Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена. На уроках технологии проектирование- основной метод обучения.
Работа над проектом – это многоуровневый подход, всегда предполагающий решение какой-то проблемы. Проектная деятельность способствует развитию активного самостоятельного, критического мышления учащихся, умению работать с информацией, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы и ориентировать их на совместную исследовательскую работу.
Для ученика проект представляет возможность раскрыть творческий потенциал, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат, который носит практический характер и значим для самих открывателей. Немаловажную роль при выполнении проектов отводится учителю, при чем эта роль изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Педагог консультирует, мотивирует, провоцирует, а так же наблюдает, то есть не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника. Ведь для учителя учебный проект представляет собой в первую очередь интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:
анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
целеполагание и планирование деятельности;
самоанализ и рефлексия;
презентации деятельности и ее результатов;
подготовка материала для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
поиск необходимой информации, ее систематизация и структуризация;
применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
выбор, освоение и использование технологии адекватной проблемной ситуации;
проведение исследования.
Педагогические цели и задачи в рамках проекта:
• Когнитивные – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.
• Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат.
• Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать.
• Коммуникативные – формирование культуры публичных выступлений.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.
В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты.
Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.
Применение метода проектов связано с большими преимуществами:
Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно-деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся.
Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.
Выбранная учителем структура должна быть оптимальной для освоения учебного материала. Если необходимый для освоения учебный материал представляет перечень рядом положенных объектов – понятий, свойств, правил – имеет смысл не изучать их последовательно, а, создав алгоритм описания одного объекта, изучать последующие объекты в группах с представлением полученного «продукта», или работать индивидуально, заполняя разработанную сообща таблицу.
Структура урока должна быть достаточно гибкой, чтобы учитель мог изменить ход урока, если дети пришли возбужденные после урока физкультуры, и обеспечить возможность ученикам успокоиться и сосредоточиться не просто «по приказу» учителя, а путем выполнения заданий, требующих концентрации внимания – того же цифрового диктанта с опорой на зрительный ряд, например.
В структуре урока должна быть отражена субъектность ученика, заявленная в ФГОС: должны быть выделены моменты, когда ученики задают вопросы, рефлексируют полученные знания и умения.
Без вопросов ученика не может быть продуктивной учебной деятельности. Поэтому в структуру урока необходимо добавить такие этапы, в которых максимально проявится активная позиция ученика: этап проектирования изучения темы совместно с учениками в виде «интеллект-карты» , конкурс на самый интересный вопрос после объяснения нового материала, этап письменной или устной рефлексии в конце урока: «я раньше не знал, а теперь узнал, что…», «я теперь умею…», «мне это нужно, для того чтобы…».
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения
Этапы работы | Содержание работы | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
Подготовительный | Определение темы и целей проекта | Обсуждение и выбор темы | Предлагает темы проектов |
Подготовка материалов к исследовательской работе | Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы Установление |
Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса | Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания | Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания |
Планирование | Определение источников, способов сбора и анализа информации | Корректировка и дополнение предложений учителя | Предлагает основную литературу, способы сбора информации |
Разработка проекта | Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение | Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации | Консультации, координирование работы обучающихся |
Оформление результатов | Оформление результатов согласно выбранной форме отчета | Доклад о результатах работы | Консультации, координирование работы обучающихся |
Презентация | Предоставление выполненной работы | Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников |
Оценивание | Оценка работ согласно разработанным критериям | Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы |
План действий учащихся в проекте
Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте», включающий в себя:
1. Выбор темы проекта (исследования).
2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.
3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу (проблему). (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.
4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.
5. Собираем данные (собираем необходимую информацию, материал, сопоставляем, анализируем, делаем выводы, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага)
6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).
7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогут учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
Применение проектной деятельности особенно актуально на старшей ступени образования, но в педагогической практике уже имеется определённый опыт её использования даже в детском саду, поэтому перспективы дальнейшего развития проекта широки.