Батуева М.Н.
высшая квалификационная категория
МБОУ г. Мурманска гимназия №3
Учитель английского и немецкого языка
Проектная деятельность в старших классах, как средство развития универсальных учебных действий.
«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот,
кто лучше всех откликается на происходящие изменения.»
Чарльз Дарвин
Современный темп и стиль жизни ежедневно требуют от человека решения разнообразных задач и умения принимать и преодолевать различные вызовы времени. Человек XXI века – это самостоятельный, активный, компетентный индивид, живущий и работающий в условиях информационного общества и рыночной экономики. Он ориентирован на знания и использование новых технологий, свободен и ответственен, имеет активную жизненную позицией, а также установку на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего. Этот человек толерантен и ведёт безопасный образ жизни.
Объём информации неуклонно нарастает: в 2016 г. новой информации было создано больше, чем за предыдущие 5 000 лет; объем новой технической информации удваивается каждые 2 года; за 4 года обучения бакалавров их знания устареют дважды; многих наиболее востребованных в 2016 г. профессий не существовали в 2004 году.
Принимает ли школа этот вызов? Требует ли жизнь изменения системы образования? Безусловно, да!
Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы порождают новые требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки нового поколения образовательных стандартов. Основной целью Российского образования становится воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Основными подходами в обучении становится системно-деятельностный подход, т.е. обучение не столько через информирование учащихся, сколько через организацию личностно значимых видов самостоятельной деятельности, деятельность начинается с мотивации и постановки целей и имеет определенную структуру, которой должны овладеть учащиеся. и компетентностный подход, т.е. результатом обучения должны стать не ЗУНы, а компетентности (ключевые, общепредметные и предметные). Компетентности, в свою очередь, выражаются в умении решать ситуационные (компетентностные) задачи.
Совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность и определяется как универсальные учебные действия (УУД). Выделяют 4 вида универсальных учебных действий:
коммуникативные;
регулятивные;
познавательные;
личностные.
Примерная программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования (10-11 класс) определяет учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся как средство совершенствования универсальных учебных действий обучающихся. Таким образом одной из ведущих технологий в современной школе становится проектная технология, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Проект -это целенаправленное, ограниченное по времени и ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги. Проекты классифицируются по сфере деятельности (технические, социальные, организационные и т.д.), по длительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), по сложности и масштабу и т.д. На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются: социальное, бизнес-проектирование, исследовательское, инженерное, информационное.
Основные этапы проекта:
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности.
Работа над проектом предполагает формирование и развитие всех видов УУД.
Коммуникативных
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (организовывать взаимодействие в группе, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
постановка вопросов
разрешение конфликтов
управление поведением партнёра (при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, подтверждать аргументы фактами и т.д.)
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ)
Регулятивных
Целеполагание и построение жизненных планов (определение целей деятельности)
планирование (составление плана действий по достижению результата)
прогнозирование (предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений)
контроль (работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом)
коррекция (понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации)
оценка
волевая саморегуляция
Познавательных
выделение познавательной цели (предполагать, какая информация нужна)
структурирование знаний
выбор способов решения задач (отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски)
контроль и оценка процесса
поиск информации (сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет)
речевое развитие
смысловое чтение
моделирование
преобразование модели
Личностные
личностное самоопределение на основе развития самосознания и мировоззрения, выработка ценностных ориентаций
мотивация
раскрытия учащимся личностного смысла самого процесса учения, значимость учения в школе для реализации профессиональных планов, социальной карьеры
формирование самоопределения школьников как граждан России
рефлексия к учению (рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности)
Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.
Замысел проекта.
Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.
Регулятивные действия – целеполагание.
Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Планирование проекта.
Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.
Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.
Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Осуществление проекта.
Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.
Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.
Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.
Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Презентация результатов.
Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи, формами презентации.
