СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проективное использование цвета

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проективные методики - это группа методик психологического исследования личности, основным механизмом которого является символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир.

Просмотр содержимого документа
«Проективное использование цвета»

ПРОЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА   Педагог-психолог:  Батракова О.С..   .

ПРОЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА

Педагог-психолог: Батракова О.С.. .

Проективные методики  - это группа методик  психологического исследования личности , основным механизмом которого является символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир.

Проективные методики  - это группа методик  психологического исследования личности , основным механизмом которого является символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир.

ТЕСТ ВЫБОРА ЦВЕТА М.ЛЮШЕРА Основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Опубликована М. Люшером в 1948г. Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов различных цветов и оттенков. Обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов.

ТЕСТ ВЫБОРА ЦВЕТА М.ЛЮШЕРА

Основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Опубликована М. Люшером в 1948г.

Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов различных цветов и оттенков. Обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов.

Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый - предпочитаемыми, пятый и шестой - нейтральными, а седьмой и восьмой - вызывающими антипатию, негативное отношение.

Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный.

Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый - предпочитаемыми, пятый и шестой - нейтральными, а седьмой и восьмой - вызывающими антипатию, негативное отношение.

 ИНСТРУКЦИЯ ТЕСТА М.ЛЮШЕРА Перемешайте цветные карточки и разложите окрашенной поверхностью вверх примерно на одинаковом расстоянии друг от друга.

ИНСТРУКЦИЯ ТЕСТА М.ЛЮШЕРА

Перемешайте цветные карточки и разложите окрашенной поверхностью вверх примерно на одинаковом расстоянии друг от друга.

"Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится. При этом ориентируйтесь на цвет как таковой, постарайтесь не связывать его с какими-либо вещами - цветом машины, одежды, которая Вам к лицу, косметики и прочее..."

После того, как будет выбрана нужная карточка, она убирается в сторону и кладется окрашенной стороной вниз. Далее вы просите испытуемого выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся семи. Выбранную карточку надо положить цветной стороной вниз справа от первой, и так далее. Затем перепишите номера карточек в разложенном порядке.

Через две-три минуты опять перемешайте карточки и повторите процедуру обследования. При этом надо объяснить испытуемому, что исследование не направлено на изучение памяти и он должен выбирать цвета так, как будто он их видит первый раз.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. Основные цвета: 1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность; 2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство; 3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение; 4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций. Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой(0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой(0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + + );

третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = = );

седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются — —)

На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

Зоны (+ +; х х; = =; — —) образуют 4 функциональные группы.

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности. Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности. Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу. Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком —, и все остальные, что находятся за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет в 7— и позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например:

Подобным же образом в тесте Люшера оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (!!!).

Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее. С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности. Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком — ). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.

Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее.

С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.

Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком — ). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.

  • Позиции «+ +». Первый цвет синий
  • +1+2 (синий и зеленый) — чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе.
  • +1 +3 (синий и красный) — чувство целостности, активное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.
  • +1 +5 (синий и фиолетовый) — небольшое беспокойство, потребность в тонком окружении, стремление к эстетическому.
  • +1 +6 (синий и коричневый) — чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избежать стресса.
  • +1 +7 (синий и черный) — негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.
  • +1 +0 (синий и серый) — негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.
  • Первый цвет зеленый
  • +2 +1 (зеленый и синий) — позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.
  • +2 +3 (зеленый и красный) — активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности.
  • +2 +4 (зеленый и желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление.
  • +2 +5 (зеленый и желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.
  • +2 +6 (зеленый и коричневый) — чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.
  • +2 +7 (зеленый и черный) — чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности в отношениях.
  • +2 +0 (зеленый и серый) — чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желание произвести впечатление.

Первый цвет красный

+3 +1 (красный и синий) — деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям, удовольствиям.

+3 +2 (красный и зеленый) — деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

+3 +4 (красный и желтый) — деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление контактам, расширение сферы деятельности.

+3 +5 (красный и фиолетовый) — повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.

+3 +6 (красный и коричневый) — негативное настроние, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благ приятной ситуации.

+3 +7 (красный и черный) — негативное настроение злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

+3 +0 (красный и серый) — чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие.

Первый цвет желтый

+4 +1 (желтый и синий) — настроение в общем положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.

+4 +2 (желтый и зеленый) — настроение в общем положительное, желание поиска первых путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению.

+4 +3 (желтый и красный) — несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активное

+4 +5 (желтый и фиолетовый) — небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление.

+4 +6 (желтый и коричневый) — негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке и отдыхе.

+4 +7 (желтый и черный) — весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям.

