СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аттестационная работа,выполненная по окончании курсов повышения квалификации "Проектная и иисследовательская деятельность.ФГОС"

Просмотр содержимого документа
««Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»»

Аттестационная работа Слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Черновол Олеси Станиславовны МБОУ Лицей№25 На тему: Организация проектной деятельности на уроках русского языка в основной школе

Аттестационная работа

Слушателя курсов повышения квалификации по программе:

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

Черновол Олеси Станиславовны

МБОУ Лицей№25

На тему:

Организация проектной деятельности на уроках русского языка в основной школе

Краткая характеристика жанра Метод проектов представляет собой такую организацию учебно-познавательной деятельности школьников, в результате которой ученики создают проект, являющийся результатом детальной разработки ими какой-либо теоретически или практически значимой проблемы, ее описания и решения. Стержнем проектной деятельности является проблема, значимая для ученика, на решение которой направлена исследовательская деятельность школьников. Он должен самостоятельно и/или с помощью учителя определить цель и задачи деятельности над проектом, решить, какие знания, умения, навыки и способы познавательной деятельности ему понадобятся для решения проблемы, что и в какой последовательности он должен сделать, как и когда проконтролировать и в случае необходимости откорректировать собственную деятельность При построении программы проектной деятельности необходимо опираться на теоретические положения о психологии учебной и исследовательской деятельности, учитывать специфику формирования общеучебных умений.

Краткая характеристика жанра

Метод проектов представляет собой такую организацию учебно-познавательной деятельности школьников, в результате которой ученики создают проект, являющийся результатом детальной разработки ими какой-либо теоретически или практически значимой проблемы, ее описания и решения.

Стержнем проектной деятельности является проблема, значимая для ученика, на решение которой направлена исследовательская деятельность школьников. Он должен самостоятельно и/или с помощью учителя определить цель и задачи деятельности над проектом, решить, какие знания, умения, навыки и способы познавательной деятельности ему понадобятся для решения проблемы, что и в какой последовательности он должен сделать, как и когда проконтролировать и в случае необходимости откорректировать собственную деятельность

При построении программы проектной деятельности необходимо опираться на теоретические положения о психологии учебной и исследовательской деятельности, учитывать специфику формирования общеучебных умений.

Краткая характеристика образовательного учреждения

Год создания: 1966 Полное наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " Лицей №25города Димитровграда Ульяновской области"  Тип лицея: Общеобразовательная организация С первых лет в школе открыты классы с углубленным изучением физики и математики. Ученики школы были участниками и призерами российских олимпиад по физике, математике и химии. В школе работали учителя, широко известные в нашей стране: Наумова В. Н., Крылова Т. И., Чернышова А. Г., Фролова Н. П., Гришина К. Д. и многие другие. 

Инновационная работа ведется с 1995 года, времени вступления в областную программу поисково-исследовательской экспериментальной работы. Сегодня лицей является областным научно-методическим центром, Федеральной экспериментальной площадкой. На его базе проводятся городские и областные научно-методические семинары; городские семинары учителей разных профилей; городские и областные школы передового педагогического опыта; проводятся Дни открытых дверей, Творческие отчеты, Дни научно-методического консультирования, Дни научно-методического информирования для преподавателей педагогики, психологии, классных руководителей, заместителей директоров города, области, России.

Актуальность,цели,задачи В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских образовательных учреждений. Главное состоит в том, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим. Программа направлена на включение обучающихся в созидательную деятельность на основе метода проектов. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что обеспечивает выход на свой потенциальный уровень развития. Это признак качественного образования . Цель   программы  состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся, одаренные дети самостоятельно и охотно приобретают знания из недостающих источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивают системное мышление и творческие способности.

Актуальность,цели,задачи

В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских образовательных учреждений. Главное состоит в том, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим. Программа направлена на включение обучающихся в созидательную деятельность на основе метода проектов. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что обеспечивает выход на свой потенциальный уровень развития. Это признак качественного образования .

