СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная методика на уроках английского языка в сфере реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

  В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток. Метод проектов позволяет преобразовать уроки иностранного языка в дискуссионное, исследовательское занятие.

 Актуальность методической разработки состоит в том, что в связи со стремительным изменением жизни и требований к обучению учащихся, проект — это новая современная образовательная технология, позволяющая решать задачи личностно - ориентированного подхода в обучении и отвечающая запросам современного общества

 

Просмотр содержимого документа
«Проектная методика на уроках английского языка в сфере реализации ФГОС»

Применение проектной методики на уроках английского языка в сфере реализации ФГОС



Автор статьи: Чеснокова Александра Викторовна,

учитель английского языка,

МАОУ «Гимназия №10»





В связи с нововведениями XXI века и различными особенностями информационного общества стали выдвигаться особые требования к овладению иностранными языками, появилась необходимость постоянного совершенствования системы образования, обусловленная социальными переменами, происходящими в обществе. Современное образование требует повышения качества знаний, совершенствования умений и навыков и уровня воспитанности школьника. В связи с этим, школа нуждается во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий. Сегодняшняя задача преподавателя иностранного языка заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся, и одновременно развитие навыков владения определенными языковыми средствами, где в центре внимания всей системы образования и воспитания стоит ученик и его личностные особенности и потребности. Таким образом, основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, а также воспитательной работы, которые оптимально соответствуют развитию личности учащегося, цель которых заключается в повышении эффективности образовательного процесса.

К современным педагогическим технологиям относят:
- обучение в сотрудничестве, 
- проектную методику, 
- игровую методику,
- здоровьесберегающие технологии,
- информационные технологии.

В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток. Метод проектов позволяет преобразовать уроки иностранного языка в дискуссионное, исследовательское занятие.
Актуальность методической разработки состоит в том, что в связи со стремительным изменением жизни и требований к обучению учащихся, проект — это новая современная образовательная технология, позволяющая решать задачи личностно - ориентированного подхода в обучении и отвечающая запросам современного общества.

Проектная методика формирует:
- коммуникативные, творческие, интеллектуальные умения и навыки,
- культуру общения, 
- умение формулировать собственные мысли, 
- умение терпимо относиться к мнению партнёров по общению, 
- умение добывать и обрабатывать информацию, а также ориентироваться в информационном пространстве, 
- умения и навыки использования современных компьютерных технологий, 
- языковую среду, на основе которой возникает естественная потребность в общении на иностранном языке,
- умения применять накопленные знания по предмету,
- критическое и творческое общение


Преимуществами проектной методики являются следующие: 
- возможность вести индивидуальную работу над темой

- повышение активности учащегося
- возможность обращения к дополнительным источникам информации 
- обучение анализу, сравнению, отбору самой важной и занимательной информации
- возможность применения разнообразных предметных и межпредметных знаний, умений и навыков
- возможность практического применения языковых знаний – возможность сформировать необходимые умения и навыки речевой деятельности, лингвистическую компетенцию
- возможность реализации активной устной практики для каждого ученика 
- возможность мыслить, рассуждать, решать проблемы
- возможность оценивать действительность, и проектировать необходимые изменения для улучшения жизни.

Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности это:
• Направленность на достижение конкретных целей
• Координированное выполнение взаимосвязанных действий
• Ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом
• Неповторимость и уникальность

На уроках английского языка используются различные виды проектов:
1. Исследовательские, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Данные проекты подчинены логике небольшого исследования и имеют соответствующую структуру. Участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути её решения, аргументируют актуальность исследования, обсуждают полученные результаты, делают выводы.

2. Творческие, предполагающие соответствующее оформление результатов, деятельность участников намечается и развивается, подчиняясь принятой группой логике и интересам совместной деятельности. Результаты проекта представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздников, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы. 

3. Информационные, направленные на сбор информации, ее анализ и обобщение. Они требуют хорошо продуманной структуры, а результатом проекта является статья, реферат, доклад.
4. Ролево - игровые проекты - это практическое занятие, в основе которого лежат игровые элементы, насыщенные учебной деятельностью, в ходе которой коммуникативная деятельность учащихся максимально приближена к реальным условиям. Данные проекты имеют регламентированные правила, а также элементы соревнования, обязателен анализ итога проведенного мероприятия.
5. Практико - Ориентированные проекты, в которых определена доминирующая деятельность – прикладная, целями могут являться формирование профессионально-коммуникативной компетенции обучаемых, совершенствование межпредметных связей и отработка профессиональной лексики на английском языке. 
6. Монопроекты - это проекты, осуществляемые в рамках одного предмета.
7. Межпредметные проекты - это пространство интегрированного знания, решая свою проблему школьник обращается к различным областям знаний, находя ответы на свои вопросы, устраняя пробелы в знаниях.
По продолжительности проекты подразделяются на краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.

