Дети сами по себе народ активный, любознательный, им не сидится на месте. Постоянно хочется что-то подсмотреть, сделать, поделиться своими впечатлениями со сверстниками или со старшими друзьями, родителями, учителями. И наверное проектная деятельность так по душе этим непоседам. Ведь цель, которую преследует эта деятельность, направлена на то, чтобы дети учились не только узнавать что-то новенькое из разных источников (книги, энциклопедии, словари, Интернет, картины, музыка и др.) , а умели всю информацию собрать в единое целое, рассортировать по полочкам, при этом ещё и знать, для чего и с какой целью они всё это делают. Ребята учатся не только задавать вопросы, но и самим искать на них ответы. А ещё больше всего им нравится делиться своими находками со своими друзьями, одноклассниками, учителем. Идёт своеобразное соревнование друг с другом, у кого больше и интереснее найденный материал. Для детей это игра, которая помогает развитию любознательности, целеустремлённости, мышления, речи, умению ориентироваться в информационном материале, самостоятельно конструировать свои знания, а ещё грамотно преподнести окружающим собранную информацию. Им нравится быть в роли «открывателей», особенно если они видят, с каким интересом слушает их аудитория. Главное, о чём учащиеся должны знать, что совокупность всех приемов, действий в их определенной последовательности направлена для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы. Конечно, младшие школьники не могут полностью самостоятельно разработать проект. Огромная нагрузка ложится на учителя. Работу групп, отбор материала, составление выставок и презентаций,- всё контролирует учитель.
Тема проекта
Проекты могут быть индивидуальными, то есть выполняемые одним учащимся, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время. По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

Педагоги нашей школы организовывали разные проекты. Первые робкие попытки были давно, в 2009-2010 учебном году. Нам особенно полюбились надпредметные школьные проекты средней продолжительности. Теперь уже стали традиционно проводить такие проекты в рамках недели начальных классов. Воспитательная программа нашей школы реализуется посредством игры «Вместе весело шагать» и каждая тропинка также завершается большим общешкольным проектом. За 4 года мы провели проекты: «Осенние посиделки», «Праздник настоящих мужчин», «Для Вас, милые и родные!», «Мы школьниками стали», «В гостях у дедушки Корнея», «Моя родословная» и др. О проектах «Осенние посиделки» и «Мы школьниками стали» вы могли прочитать статьи Старцевой Н.Н. в газете «Перекрёсток России».
Выбирая тему проекта, мы всегда думаем о том, насколько она заинтересует детей. Навязанная тема только отобьет охоту целенаправленно и хорошо выполнить задание. Тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной.
Сложность заключается в том, заранее мы не можем составить сценарий мероприятия, т.к. не знаем, какой материал найдут дети, и какой микро-проект будет реализовывать каждый класс.
Этапы проекта
Проектная деятельность разбивается на этапы:
Каждый класс находит материал для нашего проекта – литература, интернет или другие источники по выбранной проблеме.
собирает из этих источников нужную информацию;
проводит защиту проекта внутри класса, разделившись на группы;
оформляет проект;
выбирает самое интересное, зрелищное для общешкольного проекта.
При работе над проектом в каждом классе учителя вместе с детьми сначала намечают план работы. Учащиеся выбирают по своим способностям, интересам, возможностям кто в какой группе будет проявлять себя и какую работу будет выполнять. Кто занимается поиском информации, кто рисует, кто создает газету или презентацию, кто делает поделки, участвует в сценке или танце. Т.о., метод проектов помогает ребёнку реализовать себя в той области, которая ему нравится; развивает самостоятельность и умение работать в группе; самостоятельно добывать информацию, и представлять её; способствует развитию способностей каждого ученика.
В завершение каждая группа представляет результат своей деятельности.
Обсудив классные проекты, мы составляем сценарий общего праздника, где представители каждого класса защитят свои проекты. Например, Реализуя проект «В гостях у дедушки Корнея», учащиеся 4 классов изучали биографию поэта. Третьеклассники рассказали о его произведениях и их героях. Второклассники показали сценки по известным стихам, первоклассники иллюстрировали и загадывали загадки.

Оформление проекта
Оформить проект можно по-разному, в некоторых школах есть определенные требования к оформлению.
Наши учителя оформляли такой паспорт проекта.
(Слайд с образцом от Ялуниной).
Проходя подготовку на курсах повышения квалификации, мы познакомились с новой формой паспорта проекта. Её мы предлагаем вашему вниманию.
