СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная методика как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почти у всех  детей есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение обучающихся меняется, уменьшается мотивация.

Следовательно, необходимо сделать процесс изучения английского языка более увлекательным и интересным, создать возможность для практического применения получаемых в школе знаний.

     И здесь на помощь приходит метод проектов, который с равным успехом можно применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности по изучению иностранного языка.

Просмотр содержимого документа
«Проектная методика как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка»

О.В. Дорохова

Учитель английского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10

имени Е.И. Зеленко» г. Курска

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В соответствии с ФГОС, именно предмет «Иностранный язык» является одним из важнейших предметов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Иностранный язык способствует общему речевому развитию школьника, расширению кругозора и воспитания. Предмет «Иностранный язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя культуры и духовных ценностей своего народа, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения, а так же формирует коммуникативную культуру школьника посредством коммуникативных универсальных учебных действий. [Примерные… 2011]

Современное информационно-коммуникационное общество выдвигает новые требования к системе образования. Одной из важнейших задач стало формирование необходимых компетенций, позволяющих личности эффективно взаимодействовать с партнёрами в условиях межличностной, социальной и профессиональной интеракции. [ Иностранные… 2013]

Будущие поколения россиян будут смело использовать английский язык в своей жизни и профессиональной деятельности.

В связи с этим следует отметить рост интереса обучающихся к изучению иностранных языков. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у обучающихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое». Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение обучающихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация.

Следовательно, необходимо сделать процесс изучения английского языка более увлекательным и интересным, создать возможность для практического применения получаемых в школе знаний.

И здесь на помощь приходит метод проектов, который с равным успехом можно применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности по изучению иностранного языка, т.е. такая организация обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий.

Отличительной особенностью данной технологии является прагматическая направленность на результат. Кроме того, с её помощью осуществляется формирование и развитие критического и творческого мышления. К указанным выше умениям следует отнести и специфические навыки работы с информацией: отбор, анализ, систематизация и обобщение, выделение проблемы, аргументация точки зрения, статистическая обработка данных, работа в коллективе, а также владение искусством и культурой коммуникации.

Технология проекта – это технология, предусматривающая умение адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, это интегрирование знаний и умений из различных областей наукиЛюбой проект должен осуществляться по определённому плану, иметь теоретическую, практическую и познавательную направленность и завершаться реально осязаемым результатом.

Этапы работы над проектом.

  1. Установочное занятие, где выясняются цели работы, выбирается тематика, распределяются роли в микрогруппах, определяется жанр работы каждого ученика.

  2. Поисково-исполнительный этап: сбор и систематизация материала, консультация учителя, промежуточные отчёты учащихся.

  3. Организация технической части проекта (например, видеозапись отрывков фильмов на иностранном языке).

  4. Репетиционное занятие – «предзащита проекта».

  5. Доработка защиты с учётом замечаний.

  6. Подготовка к публичной защите проекта: определение даты и места, приглашение гостей, подготовка реквизита.

  7. Публичная защита проекта.

  8. Подведение итогов, анализ выполненной работы. [ Современный … 2011]

В курсе иностранного языка как на уроке, так и во внеурочной деятельности метод проекта может использоваться практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика.

Темы проектов, которые создают во внеурочной деятельности ребята, с которыми я работаю, обычно обусловлены реальными событиями школьной жизни, в которую гармонично вошли встречи с нашими друзьями из англоязычных стран.

Так, одним из первых проектов стало создание новогодних и рождественских открыток для того, чтобы поздравить наших друзей из Великобритании. Ребятами была проведена большая работа по изучению текстов поздравлений с Новым годом и Рождеством; дети сочинили собственные поздравления, подобрали красивое оформление для открыток и создали собственные открытки, самые лучшие из которых мы отправили нашим друзьям в Великобританию.

Работу над одним из проектов мы провели по инициативе нашего давнего друга из Великобритании Дэвида Ейтса. Его хобби – бег на марафонские дистанции. Он является постоянным участником ежегодных марафонов в Лондоне. Дэвид обратился к школе с просьбой о создании эмблемы для участия в марафоне мира в Москве, которая бы символизировала наши дружеские отношения. Ребята с огромным энтузиазмом взялись за эту работу: изучили информацию о марафонах, которые проводятся в Лондоне, нашли множество изображений, посвященных спорту и мирным взаимоотношениям народов. В результате была создана эмблема. В футболках с эмблемами, созданными нашими обучающимися, Дэвид принял участие в нескольких марафонах в Москве вместе со своими друзьями-курянами и привез нашей школе медали.

Целью очередного проекта стало создание сказки, основанной на реальных событиях. В 2011 – 2012 учебном году обучающиеся 11 Б класса осознали, что один из британских друзей нашей школы, Дэвид Ейтс, принимал участие в жизни нашей школы столько же лет, сколько и они обучались здесь, т.е. 11 лет. Ребята пришли к выводу, что необходимо отразить факт участия Дэвида в жизни нашей школы и начали работу над созданием презентации под названием «Хроника Дэвида и школы №10…». Ребята написали письма семьям Дэвида и Дарена (одного из друзей Дэвида, семья которого также общается с нашими учениками) с просьбами разрешить им использовать фотографии из их семейных фотоальбомов, прослушали большое количество аудиозаписей, чтобы подобрать музыкальное сопровождение к данной истории и т.д. А затем к этой работе подключились обучающиеся 6 класса вместе со своим классным руководителем - преподавателем информатики.

В результате этого сотрудничества появилась теплая шутливая презентация-сказка.

Использование проектной методики позволяет сделать изучение иностранного языка более эффективным, повысить мотивацию к изучению иностранного языка, а также более эффективно решить целый ряд дидактических задач:

а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя

материалы разной степени сложности;

б) совершенствовать умения письменной речи;

в) пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный,

лексикой современного английского языка;

г) знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя

речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

д) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов.

При работе над созданием проекта меняется роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности обучающихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. Меняется и роль обучающихся в учении - они становятся активными участниками процесса.

Таким образом, у детей формируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Иностранный язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что закладывает основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком.

Литература

  1. Примерные программы по учебным предметам. В 2 ч. Ч. 2. – М. Просвещение, 2011(Стандарты второго поколения)

  2. Современный урок иностранного языка: В.П. Сафонова, И.Г. Мамо. – Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Иностранные языки в школе: №7, 2013