+4 +0 (желтый и серый) — негативное угнетенное стояние, стремление выйти из неприятной ситуации, четкое представление о том, как это сделать.

Первый цвет фиолетовый

+5 +1 (фиолетовый и синий) — неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.

+5 +2 (фиолетовый и зеленый) — настороженность, желание произвести впечатление.

+5 +3 (фиолетовый и красный) — некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление.

+5 +4 (фиолетовый и желтый) — возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.

+5 +6 (фиолетовый и коричневый) — возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания.

+5 +7 (фиолетовый и черный) — негативное состояние.

+5 +0 (фиолетовый и серый) — напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса.

Первый цвет коричневый

+6 +1 (коричневый и синий) — напряжение, страх одиночества, желание уйти из неблагоприятной ситуации.

+6 +2 (коричневый и зеленый) — чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избежать ошибки.

+6 +3 (коричневый и красный) — активное стремление к эмоциональной разрядке.

+6 +4 (коричневый и желтый) — утрата веры в положительные перспективы, вероятность необдуманных решений («мне все равно»).

+6 +5 (коричневый и фиолетовый) — чувство неудовлетворенности, стремление к комфорту.

+6 +7 (коричневый и черный) — негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.

+6 +0 (коричневый и серый) — весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.

  • Первый цвет черный
  • +7 +1 (черный и синий) — весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое».
  • +7 +2 (черный и зеленый) — возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.
  • +7 +3 (черный и красный) — сильное возбуждение, возможны аффективные поступки.
  • +7+4 (черный и желтый) — весьма негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.
  • +7 +5 (черный и фиолетовый) — напряженность, мечты о гармонии.
  • +7 +6 (черный и коричневый) — возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.
  • +7 +0 (черный и серый) — чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.
  • Первый цвет серый
  • +0 +1 (серый и синий) — негативное состояние, желание спокойной ситуации.
  • +0 +2 (серый и зеленый) — негативное состояние, ощущение враждебности окружающих и желание оградиться от среды.
  • +0 +3 (серый и красный) — негативное состояние, возвышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность.
  • +0 +4 (серый и желтый) — негативное состояние, стремление уйти от проблем, а не решать их.
  • +0 +5 (серый и фиолетовый) — чувство беспокойства и настороженности, стремление скрыть это чувство.
  • +0 +6 (серый и коричневый) — весьма негативное стояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.
  • +0 +7 (серый и черный) — весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений.
ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ ЛЮШЕРА-ЭТКИНДА  ЦТО направлен на изучение внутренней значи­мости мотивов (стимулов),  иерархии мотивационной сферы, а также связанных с мотивами проблем и желаний.  Стимулъный материал: 8 цветов теста М. Люшера .  Инструкция: Сейчас я в случайном порядке назову вам персонажей из согласованного нами списка. Вы должны для каждого назвать наиболее подходящий к нему как к личности цвет из лежащих перед вами.

ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ ЛЮШЕРА-ЭТКИНДА

ЦТО направлен на изучение внутренней значи­мости мотивов (стимулов),

иерархии мотивационной

сферы, а также связанных

с мотивами проблем и желаний.

Стимулъный материал:

8 цветов теста М. Люшера .

Инструкция: Сейчас я в случайном порядке назову вам персонажей из согласованного нами списка. Вы должны для каждого назвать наиболее подходящий к нему как к личности цвет из лежащих перед вами.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 1. Общая насыщенность и сложность системы межличностных отношений. Этот параметр близок (по аналогии, конечно) к понятию когнитивной сложности клиента. 2. Общая самооценка . Используется аналогия с принципами анализа методики самооценки Дембо—Рубинштейн. Определяется место на цветовой шкале, куда клиент помещает себя. 3. Аналог шкалы лжи. В перечень персонажей заложены два градиента — «клиент в прошлом» и «клиент в будущем», с одной стороны, и «друзья» и «недруги» — с другой. 4. Отношения с родителями. 5. Идеал. Значение имеют следующие моменты: где на шкале предпочтений находится идеал и кто расположен клиентом на строчках выше его самого и на самой первой строчке. 6. Место друзей. Благоприятно, когда они расположены рядом с клиентом, не более чем на одну строчку выше или ниже его. 7. Идентификация . Гипотеза идентификации клиента с персонажами, для которых клиент выбрал тот же самый цвет, что и для себя. 8. Анализ пола персонажей ближайшего окружения.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Общая насыщенность и сложность системы межличностных отношений. Этот параметр близок (по аналогии, конечно) к понятию когнитивной сложности клиента.

2. Общая самооценка . Используется аналогия с принципами анализа методики самооценки Дембо—Рубинштейн. Определяется место на цветовой шкале, куда клиент помещает себя.

