СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность учащихся как средство формирования социальной активности школьников.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция. Рассматриваются базовые характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности, типологии, алгоритм работы над проектом и формы проектов.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся как средство формирования социальной активности школьников.»

Семинар – практикум от 13.10.2016

«Проектная деятельность учащихся как средство формирования социальной активности школьников»

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования показали, что большинство успешных людей в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Поэтому целью школьного образования сегодня остается если не социальная зрелость, то максимальная социализация выпускников. Таким образом, развитие социальной активности является одной из задач процесса обучения и воспитания в школе. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формирование личности, способной полноценно жить в современном обществе и быть максимально полезным этому обществу.

Что же такое социальная активность?

Социальная активность личности – качество, в котором выражается уровень её социализации, т.е. глубина связей личности с социумом, превращение в субъекта, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов.

Приступая к обсуждению особенностей организации проектной деятельности в школе, целесообразно коротко остановиться на особенностях исследовательской и проектной деятельностей как культурных норм. В последнее время на научно-практические конференции «Шаг в науку» и «Шаг в будущее» муниципального уровня представляются в основном исследовательские работы. Тем не менее, из опыта научно-практических конференций краевого, Всероссийского уровня, в том числе и школьных, можно сделать вывод – учащийся в ходе своей работы может выполнить реально две разные работы. Одна работа – исследовательская, вторая работа – проект. К «первой работе» предъявляется один набор требований, ко «второй» - другой набор. При этом важно, чтобы учащийся различал в своем мышлении эти типы работ как разные и в первом случае действовал как исследователь, а во втором случае – как проектировщик. Кроме того, большое значение для становления социальной активности школьников имеет способность рефлексировать и переживать чувство успеха. На успешность межличностного общения кроме индивидуальных особенностей (творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, самооценка и т.д.) влияют социальные факторы (способность к общению, эмпатия, осознание других людей), которые могут стимулировать или тормозить процесс становления социальной активности. Итак, необходимым условием формирования у учащихся социальной активности является его включенность в совместную проектную деятельность, в которой осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать.

1 Базовые характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности.

1.1. Общие и специфические черты исследовательской и проектной деятельностей

Исследовательская и проектная деятельность имеют общие и специфические черты. К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно-управленческого плана: целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям и задачам; планирование, собственно проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.

Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования

Отличия:

В случае исследовательской деятельности – это формирование у учащихся познавательной установки на то, что «мир познаваем» и готовности исследовать мир «как он есть»; в случае проектной деятельности – это формирование у учащихся готовности относиться к миру человеческой цивилизации как к «проекту», к тому, что создается волей и энергией людей. Проект направлен на создание того, что еще не существовало (например нового интерьера, компьютерной программы, создание школьного экологического сайта, социального эффекта и т.д.) и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта ставиться как создать, построить, достичь.. Итак, любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, социальных и других задач. Поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость.

Мы не утверждаем, что исследование лучше проекта или наоборот. Каждый имеет свои целевые установки и особенности.

Уважаемые коллеги, НУЖНО ПОНИМАТЬ , ЧТО ЕСТЬ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ, ГДЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ВЫСТУАПАЕТ СРЕДСТВОМ ОБОСНОВАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ЗАМЫСЛА, И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ, ГДЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЫСТУПАЕТ СРЕДСТВОМ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА- ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ИЛИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ ВЫДВИНУТОЙ ГИПОТЕЗЫ

Соотношение проектирования и исследования следующее:

Проектирование

Исследование

1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния

1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта

2. Решение практической проблемы

2. Создание нового интеллектуального продукта

3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды

3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания

Тем не менее, предъявлять к ученической работе одновременно требования как к работе исследовательского, так и проектного характера – это значит – предъявлять содержательные требования противоположного характера.

 2. Проектная деятельность: типология

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении включает в себя типы проектов по следующим основаниям: виды проектов; содержание проектов; количество участников; длительность; дидактические цели и т.д. Данная типология задает организационно-содержательные типы проектов. 

Наиболее популярные формы проектов среди учащихся:

Учебный проект, информационный, экологический, социальный проект, видеофильм, учебная предметная презентация, сценарий мероприятия и пр.

По профилю знаний проекты делятся на монопроекты и межпредметные проекты:

Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одной области знаний. Могут быть, например, экологическими, спортивными, историческими, музыкальными.

