СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал был представлен на заседании районного методического объединения учителей ОБЖ. Работа содержит текст выступления и приложения  к нему (электронная презентация и Лист исследования для работы в группах).

Просмотр содержимого документа
«Лист исследования»

Лист исследования

Дата: Тема: «Влияние вредных привычек на организм» Ф.И. ученика (-ов):

  1. Заполни схему, просмотрев информацию.

Букет

алкоглика

  1. Кто и как ещё страдает, кроме обладателя вредной привычки?









  1. Допиши предложение.

Меня больше всего потрясло…

  1. Составь синквейн на тему: «Чем опасна эта привычка».

  2. Приготовься его зачитать. СИНКВЕЙН

1 строка: Одно существительное (название темы).

2 строка: Два прилагательных (описание темы)

2.

3 строка: Три глагола или деепричастия (описание действия в рамках темы).

3.

4 строка: Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

4.

5 строка: Одно слово-синоним или метафора

(выражает повторно суть темы).

5.


Самооценка работы:

Оценка учителя:



Лист исследования

Дата: Тема: «Влияние вредных привычек на организм» Ф.И. ученика (-ов):

  1. Заполни схему, просмотрев информацию.

Венок наркомана

  1. Кто и как ещё страдает, кроме обладателя вредной привычки?









  1. Допиши предложение.

Меня больше всего потрясло…

  1. Составь синквейн на тему: «Чем опасна эта привычка».

  2. Приготовься его зачитать. СИНКВЕЙН

  1. строка: Одно существительное (название темы).

2 строка: Два прилагательных (описание темы)

2.

3 строка: Три глагола или деепричастия (описание действия в рамках темы).

3.

4 строка: Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

4.

5 строка: Одно слово-синоним или метафора

(выражает повторно суть темы).

5.


Самооценка работы:

Оценка учителя:



Лист исследования

Дата: Тема: «Влияние вредных привычек на организм» Ф.И. ученика (-ов):

  1. Заполни схему, просмотрев информацию.

Икебана

курильщика

  1. Кто и как ещё страдает, кроме обладателя вредной привычки?









  1. Допиши предложение.

Меня больше всего потрясло…

  1. Составь синквейн на тему: «Чем опасна эта привычка».

  2. Приготовься его зачитать. СИНКВЕЙН

1 строка: Одно существительное (название темы).

2 строка: Два прилагательных (описание темы)

2.

3 строка: Три глагола или деепричастия (описание действия в рамках темы).

3.

4 строка: Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

4.

5 строка: Одно слово-синоним или метафора

(выражает повторно суть темы).

5.


Самооценка работы:

Оценка учителя:



Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках ОБЖ»

(Слайд 1) Проектная деятельность на уроках ОБЖ


Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? (Слайд 2) Все дети, когда идут в школу, хотят учиться. Почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу? (щелчок)

Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках ОБЖ, с другой, подтолкнуло меня к использованию проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в классах, где веду ОБЖ, пришел к выводу: ОБЖ начинается вовсе не с определённых алгоритмов действий в экстремальных ситуациях, что кажется очевидным, а с… , проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, сам прошел путь познания. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

(Слайд 3) Для чего нужен метод проектов? Во-первых, для того, чтобы научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Во-вторых, чтобы ученики не боялись принимать самостоятельные аргументированные решения. Ну и, в-третьих, необходимо научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

(Слайд 4) Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

- 10% от того, что они читают;

- 26% от того, что они слышат;

- 30% от того, что они видят;

- 50% от того, что они видят и слышат;

- 70% от того, что они обсуждают с другими;

- 80% от того, что основано на личном опыте;

- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;

- 95% от того, чему они обучаются сами.

Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:

1) создать собственную технологию;

2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.

Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю. При изучении ОБЖ учащиеся осваивают инструмент для укрепления их духовного, физического и психического здоровья, на информатике – умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, (Слайд 5) а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (а это и есть компетенции), научить жить, научить жить вместе.

В своей работе я использую групповые и индивидуальные, информационные и практико-ориентированные проекты. (Слайд 6) Групповой практико-ориентированный проект в нашей школе был реализован в прошлом году по проблеме ВИЧ/СПИДа «Я выбираю жизнь», данный проект принял участие в конкурсе Федерального «Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», а индивидуальный информационный проект будет представлен 22 апреля на районном фестивале исследовательских работ «День науки». Так же применяю модель учебного занятия, используя технологию проектного обучения, о чем расскажу сегодня.

(Слайд 7) Как нам известно, структура любого проекта – это «пять П».

  1. Проблема.

  2. Планирование действий.

  3. Поиск информации.

  4. Продукт.

  5. Презентация.

Исходя из этой модели, я определил структуру урока-проекта, который провел совсем недавно в 8 классе по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье».

На первом этапе урока нам с детьми необходимо было определить проблему, над которой предстояло работать. Поэтому вначале я спросил:

- Сегодня мы поговорим о действиях, постоянное осуществление которых стало для человека потребностью, и без которых он уже не может обойтись. Как вы думаете, что это?