3. Аналог шкалы лжи. В перечень персонажей заложены два градиента — «клиент в прошлом» и «клиент в будущем», с одной стороны, и «друзья» и «недруги» — с другой.

4. Отношения с родителями.

5. Идеал. Значение имеют следующие моменты: где на шкале предпочтений находится идеал и кто расположен клиентом на строчках выше его самого и на самой первой строчке.

6. Место друзей. Благоприятно, когда они расположены рядом с клиентом, не более чем на одну строчку выше или ниже его.

7. Идентификация . Гипотеза идентификации клиента с персонажами, для которых клиент выбрал тот же самый цвет, что и для себя.

8. Анализ пола персонажей ближайшего окружения.

Интерпретация результатов основывается на двух процедурах: Сопоставление цветов, ассоциируемых с определенными людьми и понятиями, с их местом (рангом) в раскладке по предпочтению. Если с каким-либо лицом или понятием ассоциируются цвета, занимающие первые места в раскладе, значит, к данному ли​цу или понятию ребёнок относится положительно, эмоционально принимает его, удовлетворён существующими отношениями. Если же с ним ассоциируется цвет, занимающий последние места в рас​кладе, значит, отношение ребёнка — негативное, существует эмо​циональное неприятие, отношения с ним чем-то не устраивают.  Интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации, на основе которой может быть составлено представление о содержательных особенностях отношения.

Интерпретация результатов основывается на двух процедурах:

  • Сопоставление цветов, ассоциируемых с определенными людьми и понятиями, с их местом (рангом) в раскладке по предпочтению. Если с каким-либо лицом или понятием ассоциируются цвета, занимающие первые места в раскладе, значит, к данному ли​цу или понятию ребёнок относится положительно, эмоционально принимает его, удовлетворён существующими отношениями. Если же с ним ассоциируется цвет, занимающий последние места в рас​кладе, значит, отношение ребёнка — негативное, существует эмо​циональное неприятие, отношения с ним чем-то не устраивают.
  • Интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации, на основе которой может быть составлено представление о содержательных особенностях отношения.

Личностные характеристики цветов, входящих в ЦТО :

Цвет

Синий (1)

Характеристика цвета

Честный, справедливый, добросовестный, добрый, спокойный. Выявляет чувствительность, умение сопереживать, склонность к созерцательности, доверие, преданность.

Зелёный (2)

Чёрствый, самостоятельный, невозмутимый. Выявляет упорство, целеустремлённость, сопротивление изменениям, постоянство воззрений. Вариант самоутверждения. Ассоциация родителей с этим цветом чаще всего указывает на их доминантную роль, высокий контроль, предъявление чрезмерных требований и строгость наказаний.

Красный (3)

Решительность, энергичный, напряжённый, суетливый, дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, сильный, обаятельный, деятельный. Выражает жизненную силу, стремление и волю к успеху.

Жёлтый (4)

Фиолето- вый (5)

Разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный. Выражает раскованность, оптимизм, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Ассоциация родителей с этим цветом часто указывает на воспитание по типу потворствующей гиперпротекции.

Может рассматриваться двойственно: с одной стороны, выражает эгоизм, неискренность, самостоятельность, с другой – характеризует стремление к интуитивному пониманию, высокой степени чувственной близости, ведущей к слиянию субъекта и объекта, желание восхищать других, безответственность.

Коричне- вый (6)

Уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный. Характеризует отношения зависимости.

Чёрный (7)

Непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый. Символизирует отказ, отречение или неприятие, приписывание негативных качеств.

Серый (0)

Нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный. Характеризуется стремление отгородиться, уйти от общения и обязательств.

ТЕСТ ЦВЕТНЫХ ПИРАМИД Тест цветных пирамид(Farb-pyramiden Test) – проективная методика исследования личности, основанная на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Опубликован Р. Хайссом и Г. Хилтманом в 1950 году, разработавшими его на основе идеи и первичных данных Макса Пфистера.

ТЕСТ ЦВЕТНЫХ ПИРАМИД

Тест цветных пирамид(Farb-pyramiden Test) – проективная методика исследования личности, основанная на субъективном предпочтении цветовых стимулов.

Опубликован Р. Хайссом и Г. Хилтманом в 1950 году, разработавшими его на основе идеи и первичных данных Макса Пфистера.

Стимульный материал теста цветных пирамид (ТЦП) состоит из 24 стандартных разноцветных вырезанных из бумаги квадратов, сторона которых равна 25 мм. Обследуемый получает схему-протокол пирамиды, состоящей из 15 пустых квадратов (один – вершина, пять – в основании пирамиды). Предлагается обклеить пирамиду цветными квадратами в произвольном порядке. Время работы не ограничивается. После завершения первой пирамиды составляются вторая и третья. Иногда просят выполнить пирамиду с наиболее неприятным для обследуемого расположением цветных квадратов.