Цель   программы  состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся, одаренные дети самостоятельно и охотно приобретают знания из недостающих источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивают системное мышление и творческие способности.

Задачи обучения -повышение эффективности формирования общеучебных умений учащихся -сохранение базового стандарта знаний, умений и навыков по русскому языку -сохранение базового стандарта по развитию речи -осознание учащимися роли русского языка в процессе самосовершенствования -формирование гармонично развитой личности учащихся Дидактические принципы -принцип научности -принцип коммуникативности -принцип диалогичности -принцип сотрудничества -принцип деятельности -принцип проблемности -принцип психологической комфортности

Задачи обучения

  • -повышение эффективности формирования общеучебных умений учащихся
  • -сохранение базового стандарта знаний, умений и навыков по русскому языку
  • -сохранение базового стандарта по развитию речи
  • -осознание учащимися роли русского языка в процессе самосовершенствования
  • -формирование гармонично развитой личности учащихся

Дидактические принципы

  • -принцип научности
  • -принцип коммуникативности
  • -принцип диалогичности
  • -принцип сотрудничества
  • -принцип деятельности
  • -принцип проблемности
  • -принцип психологической комфортности

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Формы деятельности? -групповые (работа в больших и малых группах); -индивидуальные. Виды деятельности: теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция); практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, КВНы, подготовка сообщений, выполнение проектов); индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой). Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов), проведением практических занятий с элементами игр и игровых элементов, использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

Планируемые результаты Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;развитие интеллектуального потенциала школьников;повышение уровня речевой грамотности обучающихся;  развитие личности шестиклассников.  Второй уровень результатов:  участие школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку, конкурсах, викторинах;  заинтересованность в развитии своих творческих способностей.  Третий уровень результатов:  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;  пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности ; участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, краевого уровня.

Планируемые результаты

Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;развитие интеллектуального потенциала школьников;повышение уровня речевой грамотности обучающихся; развитие личности шестиклассников. Второй уровень результатов: участие школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку, конкурсах, викторинах; заинтересованность в развитии своих творческих способностей. Третий уровень результатов: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности ; участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, краевого уровня.

Средства, необходимые для реализации программы:   - энциклопедии, - словари, - художественная литература - компьютер, - проектор. -ресурсы Интернет

Средства, необходимые для реализации программы:

  • - энциклопедии,
  • - словари,
  • - художественная литература
  • - компьютер,
  • - проектор.
  • -ресурсы Интернет

Этапы работы  1. Определение проблемы, цели и задач исследовательской деятельности, направленной на решение проблемы.  2. Выдвижение гипотезы исследования.  3. Определение и обсуждение методов исследовательской деятельности.  4. Определение способов оформления результатов исследования (реферат, доклад, творческий отчет и др.).  5. Сбор, обработку, анализ и систематизацию источников исследования проблемы, полученных данных.  6. Подведение итогов, оформление результатов исследования.  7. Презентацию исследовательского проекта в выбранной форме.  8. Анализ результатов деятельности, определение перспектив и новых проблем исследования.  На первом этапе необходимо актуализировать опорные в данной деятельности понятия. К ним относятся: проблема исследования, цель, задачи деятельности, гипотеза, метод, план, выписки.

Этапы работы

1. Определение проблемы, цели и задач исследовательской деятельности, направленной на решение проблемы. 2. Выдвижение гипотезы исследования. 3. Определение и обсуждение методов исследовательской деятельности. 4. Определение способов оформления результатов исследования (реферат, доклад, творческий отчет и др.). 5. Сбор, обработку, анализ и систематизацию источников исследования проблемы, полученных данных. 6. Подведение итогов, оформление результатов исследования. 7. Презентацию исследовательского проекта в выбранной форме. 8. Анализ результатов деятельности, определение перспектив и новых проблем исследования. На первом этапе необходимо актуализировать опорные в данной деятельности понятия. К ним относятся: проблема исследования, цель, задачи деятельности, гипотеза, метод, план, выписки.

