СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по теме «история астрономии»

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА  ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ»

  1.   Овладение временем и пространством.                                              
  2. Самая старая обсерватория Европы.                                                      
  3. Великий Стоунхендж.                                                                                 
  4. Астрономия на Руси.                                                                                
  5. Звёздная наука страны пирамид.                                                          
  6. Наука Междуречья.                                                                           
  7. Представления Майя.                                                                        
  8. Представления Ацтеков.                                                                    
  9. Представления Инков.                                                                        
  1.  

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по теме «история астрономии»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
города Ржева Тверской области













ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ»



Иванов Игорь Петрович

Преподаватель-организатор ОБЖ







РЖЕВ,

2017 ГОД

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

  • Овладение временем и пространством. 6

  • Самая старая обсерватория Европы. 7

  • Великий Стоунхендж. 9

  • Астрономия на Руси. 11

  • Звёздная наука страны пирамид. 13

  • Наука Междуречья. 15

  • Представления Майя. 16

  • Представления Ацтеков. 18

  • Представления Инков. 19

  • Китайская астрономия. 21

  • Тайна Пифагора. 23

  • Аристотель-человек «остановивший» Землю. 24

  • Клавдий Птолемей-создатель теории неба. 25

  • Великий узбекский астроном-Углубек. (Астрономия Азии). 27

  • Николай Коперник. «Остановивший Солнце, сдвинувший 30

Землю».

  • Джордано Бруно 33

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35







ВВЕДЕНИЕ

Компьютерные технологии прочно проникают во все сферы деятельности. Прочно они укрепляются и в образовании, и в обслуживающей сфере, и даже в нашем быту. Трудно уже представить себе подготовку реферата без использования Интернета, электронных вариантов книг и энциклопедий, т.е. без использования информационно – коммуникационных технологий. Я тоже иду в ногу со временем и стремлюсь использовать возможности компьютера. Кроме увлечения компьютером меня с детства привлекала одна из древнейших наук – астрономия. Общение с людьми, знающими астрономию, наблюдения за небесными объектами в телескоп, изготовленный руками дяди, его интересные рассказы – всё это всё больше и больше вызывало у меня интерес к изучению неба.

Когда я узнал, что астрономия исключена из перечня основных предметов школы, я был огорчён. Как же так?

  • астрономия является одной из старейших фундаментальных наук, она вносила и продолжает вносить существенный вклад в развитие других наук и прикладных исследований в широком круге областей;

  • астрономические наблю­дения оказывают глубокое влияние на раз­витие науки, философии, культуры и общей концепции Вселенной;

  • в каждом обществе благодаря астрономии сложи­лись легенды, мифы и традиции, связанные с небом, планетами и звездами и являющие­ся частью его культурного наследия;

Всё это разве не аргумент в пользу изучения данной науки как основной?

всё выше перечисленное говорит об актуальности рассматриваемой темы.

Кроме того, важность изучения астрономии определяет и всё мировое сообщество, т.к. 2009 год был объявлен ГОДОМ АСТРОНОМИИ, который проводился с целью

- Стимулировать во всём мире, особенно среди молодёжи, интерес к астрономии и науке в целом в рамках центральной темы: «Вселенная — для Вас».

- Содействовать правильному восприятию творческих аспектов астрономии, которые представляют собой бесценный общий ресурс для всех стран.

Поэтому я решил внести свой вклад в привлечении внимания к астрономии как науке, которая выполняет следующие роли:

а) общенаучной роли астрономии (как мы знаем, астрономия стимулировала появление и развитие многих наук, включая математи­ку и физику),

б) образовательной роли астрономии (из­учение основ астрономии представляет со­бой важный компонент общего образования и обладает огромным мировоззренческим и эмоциональным потенциалом),

в) общекультурной роли астрономии (се­годня в наступившей космической эре с основными достижениями астрономии дол­жен быть знаком каждый культурный чело­век).

Для этого я решил соединить свои увлечения компьютерными технологиями, информационно – коммуникационными технологиями и интерес к астрономии и создать проект «История астрономии», который был бы интересен всем.

Проектная работа состоит из двух этапов:

1 этап: Научно – исследовательской, методами в которой являются

  • изучение материалов в книжных источниках;

  • исследование материалов с использование информационно – коммуникационных технологий; (www.astronomy.ru , www.astronet.ru, http://ru.wikipedia.org, http://galspace.spb.ru/, http://skywatching.net.)

  • изучение учебных DVD - программ по астрономии;

2 этап: Практическая часть

Создание презентаций теме « История астрономии».

Новизна работы:

  • Привлекательна по исполнению ( в форме презентации)

  • Рассчитана на аудиторию разного уровня восприятия.

  • Систематизирует материал из истории астрономии.

  • Формирует целостное представление по истории астрономии древнего мира до взглядов, на которых базируется современное мироздание.

  • Удобна как для самостоятельного изучения, так и для применения на уроках.

  • Экономит время изучения материала.



















  1. ОВЛАДЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ И ПРОСТРАНСТВОМ

Величественна картина звёздного неба. Тысячи звёзд, мерцая и перели­ваясь, манят к себе любознательные умы. Человек пытался и пытается осмыслить, какое место он занимает во Вселенной, что такое этот мир, как он устроен, всегда ли существовал, и если нет, то возник ли сам или создан богами. Постижение звёздного мира бесконечно, но начало познания неба просто, потому, что большинство не­бесных явлений повторяется совер­шенно одинаково несчётное количе­ство раз. Однообразно повторяются суточный путь Солнца, порядок вос­хода и захода созвездий, лунные фа­зы, изменения на небе, связанные со временами года. Эти небесные явле­ния настолько срослись с жизнью, что ими пользуются люди, животные и растения. Дуб «знает», когда его поч­ки могут начать распускаться, а чело­век и без часов способен проснуться точно в намеченные им час и мину­ту. Птицы хорошо ориентируются по Солнцу, учитывая его дневное движение по небу; у них есть даже свои «навигационные» звёзды, по ко­торым они находят путь в Африку и обратно. Североамериканская бабоч­ка монарх, перелетая на зимовку в Центральную Америку, никогда не сбивается с дороги.

