СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная исследовательская деятельность по биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная исследовательская деятельность на уроках биологии является важной составляющей современного учебно-воспитательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Проектная исследовательская деятельность по биологии.»



Проектная исследовательская деятельность по биологии.



Введение

Одной из приоритетных образовательных технологий, обеспечивающих реализацию компетентностно – ориентированного подхода к обучению и формирование специальной компетенции, является метод проектов.

Под проектом понимается специально организуемый преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимися на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающийся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его устного или письменного представления.

В основу метода проекта положена идея о направленности учебно – познавательной деятельности обучаемых на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Для того чтобы обучаемый воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для него, для решения которой ему придётся применить уже полученные знания и умения, а также новые, которые ещё предстоит приобрести.

«Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.



Типология проектов

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуется, по крайней мере, три различные классификации.

1.По доминирующей деятельности обучающихся

Практика – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определён и может быть использован в жизни группы, лицея, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета биологии до пакета рекомендаций по решению глобальных экологических проблем. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинное научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации, о каком – то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды группы или лицея.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, соревнования, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли каких – либо персонажей, героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор?

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности обучающихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико – ориентированный или информационный. Поэтому нужно подчеркнуть: речь идёт не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

2.Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:

1)Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает преподаватель – предметник, консультантом – преподаватель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть, например, естественно - научными, экологическими и др. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации.

2)Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Эволюция человека» требует присутствия одновременно исторического, географического, палеонтологического, биологического и социологического подходов.

3.Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 занятий. Занятия используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (лабораторный эксперимент, лекции) с внеклассными (экскурсии, натуральные видеосъёмки и др.). Всё это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняется во внеурочное время.



Основные требования к проекту

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Однако в роли заказчика может выступать и сам преподаватель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами обучающиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение праздника). Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать педагогу – руководителю проекта вместе с обучающимися – проектантами.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты не могут быть чётко спланированы от начала до самого конца.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П»: проблема – проектирование(планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта – портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты, фотографии и др.

Важное правило каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!



Алгоритм работы над проектом

В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных технологий проектной деятельности. Наибольший интерес представляют, несомненно, те из них, которые апробированы и на практике доказали свою жизнеспособность.

Существуют два варианта метода проектов: американский – с большей свободой учащихся и европейский – с более чётким управлением со стороны преподавателя.

Модель № 1

1.Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя.

2.Выполнение работы.

3.Предзащита работы в своей или другой группе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них.

4.Собственно защита на экспертном совете.

5.Подведение итогов: студенческая конференция по итогам года.

Модель № 2

Базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С.Полат.

1.Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.

2.Стендовая информация о проектной работе.

3.Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и др.)

4.Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.

5.Формирование проектных групп.

6.Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.

7.Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.

8.Поисковый этап.

9.Промежуточные отчёты обучающихся.

10.Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

11.Обобщающий этап: оформление результатов.

12.Предзащита проектов.

13.Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.

14.Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

15.Подговка к публичной защите проектов.

16.Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

17.Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие.

18.Заключительный этап: публичная защита проектов.

19.Подведение итогов, анализ выполненной работы.

20.Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчётов о выполненной работе.

Алгоритм работы над проектом

Этапы

Задачи

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

1.Подготовка

Определение темы, целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Собирают информацию. Получают при необходимости дополнительную информацию. Обсуждают задание.

Мотивирует студентов. Объясняет цели проекта. Помогает в постановке целей.

2.Планирование

Анализ проблемы. Определение источников, способов сбора информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Вырабатывают план действий.

Помогает в анализе и синтезе. Предлагает идеи (при необходимости). Наблюдает.

3.Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.

Наблюдает. Консультирует.

4.Выполнение

Работа над проектом. Оформление.

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает. Советует (по просьбе). Косвенно руководит деятельностью.

5.Защита проекта

Подготовка доклада; обоснование проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника.

6.Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Оценивает усилия, креативность, неиспользованные возможности, потенциал продолжения проекта. Направляет процесс анализа.