Возможные результаты проектной деятельности альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка коллекция, макет, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентация

Возможные результаты проектной деятельности

  • альбом,
  • газета,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • выставка
  • коллекция,
  • макет,
  • плакат,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия,
  • презентация

Содержание программы

  • 1. Понятие проекта (2 часа).
  • Что мы вкладываем в понятие проект. Цель и задачи проектной деятельности.
  • 2. Основные характеристики проекта и его планирование (4 часа).
  • Определение темы проекта. Обоснование ее актуальности . Определение источников информации. Постановка задач проекта и составление плана деятельности по его реализации. Выбор критериев оценки результатов.
  • 3. Разработка теоретических основ объекта проектирования (6 часов).
  • Подготовка библиографии по теме проекта. Теоретический анализ: переработка информации на основе способов умственных действий (анализ, сравнение, выделение главного, обобщение, систематизация и др.), формулировка выводов об объекте проектирования.
  • 4. Практическая часть проекта (10 часов).

5. Заключения и выводы по проекту(4 часа).

  • Подготовка выводов и рекомендаций по теме проектирования. Подготовка общего заключения о выполненном проекте.
  • 6. Самопрезентация проекта (6 часов).
  • Подготовка научного доклада о проведенном поектировании и его результатах.
  • 7. Рефлексия проведенной научно-исследовательской работы (4 часа).
  • Анализ всей деятельности: фиксация затруднений, описание путей и средств их реализации. Что понравилось и что не понравилось в процессе выполнения проекта.

Предполагаемые проекты по теме «Человек»(7 класс)  1. Язык – вековой труд поколений 2. Каков человек, такова его и речь. 3. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. 4.Различные качества человека в пословицах и поговорках 5.Слова,необходимые для описания внешности и личностных качеств человека 6.Рассказ о друге инопланетянину 7.Друг и враг 8.Профессии в этимологическом словаре 9.Человек природе друг? 10.Наблюдая за прохожими

Предполагаемые проекты по теме «Человек»(7 класс)

  • 1. Язык – вековой труд поколений
  • 2. Каков человек, такова его и речь.
  • 3. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
  • 4.Различные качества человека в пословицах и поговорках
  • 5.Слова,необходимые для описания внешности и личностных качеств человека
  • 6.Рассказ о друге инопланетянину
  • 7.Друг и враг
  • 8.Профессии в этимологическом словаре
  • 9.Человек природе друг?
  • 10.Наблюдая за прохожими

Общие условия организации проектной деятельности Введение в систему уроков русского языка метода проектов предполагает органичное сочетание информационно-рецептивного, репродуктивного методов изложения учебного материала и методов проблемного обучения . Основными трудностями организации проектной работы на уроках русского языка являются выделение времени на подобного рода работу и обеспечение овладения каждым учащимся предметными умениями и навыками. Длительность проектной работы определяется сложностью темы проекта и подготовленностью учащихся к работе. В ходе работы над проектами важно использовать основные традиционные формы и методы работы на уроках русского языка( диктанты, сочинения , изложения, упражнения, тесты) в сочетании со специальными заданиями, направленными на совершенствование общеучебных умений(составление памяток)

Общие условия организации проектной деятельности

  • Введение в систему уроков русского языка метода проектов предполагает органичное сочетание информационно-рецептивного, репродуктивного методов изложения учебного материала и методов проблемного обучения . Основными трудностями организации проектной работы на уроках русского языка являются выделение времени на подобного рода работу и обеспечение овладения каждым учащимся предметными умениями и навыками.
  • Длительность проектной работы определяется сложностью темы проекта и подготовленностью учащихся к работе.
  • В ходе работы над проектами важно использовать основные традиционные формы и методы работы на уроках русского языка( диктанты, сочинения , изложения, упражнения, тесты) в сочетании со специальными заданиями, направленными на совершенствование общеучебных умений(составление памяток)