Всё это примеры астрономиче­ского ориентирования, выработанно­го живыми организмами бессозна­тельно, в процессе эволюции. Когда же появился человек разумный, он стал осознанно ориентироваться во времени и пространстве и ради жиз­ни, и ради трудовой деятельности, ко­торая тогда занимала почти всё его время. Первобытные охотники и ры­боловы должны были знать циклы жизни и пути миграции животных

Скотоводам нужно было вовремя перегонять стада на новые пастбища, как-то ориентироваться на местности, определять время наступления дождливых или засушливых сезонов, а в более северных местах — предвидеть наступление зимы или лета. Земледельцы оказались в ещё большей зависимости от сезонных изменений; их труд — посев и жатва — невозможен без календаря.

  1. САМАЯ СТАРАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ ЕВРОПЫ. НЬЮ-ГРЕЙНДЖ.

Наиболее древним в Европе мегали­тическим памятником, который свя­зан с астрономией, считается Нью-Грейндж. Он был найден в Ирландии, неподалёку от Дублина. Там располагался холм, которому местное населе­ние приписывало магические свойст­ва. Говорили, что внутри него оби­тают феи и что каждый год в ночь на 1 ноября, считавшуюся у кельтов но­чью «без времени», когда один год кончается и уступает своё место дру­гому, они выходят наружу. Возле это­го холма ирландцы в давние времена хоронили своих королей.

В 1963 г. начались раскопки. Холм был вскрыт, и результаты превзошли все ожидания. Под слоем земли было обнаружено странное сооружение из серых и белых камней, представля­вшее собой сложенную прямо на зе­мле каменную полусферу правильной формы около 85 м в диаметре, окру­жённую внешним кольцом из неболь­ших, от 1,8 до 2,5 м, грубых каменных столбов-менгиров. Внутри «свод» ока­зался заполненным валунами. Посре­ди них находился узкий коридор дли­ной 12 м, который вёл в небольшую комнату. Стены Нью-Грейнджа распи­саны странными узорами из кругов и спиралей, скорее всего символизировавшими кольца времени.

Туннель ориентирован на юго-восток, точно на место восхода Солн­ца в день зимнего солнцестояния. В течение нескольких дней, близких к 21 декабря, лучи восходящего Солн­ца проникают по нему во внутреннюю комнату и ярко освещают её.Это эффектное зрелище длится сей­час всего 14 минут в год. Нью-грейндж был храмом Солнца и времени. В отличие от возведённо­го гораздо позже Стоунхенджа в его функции входила лишь одна астро­номическая операция: определение начала года, которое его строители связывали с 21 декабря. Жрецы Нью-Грейнджа, по-видимому, стремились «помочь» Солнцу в наиболее «труд­ном» месте его пути, когда оно дости­гало самой нижней точки и должно было начать подъём от зимы к весне и лету.

Датируется Нью-Грейндж пример­но 3000 г. до н. э. Это лишь один из шести знаменитых «волшебных хол­мов» Ирландии! Другие ещё не раско­паны, и можно лишь гадать, какие в них скрываются сюрпризы.





































  1. ВЕЛИКИЙ СТОУНХЕНДЖ

Ни одному из гигантских сооруже­ний древности не уделялось столько внимания, как знаменитому и зага­дочному Стоунхенджу. Он по спра­ведливости может быть назван одним из первых памятников человеческой мысли.

Что же представляло собой это со­оружение, возведённое на Солсберийской равнине Южной Англии? 30 вкопанных в землю обтёсанных вертикальных камней высотой около 5,5 м с положенными сверху плитами составляли кольцевую «колоннаду» диаметром 29,5 м. Внутри неё вокруг центрального камня подковой располагались пять трилитов в форме узких «трёхкаменных ворот». Сооружение было окружено тремя концентрическими кольцами лунок, заполненных мелом, а на северо-восток от него шла обозначенная валами «аллея», в конце которой возвышался шестиметровый каменный столб массой в 35 тонн — Пяточный камень.

В Средние века считалось, что Стоунхендж (от древнеангл. Stan Hengues — «Висячие Камни») воздвиг король кельтского племени бриттов в память о сражении с саксами. По преданию, его построил за одну ночь главный чародей бриттов Мерлин. Миф о кельтском происхождении Стоунхенджа продержался на удивление долго.

Учёные обратили внимание на устройство трилитов. Вертикальные камни в них были поставлены очень близко друг к другу, на расстоянии все­го 30 см. Таким образом, смотря сквозь бойницу, человек неизбежно очень сильно ограничивал поле своего зре­ния, причём каждый раз «луч» взгляда, пройдя сквозь трилит, попадал в опре­делённый проём внешней колон­нады. Также фиксировались другие важные направления. Как показали исследования, сквозь один из трилитов открывается вид на Солнце, встающее в день зимнего солнцестояния. Два других трилита предназначались для наблюдения заходов Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояний.

Два трилита использовались для наблюдений Луны. Проёмы внешней колоннады делали их более точными и совершенными. Луна движется по зодиакальным созвездиям вдоль эклиптики так, что оказывается то выше неё (до 5°), то ниже. Это называется «высокая и низкая Луна». Закаты Луны, максимально удалённой от эклиптики к северу и югу, просматривались через один трилит, но через разные арки колоннады.

В дни, когда Луна пересекает эклиптику, возникает возможность лунного или солнечного затмения. Чтобы предупреждать об этой «опасности», и был построен Стоунхендж, оказавшийся не только обсерваторией-календарём. Согласно гипотезе Джеральда Хокинса, он использовался и в качестве некоей «вычислительной машины», позволявшей следить за приближением Луны к эклиптике и предсказывать солнечные и лунные затмения.