(Слайд 8) Они стали давать предположительные ответы, но в тему не попали, тогда с помощью наводящих подсказок они определили, (щелчок) что это ПРИВЫЧКА.

(Слайд 9) Затем мне нужно было показать связь привычек и здоровья.

Поэтому, используя эпиграф урока «Творец, Ты человеку клад вручил, но он, глупец, богатства те напрасно расточил…», спросил: «О каком богатстве идёт речь?».  (щелчок) Дети назвали ЗДОРОВЬЕ. (Слайд 10) Дальше задал вопрос: «Имеется ли связь между этими понятиями: ПРИВЫЧКА и ЗДОРОВЬЕ?». (Слайд 11) После того, как они ответили, я предложил им поработать со слайдом и определить, какие бывают привычки? (Слайд 12) Они называли полезные и выделили вредные привычки, после чего мы вместе попытались дать определение вредным привычкам. Далее я попросил выделить три самые пагубные и опасные для человека и попытался выяснить, а всё ли они знают о таких привычках. Оказалось, что кроме их пагубного влияния на здоровье, ученики мало что знают.

(Слайд 13) Таким образом, на первом этапе проекта, мы

- определили тему урока;

- выяснили, что привычки бывают полезными и вредными, самые опасные из них – это алкоголизм, курение и наркомания, но ученики мало что о них знают.

Отсюда и определили проблему, над которой будем работать на уроке.

На втором этапе урока «Планирование» я разделил детей на три группы по направлениям исследований «Алкоголизм», «Курение» и «Наркомания», распределил роли в группах (назначил генератора идей, оформителя и докладчика) и определил порядок дальнейшей работы (Слайд 14):

1. Ознакомьтесь с видеоинформацией (у каждой группы свой компьютер, где заранее мною размещен нужный видеоролик).

2. Проанализируйте её.

3. Внесите данные в ЛИСТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

4. Сравните данные с эталоном на экране.

5. Выводы озвучьте в виде синквейна.

Раздаю группам Листы исследования; говорю о том, что любую недостающую информацию они могут найти в Интернете; напоминаю о правилах работы в группе и том, что от работы каждого участника команды зависит общий результат всего проекта.

На третьем этапе проекта группы обрабатывали найденную информацию, осмысливали ее. После совместного обсуждения выбирали окончательный вариант для презентации. Дети работали самостоятельно сообща, каждый в соответствии со своей ролью. Просматривали свои видеоролики. По необходимости искали информацию в Интернете, то есть добывали недостающие знания. Я не участвовал, но консультировал учащихся по мере надобности и ненавязчиво контролировал работу групп.

Следующий этап проекта «Продукт». Он был создан в ходе заполнения Листов исследования. В нашем случае – это логические схемы «Букет алкоголика», «Венок наркомана» и «Икебана курильщика» и синквейны к каждой схеме. Также на этом этапе группы готовили и репетировали свою презентацию.

На этапе презентации группы доложили о результатах своих исследований. Участники проекта показали понимание проблемы, целей, задач. Они озвучили свои работы, сверили свои схемы с моими на экране (Слайды 15, 16, 17). Я обобщал и подводил итоги общей работы.

(Слайд 18).Далее для меня важно было увидеть, как дети осмыслили полученную информацию, и какие выводы для себя сделал каждый из них. Здесь я использовал прием «Неоконченные предложения». А затем предложил снова вернуться к эпиграфу и принести клятву самому себе. (Слайд 19) Все стали в круг, положили руку на Сферу Здоровья (которую я для этого изготовил) и каждый по очереди кратко продолжил фразу: «Чтобы не расточить свой бесценный клад – здоровье, я никогда не буду…».

Затем дал творческое домашнее задание на выбор:

  1. Написать эссе: Жизнь прекрасна! Не трать ее напрасно.

  2. Разработать проект: Как защитить детей от интернет-зависимости?

  3. Нарисовать плакат о важности сохранения здоровья.

В конце урока была проведена рефлексия. Я просто предложил ученикам высказаться и ответить на вопросы:

  • Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?

  • Что в работе над проектом было наиболее интересным?

  • Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?

  • Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?


Подвел итоги урока-проекта, оценил работу каждого, поблагодарил учеников и наградил грамотами лучших участников. Урок был окончен.


По последним статистическим опросам российских школьников можно сделать вывод, что метод проектов разрушает школьную рутину.

На вопрос: что же даёт детям применение проектной технологии на уроках ОБЖ? Школьники отвечают:

- лучше усваивается материал,

- уроки становятся интереснее,

- с желанием идем на урок,

- есть возможность демонстрировать свою работу.

На вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом? Школьники говорят:

- распределять правильно время,

- достигать поставленной цели,

- выступать перед аудиторией,

- добывать информацию,

- готовить презентацию.

Следовательно растёт мотивация обучения учащихся и повышается интерес к предмету.


