СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед собой я всегда ставлю задачу: как заинтересовать учащихся, как «влюбить» их в предмет? Ведь критерием успешности обучения становится не только результативность в изучении учебных предметов, но и отношение ученика к возможностям собственного познания, приобретения личностного опыта в процессе обучения нестандартными средствами, стремлением самостоятельно добывать и использовать новые знания. А МУЗЫКА – это особенный предмет, предмет ИСКУССТВА, на котором господствуют методы педагогики искусства и различные формы творческой деятельности, которые помогают раскрывать творческий потенциал детей и все это прекрасно сочетается и реализуется и в проектной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках музыки в начальной школе»

Презентацию к выступлению подготовила учитель МОУ-СОШ №17 Фомина Наталья Вадимовна

Презентацию к выступлению подготовила учитель МОУ-СОШ №17 Фомина Наталья Вадимовна

Проект – В переводе с латинского означает «брошенный вперёд». Замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. Под проектом подразумевают специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
  • Проект – В переводе с латинского означает «брошенный вперёд». Замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. Под проектом подразумевают специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
 Перед собой я всегда ставлю задачу: как заинтересовать учащихся, как «влюбить» их в предмет? Ведь критерием успешности обучения становится не только результативность в изучении учебных предметов, но и отношение ученика к возможностям собственного познания, приобретения личностного опыта в процессе обучения нестандартными средствами, стремлением самостоятельно добывать и использовать новые знания. А МУЗЫКА – это особенный предмет, предмет ИСКУССТВА, на котором господствуют методы педагогики искусства и различные формы творческой деятельности, которые помогают раскрывать творческий потенциал детей и все это прекрасно сочетается и реализуется и в проектной деятельности.

Перед собой я всегда ставлю задачу: как заинтересовать учащихся, как «влюбить» их в предмет? Ведь критерием успешности обучения становится не только результативность в изучении учебных предметов, но и отношение ученика к возможностям собственного познания, приобретения личностного опыта в процессе обучения нестандартными средствами, стремлением самостоятельно добывать и использовать новые знания. А МУЗЫКА – это особенный предмет, предмет ИСКУССТВА, на котором господствуют методы педагогики искусства и различные формы творческой деятельности, которые помогают раскрывать творческий потенциал детей и все это прекрасно сочетается и реализуется и в проектной деятельности.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике преподавания музыки. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. «…дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «…творчество – разновидность поисковой активности», утверждал В С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания»,- писал К. Н. Вентцель.
  • Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике преподавания музыки. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
  • «…дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «…творчество – разновидность поисковой активности», утверждал В С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания»,- писал К. Н. Вентцель.
Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки: показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт; реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем; продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки; подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
  • Главные цели введения метода проектов
  • в практику преподавания музыки:
  • показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
  • реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
  • продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
  • подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Предпроектный этап (подготовительный). Предложение темы исследования. Выбор проблемы проекта. Этап реализации проекта. Организация работы. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Промежуточный этап. Рекомендации по полученным результатам. Предзащита. Презентация (завершающий этап, этап практического использования проекта). Рефлексия (обсуждение презентации и полученных результатов).
  • Предпроектный этап (подготовительный). Предложение темы исследования. Выбор проблемы проекта.
  • Этап реализации проекта. Организация работы. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом.
  • Промежуточный этап. Рекомендации по полученным результатам. Предзащита.
  • Презентация (завершающий этап, этап практического использования проекта).
  • Рефлексия (обсуждение презентации и полученных результатов).
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий: - предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика; - выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.
  • Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
  • - предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
  • - выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.
Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
  • Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
  • Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
  • Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть: консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»; мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
  • Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
  • консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
  • мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
провоцирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации; наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентностей учащихся, с другой.
  • провоцирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
  • наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентностей учащихся, с другой.
1 . Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д. 2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов» можно включить в практику, начиная с 3 класса. 3.Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса. 4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д. 5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д. 6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.
  • 1 . Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.
  • 2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов» можно включить в практику, начиная с 3 класса.
  • 3.Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
  • 4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.
  • 5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.
  • 6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.
В  своей практике я планирую мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть: мини-исследовательские проекты (например, «Найди звучащую картину и подбери к ней стихотворение , сочини музыку с помощью средств музыкальной выразительности.»  С удовольствием ребята 5 классов выполняют и такие ролевые проекты - как инсценирование Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
  • В своей практике я планирую мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:
  • мини-исследовательские проекты (например, «Найди звучащую картину и подбери к ней стихотворение , сочини музыку с помощью средств музыкальной выразительности.»
  • С удовольствием ребята 5 классов выполняют и такие ролевые проекты - как инсценирование Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
Спасибо за внимание!

Спасибо

за

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!