Хокинс показал, что во II тысячелетии до н. э. затмения Луны и Солнца происходили тогда, когда зимняя Луна восходила над Пяточным камнем. Кроме того, лунные затмения могли происходить и осенью. Каждый раз этому предшествовало совпадение точки восхода Луны с определённым камнем внешнего круга. Интервал, через который она вновь должна будет оказаться в этой точке, составляет 18 лет. Через три цикла — это почти 56 лет. Но ведь 56 как раз число «лунок Обри»! Вероятно, именно для этого они и служили: пользуясь лунками, можно было предсказывать наиболее «опасные» моменты при сближении Солнца и Луны. Достаточно было через определённое количество дней перекладывать камень по кругу из одной лунки в соседнюю.

По мысли Хокинса, создатели Стоунхенджа, используя шесть перекладных камней, могли предвидеть не только год, но и сезон, в который произойдет затмение.



  1. АСТРОНОМИЯ НА РУСИ

Все известные источники содержат очень скудную информацию о том, насколько хорошо древние славяне знали звёздное небо. Причины этого в общем понятны. Почти полгода небо на Руси закрыто облаками и туманами. Кроме того, в летнее время но­чи очень светлые. И наконец, славяне долгое время были изо­лированы от народов, накопивших богатый наблюдательный ма­териал. Прежде всего речь идёт о греках и римлянах, от которых восприняли свои представления о звёздном небе кель­ты и германцы. Кочевые же народы, хорошо знавшие звёзды, ча­сто со славянами воевали.

Большая и Малая Медведицы с Полярной Звездой в славян­ской народной традиции назывались: «Ковш», «Лось», «Сохатый», «Воз», «Телега», «Повозка» и т. д. Названия «Лось», «Сохатый», по-видимому, пришли от угро-финских народов, северо-восточ­ных соседей древних славян, охота для которых была главным за­нятием. «Телега», «Повозка», «Воз» пришли от древних герман­цев или были обшими названиями для двух народов ещё в период глубокой древности (конец II — I тысячелетие до н. э.), когда они не были ещё разделены. Полярную звезду славяне представляли как «Кол», вокруг которого движутся звёзды. Впрочем, такое же понимание было и у других народов.

Весьма популярными у славян были Плеяды. Именовались они по-разному: «Волосыны», «Волоса», «Стожары», «Волосожары» и т. д. Возможно, так представлялся им бог Велес, или «скотий» бог. Плеяды, которые были видны только зимой, отмечали как бы вынужденный простой в хозяйственной деятельности.

Название «Стожары» происходит от слова «стог». Восточные славяне называли «стожаром» кол, воткнутый в землю, чтобы укре­пить стог сена. Правда, возможна обратная связь: когда уходят с небосвода Плеяды, наступает время выводить скот в поле на вы­пас. В созвездии Ориона славяне обращали внимание на три цен­тральные звезды, так называемый Пояс Ориона, и устная тради­ция сохранила их название — «Три плуга». Венеру славяне, как и другие народы, воспринимали как две звезды — Вечернюю и Утреннюю: «Зарница», «Зарянка», «Денница» — Утренняя звез­да; «Вечерия», «Вечёрка» — Вечерняя. Есть у Венеры и «звери­ные» названия: «Волчья звезда» — время вечернего выхода на охо­ту волка; «Воларина» (от слова «вол») — время утреннего вывода скота на пастбище.

Известны народные названия и других созвездий, но их дав­ность определить трудно. Славяне жили в основном в лесах и по берегам рек, которые давали массу вспомогательных ориентиров по сторонам горизонта: по растениям, по рельефу местности, по направлениям ветров (по сезонам) и т. д. Они иначе восприни­мали мир, чем, например, жители южных широт с их открытым небом и пространством пустынь и степей или народы, населяв­шие морские берега, которые использовали знания звёздного не­ба в навигационных целях.
















  1. ЗВЕЗДНАЯ НАУКА СТРАНЫ ПИРАМИД

Примерно за четыре тысячелетия до новой эры в долине Нила возникла одна из древнейших на Земле цивилизаций — египетская. Ещё через тысячу лет, после объединения двух царств (Верхнего и Нижнего Египта), здесь сложилось мощное государство. К тому времени, которое называют Древним царством, египтяне уже знали гончарный круг, умели выплавлять медь, изобрели письменность. Именно в ту эпоху были сооружены пирамиды. Тогда же, вероятно, появились египетские календари: лунно-звёздный — религиозный и схематический — гражданский.

Обитатели долины Нила, где нет настоящей зимы, делили год на три сезона, которые зависели от поведения реки. Первый сезон — «ахет» (что в переводе с языка древних египтян означает «наводнение») — совпадал с разливом Нила. В то время, с июля по октябрь, река затопляла низины. Следующий сезон, длившийся тоже около четырёх месяцев, назывался «перет» (появление суши). Вода спадала, увлажни», землю и удобрив её илом; сезон начинался севом и заканчивался сбором урожая. С марта со стороны Сахары полтора месяца дули иссушающие ветры, и наступал последний сезон года, «шему» (отсутствие воды). С Нила, от которого зависела вся жизнь египтян, и началась астрономия этой древней цивилизации. «Египет — это дар Нила», — писал древнегреческий историк Геродот.

Египетские жрецы-астрономы заметили, что незадолго до начала подъёма воды происходят два события: летнее солнцестояние и первое появление Сириуса на утренней заре после 70-дневного отсутствия на небосводе. Сириус, самую яркую звезду неба, египтяне назвали именем богини Сопдет. Греки произносили это имя как «Сотис»,

К тому времени в Египте существовал лунный календарь из 12 месяцев

по 29 или 30 дней — от новолуния до новолуния. Чтобы его месяцы соответствовали сезонам года, раз в два-три года приходилось добавлять тринадцатый месяц. Сириус «помогал» определять время вставки этого месяца. Первым днём лунного года считался первый день новолуния, наступавший после возвращения этой звезды.

Такой «наблюдательный» календарь с нерегулярным добавлением месяца плохо подходил для государства, где существовали строгий учёт и порядок Поэтому для административных и гражданских нужд был введён так называемый схематический календарь. В нём год делился на 12 месяцев по 30 дней с добавлением в конце года дополнительных пяти дней, т. е. содержал ровно 365 дней.

