Федеральное государственное казенное
Дошкольное образовательное учреждение
«Детские ясли – сад «Сказка»
Министерства внутренних дел Российской Федерации
Консультация для воспитателей
«Проектирование и внедрения
в деятельность индивидуальных маршрутов детской одаренности»
Подготовил:
педагог – психолог Шай М.С.
г. Симферополь, 2015
Целью деятельности образовательной организации дополнительного образования в целом является – создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения обучающихся. Образовательная организация дополнительного образования имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Она предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый ребенок может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
Очень важно, что дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
Для развития одаренности обучающемуся необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом – разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного обучающегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.
Цель:
Внедрение методики разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми.
Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
1. Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и
способности);
2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их
достижению.
3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
4. Предусмотреть участие родителей;
5. Определить способы оценки успехов ребенка.
Используя данную методику, может быть разработана схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей в системе образования:
1. ДИАГНОСТИКА
уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей или одаренности

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ,
которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ,
которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ,
ребенка в реализации маршрута

5. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА (почасового)

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
учебно-тематического плана, формы занятий, приёмов и методов, формы определения итогов

7. ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ УСПЕХОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
на каждом этапе освоения маршрута
Итак, на основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.
Рассмотрим подробнее этап диагностики уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей
Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Назовем несколько из них:
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с обучающимся и его родителями определяет цели и задачи маршрута.
Третий этап – «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим обучающимся срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
Четвертый этап нашей схемы – «Определение роли родителей ребенка в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.)
На пятом этапе – «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с обучающимся и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели.
Перейдем к 6-му этапу – «Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов». Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
Качество личности | Характеристика качества личности | Методы и формы |
1. Любопытство – любознательность – познавательная потребность | Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. | Исследовательская деятельность. (Например, реферат по истории фотографии, по истории музыкальной культуры, исследование народного песенного творчества родного края) |
2. Сверхчувствительность к проблеме | Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где всё представляется как-будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека | Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания |
3. Склонность к задачам дивергентного типа | | Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов |
4. Оригинальность мышления | Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а также способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве | Работа по разработке новых идей или уже существующих (Например: В хореографии игры и этюды на создание определенного образа) |
5. Высокая концентрация внимания | | Сложные и сравнительно долговременные задания |
6. Отличная память | Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию | Задание по ведению летописи, собирание материала для музея |
7. Способность к оценке | Производное критического мышления | Задание по анализу собственной или чужой деятельности (Например, педагог вместе с обучающимся посещает выставку известного художника и анализирует его творчество) |
8. Широта интересом | Одаренные дети могут если не всё, то многое | Развивать и поддерживать широту интересов (Например, добавить занятие с другими специалистами) |
Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.
На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например: Если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно
необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).
Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с обучающимся.
Предлагается проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.
Возможные формы занятий для одаренных детей,
занимающихся по индивидуальному образовательному
маршруту
Игра.
Беседа.
Экскурсия.
Наблюдение.
Практическое занятие.
Размышление.
Тренинг.
Творческая мастерская.
9.Творческий отчет.
10. Эксперимент.
11.Мозговой штурм.
Возможные формы подведения итогов.
Концерт.
Открытое занятие.
Рефлексия.
Рекомендации педагогам и родителям ребенка, обучающегося по
индивидуальному образовательному маршруту для воспитания исследовательских наклонностей и умений самостоятельно получать
знания
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.
Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.
Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.