Семинар – практикум от 13.10.2016
«Проектная деятельность учащихся как средство формирования социальной активности школьников»
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования показали, что большинство успешных людей в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Поэтому целью школьного образования сегодня остается если не социальная зрелость, то максимальная социализация выпускников. Таким образом, развитие социальной активности является одной из задач процесса обучения и воспитания в школе. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формирование личности, способной полноценно жить в современном обществе и быть максимально полезным этому обществу.
Что же такое социальная активность?
Социальная активность личности – качество, в котором выражается уровень её социализации, т.е. глубина связей личности с социумом, превращение в субъекта, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов.
Приступая к обсуждению особенностей организации проектной деятельности в школе, целесообразно коротко остановиться на особенностях исследовательской и проектной деятельностей как культурных норм. В последнее время на научно-практические конференции «Шаг в науку» и «Шаг в будущее» муниципального уровня представляются в основном исследовательские работы. Тем не менее, из опыта научно-практических конференций краевого, Всероссийского уровня, в том числе и школьных, можно сделать вывод – учащийся в ходе своей работы может выполнить реально две разные работы. Одна работа – исследовательская, вторая работа – проект. К «первой работе» предъявляется один набор требований, ко «второй» - другой набор. При этом важно, чтобы учащийся различал в своем мышлении эти типы работ как разные и в первом случае действовал как исследователь, а во втором случае – как проектировщик. Кроме того, большое значение для становления социальной активности школьников имеет способность рефлексировать и переживать чувство успеха. На успешность межличностного общения кроме индивидуальных особенностей (творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, самооценка и т.д.) влияют социальные факторы (способность к общению, эмпатия, осознание других людей), которые могут стимулировать или тормозить процесс становления социальной активности. Итак, необходимым условием формирования у учащихся социальной активности является его включенность в совместную проектную деятельность, в которой осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать.
1 Базовые характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности.
1.1. Общие и специфические черты исследовательской и проектной деятельностей
Исследовательская и проектная деятельность имеют общие и специфические черты. К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно-управленческого плана: целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям и задачам; планирование, собственно проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.
Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования
Отличия:
В случае исследовательской деятельности – это формирование у учащихся познавательной установки на то, что «мир познаваем» и готовности исследовать мир «как он есть»; в случае проектной деятельности – это формирование у учащихся готовности относиться к миру человеческой цивилизации как к «проекту», к тому, что создается волей и энергией людей. Проект направлен на создание того, что еще не существовало (например нового интерьера, компьютерной программы, создание школьного экологического сайта, социального эффекта и т.д.) и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта ставиться как создать, построить, достичь.. Итак, любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, социальных и других задач. Поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость.
Мы не утверждаем, что исследование лучше проекта или наоборот. Каждый имеет свои целевые установки и особенности.
Уважаемые коллеги, НУЖНО ПОНИМАТЬ , ЧТО ЕСТЬ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ, ГДЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ВЫСТУАПАЕТ СРЕДСТВОМ ОБОСНОВАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ЗАМЫСЛА, И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ, ГДЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЫСТУПАЕТ СРЕДСТВОМ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА- ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ИЛИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ ВЫДВИНУТОЙ ГИПОТЕЗЫ
Соотношение проектирования и исследования следующее:
Проектирование | Исследование |
1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния | 1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта |
2. Решение практической проблемы | 2. Создание нового интеллектуального продукта |
3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды | 3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания |
Тем не менее, предъявлять к ученической работе одновременно требования как к работе исследовательского, так и проектного характера – это значит – предъявлять содержательные требования противоположного характера.
2. Проектная деятельность: типология
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении включает в себя типы проектов по следующим основаниям: виды проектов; содержание проектов; количество участников; длительность; дидактические цели и т.д. Данная типология задает организационно-содержательные типы проектов.
Наиболее популярные формы проектов среди учащихся:
Учебный проект, информационный, экологический, социальный проект, видеофильм, учебная предметная презентация, сценарий мероприятия и пр.
По профилю знаний проекты делятся на монопроекты и межпредметные проекты:
Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одной области знаний. Могут быть, например, экологическими, спортивными, историческими, музыкальными.