Основные правила по использованию метода проектов:

1)не следует упрощать идею проекта, смешивать его с сообщениями, тезисами, рефератами; проект – это план, замысел, в результате которого авторы должны получить что – то новое: программу, модель, изделие, сценарий;

2)метод проектов должен использоваться не вместо систематического предметного обучения, а как его органический компонент;

3)необходимо обеспечение приоритетного базирования проектов на учебном предмете или на нескольких учебных предметах;

4)определение тематики проектов должно вестись с учётом ситуаций по конкретным дисциплинам;

5)проекты должны обеспечивать возможность комплексного изучения различных тем дисциплин, вокруг которых мобилизуются и концентрируется внимание обучающихся;

6)процесс выбора тем проектов, организация самостоятельной работы обучающихся и презентация результатов выполнения проектов должны управляться педагогами;

7)тематика проектов, выбираемых или предлагаемых обучающимися, должна обеспечивать интегрирование знаний и умений из различных сфер знаний, техники, технологии и творческих областей предстоящей деятельности обучающихся.

Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.

Перечень возможных выходов проектной деятельности:

-Анализ данных социологического опроса;

-Атлас;

-Бизнес – план;

-Видеофильм;

-Видеоклип;

-Выставка;

-Газета;

-Журнал;

-Игра;

-Коллекция;

-Макет;

-Мультимедийный продукт;

-Оформление кабинета;

-Пакет рекомендаций;

-Письмо в …;

-Праздник;

-Публикация;

-Путеводитель;

-Серия иллюстраций;

-Система студенческого самоуправления;

-Сказка;

-Справочник;

-Статья;

-Сценарий;

-Учебное пособие;

-Экскурсия.

Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

-чётко организовать работу каждого участника проектной группы;

-стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

-объективно оценить ход работы над завершённым проектом;

-судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

-сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1)паспорт проекта;

2)планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

3)промежуточные отчёты группы;

4)вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

5)результаты исследований и анализа;

6)записи всех идей, гипотез и решений;

7)отчёты о совещаниях группы, проведённых дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.;

8)краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

9)эскизы, чертежи, наброски продукта;

10)материалы к презентации (сценарий);

11)другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.



Виды презентаций проектов

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полёт фантазии (в сочетании с обязательным учётом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско – технологических, организационных и т.д.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

-деловая игра;

-демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий;

-иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий…

-инсценировка реального или вымышленного события;

-научная конференция;

-научный доклад;

-отчёт исследовательской экспедиции;

-пресс-конференция;

-путешествие;

-ролевая игра;

-экскурсия.

Система оценки проектных работ

Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты. Примерный перечень критериев:

1)самостоятельность работы над проектом;

2)актуальность и значимость темы;

3)полнота раскрытия темы;

4)оригинальность решения проблемы;

5)артистизм и выразительность выступления;

6)как раскрыто содержание проекта в презентации;

7)использование средств наглядности, технических средств;

8)ответы на вопросы.

Первые четыре критерия – оценка проекта, последние четыре (т.е. № 5-8) – оценка презентации.



Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

1.Рефлексивные умения:

-умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

-умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-умение запросить недостающую информацию у эксперта (преподавателя, консультанта, специалиста);

-умение находить несколько вариантов решения проблемы;

-умение выдвигать гипотезы;

-умение устанавливать причинно – следственные связи.

3.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

-умения коллективного планирования;

-умения взаимодействовать с любым партнёром;

-умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-навыки делового партнёрского общения;

-умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4.Менеджерские умения и навыки:

-умения проектировать процесс (изделие);

-умение планировать деятельность, время, ресурсы;

-умение применять решения и прогнозировать их последствия;

-навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).

5.Коммуникативные умения:

-умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

-умение вести дискуссию;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-умение находить компромисс, конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа;

-навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

6.Презентационные умения и навыки:

-навыки монологической речи;

-умение уверенно держать себя во время выступления;

-артистические умения;

-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

-умение отвечать на незапланированные вопросы.







