Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Черновол Олеси Станиславовны
МБОУ Лицей№25
На тему:
Организация проектной деятельности на уроках русского языка в основной школе
Краткая характеристика жанра
Метод проектов представляет собой такую организацию учебно-познавательной деятельности школьников, в результате которой ученики создают проект, являющийся результатом детальной разработки ими какой-либо теоретически или практически значимой проблемы, ее описания и решения.
Стержнем проектной деятельности является проблема, значимая для ученика, на решение которой направлена исследовательская деятельность школьников. Он должен самостоятельно и/или с помощью учителя определить цель и задачи деятельности над проектом, решить, какие знания, умения, навыки и способы познавательной деятельности ему понадобятся для решения проблемы, что и в какой последовательности он должен сделать, как и когда проконтролировать и в случае необходимости откорректировать собственную деятельность
При построении программы проектной деятельности необходимо опираться на теоретические положения о психологии учебной и исследовательской деятельности, учитывать специфику формирования общеучебных умений.
Краткая характеристика образовательного учреждения
Год создания: 1966 Полное наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " Лицей №25города Димитровграда Ульяновской области" Тип лицея: Общеобразовательная организация С первых лет в школе открыты классы с углубленным изучением физики и математики. Ученики школы были участниками и призерами российских олимпиад по физике, математике и химии. В школе работали учителя, широко известные в нашей стране: Наумова В. Н., Крылова Т. И., Чернышова А. Г., Фролова Н. П., Гришина К. Д. и многие другие.
Инновационная работа ведется с 1995 года, времени вступления в областную программу поисково-исследовательской экспериментальной работы. Сегодня лицей является областным научно-методическим центром, Федеральной экспериментальной площадкой. На его базе проводятся городские и областные научно-методические семинары; городские семинары учителей разных профилей; городские и областные школы передового педагогического опыта; проводятся Дни открытых дверей, Творческие отчеты, Дни научно-методического консультирования, Дни научно-методического информирования для преподавателей педагогики, психологии, классных руководителей, заместителей директоров города, области, России.
Актуальность,цели,задачи
В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских образовательных учреждений. Главное состоит в том, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим. Программа направлена на включение обучающихся в созидательную деятельность на основе метода проектов. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что обеспечивает выход на свой потенциальный уровень развития. Это признак качественного образования .
Цель программы состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся, одаренные дети самостоятельно и охотно приобретают знания из недостающих источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивают системное мышление и творческие способности.
Задачи обучения
- -повышение эффективности формирования общеучебных умений учащихся
- -сохранение базового стандарта знаний, умений и навыков по русскому языку
- -сохранение базового стандарта по развитию речи
- -осознание учащимися роли русского языка в процессе самосовершенствования
- -формирование гармонично развитой личности учащихся
Дидактические принципы
- -принцип научности
- -принцип коммуникативности
- -принцип диалогичности
- -принцип сотрудничества
- -принцип деятельности
- -принцип проблемности
- -принцип психологической комфортности
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Формы деятельности? -групповые (работа в больших и малых группах); -индивидуальные. Виды деятельности: теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция); практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, КВНы, подготовка сообщений, выполнение проектов); индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой). Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов), проведением практических занятий с элементами игр и игровых элементов, использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
Планируемые результаты
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;развитие интеллектуального потенциала школьников;повышение уровня речевой грамотности обучающихся; развитие личности шестиклассников. Второй уровень результатов: участие школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку, конкурсах, викторинах; заинтересованность в развитии своих творческих способностей. Третий уровень результатов: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности ; участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, краевого уровня.
Средства, необходимые для реализации программы:
- - энциклопедии,
- - словари,
- - художественная литература
- - компьютер,
- - проектор.
- -ресурсы Интернет
Этапы работы
1. Определение проблемы, цели и задач исследовательской деятельности, направленной на решение проблемы. 2. Выдвижение гипотезы исследования. 3. Определение и обсуждение методов исследовательской деятельности. 4. Определение способов оформления результатов исследования (реферат, доклад, творческий отчет и др.). 5. Сбор, обработку, анализ и систематизацию источников исследования проблемы, полученных данных. 6. Подведение итогов, оформление результатов исследования. 7. Презентацию исследовательского проекта в выбранной форме. 8. Анализ результатов деятельности, определение перспектив и новых проблем исследования. На первом этапе необходимо актуализировать опорные в данной деятельности понятия. К ним относятся: проблема исследования, цель, задачи деятельности, гипотеза, метод, план, выписки.
Возможные результаты проектной деятельности
- альбом,
- газета,
- журнал, книжка-раскладушка,
- коллаж,
- выставка
- коллекция,
- макет,
- плакат,
- серия иллюстраций,
- сказка,
- справочник,
- стенгазета,
- сценарий праздника,
- учебное пособие,
- фотоальбом,
- экскурсия,
- презентация
Содержание программы
- 1. Понятие проекта (2 часа).
- Что мы вкладываем в понятие проект. Цель и задачи проектной деятельности.
- 2. Основные характеристики проекта и его планирование (4 часа).
- Определение темы проекта. Обоснование ее актуальности . Определение источников информации. Постановка задач проекта и составление плана деятельности по его реализации. Выбор критериев оценки результатов.
- 3. Разработка теоретических основ объекта проектирования (6 часов).
- Подготовка библиографии по теме проекта. Теоретический анализ: переработка информации на основе способов умственных действий (анализ, сравнение, выделение главного, обобщение, систематизация и др.), формулировка выводов об объекте проектирования.
- 4. Практическая часть проекта (10 часов).
5. Заключения и выводы по проекту(4 часа).
- Подготовка выводов и рекомендаций по теме проектирования. Подготовка общего заключения о выполненном проекте.
- 6. Самопрезентация проекта (6 часов).
- Подготовка научного доклада о проведенном поектировании и его результатах.
- 7. Рефлексия проведенной научно-исследовательской работы (4 часа).
- Анализ всей деятельности: фиксация затруднений, описание путей и средств их реализации. Что понравилось и что не понравилось в процессе выполнения проекта.
Предполагаемые проекты по теме «Человек»(7 класс)
- 1. Язык – вековой труд поколений
- 2. Каков человек, такова его и речь.
- 3. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
- 4.Различные качества человека в пословицах и поговорках
- 5.Слова,необходимые для описания внешности и личностных качеств человека
- 6.Рассказ о друге инопланетянину
- 7.Друг и враг
- 8.Профессии в этимологическом словаре
- 9.Человек природе друг?
- 10.Наблюдая за прохожими
Общие условия организации проектной деятельности
- Введение в систему уроков русского языка метода проектов предполагает органичное сочетание информационно-рецептивного, репродуктивного методов изложения учебного материала и методов проблемного обучения . Основными трудностями организации проектной работы на уроках русского языка являются выделение времени на подобного рода работу и обеспечение овладения каждым учащимся предметными умениями и навыками.
- Длительность проектной работы определяется сложностью темы проекта и подготовленностью учащихся к работе.
- В ходе работы над проектами важно использовать основные традиционные формы и методы работы на уроках русского языка( диктанты, сочинения , изложения, упражнения, тесты) в сочетании со специальными заданиями, направленными на совершенствование общеучебных умений(составление памяток)