При оценке полученных результатов принимаются во внимание:

1) частота выбора разных цветов (основных, без учета оттенков), при этом отдельным цветам приписывается определенное психологическое значение;

2) “формула процесса”, которая указывает на количество неиспользованных цветов и использованных в одной, двух, трех пирамидах, на этом основании делается вывод о широте сферы чувствительности;

3) “форма” пирамиды, характеризующая способ обклеивания ее цветными квадратами, например так называемый “ковер” – форма неупорядоченная, не учитывающая конфигурацию пирамиды.

Данные о цветах и последовательности их выбора представляются авторам существенными для оценки эмоциональной сферы личности, а форма пирамиды связывается с особенностями интеллекта. Предпринятые за рубежом попытки дифференциации с помощью ТЦП клинических групп успехом не увенчались. Вопрос о валидности и надежноститеста остается открытым. ТЦП может быть использован для группового обследования.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Психологическое значение цветов

Красный цвет связан с большим потенциалом эмоционального возбуждения и импульсивностью. Лица, которые демонстрируют повышенный выбор красного цвета, характеризуются импульсивными реакциями типа экстраверсии. При низких уровнях выбора красного цвета лица слишком сильно контролируют свои эмоции.

Оранжевый цвет связан с проявлением чувств. Высокие результаты свидетельствуют о присутствии эмоциональных потребностей, связанных с внешней экспрессией. Низкие результаты говорят о репрессии эмоции.

Жёлтый связан со спокойным разряжением эмоции. Высокие результаты свидетельствуют об ее адекватном выражении. Низкие результаты можно интерпретировать как неспособность к экспрессии чувств адекватно определенным общественным условиям.

Зелёный цвет указывает на адекватную интернализацию эмоционального опыта. Высокие результаты свидетельствуют о большой зависимости от внешних и внутренних эмоциональных раздражителей. Низкие результаты указывают на трудности в установлении отношений между людьми.

Синий цвет связан с проверкой собственных чувств. Высокие результаты показывают чрезмерное сдерживание или вытеснение эмоции. Низкие результаты говорят об отсутствии внутренней проверки чувств.

Фиолетовый цвет показывает уровень напряженности и беспокойства, вытекающий из разного рода эмоциональных конфликтов. Высокие результаты отмечают высокий уровень психологической приспособленности данного человека. Коричневый цвет связан с низменными силами человека и жизненной ориентацией. Высокие результаты сообщают об активной, но неэффективной деятельности. Низкие результаты указывают на низкий уровень жизненной энергии. Белый цвет связан с открытостью к разным раздражителям, внешним и внутренним. Высокие результаты говорят об уровне контакта с действительностью: чем больше белого цвета, тем лицо более удалено от реальности. Серый цвет все считают нейтрализующим, указывающим на вытеснение чувств и эмоций. Высокие результаты свидетельствуют о невротических чертах. Чёрный цвет считают показателем эмоциональной заторможённости. Высокие результаты указывают на наличие депресивных тенденций, низкие результаты – на отсутствие блокирования чувств.

Фиолетовый цвет показывает уровень напряженности и беспокойства, вытекающий из разного рода эмоциональных конфликтов. Высокие результаты отмечают высокий уровень психологической приспособленности данного человека.

Коричневый цвет связан с низменными силами человека и жизненной ориентацией. Высокие результаты сообщают об активной, но неэффективной деятельности. Низкие результаты указывают на низкий уровень жизненной энергии.

Белый цвет связан с открытостью к разным раздражителям, внешним и внутренним. Высокие результаты говорят об уровне контакта с действительностью: чем больше белого цвета, тем лицо более удалено от реальности.

Серый цвет все считают нейтрализующим, указывающим на вытеснение чувств и эмоций. Высокие результаты свидетельствуют о невротических чертах.

Чёрный цвет считают показателем эмоциональной заторможённости. Высокие результаты указывают на наличие депресивных тенденций, низкие результаты – на отсутствие блокирования чувств.

Анализ синдромов Синдромы – это цвета, одинаково влияющие на личность. В этом методе различают следующие синдромы: − Нормальный – (цвет красный, зелёный и синий) информирует исследователя о стабильности и эмоциональной зрелости опрашиваемого лица. − Беспокойства – (цвет красный, оранжевый и жёлтый) свидетельствует о беспокойстве и неэффективной чувствительной (эмоциональной) активности. − Инстинктивный – (цвет зелёный, жёлтый и коричневый) указывает уровень эмоциональной энергии данного человека. − Ахроматический – (цвет серый, чёрный и белый) типичен для людей невротичных и психологически неадаптированных.