Межпредметные проекты могут одновременно требовать знаний из нескольких областей. Например, проект для старшеклассников по теме «Проблема исторического достоинства в российском обществе в XIX веке» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными и долгосрочными:

Минипроекты могут укладываться в одно занятие.

Краткосрочные проекты выполняются обычно за четыре — шесть занятий. Могут проводиться в виде заключения, обобщения знаний по какому-либо разделу программы. На 1-ом занятии выдается задание по сбору необходимой информации и даются рекомендации к подготовке готового продукта (проекта). На 2-ом занятии обучающиеся отчитываются по собранной информации, идет выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. На 3-ем и 4-ом занятии идет презентация готовых проектов обучающихся и их обсуждение.

Долгосрочные проекты рассчитаны обычно на год и более.

По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными и групповыми.

Преимущества персональных проектов в том, что:

- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

- у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

- обучающийся приобретает опыт на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итогового результата;

- у ребенка формируются исследовательские, презентационные, оценочные умения и навыки.

Преимущества групповых проектов:

- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

- в группе проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне:

- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентаций. Т.е. каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, точки зрения. Элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

В дополнение к этой типологии на данном семинаре предлагаем рассмотреть типологию «возрастно-ориентированных проектов»: «проект-проба» (5-6 класс), «дизайн-проект» (7-8 класс), «проект, меняющий жизнь» (9 класс). Данная типология задает возрастную динамику освоения норм исследовательской и проектной деятельности.

 2.1. Проект-проба (5-6 классы)

Особенности организации проектной деятельности в данном возрасте связаны со становящимся у подростков «чувством взрослости» и стремлением создать собственными руками продукт, по образу и подобию существующего в культуре. Данная деятельность учащихся направленна на открытие и освоение норм проектной деятельности. Этот вид проектной деятельности имеет статус учебной пробы и не ориентирован на анализ ситуации, реальной практики, функционирующей системы, требующей изменения. В предметных дисциплинах (русскому языку, истории, естествознанию и т.д.) такими продуктами, в частности, являются –  изготовленная книга сказок с иллюстрациями; словарь «крылатых выражений», значимых для подростков; музейная экспозиция «История жизни известного предмета (часы, стул, ложка, ручка): от возникновения до сегодняшнего времени»; «Стоянка древнего человека»; поставленный в группе танцевальный номер, похожий на тот, что танцуют профессиональные артисты.

 2.2. Дизайн-проект (7-8 класс)

Особенности организации проектной деятельности в данном возрасте связаны с возрастающей личной критичностью подростков к окружающему миру, возникающим желанием подействовать не только самостоятельно и оригинально, но и авторски. Подросток создает, например, техническую модель, но такую, чтобы она отличалась по тому или иному показателю в лучшую сторону от существующего прототипа. Другой вариант преобразования – создание продуктов с опорой на исходный прототип, но преобразованных, адаптированных с учетом новых обстоятельств их применения. Такая деятельность может быть названа «дизайн-проектом» и квалифицирована как авторское действие.

В привязке к предметным дисциплинам (русскому языку, информатики, естествознанию и т.д.) такими продуктами, в частности, являются создание нового «типа» словаря как комбинации известных словарей; создание презентаций по предметным темам различных учебных дисциплин с использованием разнообразных средств ИКТ и специально ориентированных на особую их выразительность и запоминаемость; не просто изготовление конструкций с использованием знаний из области физики теоретического и прикладного характера, а усовершенствование существующих конструкций; создание оригинальных музейных экспозиций, например, экспозиции «Культура питания» (нормы и культура питания в разные эпохи; соотнесенность с современными требования и стандартами к нормам и культуре питания).

  2.3. Проект, меняющий жизнь (9 класс)

В рамках этих проектов старшие подростки являются держателями проектного замысла, направленного на решение той или иной проблемы социо-культурного характера. На данном этапе существенны две характеристики  проектной деятельности. 

1. Необходимо различение того, что производится (делается), и того, что в результате происходит (получается, возникает). Производимый продукт не является самоцелью. Это означает, что старшие подростки, замысливая и реализуя свой проект действуют не по принципу «Хочу сделать вот это», а иначе – «Вижу проблему и хочу ее решить». Именно этот момент является принципиальным.

