СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность, как средство воспитания личности ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа -обмен опытом.Пригодится для молодых учителей.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность, как средство воспитания личности ребенка»

Проектная деятельность, как средство воспитания личности ребенка


«Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но ради бога,

размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Г.Э. Лессинг


Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащённого развития личности ребёнка. И мы, учителя начальной школы, призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

В соответствии с ФГОС НОО технология проектной деятельности выдвигается на одно из лидирующих мест по применению и широте использования в образовательном процессе современной школы 21 века.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях и получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Стандарты второго поколения ставят задачу - сформировать компетенцию младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Проекты в начальной школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту ( на первых порах, конечно, при помощи учителя).

Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной деятельности.

Большой потенциал предоставляет детям кружок « Я- исследователь». Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, фильмы); организации (музеи, библиотеки, научные институты, предприятия); мероприятия; отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов). После завершения этапа сбора информации, ребята приступают к реализации проектов. Учащиеся готовят выбранные проекты, сочетая действия в школе и вне школы.

Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы над проектами, иначе губится сама идея метода проекта. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своём проекте.

В нашем лицее проходил месячник защиты проектов среди обучающихся 4-х классов. В каждом классе ребята представляли результаты своих исследований, причем, формы подачи материала были очень разнообразны : и презентация, и стенгазета, и выполнение стенда.

Защита многих проектов не оставила равнодушными одноклассников, у некоторых появилась заинтересованность изучить некоторые темы глубже, кто-то нашел ответы на интересующие их ранее вопросы.

Авторам самых интересных и актуальных работ выпала честь представлять их на всеобщем форуме проектных работ выпускников начальной школы.

В наше время очень актуальна тема экологии. Поэтому особого внимания заслужила работа Фадеева Артема «Мусор-убийца», в которой раскрываются вопросы защиты окружающей среды и возможности самих детей сделать что-то для того, чтобы планета стала чище. В рамках этого проекта ребята собирали для утилизации батарейки, чтобы спасти ежика. Узнав, какой вред наносит живым существам выброшенная жевательная резинка, ребята стали рассказывать об этом ребятам из других классов, а также после просмотра подготовленной презентации, они единогласно отказались от применения в классе одноразовых стаканчиков.

Группа детей, совместно с учителем, собирала материал, оформив его в презентацию по теме « Улицы города как память о Великой отечественной войне»и приурочив защиту к 70-летию Победы.

Для меня, как учителя, очень ценен скрытый результат проектной деятельности, и поэтому презентация не должна ограничиваться демонстрацией конечного продукта работы. На презентации школьники учатся анализировать свои идеи, пытаются связать итоги коллективного обсуждения с намеченным планом и осуществлённым ходом работы, а в конечном итоге – с полученным результатом, отмечают удачные творческие находки, стараются оценить вклад каждого и умение работать в «команде».

Ученик постепенно начинает понимать, что учебный проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, причём результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Ребёнок получает эмоциональное подкрепление, которое служит стимулом для его дальнейших действий, открывает горизонты творчества. Через проекты ребёнок познаёт различные стороны окружающей действительности, учится лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, понимать значимость происходящих событий, находить в окружающей жизни её прекрасные стороны, а это, в свою очередь, рождает стремление создать что-то своё, новое, творить и преобразовывать окружающую действительность.

Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной и внеучебной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!