Технология проектного обучения в системе уроков
Этапы разработки проекта и их содержания | Методика организации учебного процесса |
1. Исходный: разработка проектного задания | Использование проектного задания возможно на разных этапах изучения предметной темы или элективного курса. В начале – как способ создания проблемной ситуации; На этапе применения изученного теоретического материала к решению практических задач; По завершении темы – с целью углубления и расширения знаний по интересующим аспектам темы и представления творческой работы в портфолио для накопительной рейтинговой оценки. |
1.1.Определение проблемы: выявление противоречия и обоснование актуальности, формулирование темы проекта. | Варианты способов предъявления проблемы: Учитель предлагает зарисовки проблемных жизненных социальных ситуаций, загадочных природных явлений и др. и ставит вопросы, подводящие учащихся к выявлению противоречия и необходимости его разрешения; к формулированию темы проекта. Если у детей есть определенный опыт, знания по теме, то учитель предлагает учащимся определить, какие, интересующие их лично или социально значимые проблемы поможет разрешить изучение данной темы; Учитель предлагает перечень проблем, связанных с темой, обосновывает их актуальность и предлагает учащимся выбрать наиболее их интересующую. Формулирует соответствующие темы и подтемы (проектные задания). |
1.2. Определение цели проекта и постановка поэтапных задач. | В цели проекта задаются:: педагогические цели: образовательные, развивающие, личностные, профориентационные; Цель самой проектной деятельности, как ожидаемый результат проекта.. Учитель задает цели и задачи выполнения проекта. Учитель ставит вопросы, подводящие учащихся к осознанию и формулированию цели и задач поэтапного решения проблемы: «Что нужно изучать, исследовать, сделать для достижения цели проекта?». |
1.3. Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения. | Учитель предлагает высказать учащимся своё предложение о результатах проекта в целом или по выделенным подтемам. Истинность или ложность предположений ни в коем случае учителем не оценивается. Это дети будут делать самостоятельно в процессе исследования или конструирования. Учитель может сам предложить несколько гипотез: все возможные варианты; те, которые высказывались в науке; существуют в массовом мнении; Учитель показывает образец формулирования гипотез как высказывание о взаимосвязи, отношении результата и условий. |
2. Разработка проекта: планирование работы. | Учитель задаёт план работы над проектом, . План работы фиксируется: в рабочих тетрадях, в дневниках, в индивидуальных графиках, а также в виде общеклассного «экрана»(графика) выполнения проекта (каждым учащимся или группами). |
2.1. Определение сроков выполнения проекта в целом и его частей и промежуточной отчетности. | Сроки и график выполнения проектных заданий и отчетности задает учитель. Указывается, какая часть работы и на каком уроке будет выполняться. Что и к какому сроку выполняется в качестве домашнего задания. Задаются только рубежные сроки – окончание этапов работы. Сроки индивидуальной работы в рамках рубежных сроков планируются самостоятельно. |
2.2. Обсуждение критериев оценки качества проекта. | Критерии могут быть заданы учителем; выбраны в совместном обсуждении с классом; разработаны экспертной комиссией (жюри), выбранной из состава класса или старшеклассников, учителей, родителей. В качестве критериев могут быть использованы также показатели: полнота и разносторонность в раскрытии темы; доказательность гипотез. качество оформления (грамотность изложения, наличие иллюстраций, графиков, актуальность и эстетичность, уровень носителя информации); самостоятельность выполнения, суждений, элемент исследования и новизны результата; уровень презентации (речь, наглядность, ответы на вопросы, уверенность поведения). степень активности каждого участника команды, степень сотрудничества. Способы оценивания: в традиционной пятибалльной системе, в рейтинговых баллах, в индивидуальных и суммарных групповых. зачтено – незачтено, содержательное рецензирование. |