2. Обязательным является анализ конкретной ситуации, относительно которой проект замысливается и реализуется. Проект в своем родовом виде всегда предполагает получение такого результата, который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел.

Педагоги, работающие с подростковыми проектами на данном этапе, ориентируются на следующие виды проектов:

- социальные проекты, направленные на решение существующих социальных проблем различного масштаба (в том числе, оказание помощи нуждающимся) средствами социального воздействия (проекты «Разработка образовательной программы и обучение пожилых людей компьютерной грамотности», «Организация праздников в детском доме» и др.);

- творческие проекты, ориентированные на улучшение социальной ситуации средствами художественного воздействия (проекты «Социальная реклама», «Организация постоянных творческих выставок для изменения облика собственной школы» и др.);

- проектные пробы (эскизы, макеты) социально-экономического характера, направленные на улучшение социальной ситуации с использованием предметных знаний и умений («Бизнес-проекты малых предприятий», «Проект техноэкополиса «БиоДеревня», проект технополиса «Разумный город» и др.);

- проектные пробы инженерного характера, направленные на улучшение социальной ситуации посредством разработки эскизов, макетов, прототипов инженерных конструкций, машин, позволяющих более эффективно решать значимые социальные задачи.

3.Алгоритм работы над проектом и формы проектов

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.



Какими бы не были проекты с их помощью можно:

1. Обучить учащихся :

- выявлять и формулировать проблемы, проводить их анализ;

- находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;

- находить конкретные собственные пути решения проблем;

- применять полученную информацию для решения поставленных задач.

2. Развивать у обучающихся исследовательские умения.

3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.

4. Развивать у школьников умение творчески подходить к способу подачи материала.

5. Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя», коммуникабельность и умение сотрудничать.

6. Способствовать повышению личной уверенности и самореализации каждого участника проектного обучения.

Этапы разработки учебного проекта:

1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта).

2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции).

3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации).

4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).

5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел).

6. Заключительный (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта).

Алгоритм работы над проектом:


Стадия работы над проектом

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовка

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения

б) Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию.

Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.

Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учащихся

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации

б) Определение способов сбора и анализа информации

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий.

Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся

3. Исследование

а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

в) Выбор оптимального варианта хода проекта

г) Поэтапное выполнение исследовательских задач

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

4. Выводы

а) Анализ информации

б) Формирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Советует, наблюдает за работой учащихся

5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет)

б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов неудач и причин этого)

Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке

 

Перед вами небольшой перечень возможных выходов проектной деятельности:

- Тематическая выставка

- Рекламный буклет (например: для Новогодней выставки)

- Сценарий праздника

- Видеофильм (например: «Наши таланты»)

- Фантастический проект (например: «Город моей мечты»)

- Костюм (показ собственных моделей)

- Музыкальное произведение (собственного сочинения)

- Оформление кабинетов (например, проект стендо

- Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: краеведческий уголок в кабинете)

- Прогноз развития ситуации (например: экологический проект) и пр.

Экологические проекты очень часто носят характер социального проекта.

Социальный проект – это проект, предполагающий своей целью нахождение решения какой-либо социальной проблемы, создание нового социального продукта, развитие идеи, улучшение процесса или ситуации для жизни общества или его групп, проект нужный социуму.

Вот несколько примеров классификации социальных проектов:

- Оздоровительные проекты

- Проекты историко-культурной направленности

- Ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы (или какой-либо молодежной субкультуры)

- Социально значимые для определенной местности, района, города

- Образовательные и профориентационные

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

- социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм)

- социальные отношения (отношения к старикам, к молодежи, к детям, к потребителю и др.)

- социальные институты (школа, больница, магазин, органы власти и управления и пр.)

- социальная среда (ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

На завершающем этапе осуществление проекта требует презентации продукта и защиты самого проекта. Для это оформляется проектная папка (портфолио проекта).

Некоторые ученые говорят, что проект – это пять «П»:

1. Проблема

2. Проектирование (планирование)»»

3. Поиск информации

4. Продукт (создание проектного продукта)

5. Презентация проектного продукта

Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.



Вывод:

1.Проект всегда ориентирован на практику.Ученик, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.

2.Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая. Поэтому так важно, чтобы педагог, занимающийся проектно-исследовательским обучением, мог не только сам четко разграничивать эти понятия, но и помочь ученику разобраться в отличительных особенностях основ проектной и основ исследовательской деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!