Межпредметные проекты могут одновременно требовать знаний из нескольких областей. Например, проект для старшеклассников по теме «Проблема исторического достоинства в российском обществе в XIX веке» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными и долгосрочными:
Минипроекты могут укладываться в одно занятие.
Краткосрочные проекты выполняются обычно за четыре — шесть занятий. Могут проводиться в виде заключения, обобщения знаний по какому-либо разделу программы. На 1-ом занятии выдается задание по сбору необходимой информации и даются рекомендации к подготовке готового продукта (проекта). На 2-ом занятии обучающиеся отчитываются по собранной информации, идет выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. На 3-ем и 4-ом занятии идет презентация готовых проектов обучающихся и их обсуждение.
Долгосрочные проекты рассчитаны обычно на год и более.
По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными и групповыми.
Преимущества персональных проектов в том, что:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
- у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
- обучающийся приобретает опыт на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итогового результата;
- у ребенка формируются исследовательские, презентационные, оценочные умения и навыки.
Преимущества групповых проектов:
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
- в группе проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне:
- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентаций. Т.е. каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, точки зрения. Элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
В дополнение к этой типологии на данном семинаре предлагаем рассмотреть типологию «возрастно-ориентированных проектов»: «проект-проба» (5-6 класс), «дизайн-проект» (7-8 класс), «проект, меняющий жизнь» (9 класс). Данная типология задает возрастную динамику освоения норм исследовательской и проектной деятельности.
2.1. Проект-проба (5-6 классы)
Особенности организации проектной деятельности в данном возрасте связаны со становящимся у подростков «чувством взрослости» и стремлением создать собственными руками продукт, по образу и подобию существующего в культуре. Данная деятельность учащихся направленна на открытие и освоение норм проектной деятельности. Этот вид проектной деятельности имеет статус учебной пробы и не ориентирован на анализ ситуации, реальной практики, функционирующей системы, требующей изменения. В предметных дисциплинах (русскому языку, истории, естествознанию и т.д.) такими продуктами, в частности, являются – изготовленная книга сказок с иллюстрациями; словарь «крылатых выражений», значимых для подростков; музейная экспозиция «История жизни известного предмета (часы, стул, ложка, ручка): от возникновения до сегодняшнего времени»; «Стоянка древнего человека»; поставленный в группе танцевальный номер, похожий на тот, что танцуют профессиональные артисты.
2.2. Дизайн-проект (7-8 класс)
Особенности организации проектной деятельности в данном возрасте связаны с возрастающей личной критичностью подростков к окружающему миру, возникающим желанием подействовать не только самостоятельно и оригинально, но и авторски. Подросток создает, например, техническую модель, но такую, чтобы она отличалась по тому или иному показателю в лучшую сторону от существующего прототипа. Другой вариант преобразования – создание продуктов с опорой на исходный прототип, но преобразованных, адаптированных с учетом новых обстоятельств их применения. Такая деятельность может быть названа «дизайн-проектом» и квалифицирована как авторское действие.
В привязке к предметным дисциплинам (русскому языку, информатики, естествознанию и т.д.) такими продуктами, в частности, являются создание нового «типа» словаря как комбинации известных словарей; создание презентаций по предметным темам различных учебных дисциплин с использованием разнообразных средств ИКТ и специально ориентированных на особую их выразительность и запоминаемость; не просто изготовление конструкций с использованием знаний из области физики теоретического и прикладного характера, а усовершенствование существующих конструкций; создание оригинальных музейных экспозиций, например, экспозиции «Культура питания» (нормы и культура питания в разные эпохи; соотнесенность с современными требования и стандартами к нормам и культуре питания).
2.3. Проект, меняющий жизнь (9 класс)
В рамках этих проектов старшие подростки являются держателями проектного замысла, направленного на решение той или иной проблемы социо-культурного характера. На данном этапе существенны две характеристики проектной деятельности.
1. Необходимо различение того, что производится (делается), и того, что в результате происходит (получается, возникает). Производимый продукт не является самоцелью. Это означает, что старшие подростки, замысливая и реализуя свой проект действуют не по принципу «Хочу сделать вот это», а иначе – «Вижу проблему и хочу ее решить». Именно этот момент является принципиальным.
2. Обязательным является анализ конкретной ситуации, относительно которой проект замысливается и реализуется. Проект в своем родовом виде всегда предполагает получение такого результата, который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел.
