Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 5 «Белочка»
г. Асино Томской области
«Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста».
из опыта работы
Разработала воспитатель
первой квалификационной категории
Комарова Ольга Викторовна
-Асино 2017-
Выступление на августовской конференции
«Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Слайд 1
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.
Наше дошкольное образовательное учреждение имеет статус «Центр экологического образования», поэтому ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является его приоритетным направлением. В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребёнка, которые представлены как целевые ориентиры Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки будет совершать.
Слайд 2
На протяжении нескольких лет я работаю под девизом «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Ведущим направлением моей педагогической деятельности является экологическое воспитание и тема моего педагогического опыта работы: «Экологическое воспитание как один из важнейших элементов в формировании экологической культуры личности». Я стараюсь подвести детей к пониманию того, что человек и природа это единое целое, что все мы в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранить и приумножить её красоту. Поэтому цель моей работы: «Воспитание основ экологической культуры личности».
В достижении поставленной цели я отдаю предпочтение методу проектов, поскольку именно внутри него возможна максимально активная позиция ребёнка в освоении окружающей действительности. Так же я считаю, что основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых.
Слайд 3
Преимущества проектной деятельности заключается в интеграции образовательных областей, что даёт возможность:
- значительно повысить самостоятельную активность детей,
- развивать творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,
- развивать умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
- создаёт условия для активного участия родителей в образовательном процессе.
Проектная деятельноcть – это cовместная учебно-познавательная, творчеcкая, игровая деятельноcть, имеющая общую цель, cогласованные методы, споcобы деятельноcти, направленная на доcтижение общего результата. Проектная деятельноcть споcобствует развитию cамоcтоятельности, целеуcтремленноcти, ответcтвенноcти, наcтойчивоcти, инициативноcти, в процеcсе работы над проектом дети приобретают cоциальную практику, адаптируютcя к cовременным уcловиям жизни.
Слайд 4
В связи с тем, что проектная деятельность предстоит с детьми разного возраста, я разделила работу на 2 блока: проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста и с детьми старшего дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте целью проектов является развитие познавательного интереса, развитие знаний об окружающем мире, путём привлечения к совместной со взрослыми проектно – исследовательской деятельности. В процессе этой деятельности важная роль отводится воспитателю, потому, что идея исходит от самого воспитателя, именно воспитатель должен умело ввести детей в проблемную игровую ситуацию и заинтересовать родителей. В этом возрасте много внимания я уделяю игровым ситуациям и творческой деятельности детей.
Учитывая интересы детей, и зная, что игра является ведущим видом деятельности, разработала ролево – игровые проекты: «Дикие животные нашего края», «Огород на подоконнике», «Снег полезный ил вредный».
Слайд 5
Благодаря проекту «Дикие животные» у детей появился интерес к жизни животных. Расширился кругозор знаний: об образе жизни диких животных, местах обитания, познакомились с сезонными изменениями в жизни диких животных.
Слайд 6
Проект «Витамины на окне» помог детям лучше познать растительную жизнь. Он расширил представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития растений, умение радоваться красоте выращиваемых растений.
Слайд 7
Опыты со снегом помогли выяснить насколько он грязный, хотя белый и кажется чистым, дали понять детям, что снег есть нельзя, он вредный для здоровья, но помогает растениям укрыться от холода.
Слайд 8
Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется мною в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной познавательно-поисковой деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
В этом возрасте дети сами подталкивали меня к экспериментальной деятельности своими вопросами, родители также показывали свою заинтересованность в экологическом воспитании детей.
Владея методикой экологического воспитания, я старалась организовать деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей.
Слайд 9
Проанализировав вопросы детей, совместно с родителями мы разработали познавательно - исследовательские проекты: «По сказкам В.В.Бианки», «Покормите птиц зимой», « Неутомимые труженики», в настоящее время реализуется проект «Аптека на грядке».
Проект «По сказкам В.В.Бианки» познакомил детей с творчеством великого русского писателя – натуралиста. В сказках ребята нашли ответы на интересующие их вопросы, получили научно – достоверные знания о жизни птиц и животных в природе.
Слайд 10
Целью проекта «Зимующие птицы» является развитие нравственных качеств личности ребёнка. Знакомство детей с зимующими птицами, воспитывать желание помогать птицам, которые нуждаются в защите и помощи в зимние холодные дни.
Слайд 11
Помог ответить на вопросы детей «Какую роль в природе играют насекомые?» проект «Неутомимые труженики».
Слайд 12
Из проекта «Аптека на грядке» дети узнают, как растения могут помочь здоровью человека.
Слайд 13
В результате проведённой работы я добилась положительных результатов в экологическом воспитании детей. Итогом работы над проектами было участие в конкурсах ТОИПКРО, где мы добились высоких результатов.
Слайд 14
Из всего сказанного можно сделать вывод:
Проектная деятельность имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка, помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.