Заключение

Проект может применяться на занятиях и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих обучаемых и поэтому уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проект (проектирование) – это содержание обучения. Современные области человеческой деятельности основаны на проектировании. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны обучающихся, потому что оно:

-является личностно – развивающим;

-самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;

-приносит удовлетворение обучаемым, видящим продукт своего собственного труда.

Эффективность системы профессионального образования, повышение качества образования до уровня международных требований напрямую зависит от применяемых образовательных технологий. Проектное обучение – полезная альтернатива классно – урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения.

Используя проектирование как метод познания, обучаемые приходят к переосмысливанию роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а, главное, рефлексивность планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализовываться как личность.



Список используемой литературы:

1.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2001.

2.Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Экология России: Книга для учителя, 2-е изд. – М.: АО МДС, 1996.

3.Школьный экологический мониторинг: Учебно – методическое пособие /Под ред. Яшихминой Т.Я. – М.: АГАР, 2000.





























В проектной деятельности и преподаватель, и студент – активные субъекты образовательного процесса, в ходе которого преподаватель непрерывно повышает своё профессиональное мастерство и использует его для оказания помощи студенту в усвоении учебного материала с учётом его индивидуальных способностей, выбора жизненных и профессиональных ориентиров.

Проект позволяет моделировать обучение в зависимости от социального заказа, состава студенческого коллектива, материально – технического оснащения лицея и других факторов.

Проект обеспечивает тесную связь теории и практики. Для преподавателей это возможность реализовать теоретические знания через продуктивные педагогические технологии; для студентов – достижение такого уровня образованности, который обеспечит решение задач в различных сферах жизнедеятельности, используя теоретические знания.

Поэтапность реализации проекта позволяет чётко поставить проблему, цели, задачи, способы их реализации; создать условия для индивидуальной и коллективной деятельности, для самостоятельной и групповой работы студентов, создания ситуации успеха и сотрудничества (таблица 1)

Основные этапы и их пошаговое содержание в проектной деятельности преподавателя

Этапы проекта

Содержание каждого «шага» в проектной деятельности

«шаг» 1

«шаг» 2

«шаг» 3

Подготовительный

Выявление и анализ проблемы

Определение цели и задач проекта

Координационная деятельность (составление календарно – тематического плана). Выбор форм, методов и средств реализации проекта.

Деятельностно – обучающий

Определение и создание условий для решения проблемы: профессиональная компетентность преподавателя; материально – технические средства; доступ к информации; микроклимат творчества и сотрудничества

Стимулирование: желание закрепить и систематизировать изученное ранее; познавательная деятельность, в том числе самостоятельное приобретение знаний; использование знаний для решения повседневных и учебных задач, мировоззренческих и реальных жизненных проблем; формирование интеллектуальных и специальных умений для решения конкретных задач; сотрудничество в системе преподаватель – студент – родители»

Получение и описание продукта деятельности: знания, умения, соответствующие методологической, профессиональной, общекультурной и социальной компетентности; исследовательские, проектные работы студентов.

Аналитико – рефлексивный

Анализ и оценка собственной деятельности

Контроль и оценка деятельности студента

Установление степени отклонения от намеченной программы

Определение путей корректировки проекта

Трансляция педагогического опыта

Обобщение опыта работы над проектом

Разработка форм представления обобщения педагогического опыта

Формы представления педагогического опыта на различных уровнях: студенческой конференции в лицее, районной студенческой конференции, областной конференции.

Поэтапность реализации проекта позволяет чётко поставить проблему, цели, задачи, способы их реализации; создать условия для индивидуальной и коллективной деятельности, для самостоятельной и групповой работы студентов, создания ситуации успеха и сотрудничества.

Преподаватель вместе со студентами ставит задачу проблемного характера и указывает конечную цель работы на каждом этапе, что требует от студентов изучения, осмысления способов решения задачи, составления плана действий и самостоятельного его выполнения.

Проектная деятельность позволяет использовать разные взаимосвязанные педагогические технологии, такие, как исследовательские, дебаты, критическое мышление.

Единые цели, подходы к работе над проектом способствуют формированию коллектива единомышленников – преподавателей – студентов, что обеспечивает совершенствование педагогического мастерства, получение студентами качественных интегрированных знаний и умений, которые используются в практической деятельности; расширяют образовательное пространство.