Анализ синдромов

Синдромы – это цвета, одинаково влияющие на личность. В этом методе различают

следующие синдромы:

− Нормальный – (цвет красный, зелёный и синий) информирует исследователя о стабильности и эмоциональной зрелости опрашиваемого лица.

− Беспокойства – (цвет красный, оранжевый и жёлтый) свидетельствует о беспокойстве и неэффективной чувствительной (эмоциональной) активности.

− Инстинктивный – (цвет зелёный, жёлтый и коричневый) указывает уровень эмоциональной энергии данного человека.

− Ахроматический – (цвет серый, чёрный и белый) типичен для людей невротичных и психологически неадаптированных.

Анализ секвенции Секвенция имеет своей целью получить информацию о тенденциях человека к отбрасыванию или выбору некоторых цветов, указывает ширину психического пространства человека, а также эмоциональную стабильность или лабильность. Авторы выделили четыре рода секвенций: − Сумма постоянная – указывает число цветов, избранных в трёх пирамидах. − Сумма минимальных изменений – указывает число цветов, избранных в двух пирамидах. − Сумма максимальных изменений – указывает число цветов, избранных в одной пирамиде. − Сумма отброшенных квадратов – указывает число цветов, которые были упущены во всех пирамидах.

Анализ секвенции

Секвенция имеет своей целью получить информацию о тенденциях человека к отбрасыванию или выбору некоторых цветов, указывает ширину психического пространства человека, а также эмоциональную стабильность или лабильность.

Авторы выделили четыре рода секвенций:

− Сумма постоянная – указывает число цветов, избранных в трёх пирамидах.

− Сумма минимальных изменений – указывает число цветов, избранных в двух пирамидах.

− Сумма максимальных изменений – указывает число цветов, избранных в одной пирамиде.

− Сумма отброшенных квадратов – указывает число цветов, которые были упущены во всех пирамидах.

Количественная комбинация представленных выше секвенций позволила выделить девять типов их анализов: Выбор лабильный широкий – характеризует личность, ощущающую эмоциональную неуверенность и неустойчивость. − Выбор лабильный средний – лабильность, чувствительная на меньшем уровне. − Выбор лабильный ограниченный – указывает лицо с жесткими способами эмоционального реагирования. − Выбор широкий переменный – описывает лиц, хорошо психически адаптированных. − Выбор переменный средний – проявляется у лиц, адаптированных в меньшей степени. − Выбор переменный ограниченный психологически только в отдельных областях. − Выбор постоянный широкий – характерен для эмоционально незрелых людей. − Выбор постоянный средний – описывает меньшую степень эмоциональной незрелости людей. − Выбор постоянный ограниченный схематично.

Количественная комбинация представленных выше секвенций позволила выделить девять типов их анализов:

Выбор лабильный широкий – характеризует личность, ощущающую эмоциональную неуверенность и неустойчивость.

− Выбор лабильный средний – лабильность, чувствительная на меньшем уровне.

− Выбор лабильный ограниченный – указывает лицо с жесткими способами эмоционального реагирования.

− Выбор широкий переменный – описывает лиц, хорошо психически адаптированных.

− Выбор переменный средний – проявляется у лиц, адаптированных в меньшей степени.

− Выбор переменный ограниченный психологически только в отдельных областях.

− Выбор постоянный широкий – характерен для эмоционально незрелых людей.

− Выбор постоянный средний – описывает меньшую степень эмоциональной незрелости людей.

− Выбор постоянный ограниченный схематично.

Анализ формы пирамиды

Анализ формы заключается в анализе конфигурации отдельных цветов в пирамиде.

Авторы предположили, что структура цветов соответствует структуре личности и вытекает из процесса развития личности. Виды размещения цветов в пирамидах являются дополнительным источником информации о тестируемом. Выделяют следующие виды конфигурации пирамид:

− Чистая – подчинена одному цвету. Характерна для лиц, сравнительно эмоционально стабильных.

− Неопределённая – существует несколько цветов. Появляется у лиц с трудностями в приспособлении.

− Надтреснутая – много цветов. Необходимо интерпретировать очень осторожно, так как она указывает на отсутствие интеграции личности (шизофреники). Может также возникать у детей

− Монохромная – выступает только один цвет. Демонстрирует попытку фальсифицирования результатов или умственную отсталость.

− Многохромная – отчётливо разделены цвета. Может свидетельствовать о твёрдом способе эмоциональной реакции.

− Симметрическая – когда выступает некоторая симметрия цветов. Указывает на зрелую, хорошо приспособленную (адаптированную) личность.

− Плащовая – покрытая одним цветом. Информирует о сильном контроле над эмоциями и применении оборонных механизмов.