Египтяне знали, что истинный год на четверть дня больше, чем введённый, и достаточно добавить в каждом четвёртом, високосном, году вместо пяти дополнительных дней шесть, чтобы согласовать его с сезонами. Но этого сделано не было. За 40 лет, т. е. за жизнь одного поколения, календарь уходил вперёд на десять дней, не на такую уж заметную величину, и писцы, управлявшие хозяйством, могли без труда приспособиться к медленным изменениям дат наступления сезонов.














  1. НАУКА МЕЖДУРЕЧЬЯ

Месопотамия, или Междуречье, — это область на Ближнем Востоке, лежащая по берегам двух больших текущих ря­дом рек, Тигра и Евфрата. На протя­жении 3 тыс. лет, с конца IV тысяче­летия до н. э. и до I тысячелетия н. э., здесь находился центр цивилизации, культурное влияние которой прости­ралось от берегов Средиземного мо­ря на западе до Иранского нагорья на востоке и от Кавказских гор на севе­ре до Персидского залива на юге. Среди многочисленных достижений этой цивилизации особое место зани­мает развитие астрономии. Как и все науки древности, за исключением уникальной древнегреческой, здешняя астрономия носила преимущественно прикладной характер, изучая движе­ние светил для аграрных и религиоз­ных нужд. Но именно накопленные месопотамскими учёными данные и математические приёмы позволили Гиппарху и Птолемею заложить осно­вы астрономической науки.





















  1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАЙЯ

Подлинными интеллектуалами доколумбовой Америки принято считать древних индейцев племени майя — «греков» Нового Света, обитавших в центральной Америке на полуостро­ве Юкатан. Самые ранние сведения о них относятся к 1000 г. до н. э.

Жрецы-астрономы майя всю жизнь проводили в наблюдениях за небесными светилами из своих мону­ментальных каменных обсервато­рий — караколей (раковин), располо­женных в городах-государствах Тикале, Копане, Паленке, Чичен-Ице и др. Они знали пять планет. У них были свои созвездия. От жрецов шли указания о начале тех или иных сельскохозяйственных работ.Для подсечно-огневого земле­делия майя знания эти были крайне необходимы. В строго определён­ный день, указанный жрецами, в гус­том тропическом лесу индейцы ка­менными топорами подрубали деревья или кольцеобразно сдирали с них кору. Когда загубленные деревья высыхали, их выжигали. Сделать это нужно было в самом конце су­хого периода и без затяжек, чтобы не помешали продолжающиеся здесь пять—шесть месяцев подряд тропические ливни. Затем образо­вавшиеся поля засевали семенами различных растений. Ошибка в не­сколько дней могла стать роковой для всего цикла работ.

Среди типичных обсерваторий майя особо выделялась своими раз­мерами караколь Чичен-Ииы в виде башни, поставленной на двухсту­пенчатой прямоугольной платфор­ме. Её небольшие окна смотрят на точки восхода и захода Солнца и Луны в дни весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний.

Календарь майя состоял из 13-дневной недели, 20-дневного меся­ца и 365- или 366-дневного года. Он был самым точным календарём из всех существовавших. Лишние сутки набежали бы в нём по срав­нению с истинным годом только по прошествии 10 тыс. лет. Для сравнения: календарь Юлия Цезаря да­вал ошибку в сутки за 128 лет, наш современный — за 3 тыс. лет, ка­лендарь Омара Хайяма (XII в.) — за 8 тыс. лет.

Однако в календаре важна не только точность, но и простота счё­та високосных годов. У майя был сплошной календарь.О хозяйственной направленно­сти астрономической науки майя говорят и названия их месяцев, на­пример «сбор» (уборка урожая ку­курузы), «олень» (начало сезона охоты), «облачный» (наступление сезона дождей) и т. д. Названия дней не были связаны с каким-либо видом работ. Это плод жреческой фанта­зии: «киб» (воск), «кавак» (буря), «ахав» (владыка). Жрецы майя даже умели рассчи­тывать наступления солнечных и лунных затмений. Делая вид, что они могут их контролировать, жрецы использовали свои знания, чтобы держать народ в страхе и повинове­нии. Астрономия в их руках была инструментом власти.

























  1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АЦТЕКОВ

Обитавшие в центральной Мексике с XII по начало XVI в. воин­ственные ацтеки за свою агрессивную внешнюю политику были прозваны «римлянами» Нового Света. Но и они особое внимание уделяли наукам, в том числе астрономии.

Для нужд земледелия аптеки, используя полученные от предшес­твенников знания, выработали точную календарную систему. В её основе лежал 52-летний лунно-солнечный цикл (нечто вроде наше­го понятия «век»). В конце цикла, по их представлениям, могла про­изойти мировая катастрофа (солнечное затмение?) уничтожающая всё живое. Чтобы этого не случилось, необычайно торжественно, с принесением человеческих жертв, проводился обряд Нового Огня. В последние пять «несчастных» дней 52-го года цикла ацтеки за­пирались в домах, гасили все огни и ждали рассвета первого дня нового цикла, чтобы зажечь Новый Огонь. Женщинам и детям ка­тегорически запрещалось выходить в эти дни из дома, чтобы их не похитили злые духи.

Ацтекский год делился на 18 месяцев по 20 дней. В конце го­да к ним прибавлялись уже упоминавшиеся «несчастные» дни. Не только каждый месяц, но и каждый день имел своё название: пер­вый день — «аллигатор», второй — «ветер», третий — «дом» и т. д. Помимо этого, у ацтеков существовали названия для каждого ча­са дня и ночи. Они были связаны с именами богов.











  1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНКОВ

Наиболее важным небесным объек­том легендарные инки, которые про­живали в гористых районах Перу, Чили и Эквадора в XII — начале XVI вв., считали Млечный Путь — Майя (Небесную Реку). Именно на нём, по их представлениям, располо­жены все более или менее значимые объекты небосвода. Небесная Река продолжалась на земле в виде Вильканоты — земной реки, текущей близ столицы инков, города Куско.