Педагоги, работающие с подростковыми проектами на данном этапе, ориентируются на следующие виды проектов:
- социальные проекты, направленные на решение существующих социальных проблем различного масштаба (в том числе, оказание помощи нуждающимся) средствами социального воздействия (проекты «Разработка образовательной программы и обучение пожилых людей компьютерной грамотности», «Организация праздников в детском доме» и др.);
- творческие проекты, ориентированные на улучшение социальной ситуации средствами художественного воздействия (проекты «Социальная реклама», «Организация постоянных творческих выставок для изменения облика собственной школы» и др.);
- проектные пробы (эскизы, макеты) социально-экономического характера, направленные на улучшение социальной ситуации с использованием предметных знаний и умений («Бизнес-проекты малых предприятий», «Проект техноэкополиса «БиоДеревня», проект технополиса «Разумный город» и др.);
- проектные пробы инженерного характера, направленные на улучшение социальной ситуации посредством разработки эскизов, макетов, прототипов инженерных конструкций, машин, позволяющих более эффективно решать значимые социальные задачи.
3.Алгоритм работы над проектом и формы проектов
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Какими бы не были проекты с их помощью можно:
1. Обучить учащихся :
- выявлять и формулировать проблемы, проводить их анализ;
- находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;
- находить конкретные собственные пути решения проблем;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач.
2. Развивать у обучающихся исследовательские умения.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.
4. Развивать у школьников умение творчески подходить к способу подачи материала.
5. Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя», коммуникабельность и умение сотрудничать.
6. Способствовать повышению личной уверенности и самореализации каждого участника проектного обучения.
Этапы разработки учебного проекта:
1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта).
2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции).
3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации).
4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).
5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел).
6. Заключительный (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта).
Алгоритм работы над проектом:
Стадия работы над проектом | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовка а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения б) Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учащихся |
2. Планирование а) Определение источников необходимой информации б) Определение способов сбора и анализа информации в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности | Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся |
3. Исследование а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта в) Выбор оптимального варианта хода проекта г) Поэтапное выполнение исследовательских задач | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
4. Выводы а) Анализ информации б) Формирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Советует, наблюдает за работой учащихся |
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет) б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов неудач и причин этого) | Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке | |
Перед вами небольшой перечень возможных выходов проектной деятельности:
- Тематическая выставка
- Рекламный буклет (например: для Новогодней выставки)
- Сценарий праздника
- Видеофильм (например: «Наши таланты»)
- Фантастический проект (например: «Город моей мечты»)
- Костюм (показ собственных моделей)
- Музыкальное произведение (собственного сочинения)
- Оформление кабинетов (например, проект стендо
- Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: краеведческий уголок в кабинете)
- Прогноз развития ситуации (например: экологический проект) и пр.
Экологические проекты очень часто носят характер социального проекта.
Социальный проект – это проект, предполагающий своей целью нахождение решения какой-либо социальной проблемы, создание нового социального продукта, развитие идеи, улучшение процесса или ситуации для жизни общества или его групп, проект нужный социуму.
Вот несколько примеров классификации социальных проектов:
- Оздоровительные проекты
- Проекты историко-культурной направленности
- Ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы (или какой-либо молодежной субкультуры)
- Социально значимые для определенной местности, района, города
- Образовательные и профориентационные
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
- социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм)
- социальные отношения (отношения к старикам, к молодежи, к детям, к потребителю и др.)
- социальные институты (школа, больница, магазин, органы власти и управления и пр.)
- социальная среда (ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
На завершающем этапе осуществление проекта требует презентации продукта и защиты самого проекта. Для это оформляется проектная папка (портфолио проекта).
Некоторые ученые говорят, что проект – это пять «П»:
1. Проблема
2. Проектирование (планирование)»»
3. Поиск информации
4. Продукт (создание проектного продукта)
5. Презентация проектного продукта
Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Вывод:
1.Проект всегда ориентирован на практику.Ученик, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.
2.Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая. Поэтому так важно, чтобы педагог, занимающийся проектно-исследовательским обучением, мог не только сам четко разграничивать эти понятия, но и помочь ученику разобраться в отличительных особенностях основ проектной и основ исследовательской деятельности.