альбом картин. Выводы в своей работе Давид сделал самостоятельно.
Практическая часть оформлена с использованием таких программ как «Microsoft Office Word 2007. lnk, Microsoft Office Power Point2007. lnk».
Учеником были выполнены все поставленные задачи, цель достигнута.
Проектная работа заслуживает высокой оценки 5.
Научный руководитель
Томаева Г.В._________
Автор : Дзагуров Давид Олегович
2 класс
Научный руководитель:
Томаева Гаянэ Владимировна
(учитель начальных классов)
Задачи проекта:
1 .Изучить литературу по данной теме.
2 . Выбрать один жанр. Узнать о нем больше.
3 . Сделать альбом своих картин.
Натюрморт- это изображение различных предметов, вещей,
объединенных в группу конкретным сюжетом. В переводе с французского слово « натюрморт» означает «мертвая натура».
Подсолнухи. Винсент Ван Гог
Портрет - один из самых распространенных жанров изобразительного искусства, причем на картине могут быть изображены один или несколько человек. Часто художники рисуют себя - это называется автопортрет.
Автопортрет. Карл Брюллов
Французское слово «пейзаж» означает «природа». Она становится как бы «героем» произведения.
Березовая роща. Архип Куинджи
© 2017, Томаева Гаянэ Владимировна 5391 37