СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл содержит теоретический материал по теме "Проектная деятельность в начальной школе". 

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в начальной школе.»

Проектная деятельность в начальной школе.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог;

  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

2.2. Какие именно универсальные учебные действия формируются в проектной деятельности?

Коммуникативные умения:

Навыки коллективного планирования

Умение взаимодействовать с любым партнером

Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

Навыки делового партнерского общения

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Регулятивные умения:

Умение проектировать процесс (изделие).

Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)

Поисковые (исследовательские) умения:

Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

Самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

Запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

Находить несколько вариантов решения проблемы;

Выдвигать гипотезы;

Устанавливать причинно-следственные связи

Презентационные умения и навыки:

Навыки монологической речи

Умение уверенно держать себя во время выступления

Артистические умения

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

Умение отвечать на незапланированные вопросы

Рефлексивные умения:

Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?


В современном понимании проект – это шесть «П» 


  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.


  1. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.


  1. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.




  1. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. 


  1. Презентация.




  1. Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики. Дневные планы и отчеты и т.д



Существуют разные виды классификаций проектов

по доминирующей деятельности учащихся - практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;

Исследовательские проекты совпадают со структурой научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, вывод.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории. Выход такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете.

Особое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат четко обозначенные результаты учащихся, ориентированные на социальные запросы участников.

Классификация проектов может основываться по профилю знаний:

  • монопроекты - в рамках одного учебного предмета, при этом выбираются наиболее сложные темы или разделы; укладываются в классно-урочную систему;

  • межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;

  • надпредметные – выходят за рамки предметов.

Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:

  • внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;

  • внутришкольные – проекты, организуемые одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;

  • региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;

  • международные – в них реализуется диалог культур.

Классификация может основываться по числу участников:

  • индивидуальные (личностные);

  • парные;

  • групповые;

  • общеклассные.

По продолжительности проекты могут быть:

  • краткосрочные (1 урок, максимум 3-6);

  • среднесрочные (1-2 месяца);

  • долговременные (до года).




3.3. Успешное осуществление проектной деятельности в начальных классах возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определенную роль в совместной работе.

Что значит проект для ученика?

Проект для ученика - это средство самореализации, это возможность творчески раскрыть, проявить себя индивидуально или в коллективе.

Роль ученика:

  • определить проблему, интересующую его самого и интересную для окружающих, желательно, чтобы эта проблема была актуальной;

  • поставить перед собой цель и определить пути достижения этой цели;

  • вести дневник работы над проектом или собирать материалы в папку;

  • научиться самостоятельно добывать информацию из различных источников;

  • привлечь как можно больше людей для консультаций по данному вопросу;

  • не отступать от графика работы над проектом, составленного совместно с руководителем.

Проект для учителя – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.

Роль учителя как руководителя проектной работой:

  • организация образовательной среды для учащегося: доступ к источникам информации: книгам, компьютеру, консультантам из состава учителей-предметников (договорённость с ними о помощи), организация экскурсий, если проект коллективный;

  • создание комфортных условий для работы;

  • составление удобного графика работы для ученика;

  • изучение личности каждого учащегося для выявления интересов, склонностей, способностей к тому или иному виду деятельности, состояния здоровья, психологических качеств личности, от которых зависит продолжительность работы над проектом или количество участников проекта;

  • постоянная поддержка высокого уровня мотивации к работе;

  • помощь на каждом этапе работы в качестве сотрудника;

  • организация предварительного выступления перед учащимися класса и родителями.

Проект для родителей – это средство для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налаживание творческих контактов со школой.

Роль родителей:

  • вдохновлять ребёнка на выполняемую им работу;

  • организовать рабочее место, образовательное пространство в доме;

  • проявлять максимальную заинтересованность в работе ребёнка;

  • выполнять вместе с ним наиболее трудные части работы;

  • интересоваться работой ребёнка в школе;

  • постоянно выражать уверенность в успехе ребёнка.


Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, возникают доверительные отношения между родителем и ребёнком, а кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость,  открывается путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизни.