Программа нашей школы составлена таким образом, что в течение учебного года наши дети становятся участниками нескольких проектов по разным предметам.
Проект – это просто другая форма организации обучения, при которой учитель выступает в роли консультанта и помощника в поиске ресурсов, а учащиеся предстоит самостоятельно проводить реальные исследования, искать ответы на реальные жизненные вопросы и представлять конкретные результаты своей работы.
Проект "Вода. Экология воды", который я представляю сегодня, интегрирует знания учащихся по нескольким предметам, позволяет проявить свои исследовательские, аналитические навыки, позволяет скоординировать работу разных групп и презентовать работу обобщив всю собранную информацию.
Ролевые группы:
1. Историки (история)
2. Исследователи—лаборанты (химия)
3. Экологи (биология)
4. Статистики (информатика)
5. Аналитики (информатика)
Оценивание учебного проекта:
Каждый из учителей-предметников, участвующих в учебном проекте, предъявляет свои критерии оценивания к той части проекта, которая выполнена его группой.
Проектная работа способствует:
Формированию компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
приобретению навыков самостоятельной работы;
развитию умения видеть проблему и наметить пути ее решения;
формированию навыков работы в команде;
формированию информационной и коммуникативной компетентности учащихся;
развитию понимания материальности мира и единства процессов, происходящих в живой и неживой природе;
знакомству учащихся с историей развития знаний … и сферами применения этих знаний;
развитию аналитического мышления;
развитию коммуникативных и презентационных умений и навыков;
развитию навыков практического использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
развитию критического мышления, умению анализировать, формулировать проблему указывать пути её решения;
приобретению навыков самостоятельного качественного исследования проблемы;
формированию компетентности учащихся в сфере гражданско-общественной деятельности, основанной на приобретении ими способности формулировать и решать различные проблемы в повседневной жизни;
развитию умения наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы.
Этапы исследования:
1. Перед учениками ставятся вопросы
Основополагающие вопросы:
Какова сущность воды?
Каково ее значение в жизни живого?
Проблемные вопросы:
Как человек влияет на изменение физических, химических свойств воды и какие воздействия вода оказывает на здоровье человека?
Есть ли необходимость охраны воды?
Учебный вопрос:
Какую воду пьют алмаатинцы?
2. Распределяются задачи для каждого предмета
Экскурсия на очистные сооружения г. Алматы с целью забора образцов воды и знакомства с очистными сооружениями (все студенты и предметники, участвующие в проекте)
На уроках истории - знакомство с историей создания водопровода г. Алматы
На уроках химии - исследование образцов воды, сравнение с государственными стандартами на воду. Исследование химического и органолептического состава воды.
На уроках биологии исследуется материал о влиянии воды на все живое
На уроках информатики исследуется материал о составе воды в разных районах Алматы, строятся сравнительные диаграммы(ГОСТ – данные по районам), Создается заключительная презентация для защиты проекта.
3. На экскурсии ребята производят забор воды в верховьях реки Б. Алмаатинка и в черте города для дальнейших исследований
4. Задания для ребят по информационным технологиям:
1-я группа статистиков - В Excel найти отклонения от стандарта в химическом составе воды по разным районам Алматы(http://www.almatysu.kz/index.php/ru/supply/origin, www.dgsen-almaty.kz/download/files/554.doc)
2-я группа статистиков - В Excel построить графики содержания химических веществ в водопроводной воде (результат исследовании воды из Б. Алматинки с урока химии)
1-я группа аналитиков - Анализ результатов работы групп статистиков, выводы, предложения
2-я группа аналитиков - Создание презентации. Результаты работы всех групп по всем предметам участвующим в проекте.
Ребятам предлагается список необходимой литературы, разрешается использовать дополнительную литературу по их выбору.
Для окончательной презентации разрешается использовать любое программное обеспечение по их выбору.
Результат работы учеников можно увидеть в приложении.