Просмотр содержимого презентации
«Приложение»

Проблемное обучение на уроках ОБЖ Учитель ОБЖ МБОУ Суховской СОШ Резников Алексей Васильевич 2017

Проблемное обучение на уроках ОБЖ

Учитель ОБЖ МБОУ Суховской СОШ

Резников Алексей Васильевич

2017

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ! НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ…

ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!

НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ…

Метод проектов учит детей

Метод проектов учит детей

  • самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • не бояться принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • работать в команде, выполняя разные социальные роли
Ученики запоминают

Ученики запоминают

  • 10% от того, что они читают;
  • 26% от того, что они слышат;
  • 30% от того, что они видят;
  • 50% от того, что они видят и слышат;
  • 70% от того, что они обсуждают с другими;
  • 80% от того, что основано на личном опыте;
  • 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
  • 95% от того, чему они обучаются сами
Цель учебного проекта

Цель учебного проекта

  • научить детей получать знания
  • научить работать и зарабатывать на жизнь (а это и есть компетенции)
  • научить жить, научить жить вместе
Групповой проект по проблеме ВИЧ/СПИД «Я выбираю жизнь!»

Групповой проект по проблеме ВИЧ/СПИД «Я выбираю жизнь!»

Структура проекта – 5 «П»

Структура проекта – 5 «П»

  • П роблема
  • П ланирование действий
  • П оиск информации
  • П родукт
  • П резентация
Отгадайте! Говорят, что это, порой, сильнее любви … Легче отказаться от великих целей, чем от мелких … Действие, которое стало для человека потребностью … ПРИВЫЧКА

Отгадайте!

  • Говорят, что это, порой, сильнее любви …
  • Легче отказаться от великих целей, чем от мелких …
  • Действие, которое стало для человека потребностью …

ПРИВЫЧКА

Эпиграф: «Творец, Ты человеку клад вручил, А он, глупец, богатства те Напрасно расточил…» Джордж Герберт ЗДОРОВЬЕ

Эпиграф:

«Творец, Ты человеку клад вручил,

А он, глупец, богатства те

Напрасно расточил…»

Джордж Герберт

ЗДОРОВЬЕ

Какая связь между понятиями?

Какая связь между понятиями?

Список привычек

Список привычек

Привычки, которые вредят здоровью человека,  мешают осуществлению целей и мечтаний  называются вредными

Привычки, которые

  • вредят здоровью человека,

  • мешают осуществлению целей и мечтаний

называются вредными

Тема урока: Влияние  вредных привычек на здоровье

Тема урока:

Влияние

вредных привычек

на здоровье

Задание группам 1. Ознакомьтесь с видеоинформацией. 2. Проанализируйте её. 3. Внесите данные в ЛИСТ ИССЛЕДОВАНИЯ  4. Сравните данные с эталоном. 5. Выводы озвучьте в виде синквейна.

Задание группам

1. Ознакомьтесь с видеоинформацией.

2. Проанализируйте её.

3. Внесите данные в ЛИСТ ИССЛЕДОВАНИЯ

4. Сравните данные с эталоном.

5. Выводы озвучьте в виде синквейна.

Эталон для 1-й группы  «БУКЕТ» АЛКОГОЛИКА

Эталон для 1-й группы «БУКЕТ» АЛКОГОЛИКА

Эталон для 2-й группы  «ВЕНОК» НАРКОМАНА

Эталон для 2-й группы «ВЕНОК» НАРКОМАНА

Эталон для 3-й группы  «ИКЕБАНА» КУРИЛЬЩИКА

Эталон для 3-й группы «ИКЕБАНА» КУРИЛЬЩИКА

Вредные привычки обладают рядом особенностей, которые стоит отметить. Продолжите предложения: Употребление наркотиков, алкоголя, табака вредны как самому подверженному, так и … Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные … Отличительной чертой вредных привычек является … Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно, но …

Вредные привычки обладают рядом особенностей, которые стоит отметить.

Продолжите предложения:

Употребление наркотиков, алкоголя, табака вредны как самому подверженному, так и …

Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные …

Отличительной чертой вредных привычек является …

Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно, но …

КЛЯТВА Чтобы не расточить свой бесценный клад – здоровье,положите руку на Сферу Здоровья и закончите фразу: «Я никогда не буду …»

КЛЯТВА

Чтобы не расточить свой бесценный клад – здоровье,положите руку на Сферу Здоровья и закончите фразу:

«Я никогда не буду …»

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

  • Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
  • Что в работе над проектом было наиболее интересным?
  • Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
  • Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
Что даёт детям применение проектной технологии на уроках ОБЖ?

Что даёт детям применение проектной технологии на уроках ОБЖ?

  • лучше усваивается материал - 73%,
  • уроки становятся интереснее - 68%,
  • с желанием идем на урок - 53%,
  • есть возможность демонстрировать свою работу - 26%
Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?

Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?

  • распределять правильно время - 32%,
  • достигать поставленной цели - 17%,
  • выступать перед аудиторией - 16%;
  • добывать информацию - 14%,
  • готовить презентацию - 21%.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!