Этапы работы над проектом:
1. Организационный этап – это начальный этап работы, на котором очень важно сформулировать тему, цель проекта, определить временные рамки, продумать материалы и источники, которые могли бы использовать учащиеся, составить план проекта, выбрать оптимальную форму презентации результатов.
2. Подготовительный этап, на котором ставятся задачи и формируются группы. На данном этапе я считаю очень важно правильно распределить обязанности, учитывая особенности учащихся. 
3. Выполнение проекта - самый трудоемкий и продолжительный этап работы над проектом. На этом этапе происходит сбор информации и взаимодействие учителя и ученика, а также учеников – участников проекты между собой, роль учителя здесь очень велика, он - наставник и в то же время, осуществляет контроль правильности употребления языковых единиц, грамматических явлений и структур.
4. Презентация – это демонстрация результатов деятельности по проекту, представление его одноклассникам и учителю, защита и обсуждение проекта. 
Виды конечного продукта разнообразны: от схемы, буклета, альбома, плакаты, выпуска газеты до устной или письменной презентации. Учитель оценивает содержание и организация материала, особенно ценится оригинальность.  Применение проектной методики позволяет создавать непринужденную, исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый участник проекта вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. 

Существуют основные принципы проектной технологии:
- Вариативность деятельности (индивидуальная, парная и групповая формы работы). Конечный продукт представляется в виде диалога, картины, газеты, презентации, поделки, открытки, реферата, сообщения. Может быть в устной, письменной, комбинированной форме (доклад с иллюстрациями).
- Когнитивный принцип, который предполагает решение проблем, в том числе и проблем в употреблении грамматических и лексических структур.

- Удовольствие от учения или учение с увлечением – одно из главных условий эффективности обучения, учащиеся способны усваивать только в том случае, если им нравится процесс обучения, если он отвечает их потребностям.
- Личностный фактор, учащиеся говорят о себе, своей жизни, интересах, проблемах.
- Адаптация заданий, предусматривает разработку заданий, соответствующих уровню владения материалом учащихся.
В проектной методике учителю отводится сложная роль: согласно ФГОС учитель должен создать ситуацию, где ученик самостоятельно добывает знания, а учитель создает все предпосылки для этого.
Проектная работа вызывает у учителя определенные проблемы и трудности:

- Организация работы. 
- Дополнительная нагрузка.
- Планирование серии уроков, на которых предполагается проведение проектной работы.
- Отслеживание и регуляция деятельности учащихся на каждом этапе работы над проектом.
- Оценка работы учащихся.
- Трудности, связанные с личностью ученика, необходимо учитывать психологические особенности детей и их совместимость. 
При работе над проектами у учащихся также возникают трудности: 
- Трудности, связанные с лексическим и грамматическим материалом.
- Трудности в работе с материалом (сравнить, выбрать материал по определенной теме)
- Трудности логического связного построения текста. 
- Трудности взаимодействия с другими учащимися.
- Трудности в работе со справочным материалом.
- Трудности оформления и презентации проектов.
Данные трудности легко преодолеваются в ходе правильно организованного взаимодействия учителя и учащихся.
Задачи модернизации образования будут решены только при использовании новых технологий, которые предполагают развитие новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа учащихся должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся на уроке английского языка может способствовать росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет активизировать и расширять возможности самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
На уроках английского языка я регулярно использую проектную методику, т.к. считаю, что именно она в полной мере помогает контролировать усвоение материала темы или раздела. Мои ученики с удовольствием выполняют проекты, выражая себя творчески, узнают много нового и делятся полученными знаниями. На своих уроках я предлагаю учащимся различные виды проектов, так как считаю, что проектная методика – путь к активизации всех учащихся на уроке, учащиеся с разным уровнем подготовки способны принимать участие в создании проекта в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениями и навыками.
С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов позволяет решить проблему мотивации и интереса к изучаемому языку, создать положительный настрой у учащихся и научить их применять полученные знания, умения и навыки на практике для решения проблем. 
Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества и поддержки, которая помогает детям ощутить собственную значимость и уникальность, способствует укреплению положительных отношений в группе, предполагает взаимообогащение учащихся, проявлению их фантазии.
Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысления себя через средства английского языка, добиваюсь активной деятельности учащихся.

Список используемой литературы:
1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003
2. ИЯШ, 2002, №3 Теслина С.В. «Проектные формы работы на уроке английского языка»
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С.Полат – М., 2000
4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - №2, 3 – 2000
5. ФЗ РФ № 273 – ФЗ « Об образовании в РФ»