− Ступенчатая – один цвет образует лестницу. Является указателем на наличие острых невротических черт у данного лица [4].

В ходе анализа необходимо рассмотреть по очереди все высокие или низкие результаты в очередных цветах и красках, а потом дополнить диагноз следующими источниками, такими как секвенции, синдромы и формы пирамиды. Можно дополнить этот диагноз подробным интервью, касающимся эмоциональных проблем данного лица, и только тогда описать в пределах возможного полный вид эмоциональной жизни тестируемого.

ВИЗУАЛЬНЫЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ` 60 ( VAT `60) Название «Визуальный апперцептивный тест '60» Рафи Хана (RaftKhan) представляет собой модификацию ТАТа. Фактически, это рисуночная техника, в которой оценивается исключительно использование цвета. Внимание уделяется паттернам или формальным аспектам рисун­ков и содержанию, но руководство имеет довольно отрывочный харак­тер и не систематично. Стимульный материал состоит из 12 карточек, представляющих об­разцы переплетенных линий. Карточку 1 вы можете увидеть на рисунке 23; карточки 2—11 похожи на первую, но каждый последующий рисунок слож­нее, чем предыдущий. Карточка 12 содержит прямоугольный рисунок. Тестируемому предоставляются восемь цветных карандашей: крас­ный (R), оранжевый (О), черный (Bk), коричневый (Вг), синий (В1), зеленый (G) и желтый (Y). Инструкция состоит в следующем: «Раскрасьте узор, рисунок или предмет, какой вы здесь увидите». Причем особо ука­зывается, что «в нем ничего не скрыто». В конце испытуемого просят назвать то. что он увидел или создал.

ВИЗУАЛЬНЫЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ` 60 ( VAT `60)

Название «Визуальный апперцептивный тест '60» Рафи Хана (RaftKhan) представляет собой модификацию ТАТа.

Фактически, это рисуночная техника, в которой оценивается исключительно использование цвета.

Внимание уделяется паттернам или формальным аспектам рисун­ков и содержанию, но руководство имеет довольно отрывочный харак­тер и не систематично.

Стимульный материал состоит из 12 карточек, представляющих об­разцы переплетенных линий. Карточку 1 вы можете увидеть на рисунке 23; карточки 2—11 похожи на первую, но каждый последующий рисунок слож­нее, чем предыдущий. Карточка 12 содержит прямоугольный рисунок.

Тестируемому предоставляются восемь цветных карандашей: крас­ный (R), оранжевый (О), черный (Bk), коричневый (Вг), синий (В1), зеленый (G) и желтый (Y).

Инструкция состоит в следующем: «Раскрасьте узор, рисунок или предмет, какой вы здесь увидите». Причем особо ука­зывается, что «в нем ничего не скрыто». В конце испытуемого просят назвать то. что он увидел или создал.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Используются три категории: «в целом» (W), «основное» (Р) и «вторичное» (S). Если был использован только один цвет, это называется ответом «в целом» Если больше чем один, то цвет, покрывающий наибольшую площадь рисунка демонстрирует «основной» ответ, а второй по использованию цвет — «вторичный» ответ. Остальные цвета, занимающие меньше мес­та, не учитываются вовсе. Ответам «в целом» дается оценка 3, «основ­ным» — 2, «вторичным» — 1. Вычисляются пять «оценок». Только желтый и пурпурный оцениваются отдельно. Оранжевый и коричневый рассматри­ваются как более слабые отражения красного и черного соответственно им дается половинная оценка.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Используются три категории:

«в целом» (W), «основное» (Р) и «вторичное» (S).

Если был использован только один цвет, это называется ответом «в целом» Если больше чем один, то цвет, покрывающий наибольшую площадь рисунка демонстрирует «основной» ответ, а второй по использованию цвет — «вторичный» ответ. Остальные цвета, занимающие меньше мес­та, не учитываются вовсе. Ответам «в целом» дается оценка 3, «основ­ным» — 2, «вторичным» — 1.

Вычисляются пять «оценок». Только желтый и пурпурный оцениваются отдельно. Оранжевый и коричневый рассматри­ваются как более слабые отражения красного и черного соответственно им дается половинная оценка.

Красный и оранжевый : агрессия (или «сильные эмоции»). Черный и коричневый : подавленность (депрессия). Синий и зеленый : веселое настроение. Пурпурный : самоконтроль. Желтый : тревожность. Три высшие оценки, расположенные по порядку, представляют собой так называемое «эмоциональное наслоение». В данном случае оно выглядит следующим образом: 1. Черный и коричневый 9,5 Подавленность 2. Красный и оранжевый 8,5 Агрессия 3. Синий и зеленый 8 Веселое настроение

Красный и оранжевый : агрессия (или «сильные эмоции»).

