СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проекта на уроках истории и обществознания

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках истории»

Метод проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности

Выполнила учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №16 Пальчикова Ирина Анатольевна



С сентября этого года старшая школа приступает к реализации новых стандартов образования. Несмотря на то, что ФГОСы приняты уже несколько лет назад, тема эта продолжает обсуждаться на всех педагогических порталах. Учителя делятся своим опытом, сомнениями. Обилие методической литературы по этому вопросу многих просто пугает. Но если вдумчиво изучать новые стандарты становится понятно, что ничего принципиально нового от нас не требуют. Не даром говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Слова известного швейцарского педагога Фарьера (1879-1960) о том, как люди создали школу по «нашептыванию дьявола» тому подтверждение: «Ребёнок любит природу, поэтому замкнули его в четырёх стенах. Ребенку нравится осознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все построили так, чтобы его активность не имела никакой пользы. Ребёнок не может оставаться без движения – его заставили не двигаться. Ребенок любит работать руками, а его заставили изучать теории и идеи. Ребенок любит говорить, а его заставили молчать.
Ребенок хочет понять, а его заставили учить наизусть.
Ребенок хочет сам искать знания, а ему все дают в готовом виде.
Вдумчивый читатель, делай все для того, что бы школа, в которой ты учишь, имелаценности идущие от бога!»


Таким образом, мы видим, что идеи системно-деятельностного обучения, которые являются концептуальной основой нового стандарта образования зародились еще в начале прошлого столетия.

Системно-деятельностный метод: метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принцип этого метода в том, что когда вы действуете, вы научаетесь.

Историческое образование, как и образование в целом в настоящее время переживает сложный период – период модернизации, главная задача которого повышение доступности и качества образования. Но вместе с этим получается противоречие с одной стороны объем информации на уроках истории увеличивается, а количество учебного времени на изучение истории не увеличивается. Кроме этого современные психологи отмечают интенсивное стремление детей к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, самоутверждение, а интерес к учебе ослабевает. Поэтому активизация познавательной деятельности учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки. В этой связи наибольшую актуальность при изучении истории получает проектная технология, тесно перекликающаяся с системно-деятельностным методом обучения.


Образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили.

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН

А что остается? Остаются те знания и умения, те компетенции личностного роста, которые помогут человеку определиться в жизни.


Почему я выбирала именно проектную технологию? Она отличается высокой научной обоснованностью, логичностью, результативностью, разнообразием учебно-познавательных приёмов, практической направленностью. Все составляющие проектной деятельности: условия, результаты, поэтапная работа соответствуют содержанию компетентности. В процессе работы над проектом учащиеся не только овладевают комплексом исторических умений, учатся приобретать новые знания, интегрировать их, взаимодействовать друг с другом, исследовать исторические проблемы в жизненном контексте, но и всегда имеют конечный результат (продукт) своей деятельности. Рефлексивная оценка проекта способствует осознанию роли знаний для личности.

Главная задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность- это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности. Эффективность применения  проектной  технологии в организации исследовательской деятельности состоит в том, что она даёт возможность одновременной реализации на уроке персональных моделей обучения и интеграции деятельности всего класса в решении общей проблем. Проблемные ситуации на уроках способствуют вовлечению личности ребёнка в мыслительный процесс, создают положительную мотивацию к изучению истории.  





При работе над проектом, используется «правило 6 П»

Проблема

Проектирование

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио

Работа над проектом проходит в 3 этапа

Этапы проектной деятельности:

1. Организационно-подготовительный

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.

Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.



2.Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.


3.Итоговый

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.

Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.



Сейчас я познакомлю вас с этим методом на примере работы: «Жертвы Холокоста на территории Калмыкии» ученицы 10 класса Субботиной Алены.

Итак, началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы.

В данном случае проблему нашел сам ребенок. Весной 2014 года готовясь к зачету по истории и просматривая монографии по теме Второй мировой войны, Алена наткнулась на работу Юргена Графа «Миф о холокосте. Правда о судьбе евреев во Второй мировой войне». Ее очень поразила фраза: «Миф о "холокосте" оскорбляет человечество, ибо представляет еврейский народ главной жертвой минувшей войны, хотя на самом деле евреи пострадали не больше, других народов, вовлеченных в истребительную войну, которую развязал наиболее последовательный возродитель имперских идей западной цивилизации, человеконенавистник (и не только в отношении евреев) Адольф Гитлер. Человечество заплатило за эту войну 55 миллионов жизней, в числе которых настоящая, а не мифотворческая доля еврейского народа составляет не 6 миллионов, как показывают расчеты специалистов, а около 500 тысяч человек». За разъяснением она обратилась ко мне, а я предложила ей самостоятельно провести это исследование. Мы решили провести исследовательскую работу, чтобы выяснить, какое количество граждан еврейской национальности погибло в отдельно взятой маленькой республике. Выбор пал на Калмыкию, так как она является моей малой Родиной, там проживают мои родные, близкие, друзья.

Определили цель проекта и его задачи



Цель проекта

Подтвердить или опровергнуть высказывание Юргена Графа


Задачи

1 – поиск имен еврейских семей;

2 – поиск неизвестных захоронений на местах расстрелов.



2. Поисковый


Объект исследования


Республика Калмыкия


Предмет исследования


Захоронения времен оккупации фашистами

Гипотеза

В республике было расстреляно и похоронено около 2 тысяч граждан еврейской национальности

Методы исследования


  • Изучение документальных источников.

  • Поиск информации в интернете.

  • Беседы с очевидцами


3. Итоговый


Написанная нами работа была отправлена в ноябре 2014 года в Центр Холокост, в Москву. В январе 2015 года нас пригласили для участия в Международной конференции школьников, где мы представляли эту работу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!