ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Сегодня учитель может работать в режиме системно-деятельностного
подхода, опираясь на эффективные методики ведущих исследователей:
вдохновляющий педагогический стиль общения , технологии
вариативного обучения , технология развития индивидуального
познавательного стиля ученика , система оценки достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования , педагогический анализ урока, реализующий
системно-деятельностный подход . При этом качество подготовки
учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется
уровнем проведения урока, его содержательной и методической
наполненностью, его атмосферой.
Успешная учебная деятельность учителя и обучающегося,
сосредоточенная на уроке, во многом зависит от понятий «целеполагание»,
«структура урока». В настоящей статье коснемся понятия структуры
современного урока в условиях введения ФГОС ООО.
Классификации уроков посвящено много исследовательских работ.
Авторы по-разному классифицировали уроки исходя из методов обучения
(И.Н.Борисов), способа организации учебной деятельности (Д.М.Кирюшкин),
из содержания и способов проведения урока (И.Л.Казанцев), из
дидактической цели (И.Т.Огородников) и из основных этапов учебного
процесса (С.В.Иванов).
Современная дидактика в целом сохраняет разработанную К.Д.Ушинским
классификацию уроков, но несколько ее уточняет. Основными типами
уроков, которые проводятся в основной школе (в классах, в которых не
введен ФГОС ООО), являются:
1) комбинированные (смешанные);
2) уроки изучения нового материала;
3) уроки усвоения навыков и умений;
4) уроки применения знаний, навыков и умений;
5) уроки обобщения и систематизации знаний;
6) контрольный урок (уроки проверки, оценки и коррекции знаний, навыков
и умений (В.О. Онищук, М.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.).
Концептуальные положения ФГОС ориентируют учителя на
взаимодействие с учениками при постановке цели урока, акцентируют
внимание на расширение возможностей учащихся в самоконтроле и
самооценке своих результатов учебной деятельности. Системно-
деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы в школе и создает основу
для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний,
умений, компетенций, видов и способов деятельности. [5] С этой целью
разработчиками системно-деятельностного подхода предложены следующие
типы уроков по целеполаганию: 1. Уроки «открытия» нового знания;
2. Уроки рефлексии;
3. Уроки общеметодологической направленности;
4. Уроки развивающего контроля.
Рассмотрим различные подходы к проектированию уроков изучения нового
материала и открытия новых знаний (деятельностный подход).
На уроке изучения нового материала основное время отводится на
передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. Это условие
сокращает время следующих этапов урока. Подобные уроки используются
для передачи объемного материала, демонстрации технологических
процессов, новых явлений. Однако усвоение знаний, умений, навыков на
данном уроке составляет не более 45%, так как обучающая цель урока
является главной. Уроки открытия новых знаний реализуют не только
образовательную (содержательную) цель (расширение понятийной базы за
счет включения в нее новых элементов), но и деятельностную: формирование
способности учащихся к новому способу действия.
Урок открытия новых знаний нацеливает учителя на проектирование
целей урока с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Основным отличием урока открытия новых знаний от урока изучения нового
материала является освоение учащимися новых способов открытия знаний.
Задача учителя состоит в том, чтобы спроектировать урок с не на получение
знаний, а на открытие знаний учащимися через взаимодействие с учебным
материалом.
Проследим этапы уроков
Урок изучения нового
материала
Урок открытия новых знаний
1. Организационный
момент. (1-3 минуты
урока)
Организационное начало,
введение в урок
(подготовка к усовению
нового материала,
актуализация ранее
изученного с целью связи
с новым)
1. Мотивация (самоопределение) к учебной
деятельности (2 минуты)
Данный этап процесса обучения предполагает
осознанное вхождение учащегося в пространство
учебной деятельности. С этой целью на данном этапе
организуется мотивирование ученика к учебной
деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны
учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения у него
внутренней потребности включения в учебную
деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
2.Вводное повторение в
виде устных повторений
(беседа). Первичное
введение материала с
учетом закономерностей
процесса познания при
высокой мыслительной
активности учащихся.
Постановка целей и задач
2. Актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии (около 4 минут).
На данном этапе организуется подготовка учащихся
к открытию нового знания (актуализация изученных
способов действий мыслительных операций),
выполнение ими пробного учебного действия и
фиксация индивидуального затруднения. Завершение
этапа связано с организацией выхода учащихся в
рефлексию пробного учебного действия.урока (4-9 минута урока)
3. Указание на то, что
учащиеся должны
запомнить; изложение,
объяснение нового
материала с опорой на
средства наглядности,
включение учащихся в
самостоятельную работу
(с учебником, справочной
литературой, приборами,
компьютерной техникой и
т.д.) (10-20 минута урока)
3. Постановка учебной задачи. Выявление места и
причины затруднения. (4 минуты)
Самостоятельное выполнение индивидуального
задания на новое знание.
Фиксация затруднений в выполнении учащимися
индивидуального задания или в его обосновании. На
данном этапе учащиеся должны:
1) Восстановить свои действия и выявить место –
шаг, операцию, − где возникло затруднение;
2) Соотнести свои действия с используемым
способом и зафиксировать причину затруднения – те
конкретные знания, умения или способности,
которых недостает для решения исходной задачи и
задач такого класса или типа вообще.
