(Слайд 1) Проектная деятельность на уроках ОБЖ
Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? (Слайд 2) Все дети, когда идут в школу, хотят учиться. Почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу? (щелчок)
Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках ОБЖ, с другой, подтолкнуло меня к использованию проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в классах, где веду ОБЖ, пришел к выводу: ОБЖ начинается вовсе не с определённых алгоритмов действий в экстремальных ситуациях, что кажется очевидным, а с… , проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, сам прошел путь познания. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
(Слайд 3) Для чего нужен метод проектов? Во-первых, для того, чтобы научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Во-вторых, чтобы ученики не боялись принимать самостоятельные аргументированные решения. Ну и, в-третьих, необходимо научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
(Слайд 4) Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10% от того, что они читают;
- 26% от того, что они слышат;
- 30% от того, что они видят;
- 50% от того, что они видят и слышат;
- 70% от того, что они обсуждают с другими;
- 80% от того, что основано на личном опыте;
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
- 95% от того, чему они обучаются сами.
Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:
1) создать собственную технологию;
2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.
Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю. При изучении ОБЖ учащиеся осваивают инструмент для укрепления их духовного, физического и психического здоровья, на информатике – умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, (Слайд 5) а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (а это и есть компетенции), научить жить, научить жить вместе.
В своей работе я использую групповые и индивидуальные, информационные и практико-ориентированные проекты. (Слайд 6) Групповой практико-ориентированный проект в нашей школе был реализован в прошлом году по проблеме ВИЧ/СПИДа «Я выбираю жизнь», данный проект принял участие в конкурсе Федерального «Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», а индивидуальный информационный проект будет представлен 22 апреля на районном фестивале исследовательских работ «День науки». Так же применяю модель учебного занятия, используя технологию проектного обучения, о чем расскажу сегодня.
(Слайд 7) Как нам известно, структура любого проекта – это «пять П».
Проблема.
Планирование действий.
Поиск информации.
Продукт.
Презентация.
Исходя из этой модели, я определил структуру урока-проекта, который провел совсем недавно в 8 классе по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье».
На первом этапе урока нам с детьми необходимо было определить проблему, над которой предстояло работать. Поэтому вначале я спросил:
- Сегодня мы поговорим о действиях, постоянное осуществление которых стало для человека потребностью, и без которых он уже не может обойтись. Как вы думаете, что это?
(Слайд 8) Они стали давать предположительные ответы, но в тему не попали, тогда с помощью наводящих подсказок они определили, (щелчок) что это ПРИВЫЧКА.
(Слайд 9) Затем мне нужно было показать связь привычек и здоровья.
Поэтому, используя эпиграф урока «Творец, Ты человеку клад вручил, но он, глупец, богатства те напрасно расточил…», спросил: «О каком богатстве идёт речь?». (щелчок) Дети назвали ЗДОРОВЬЕ. (Слайд 10) Дальше задал вопрос: «Имеется ли связь между этими понятиями: ПРИВЫЧКА и ЗДОРОВЬЕ?». (Слайд 11) После того, как они ответили, я предложил им поработать со слайдом и определить, какие бывают привычки? (Слайд 12) Они называли полезные и выделили вредные привычки, после чего мы вместе попытались дать определение вредным привычкам. Далее я попросил выделить три самые пагубные и опасные для человека и попытался выяснить, а всё ли они знают о таких привычках. Оказалось, что кроме их пагубного влияния на здоровье, ученики мало что знают.
(Слайд 13) Таким образом, на первом этапе проекта, мы
- определили тему урока;
- выяснили, что привычки бывают полезными и вредными, самые опасные из них – это алкоголизм, курение и наркомания, но ученики мало что о них знают.
Отсюда и определили проблему, над которой будем работать на уроке.
На втором этапе урока «Планирование» я разделил детей на три группы по направлениям исследований «Алкоголизм», «Курение» и «Наркомания», распределил роли в группах (назначил генератора идей, оформителя и докладчика) и определил порядок дальнейшей работы (Слайд 14):
1. Ознакомьтесь с видеоинформацией (у каждой группы свой компьютер, где заранее мною размещен нужный видеоролик).
2. Проанализируйте её.
3. Внесите данные в ЛИСТ ИССЛЕДОВАНИЯ.
4. Сравните данные с эталоном на экране.
5. Выводы озвучьте в виде синквейна.
Раздаю группам Листы исследования; говорю о том, что любую недостающую информацию они могут найти в Интернете; напоминаю о правилах работы в группе и том, что от работы каждого участника команды зависит общий результат всего проекта.
На третьем этапе проекта группы обрабатывали найденную информацию, осмысливали ее. После совместного обсуждения выбирали окончательный вариант для презентации. Дети работали самостоятельно сообща, каждый в соответствии со своей ролью. Просматривали свои видеоролики. По необходимости искали информацию в Интернете, то есть добывали недостающие знания. Я не участвовал, но консультировал учащихся по мере надобности и ненавязчиво контролировал работу групп.
Следующий этап проекта «Продукт». Он был создан в ходе заполнения Листов исследования. В нашем случае – это логические схемы «Букет алкоголика», «Венок наркомана» и «Икебана курильщика» и синквейны к каждой схеме. Также на этом этапе группы готовили и репетировали свою презентацию.
На этапе презентации группы доложили о результатах своих исследований. Участники проекта показали понимание проблемы, целей, задач. Они озвучили свои работы, сверили свои схемы с моими на экране (Слайды 15, 16, 17). Я обобщал и подводил итоги общей работы.
(Слайд 18).Далее для меня важно было увидеть, как дети осмыслили полученную информацию, и какие выводы для себя сделал каждый из них. Здесь я использовал прием «Неоконченные предложения». А затем предложил снова вернуться к эпиграфу и принести клятву самому себе. (Слайд 19) Все стали в круг, положили руку на Сферу Здоровья (которую я для этого изготовил) и каждый по очереди кратко продолжил фразу: «Чтобы не расточить свой бесценный клад – здоровье, я никогда не буду…».
Затем дал творческое домашнее задание на выбор:
Написать эссе: Жизнь прекрасна! Не трать ее напрасно.
Разработать проект: Как защитить детей от интернет-зависимости?
Нарисовать плакат о важности сохранения здоровья.
В конце урока была проведена рефлексия. Я просто предложил ученикам высказаться и ответить на вопросы:
Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
Что в работе над проектом было наиболее интересным?
Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
Подвел итоги урока-проекта, оценил работу каждого, поблагодарил учеников и наградил грамотами лучших участников. Урок был окончен.
По последним статистическим опросам российских школьников можно сделать вывод, что метод проектов разрушает школьную рутину.
На вопрос: что же даёт детям применение проектной технологии на уроках ОБЖ? Школьники отвечают:
- лучше усваивается материал,
- уроки становятся интереснее,
- с желанием идем на урок,
- есть возможность демонстрировать свою работу.
На вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом? Школьники говорят:
- распределять правильно время,
- достигать поставленной цели,
- выступать перед аудиторией,
- добывать информацию,
- готовить презентацию.
Следовательно растёт мотивация обучения учащихся и повышается интерес к предмету.