2.3. Выбор средств и методов выполнения проекта. | Учитель задает методы в проектном задании, организует коллективное или групповое обсуждение, какими методами можно решить каждую из задач проекта, поставленных при разработке проектного задания. представляет в наглядной форме перечень всевозможных методов, применяемых в проектной деятельности, из которого учащиеся могут выбрать и обсудить в группе их эффективность при решении той или иной задачи. Учащиеся должны знать, что при проектировании могут использоваться методы: изучение и анализ литературных источников; теоретическое моделирование и обобщение; различного рода опросы: анкетирование, интервью, собеседование; запросы через Интернет; наблюдение по специальной программе,; опыты и эксперименты; статистические методы обработки данных. |
2.4. Выбор формы работы над проектом и распределение обязанностей. | Учитель предлагает различные варианты работы над проектом. Учащиеся выбирают: Общая тема для всего класса разбивается на мелкие подтемы (в соответствии с частными проблемами, задачами, видами деятельности) и распределяется в виде индивидуальных заданий каждому ученику или по выбору желающим; Класс разбивается на творческие группы (команды). Каждая команда получает (выбирает) задание на выполнение части общего проекта или своего отдельного проекта. Внутри команды все её члены могут сообща выполнять все задания, или распределить обязанности (роли). В этом случае необходимо, чтобы группа определила кроме исполнительских ролей ещё и управленческие: ведущего, эксперта. |
2.5. Выбор способов оформления результатов и их презентации | Учитель предлагает учащимся выбрать способ оформления результатов проектной деятельности и способ их презентации, исходя из интересов, желания и возможностей учащихся и школы, а также целесообразности с точки зрения особенностей материала проекта и его значимости. Возможные способы оформления: доклад, реферат, сценарий, газета, книга, альбом, служебное письмо, видеофильм, сайт в Интернете модель, макет, картина и др. Возможные способы презентации: выступление перед своим или другими классами в специально отведенное время урока; защита проектов на открытых обобщающих уроках; выступление с докладами на детских и взрослых конференциях различного уровня; публикация материалов, рассылка писем, школьные стенды; выставка работ; предметные вечера, недели и др. |
3. Реализация проекта. | Учащиеся в соответствии с групповыми и индивидуальными заданиями, планом и графиком работы осуществляют самостоятельную конструктивную деятельность. Учитель оказывает стимулирующую поддержку, консультирует деятельность учащихся и групп. |
3.1.Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников. | Если проект разрабатывается в урочное время, то в классе должна быть составлена подборка необходимой литературы со свободным доступом к ней учащихся. Литературу отбирает учитель и приносят учащиеся. Источником информации может быть и сам учитель. Он может ее представить в форме лекционного занятия, изложения материала на части урока или организовать изучение материала по учебнику в соответствии с программой базового или профильного курса. Учитель дает учащимся рекомендации, как работать с литературными источниками в виде памяток, алгоритмов действий, фронтального обсуждения. Помогает во время урока разработать анкеты и другие опросники и дает рекомендации по их проведению и обработке данных во внеурочное время. |
3.2. Проведение исследования. | Учитель оказывает помощь учащимся в разработке программы исследования, в отборе оборудования и интерпретации результатов. Рекомендации могут выносится на общеклассное обсуждение (если этот этап присутствует в деятельности каждой группы) или групповое. |
3.3. Подготовка иллюстративного материала: наглядно-графического, звукового . | Учащиеся сами выбирают способы представления наглядно-графического материала. Учитель оказывает помощь в организационном и материальном обеспечении этой работы. Варианты иллюстративного материала: рисунки, коллажи, плакаты, фотографии, графики и диаграммы, видео и звукозаписи, компьютерные презентации. |
3.4. Оформление материала для презентации. | «Ведущий» в группе собирает воедино весь материал. «Эксперт» отбирает тот, который подтверждает гипотезу, оценивает достоверность доказательств. «Ведущий» обсуждает с членами группы реализацию запланированного сценария презентации своей части проекта или способ интеграции её в общий проект. Обсуждает последнее с ведущими других групп и с учителем. |
3.5. Контроль и коррекция промежуточных результатов. | На уроке учитель наблюдает за деятельностью учащихся, оказывает им поддержку, консультирует, в ситуациях типичных затруднений организует общее обсуждение. Если проект выполняется во внеурочное время, то промежуточный контроль осуществляется в соответствии с планом и графиком в форме отчетов. |