Черный и коричневый : подавленность (депрессия).

Синий и зеленый : веселое настроение.

Пурпурный : самоконтроль.

Желтый : тревожность.

Три высшие оценки, расположенные по порядку, представляют собой так называемое «эмоциональное наслоение». В данном случае оно выглядит следующим образом:

1. Черный и коричневый 9,5 Подавленность

2. Красный и оранжевый 8,5 Агрессия

3. Синий и зеленый 8 Веселое настроение

МНОГОМЕРНЫЙ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ

Необходимый материал состоит из блокнота для рисования формата А6 (10,5 х 14,8 см), семи фломастеров различных цветов: черного, красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого и коричневого, а так­же секундомера, чтобы засекать время рисования.

Испытуемому говорят, что ему необходимо нарисовать картинку за 60 секунд, а затем его просят нарисовать еще. Выбор предмета рисования и цветов всегда свободен. Необходимы серии из тридцати рисунков, между которыми будут перерывы по несколько секунд. Когда все серии завершены, испытуемого просят «объяснить его рисунки», то есть рассказать, что он нарисовал.

Обработка результатов:

Основное внимание уделяется количественной оценке. Можно также провести и анализ содержания, но он рассматривается как «дополнительный». Подсчет ведется следующим образом при помощи f %.

Символом f отмечаются «функциональные» картинки, то есть те, которые «имеют только один отдельный предмет». Такие картинки далее определяются как «не имеющие даже двух отдельных частей с содержанием».

Окружения или фона (даже простой опорной линии) достаточно, чтобы отметить рисунок буквой f. Этот критерий выражается в процентах от общего числа рисунков. В норме их тридцать, но могут происходить и «отказы» (то есть невозможность нарисовать картинку в течение данных шестидесяти секунд), хотя это случается довольно редко.

Параллель также можно провести между f% и значением «сужения», выводимом в F% в тесте Роршаха. Высокий и низкий показатель f% связывается с шизотимией и циклотимией соответственно; нормальные испытуемые занимают среднее положение, но ближе (по значению f%) к последнему, нежели к первому. ОЦЕНКА ЦВЕТА (Cs) и СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ (AML) «Оценка цвета» для каждого рисунка представляет собой количество использованных цветов. Вычислив среднее количество, получим «средний арифметический уровень» (AML), значение, сравнимое с popшаховским С. Однако так как Блох использует термин «динамическое расширение» в отношении K.AML, то приходится делать вывод, что интерпретация также связана с роршаховским «расширением», и, таким образом, является показателем расширенного опыта. Блох рекомендует фиксировать все Cs, чтобы знать не только средний уровень, но и различия в количестве использованных цветов. Из этого он выводит критерий «вариативное значение» (V), которое вычисляется как среднее арифметическое разниц последовательных цветовых оценок.

Параллель также можно провести между f% и значением «сужения», выводимом в F% в тесте Роршаха.

Высокий и низкий показатель f% связывается с шизотимией и циклотимией соответственно; нормальные испытуемые занимают среднее положение, но ближе (по значению f%) к последнему, нежели к первому.

ОЦЕНКА ЦВЕТА (Cs) и СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ (AML)

«Оценка цвета» для каждого рисунка представляет собой количество использованных цветов.

Вычислив среднее количество, получим «средний арифметический уровень» (AML), значение, сравнимое с popшаховским С. Однако так как Блох использует термин «динамическое расширение» в отношении K.AML, то приходится делать вывод, что интерпретация также связана с роршаховским «расширением», и, таким образом, является показателем расширенного опыта. Блох рекомендует фиксировать все Cs, чтобы знать не только средний уровень, но и различия в количестве использованных цветов. Из этого он выводит критерий «вариативное значение» (V), которое вычисляется как среднее арифметическое разниц последовательных цветовых оценок.

Среднее значение для «нормальных» — 1,05;

циклотимы имеют несколько завышенную оценку

шизотимы — заниженную,

хронические шизофреники — 0,41.

Особое внимание уделяется «монохромным» сериям рисунков, то есть ответам, в которых все или почти все рисунки выполнены одним цветом. Прямой противоположностью такого типа ответов являются «простые полихромные серии», в которых выбор отдельных цветов часто меняется. Такие «изменения монохромных цветов» обозначаются специальным символом (monCc), и считаются характерными для пациентов, страдающих реакциями соматизапии.

Соотношение f:AMLобозначается буквой Е — «тип переживания», по аналогии с Роршахом. Из последующего объяснения обоих компонентов станет ясно, что сходство с роршаховским М : еС действительно значительное.

Однако нужно помнить, что результаты нормального выполнения заданий ближе к циклоидной, чем к шизоидной личности.