На Млечном Пути инки выделя­ли не столько созвездия, сколько пятна межзвёздной пыли — уголь­ные мешки, виднеющиеся на нём тёмными силуэтами. Эти «чёрные созвездия» носят названия живот­ных. Поднимаясь из-за горизонта, они как бы преследуют друг друга. А вот эклиптика и зодиак древнеперуанским астрономам, видимо, из­вестны не были.

Солнце было главным объектом поклонения инков: с ним олицетво­рялся верховный правитель их госу­дарства — Великий Инка.

В древнем Куско на гребне горы стояли каменные столбы, позднее разрушенные конкистадорами. Их было 8, а может быть, даже 16. Одна половина возвышалась над западной, а другая половина — над восточной частью города. По этим столбам, ведя наблюдения из глав­ного храма города, жреиы наблюда­ли точки восхода и захода Солнца в дни равноденствия и солнцестоя­ния.

У инков был ещё один тип «об­серваторий» — интиуатана, т. е. «место, где прикреплено, привязано Солнце», или «солнечный причал». Интиуатаны высекались в скалах. Посреди «причала» располагался каменный столбик — гномон. По его тени можно было определить, «который час». Дважды в году (когда Солнце оказывалось в полдень точ­но в зените) этот столбик совсем не отбрасывал тени и мог служить своеобразным календарём.

Кроме 12 месяцев по 30 дней в году инков были ещё 5 (а в високос­ный год — 6) заключительных дней, отводимых на праздники.

Астрономическая система древ­них перуанцев служила своим со­здателям не хуже астрономии майя или египтян. Как и повсюду в древности, она определяла, например, сроки полевых работ. Время их на­чала и завершения указывалось жре­цами с точностью до дня. А важней­ших сельскохозяйственных работ здесь насчитывалось не менее 18 ви­дов (!). Продолжались они от полутора-двух недель до двух с полови­ной месяцев и охватывали весь год.























  1. КИТАЙСКАЯ АСТРОНОМИЯ

О древней китайской астрономии в Европе почти ни­чего не знали, как не знали и о самой стране, лежащей где-то на Дальнем Востоке. Да и сами китайцы о дру­гих странах знали мало, им казалось, что их страна ле­жит в центре мира. В представлении китайцев Небо и Земля были тес­но связаны. Небом правит Бог, а страной — импера­тор (Сын Неба). Отсюда следовало, что за движением небесных светил надо следить и во­время докладывать императору. Придворные астроно­мы должны были вести наблюдения и предупреждать о необычных явлениях. Самым важным достижением древней китайской ас­трономии было создание календаря. Первые упомина­ния о нём относятся к III тысячелетию до н. э. Снача­ла календарь был лунный.. К 350 г. до н. э. учёным стало известно, что продолжительность солнечного года составляет 365,25 суток, а лунного месяца — 29,5 су­ток В нём годы объединены в циклы по 60 лет. Знаки 12 жи­вотных служили для обозначения «земных ветвей» ци­кла. Этот календарь и сейчас используется в Восточной и Юго-Восточной Азии. Он учитывает полный оборот Юпитера по небесной сфере примерно за 12 лет (11,86). За основу более значительного цикла приня­то 60 лет, т. е. приблизительно два оборота по небес­ной сфере Сатурна (29,58 года). За это время Юпитер совершает около 5 оборотов. В 60-летнем цикле каж­дое животное встречается 5 раз (раз в 12 лет), а для раз­личия годов служит цветовая символика. Новый год приходится на январское или февральское новолуние (в промежутке от 21 января до 20 февраля), Цикличе­ский календарь существует свыше 2600 лет — это са­мая древняя в мире система летосчисления.

Развитие календаря связано с выдающимся астро­номом Чжан Хэном (78—139). Ему также принадлежит труд «Строение Вселенной», где говорится, что толь­ко в северном полушарии неба находится 2500 звёзд,

расположенных в 124 созвездиях. Чжан Хэн создал армиллярную сферу, с помощью которой определялись экваториальные координаты светил. Самый древний ка­талог звёзд относится к 360 г. до н. э. Его составил Ши Шень. В списке 122 созвездия с 809 звёздами. К сожа­лению, на звёздных картах все звёзды показаны оди­наковыми точками независимо от их блеска, и их труд­но отождествить.

В Древнем Китае было много изобретений, среди них — гномон, компас, солнечные и водяные часы и др. Гномон использовался для определения наклона эква­тора к эклиптике. Ценными для науки оказались китайские летописи, в которых сообщалось о солнечных и лунных затмени­ях, появлении комет, вспышках новых звёзд, солнечных пятнах и т. д. Например, в 1302 г. до н. э. описано наблюдение протуберанцев во время солнечного затме­ния. Или отмечено появление комет в 989,1066,1145 и 1301 гг. (это была комета Галлея, как выяснилось позднее). Наконец, наблюдалась вспышка сверхновой звезды в Тельце в 1054 г. Описание этого явления, по­родившего Крабовидную туманность, найдено только в китайских летописях: звезда-«гостья» появилась в ию­не 1054 г. Она была видна даже днём и исчезла через два года — в 1056 г. Наблюдались вспышки и других звёзд. Нужно отметить, что в тот период, кроме китай­цев, никто не вёл астрономические наблюдения.

В Средние века и позднее китайская астрономия на­чала испытывать влияние европейской цивилизации. Она перестала быть изолированной.













  1. ТАЙНА ПИФАГОРА

О Пифагоре (VI в. до н. э.) сохрани­лось мало достоверных сведений. Уже в зрелом возрасте философ пересе­лился в город Кротон и основал не­что вроде религиозного ордена — Пифагорейское братство, которое распространило своё влияние на многие греческие города Южной Италии. Он полагал, что душу очищают музыка и умст­венный труд, поэтому пифагорейцы считали обязательным совершенство­вание в «четырёх искусствах» — арифметике, музыке, геометрии и астрономии.