Поэтапная работа позволяет проанализировать, исследовать, продиагностировать успешность или неуспешность деятельности студента и преподавателя.

Р

В целом

оль педагогической диагностики в проектной деятельности

Для обучающегося

Для преподавателя

ВомВ целом



Направлена на правильный выбор и выстраивание проекта

Педагогическое сопровождение, помогающее ему выбрать, выстроить, решить проблему

Направлена на выявление затруднений обучающегося как внутри предметной области, так и в личном плане с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений

нн







Как правило, над проектом работают один или несколько студентов, а соответственно и несколько преподавателей, поэтому важно выработать единые критерии и подходы к педагогическому диагностированию, исходя из целей проекта.

Одна из разновидностей проектных технологий – проектно-исследовательская. Цель её – развитие у обучающихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности: возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы получения новых знаний. Исследование – это средство организации образовательной деятельности. Исследование в данной технологии служит и основным содержанием обучения. Исследовательская технология – один из способов личностно ориентированного обучения.

Структура исследовательской технологии

Стадия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Актуализация знаний

Мотивационная

Фронтальная беседа, диалог

Беседа, диалог

Постановка проблемы, её формулирование

Информационная Коммуникативная Вербализация Мотивационная


Помогает обучающимся определить, каких целей необходимо достичь:

-при решении проблемы,

-осуществлении плана действий.

Стимулирует разработку плана, соответствующего намеченным целям, -обсуждение проблемы. Сведения, полученные от преподавателя, способствуют проверке самостоятельно выдвигаемой гипотезе.

Формулировка проблемы. Формулировка цели и плана действий. От осознания проблемы в результате познавательного конфликта обучающегося переходит к сбору и анализу данных.

Описание (наблюдение)

Систематизирующая Коммуникативная Мотивационная

Представление объекта исследования

Факт – описание (наблюдение) – противоречие – проблема для разрешения

Сбор данных, подтверждение фактических сведений

Информационная Мотивационная

Расширяет поле познавательного поиска, т.е. объём и характер доступных обучающимся сведений. Стимулирует процесс познавательного поиска

Проводят поиск достоверных сведений об объектах и явлениях, что должно привести к выдвижению гипотез.

Выдвижение гипотезы, идей

Мотивационная Систематизирующая

Стимулирует процесс исследовательского поиска

Аргументируют, приводят доводы

Экспериментирование или поиск решения (эксперимент, предложение)

Экспериментально- мотивационная Целеполагающая

Постановка опыта, эксперимента требует определённого опыта. Задача преподавателя – помочь обучающимся освоить такой опыт

Выделяют исследуемые факторы, изучают объекты, нередко при изменении условий, иногда при их моделировании

Построение или формулировка вывода

Систематизирующая Информационная Когнитивная

Направляет рассуждения в нужное русло, стимулирует творческое мышление

Формулируют выводы

Анализ хода решения проблемы

Аналитическая Систематизирующая Мотивационная Когнитивная

Ориентирует ребят на выяснение эффективной информации, построения гипотезы, хода экспериментальной работы, проверки объяснения

Анализ хода эксперимента, полученных данных

Поиск признания решения

Информационная Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний; экспериментальных данных) Коммуникативная (обмен мнениями о новой информации) Мотивационная (побуждает к дальнейшему расширению информационного поля)

Ретроспективный анализ совместного исследования

Анализ работы показал, что проектно-исследовательская деятельность преподавателей помогла:

- активизировать их личностный и педагогический потенциал;

- стимулировать изучение и анализ научной педагогической литературы;

- использовать интерактивные формы общения и обучения;

- сформировать коллектив творческих единомышленников.

Заключение

Поэтапность проекта, чёткая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетенций позволяет решить основную задачу образовательных учреждений – создание условий для достижения обучающимися определённого уровня образованности, т.е. формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач, опираясь социально-деятельностный опыт. В этом случае обучение выступает как средство решения учебных проблем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!