4. Мотивация
запоминания и
длительного сохранения в
памяти. (21-22 минута
урока)
4. Выход из затруднения в виде построения модели
(пошаговые вопросы, требующие ответа). (4
минуты)
На данном этапе учащиеся в коммуникативной
форме обдумывают будущие учебные действия:
ставят цель (вопрос, требующий ответа);
устанавливают тему урока (учитель
корректирует тему);
строят план достижения цели.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах
с помощью подводящего диалога, затем –
побуждающего, а затем и с помощью
исследовательских методов.
5. Первичное
закрепление. Сообщение
или актуализация техники
запоминания (работа с
опорными материалами,
смысловая группировка и
т.п.). Знакомство с
основными задачами и
способами их решения.
Запись образцов решения
и оформления задач на
доске и в тетрадях. Работа
фронтальная в виде бесед
с параллельным
контролем. (23-30 минута
урока)
5. Реализация построенной модели. (4 минуты)
Обсуждаются различные варианты,
предложенные учащимися, и выбирается
оптимальный вариант, который фиксируется в языке
вербально и знаково. Построенный способ действий
используется для решения исходной задачи,
вызвавшей затруднение. В завершение уточняется
общий характер нового знания и фиксируется
преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Контроль результатов
первичного запоминания.
7. Регулярное
6. Первичное закрепление с проговариванием во
внешней речи. (5 минут)
На данном этапе учащиеся в формекоммуникации (в группах, в парах) решают типовые
задания на новый способ действий с
проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону. (5-6 минут)
При проведении данного этапа используется
индивидуальная форма работы: учащиеся
самостоятельно выполняют задания нового типа и
осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая
с эталоном (например, с правилом). В завершение в
группе организуется исполнительская рефлексия
хода реализации построенного проекта учебных
действий и контрольных процедур. Самооценка
учащихся учебной деятельности.
систематизирующее
повторение через
короткие, а затем более
длительные промежутки
времени в сочетании с
различными
требованиями к
воспроизведению, в том
числе и с
дифференцированными
заданиями.
9. Внутреннее повторение
и постоянное применение
полученных знаний и
навыков для
приобретения новых.
Частое включение
опорного материала для
запоминания в контроль
знаний, регулярная
оценка результатов
запоминания и
применения. Текущий
контроль в виде срезовой
программированной
контрольной работы на
выполнение стандартных
шаблонных упражнений
по образцу (30-40 минута
урока)
8. Включение в систему знаний и повторение. (8
минут)
На данном этапе выявляются границы
применимости нового знания и выполняются
задания, в которых новый способ действий
предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания
(репродуктивные, конструктивные и т.д.), в которых
тренируется использование изученного ранее
материала, имеющего методическую ценность для
введения в последующем новых способов действий.
Самооценка учащихся учебной деятельности.
11. Сообщение
домашнего задания и
комментария к нему
9. Определение со способами решения домашнего
задания.
Учащиеся в группе, либо в паре определяют
домашнее задание (репродуктивное, конструктивное,
исследовательское, творческое), уточняют совместно
с учителем способы решения заданий.
12. Подведение итогов
урока
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
(3)
На данном этапе фиксируется новое содержание,
изученное на уроке, и организуется рефлексия и
самооценка учениками собственной учебной
деятельности. В завершение соотносятся цель и
результаты учебной деятельности, фиксируется
степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Подчеркнем некоторые особенности урока открытия новых знаний. Как
видно из таблицы, цели урока задаются с тенденцией передачи функции от
учителя к ученику. Следовательно, учитель вовлекает учащихся в
установление темы и постановку цели на уроке, продумывает ситуацию
способствующую определению, пониманию и принятию цели. Кроме этого,
учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
(происходит специальное формирование контрольно-оценочной
деятельности у учащихся). Проводится самооценка на основе критериев,
обсужденных заранее с учащимися (например, на предыдущем уроке).
Для этого я в своей работе использую листы самооценки, которые позволяют учащимся
оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины
затруднений и т.п. На уроке применяются запланированные формы обучения
и диагностические задания.
Взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой в
зависимости от структуры урока может быть индивидуальной, парной,
групповой, коллективной.
Методы и приемы обучения соответствуют возрастным особенностям
учащихся, отвечают решению поставленных задач на уроке, используются
исходя из целевых установок этапа, типологии урока. Запланированные
методы предполагают включение ученика как субъекта на всех этапах его
деятельности: постановка учебной задачи, планирование и осуществление
действий по ее решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Наиболее оптимальными являются интерактивные технологии обучения, так
как обеспечивают взаимодействие субъектов образовательного процесса
через разные уровни освоения учебного материала: репродуктивный,
конструктивный, поисковый, исследовательский, творческий. Учитель
эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную
формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Отметим, что
формирование любого умения, в том числе и выполнение универсальных
учебных действий проходит несколько этапов: мотивация и приобретение
первичного опыта; получение теоретических знаний о новом способе
(алгоритме) действия; тренинг в применении установленного алгоритма,
уточнение связей, самоконтроль и коррекция, контроль. Необходимо
продумать, через какие методы и приемы будет осуществлен этот процесс.
Целесообразно также специально планировать коммуникативные задачи
урока.