Проектная деятельность, как средство воспитания личности ребенка
«Спорьте, заблуждайтесь,
ошибайтесь, но ради бога,
размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Г.Э. Лессинг
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащённого развития личности ребёнка. И мы, учителя начальной школы, призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
В соответствии с ФГОС НОО технология проектной деятельности выдвигается на одно из лидирующих мест по применению и широте использования в образовательном процессе современной школы 21 века.
Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.
Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях и получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.
Стандарты второго поколения ставят задачу - сформировать компетенцию младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Проекты в начальной школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту ( на первых порах, конечно, при помощи учителя).
Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной деятельности.
Большой потенциал предоставляет детям кружок « Я- исследователь». Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, фильмы); организации (музеи, библиотеки, научные институты, предприятия); мероприятия; отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов). После завершения этапа сбора информации, ребята приступают к реализации проектов. Учащиеся готовят выбранные проекты, сочетая действия в школе и вне школы.
Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы над проектами, иначе губится сама идея метода проекта. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своём проекте.
В нашем лицее проходил месячник защиты проектов среди обучающихся 4-х классов. В каждом классе ребята представляли результаты своих исследований, причем, формы подачи материала были очень разнообразны : и презентация, и стенгазета, и выполнение стенда.
Защита многих проектов не оставила равнодушными одноклассников, у некоторых появилась заинтересованность изучить некоторые темы глубже, кто-то нашел ответы на интересующие их ранее вопросы.
Авторам самых интересных и актуальных работ выпала честь представлять их на всеобщем форуме проектных работ выпускников начальной школы.
В наше время очень актуальна тема экологии. Поэтому особого внимания заслужила работа Фадеева Артема «Мусор-убийца», в которой раскрываются вопросы защиты окружающей среды и возможности самих детей сделать что-то для того, чтобы планета стала чище. В рамках этого проекта ребята собирали для утилизации батарейки, чтобы спасти ежика. Узнав, какой вред наносит живым существам выброшенная жевательная резинка, ребята стали рассказывать об этом ребятам из других классов, а также после просмотра подготовленной презентации, они единогласно отказались от применения в классе одноразовых стаканчиков.
Группа детей, совместно с учителем, собирала материал, оформив его в презентацию по теме « Улицы города как память о Великой отечественной войне»и приурочив защиту к 70-летию Победы.
Для меня, как учителя, очень ценен скрытый результат проектной деятельности, и поэтому презентация не должна ограничиваться демонстрацией конечного продукта работы. На презентации школьники учатся анализировать свои идеи, пытаются связать итоги коллективного обсуждения с намеченным планом и осуществлённым ходом работы, а в конечном итоге – с полученным результатом, отмечают удачные творческие находки, стараются оценить вклад каждого и умение работать в «команде».
Ученик постепенно начинает понимать, что учебный проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, причём результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Ребёнок получает эмоциональное подкрепление, которое служит стимулом для его дальнейших действий, открывает горизонты творчества. Через проекты ребёнок познаёт различные стороны окружающей действительности, учится лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, понимать значимость происходящих событий, находить в окружающей жизни её прекрасные стороны, а это, в свою очередь, рождает стремление создать что-то своё, новое, творить и преобразовывать окружающую действительность.
Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной и внеучебной деятельности.