Сейчас очень трудно отделить вклад самого Пифагора от достижений его по­следователей. В особенности это от­носится к астрономии, в которой пифагорейцами было выдвинуто несколько принципиальных идей. О них можно судить по дошедшим до нас скудным сведениям о представ­лениях поздних пифагорейцев и учениям философов, испытавших влияние идей Пифагора.























  1. АРИСТОТЕЛЬ - ЧЕЛОВЕК «ОСТАНОВИВШИЙ» ЗЕМЛЮ

Аристотель (384—322 до н. а), великий учёный-энциклопедист, родился в городе Стагире.

Сначала философ обосновал идею о том, что во Вселенной есть особая точка — центр, к которому в силу сво­ей природы стремились тяжёлые эле­менты: земля и вода. Ведь если бы такого центра не было, падение пред­метов продолжалось бы вечно, без ос­тановки. Из-за стремления элементов к центру мира Земля получила фор­му шара.

Движения к центру и от него Аристотель считал «естественными», все остальные его виды требовали приложения силы и назывались «принудительными». Земная меха­ника Аристотеля не знала движения по инерции, это открытие сделал только Галилей. Чтобы объяснить, почему небесные тела движутся, фи­лософ ввёл некий божественный перводвигатель, располагавшийся у внешних пределов мира. А как быть с полётом пущенной стрелы или брошенного камня? Ведь они летят, когда сила уже не действует. Соглас­но Аристотелю, их несёт воздушный вихрь. Камень раздвигает воздух, тот обходит летящее тело, ударяет по нему сзади и тем самым поддержи­вает движение. Эта странная на наш взгляд физика не допускала даже осевого вращения Земли, которое, между прочим, могло бы серьёзно упростить «небесный механизм» Евдокса — Аристотеля.













  1. КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ-СОЗДАТЕЛЬ ТЕОРИИ НЕБА

«Пусть никто, глядя на несовершенст­во наших человеческих изобрете­ний, не считает предложенные здесь гипотезы слишком искусственными. Мы не должны сравнивать человеческое с божественным... Небесные яв­ления нельзя рассматривать с точки зрения того, что мы называем прос­тым и сложным. Ведь у нас всё про­извольно и переменно, а у небесных существ всё строго и неизменно». Чьими словами последний из выдающихся греческих учёных Клавдий Птолемеи завершает свой астрономический трактат. Они как бы подводят итог античной науки. В них слышны отзвуки её достижений и разочарований. Полтора тысячелетия — до Коперника — они будут звучать в стенах средневековых университетов, и повторяться в трудах учёных.

Птолемей поставил перед собой трудную задачу построить теорию видимого движения по небосводу Солнца, Луны и пяти известных тогда планет. Точность теории должна была позволить вычислять положение этих небесных светил относительно звёзд на много лет вперёд, предсказывать наступление солнечных и лунных затмений. Для этого нужно было составить основу для отсчёта положений планет — каталог положений неподвижных звёзд. В распоряжении Птолемея был такой каталог, составленный за два с половиной века до него его выдающимся предшественником — древнегреческим астрономом Гиппархом. В этом каталоге было около 850 звёзд. Птолемей соорудил специальные угломерные инструменты для наблюдений положений звёзд и планет: астролябию, армиллярную сферу, трикветр и некоторые другие. С их помощью он выполнил множество наблюдений и дополнил звёздный каталог Гиппарха, доведя число звёзд до 1022. Используя наблюдения своих предшественников (от астрономов Древнего Вавилона до Гиппарха), а также собственные наблюдения, Птолемей построил теорию движения Солнца, Луны и планет. В этой теории предполагалось, что все светила движутся вокруг Земли, которая является центром мироздания и имеет шарообразную форму. Чтобы объяснить сложный харак­тер движения планет, Птолемею при­шлось ввести комбинацию двух и более круговых движений. В его сис­теме мира вокруг Земли по большой окружности — деференту (от лат. deferens — «несущий») — движется не сама планета, а центр некоей другой окружности, называемой эпициклам (от греч. «эпи» — «над», «киклос» — «круг»), а уже по нему обращается планета. В действительности движе­ние по эпициклу является отражени­ем реального движения Земли вокруг Солнца. Птолемею удалось подобрать та­кие размеры и скорости вращения всех «колёс» своей Вселенной, что описание планетных движений до­стигло высокой точности. Эта ра­бота потребовала огромной матема­тической интуиции и громадного объёма вычислений. Птолемею удалось подобрать та­кие размеры и скорости вращения всех «колёс» своей Вселенной, что описание планетных движений до­стигло высокой точности. Эта ра­бота потребовала огромной матема­тической интуиции и громадного объёма вычислений.





















  1. ВЕЛИКИЙ УЗБЕКСКИЙ АСТРОНОМ-УГЛУБЕК

Мирза Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган, великий узбекский астроном и покровитель науки, внук знаменитого среднеазиатского завоевателя Тамерлана, родился 22 марта 1394 г.

В 1417—1420 гг. по совету ал-Каши и по проекту Улугбека, ар-Руми и зодчего Тахира ибн Мухаммеда в 2 км от Самарканда была построена астрономическая обсерватория, ставшая самой знаменитой на Среднем и Ближнем Востоке. Её трёхъярусное цилиндрическое здание диаметром более 48 м и высотой не менее 30 м было сооружено на холме. Оно возвышалось над окружающей местностью на высоту современного 12—13-этажного дома. Главным её инструментом был громадный стенной квадрант (использовавшийся как секстант, т. е. на протяжении дуги в 1/6 окружности) с радиусом 40,2 м. Мраморная дуга квадранта имела ширину 2 м. Верхним концом она упиралась в крышу здания (которое по существу было оболочкой для этого инструмента), а нижним уходила на 10 м под землю, размещаясь в вырубленной в скале траншее. Инструмент был установлен строго в меридиане (отклонение не превышало 10"!).