Содержание

Классификация содержания ограничивается небольшим количеством категорий: предметы (О), растения (Р), животные (А) и человеческие фигуры (Н), плюс «специальная категория» (Is). В отличии от Роршаха, каждый рисунок оценивается по содержанию в целом.

Значительное внимание уделяется роли символики в MDDT, который, по утверждениям авторов, похож на символику снов в соответ­ствии с психоаналитической теорией

ТЕСТ ЦВЕТОУКАЗАНИЯ НА НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБСТВЕННЫМ ТЕЛОМ CAPТ —  невербаль­ная методика, предназначенная для оценки уровня удовлетворенности (неудовлетворенности) своим телом. Опубликована О. Вулей и С. Роллом в 1991. Стимульный материал теста состоит из двух изображений (фронтального и латерального) человеческого тела, мужского и женского, на листе бумаги размером 27,9 х 43,2 см. Размер рисунка женской фигуры 36,8 см, мужской — 41,9 см Испытуемому предлагают пять карандашей (голубой, зеленый, черный, желтый и красный) и просят раскрасить изображенную фигуру соответствующего пола. При этом красный цвет используется в том случае, когда испытуемого крайне не удовлетворяет какая-либо часть (части) тела. Окрашенные этим цветом части тела оцениваются в 5 баллов. Желтый цвет — часть тела не удовлетворяет (4 балла) черный — нейтральное отношение (3 балла)  зеленый — удовлетворяет (2 балла) голубой — весьма удовлетворяет (1 балл)

ТЕСТ ЦВЕТОУКАЗАНИЯ НА НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБСТВЕННЫМ ТЕЛОМ

CAPТ —  невербаль­ная методика, предназначенная для оценки уровня удовлетворенности (неудовлетворенности) своим телом. Опубликована О. Вулей и С. Роллом в 1991.

Стимульный материал теста состоит из двух изображений (фронтального и латерального) человеческого тела, мужского и женского, на листе бумаги размером 27,9 х 43,2 см.

Размер рисунка женской фигуры 36,8 см, мужской — 41,9 см

Испытуемому предлагают пять карандашей (голубой, зеленый, черный, желтый и красный) и просят раскрасить изображенную фигуру соответствующего пола.

При этом красный цвет используется в том случае, когда испытуемого крайне не удовлетворяет какая-либо часть (части) тела. Окрашенные этим цветом части тела оцениваются в 5 баллов.

Желтый цвет — часть тела не удовлетворяет (4 балла)

черный — нейтральное отношение (3 балла)

зеленый — удовлетворяет (2 балла)

голубой — весьма удовлетворяет (1 балл)

ТРИ ПОКАЗАТЕЛЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТЕЛОМ

Общий: рассчитывается среднее значение для всех 16 частей тела. Также вычисляются два комбинированных показателя  (CAPT Score 1  и CAPT Score 2).  Первый из них представляет собой среднее арифметическое оценок следующих частей тела: область живота, верхняя треть бедра, ягодицы, нижняя часть бедра.

Второй включает остальные части тела за исключением генитальной области, т. е. волосы, лицо, ступни, голени, кисти рук, предплечье, плечо, плечевой пояс, грудь (грудная клетка) и верхняя часть живота.

С помощью Ц. с. т. н. т. также определяется показатель дискриминативности, позволяющий установить степень дифференцированности образа тела. Учитываются различно окрашенные области на фронтальном и латеральном изображениях тела.

Среднее арифметическое этих двух оценок — показатель дискриминативности (область тела считается дискриминированной или выделенной в том случае, когда она окрашена отлично от всех прилегающих к ней областей).

Надежность ретестовая (2-х и 4-недельный интервал) на выборке студентов от 0,70 до 0,89.

Коэффициент альфа на той же выборке — от 0,70 до 0,80. Сообщается о достаточно высокой валидности теста.

 ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОВ Синий цвет- потребность в глубокой привязанности как инструмент достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.   Зеленый- потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительность, агрессивность защитного характера. Красный- потребность в достижении, обладании, лидировании, наступательная агрессивность

ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОВ

Синий цвет- потребность в глубокой привязанности как инструмент достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.

  Зеленый- потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительность, агрессивность защитного характера.

Красный- потребность в достижении, обладании, лидировании, наступательная агрессивность "завоевателя ", целенаправленность, высокая поисковая активность.

  Желтый - потребность в эмоциональной вовлеченности и защищенности в социальном плане. Яркость переживаний и общение - как необходимый процесс.

Фиолетовый - потребность в уходе от реальной действительности, иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, субъективизм, индивидуалистичность, эмоциональная незрелость.

  Коричневый - потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и физическому комфорту.

Черный - потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любым авторитетам, давлению извне.

  Серый- потребность в успокоении, отдыхе; пассивность.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!