4. Завершение проекта. | Завершенный проект обязательно должен быть представлен и получить общественную оценку (учащихся своего класса, параллельного, школы, учителей, родителей, за пределами школы). Это придаёт смысл деятельности, повышает мотивацию и ответственность. |
4.1. Общественная презентация проекта. | Если проект был краткосрочный и выполнялся в урочное время в течение 1-2 уроков на основе сотрудничества в творческих группах, то презентация проводится в следующих вариантах: Защита проекта представителями от каждой группы на том же уроке (или на 2-ом сдвоенном); Выступление докладчиков на обобщающем уроке – конференции или уроке «погружения в проблему» (при межпредметном проекте). Поочередное выступление докладчиков на уроках по базовым или профильным предметам за счет времени, отведенного на актуализацию ранее усвоенного. Формы защиты длительных проектов, выполненных самостоятельно в рамках элективных курсов или во внеурочное время в составе творческих групп, более разнообразны (см. 2.5.). |
4.2. Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями . | После презентации учитель организует обсуждение результатов проекта по плану: Ориентировочный план дискуссии: Представители от каждой группы, выполнявшие роль «эксперта в своей группе» высказывают собственную оценку; «Оппоненты», которых выдвигают другие группы делают свою оценку, оценивая положительные и отрицательные стороны проекта в соответствии с принятыми в самом начале критериями. Выдвигают свои предложения по доработке, совершенствованию, внедрению в практику. «Жюри» в специальной таблице (ведомости) оценивает в баллах, также по заранее оговоренным критериям, вклад каждой группы в разработку проекта и его качество. На основании суммарных баллов можно установить рейтинг групп, и, в случае необходимости на этом основании выставить дифференцированные отметки. «Председатель жюри» (на уроке эту роль выполняет учитель) подводит общий итог относительно качества проекта. Предлагает рекомендации (или решения) о практическом внедрении проекта. |
4.3. Рефлексия. | Учитель предлагает группам дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и гипотезе. процесса работы над проектом оптимальности и продуктивности работы, затруднений и способы преодоления; качество сотрудничества членов группы: взаимопомощи, и вклада ответственности каждого за общий успех. личностных достижений: влияния работы над проектом на мотивацию учения, волевые качества, навыки самообразования, коммуникативные способности, кругозор, уверенность в себе и удовлетворенность работой и собственными достижениями. Учитель, в свою очередь, оценивает удачные и неудачные моменты в своей деятельности по педагогическому руководству проектной деятельностью детей. Совместно с детьми решают, какие усовершенствования в эту работу внести. |
На уровне среднего общего образования в соответствии с цикличностью возрастного развития происходит возврат к универсальным учебным действиям как средству, но уже в достаточной степени отрефлексированному, используемому для успешной постановки и решения новых задач (учебных, познавательных, личностных). На этом базируется начальная профессионализация: в процессе профессиональных проб сформированные универсальные учебные действия позволяют старшекласснику понять свои дефициты с точки зрения компетентностного развития, поставить задачу доращивания компетенций. В старшей школе осуществляется широкий перенос сформированных универсальных учебных действий на внеучебные ситуации.
К уровню среднего общего образования в еще большей степени, чем к уровню основного общего образования, предъявляется требование открытости: обучающимся целесообразно предоставить возможность участвовать в различных дистанционных учебных курсах (и это участие должно быть объективировано на школьном уровне), осуществить управленческие или предпринимательские пробы, проверить себя в гражданских и социальных проектах, принять участие в волонтерском движении и т.п.
Литература
1. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/
2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
3. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка/ Т.В. Душеина// Иностранные языки в школе.-2003.-№5
4. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004.