По сравнению с унаследованными от Птолемея стенными квадрантами это был принципиально новый утло-мерный инструмент, предназначен­ный главным образом для измерения высоты Солнца в кульминации. В обычных квадрантах и секстантах направление на светило фиксирова­лось с помощью подвижной линейки (алидады), направленной по радиусу дуги инструмента. На ней укрепля­лись два диоптра, сквозь которые наблюдатель смотрел на светило и та­ким образом наводил на него алида­ду. Её нижний конец при этом указы­вал на градуированной дуге высоту или зенитное расстояние светила в момент кульминации. Наблюдения Солнца с помощью такого инстру­мента часто приводили к слепоте наблюдателя.

В X в. известный среднеазиатский мастер ал-Ходжанди изобрёл и впер­вые построил в городе Рей под Теге­раном так называемый секстант Фах-ри, традиционно названный в честь тогдашнего местного правителя. Его дута радиусом 20 м располагалась в закрытом павильоне. Она была час­тично заглублена в землю. В крыше, в точке, совпадавшей с центром дуги, проделывалось отверстие, сквозь которое светило в момент кульминации бросало луч на градуированную дугу. Луч заменял громоздкую при таких размерах алидаду. Инструмент благо­даря этой гениально простой наход­ке был безопасен для зрения. Улугбек увеличил его размеры вдвое, отчего возросла и его точность.

Свет от небесного тела (главным образом от Солнца) проникал в по­мещение квадранта сквозь отверстие в верхней части южной стены об­серватории. Изображение светила наблюдалось на круглом белом экра­не с нанесённым на нём крестом, от­мечавшим его центр. Экран мог пере­мещаться в полуметровом по ширине жёлобе, проходившем по централь­ной части дуги квадранта. Общая длина дуги составляла более 60 м; гра­дус на ней был равен 70,2 см, мину­та — 11,7 мм, и даже угловая секунда была ещё уловимой для глаза (0,2 мм). Рабочей частью дуги являлся проме­жуток от 20 до 80°. Инструмент ис­пользовался также для наблюдений Луны и планет, правда уже с по­мощью специальных подвижных ви­зиров для наведения. Высочайшую по тем временам точность этого инстру­мента обеспечивала помимо громад­ных размеров систематичность са­мих наблюдений, непрерывных в течение десятков лет, — полных цик­лов обращений всех светил. Наи­большим был цикл Сатурна — 30 лет.

Наблюдательной площадкой слу­жила и плоская круглая крыша об­серватории, где размещались вра­щающийся квадрант, переносные угломерные инструменты и солнеч­ные часы.

Основные результаты наблюде­ний Солнца оставались непревзой­дёнными несколько веков. В обсерва­тории Улугбека были определены: наклон эклиптики к экватору, равный 23° 30' 17", т. е. меньше истинного для той эпохи всего на 32"; положение точки весеннего равноденствия; наи­более точное значение постоянной прецессии по сравнению с предшест­вующими (51,4", что лишь на 1,1" больше истинного).

Различными методами были изме­рены экваториальные и горизонтальные координаты светил, были со­ставлены таблицы для предвычисления затмений (начала, окончания, типа затмения), что имело большое практическое значение — метод лун­ных затмений был тогда единствен­ным для определения разности дол­гот различных пунктов. Полученные Улугбеком данные о годовых движе­ниях планет отличались от истинных всего на несколько секунд дуги.

С меньшими инструментами. И с меньшей точностью (до 10—15') изме­рялись координаты звёзд. Впервые за 16 столетий (после Гиппарха) на ос­нове непосредственных наблюдений был создан каталог 1018 звёзд. Зано­во были измерены координаты около 700 из них, остальные перерассчитаны с учётом прецессии.





















  1. НИКОЛАЙ КОПЕРНИК «ОСТАНОВИВШИЙ СОЛНЦЕ, СДВИНУВШИЙ ЗЕМЛЮ»

На пьедестале памятника Копернику в Варшаве высечены слова: «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». Николай Коперник.

В них вся суть открытия Коперника. Ему удалось убедить людей в том, что они живут не в надёжном и неподвижном центре мира, а обитают на одной из планет, обращающихся вокруг Солнца. Нужно было обладать титаническим разумом и великой свободой мысли, чтобы сделать этот шаг — упразднить различие между земным и небесным.

ФРОМБОРКСКАЯ БАШНЯ


Получив степень доктора канониче­ского права, 30-летний Коперник возвратился в Польшу и был избран каноником Вармии — членом выс­шей духовной и административной курии.

Коперник собст­венноручно изготовил из дерева угломерные астрономические инст­рументы, подобные описанным в «Альмагесте». Среди них «трикветрум» — шарнирный треугольник, од­на из планок которого наводилась на светило, а по другой вёлся отсчёт, «гороскопий», или солнечный квад­рант, — вертикальная плоскость с вы­ступающим стерженьком в верхнем углу. Прибор устанавливался по ли­нии север — юг и позволял по напра­влению полуденной тени в моменты солнцестояний судить о наклоне эк­липтики к небесному экватору. Не ме­нее важным инструментом была армиллярная сфера — вложенные друг в друга поворотные кольца, которые служили моделью небесных коорди­нат и давали возможность получать отсчёты по нужным направлениям. Фромборк с точки зрения погодных условий и географического положе­ния не был благоприятным местом для наблюдений, тем не менее Копер­ник много наблюдал, о чём можносудить по упоминаниям в его главном труде «О вращениях небесных сфер».

О ВРАЩЕНИЯХ НЕБЕСНЫХ СФЕР

Казалось бы, дело сделано, новая ги­потеза строения мира готова, оста­лось только опубликовать её. Около 1515г. появилось рукописное сочине­ние Коперника «Малый коммента­рий о гипотезах, относящихся к не­бесным движениям». Правда, здесь он не даёт математических доказательств, замечая, что «они предназначены для более обширного сочинения». Это сочинение — «О вращениях небесных сфер. Шесть книг» — заняло больше

20 лет упорного труда. Астроном счи­тал, что разработка гипотезы должна быть непременно доведена до чисел, больше того — до таблиц, чтобы по­лученные с её помощью данные мож­но было сравнить с действительными движениями светил.

В начале книги Коперник вслед за Птолемеем излагает основы действий с углами на плоскости и, главное, на сфере, относящиеся к сферической тригонометрии. Здесь учёный внёс в эту науку много нового, выступив как незаурядный математик и вы­числитель. Среди прочего Коперник приводит таблицу синусов (правда, это название не применяет) с шагом в десять угловых минут. Но, оказыва­ется, это лишь выдержка из более обширных и точных таблиц, которые он вычислил для своих расчётов. Их шаг составляет одну угловую минуту, а точность — семь десятичных зна­ков! Для этих таблиц Копернику потребовалось вычислить 324 тыс. ве­личин. Эта часть сочинения и под­робные таблицы были позже изданы отдельной книгой.

Книга «О вращениях» содержи описания астрономических приборов, таблицы в остальных час­тях, а также новый, более точный, чем у Птолемея, каталог неподвижных звёзд. В ней разбирается видимое движение Солнца, Луны и планет. По­стольку Коперник использовал только круговые равномерные движения, ежу пришлось потратить много сил ив поиски таких соотношений разме­ров системы, которые бы описывали наблюдаемые движения светил. После всех усилий его гелиоцентрическая система оказалась не намного точнее птолемеевской. Сделать точной её довелось только Кеплеру и Ньютону.







































  1. ДЖОРДАНО БРУНО

Бруно не был астрономом: он не вёл наблюдения небесных светил и не занимался вычислениями. И всё же значение его трудов и идей в исто­рии астрономии, как и в естество­знании в целом, очень велико. Да и вся история человечества была бы беднее без этой судьбы. Философ, мыслитель, создатель новой и пора­зительно смелой для своего време­ни картины мироздания, инакомыс­лящий и даже бунтарь, в своём служении Истине не знавший ника­ких компромиссов...

Филиппо — такое имя дали мальчику при крещении — родился в 1548 г. в городке Нола близ Неа­поля, в семье небогатого дворянина, служившего в армии. «Ноланеи» — так называл он себя всю жизнь, а свою философию — «ноланской», доставив тем известность маленько­му городку. В 17 лет Бруно стал мо­нахом католического монастыря, принадлежавшего доминиканскому ордену. При этом он принял новое имя — Джордано.

В монастыре молодой монах по­лучил хорошее образование. Джор­дано был вызван в Рим, где мно­гообещающего юношу представили Папе Пию V. Однако церковная карьера была не для него.

Обвинённый в ереси, 28-летний Джордано бежал в Женеву. Так на­чались многолетние странствия учё­ного по Европе.

В Лондоне в 1584 г. Бруно издал на итальянском языке (общеприня­тым языком науки была всё ещё ла­тынь) прославивший его имя в веках труд «О бесконечности, вселенной и мирах». По обычаю времени кни­га была написана в виде диалогов, которые ведут несколько собесед­ников, выражающих разные точки зрения.

Джордано Бруно решительно вы­сказался в защиту учения Копер­ника, что само по себе было дер­зостью, но не остановился на этом. «Вселенная бесконечна», — сказал он. У неё нет и не может быть еди­ного центра. Коперник, как и все ас­трономы до него, думал, что Космос замкнут «сферой неподвижных звёзд». Бруно же выдвинул голово­кружительную идею: звёзды — это другие Солнца, отнесённые от нас на огромное и при этом разное расстоя­ние. В небе — бесчисленные звёзды, созвездия, Солнца и земли, чувствен­но воспринимаемые; разумом мы заключаем о бесконечном количест­ве других. Следовательно, кроме видимых небесных светил есть ещё много космических объектов, неиз­вестных нам. Вокруг других звёзд - сотни тоже вращаются планетные системы, подобные нашей. Планеты в отличие от звёзд светят не своим, а отражённым светом. Солнце, как и планеты, вращается вокруг оси — всеобщее движение есть закон Все­ленной. В Солнечной системе поми­мо шести известных тогда есть ещё планеты, невидимые глазом в силу их удалённости от нас.

Миры — планеты и Солнца — на­ходятся в вечном изменении и раз­витии, рождаются и умирают. Меня­ется и поверхность Земли — за большие промежутки времени «мо­ря превращаются в континенты, а континенты — в моря». Наконец, жизнь есть не только на Земле, она распространена во Вселенной, фор­мы её бесконечно разнообразны, так же многообразны условия на разных планетах. Жизнь во Вселен­ной неизбежно порождает и разум, причём разумные существа других планет совсем не должны походить на людей — ведь Вселенная беско­нечна, и в ней есть место для всех форм бытия.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На мой взгдяд, работа решила стоящие передо мной задачи.

- Стимулирует интерес к астрономии и науке в целом .

- Содействовать лёгкому восприятию творческих аспектов астрономии, которые представляют собой бесценный общий ресурс для всех стран.

-Раскрывает образовательную и общекультурную роли астрономии.

Работа получилась:

  • Привлекательна по исполнению ( в форме презентации)

  • Рассчитана на аудиторию разного уровня восприятия.

  • Систематизирует материал из истории астрономии.

  • Формирует целостное представление по истории астрономии древнего мира до взглядов, на которых базируется современное мироздание.

  • Удобна как для самостоятельного изучения, так и для применения на уроках.

  • Экономит время.

Я убежден в том, что реализация такого рода проектов может сыграть чрезвычайно важную роль, в частности, в повышении информированности обучающихся в истории астрономии, для устойчивого развития этого интереса, в содействии расширению доступа к фундаментальным научным знаниям универсального значения благодаря живому интересу к астрономии, в оказании поддержки преподаванию научных дисциплин в школах, а также содействие обеспечению научной грамотности людей.

И в заключении я хочу процитировать Ломоносова:

«Красота, важность, обширность, величие астроно­мии не только возвышают дух мудрых, воз­буждая их пытливость и усердие, не только прельщают умы граждан, просвещенных и находящих отраду в науке, но и необразо­ванную толпу приводят в изумление».







37