Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 579 Приморского района г. Санкт-Петербурга ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Тема: «Волшебные герои русских народных сказок»
Автор: Хахулин Павел 5«А» класс
Руководитель: Фарафонова М.А.
2015-2016 учебный год
Цель проекта:
узнать, откуда возник герой сказки, познакомить с неоднозначными, «отрицательными» героями сказок, раскрыть интересные факты о них. Доказать, что образы некоторых героев неоднозначны, противоречивы, которым присущи и силы добра, и силы зла. А также обобщить знания учащихся о сказках, развивать умение узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Задачи исследования:
1. Узнать значение имен сказочных героев в разных словарях и научных трудах;
2. Проанализировать поступки, которые они совершают в сказках, соотнести их с добром или злом; выяснить, где они обитают.
3. Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение об образе сказочных персонажей.
Гипотеза:
мы предположили, что волшебные герои могут быть разными, как положительными, так и отрицательными.
Проблемные вопросы: 1. Откуда взялись волшебные персонажи русских народных сказок? 2. Кого из волшебных героев мы можем назвать положительными, а кого отрицательными? 3. Где обитают волшебные персонажи, и как выглядит их жилище?
Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказку русский народ всегда любил, передавал ее из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли ее. Обычно, сказка становилась от этого интереснее, занимательнее. Одними из самыми интересных сказок являются волшебные сказки, где главному герою, чтобы стать счастливым, надо пройти через испытания, а помогают ему или мешают волшебные, сказочные персонажи.
Результаты анкетирования
1.1 Что вы знаете о Бабе – яге? - хитрая; - у неё избушка на курьих ножках; - живёт в лесу; - ест людей; - в некоторых сказках хорошая, иногда помогает; - летает в ступе; - злая; - летает в котелке 1.2 положительный ли она герой? Да – 4 человека нет – 8 человек 2.1 Что вы знаете о кощее бессмертном? - он бессмертный; - он один может завоевать весь мир; - старый, злой, страшный; - его смерть в игле; он смертный 2.2 положительный ли он герой? Да- 5человек нет – 7 человек
Результаты анкетирования
3.1 что вы знаете о лешем? -хитрый; - живёт в лесу; - хранитель леса; - мохнатый; - смертный 3.2 Положительный ли он герой? Да – 6 человек нет – 6 человек 4.1 Что вы знаете о домовом? - живёт дома; - хитрый, вредный; - живёт у ленивых людей; - маленький 4.2 Положительный ли он герой? Да – 7 человек нет – 7 человек 5.1 Что вы знаете о кикиморе? - живёт на болоте; - хитрая, вредная; - ест лягушек; - похожа на бабу-ягу; - ей 1000 лет 5.2 Положительный ли она герой? Да- 2 человека нет – 10 человек
Баба-Яга
Известный персонаж волшебных сказок. По словам Кайсарова – она прародительница, хранительница рода и традиций; по мнению другого автора – заботливая берегиня; а из энциклопедического словаря – лесная старуха, ведьма. Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим – славянской богиней смерти. Хорошо известны основные черты образа Бабы-Яги: это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего – одна костяная) нога. Костеногость – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Наверное поэтому она стала ездить в ступе по земле: «… бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба-Яга».Волшебная сказка знает несколько образов Бабы-Яги:
1. Яга – воительница
2. Яга – похитительница
3. Яга – дарительница
4. Яга – прародительница (мать, бабка для нескольких своих дочерей – внучек – ягишн), хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка (сказка «Баба-яга»), теща.
Баба-Яга
Часто живет у дремучего леса в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом, что соответствует представлениям древних славян о том, что Баба-Яга живет на границе между земным и нижним миром (миром мертвых). Почему? В древности умерших хоронили в домовинах – домиках на высоких пнях, похожих на куриные ноги. Вход в домик обращен к лесу («Иван Быкович»). Баба-Яга, живущая в избушке на курьих ножках, охраняет мир мертвых. Отсюда – внешний вид – высохшая старушка с крючковатым носом, костяной ногой. Обычно живет одна, но имеет родственников – сестер или дочерей. Во многих сказках Баба-Яга, действительно предстает в одном из своих предназначений – берегини и дает добрый совет гостям, часто моет, кормит, переодевает, спать укладывает ( «Поди туда, не зная куда, принеси то, не зная что»). В других сказках – предстает в другой ипостаси – крадет детей, хочет съесть героя, убить его (« Баба – Яга и заморышек», « Гуси – лебеди», «Василиса Прекрасная»). В некоторых сказках, прежде чем помочь, заставляет делать тяжелую работу.
Кощей Бессмертный
Еще один сказочный персонаж. В восточнославянской мифологии злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. Царь, колдун, иногда - всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. В славянском язычестве – владыка или хранитель мира мертвых (подземного царства). Изображается в виде худого высокого старика, либо живого скелета, часто представляется скупым. В отличие от Бабы-Яги он не меняет своей отрицательной сути: он злой, коварный, приносит беды и несчастья людям: крадет девушек, воюет, заставляет делать невыполнимую работу. Главной же особенностью Кощея Бессмертного, отличающей его от других сказочных персонажей, является то, что его смерть (душа, сила), материализована в виде предмета и существует отдельно от него. Местом жительства является царство, в котором он правит. В русских волшебных сказках Кощей Бессмертный уносит героиню на край света , в свое жилище. Та выпытывает у него, где скрыта Кощеева смерть, передает тайну герою – избавителю, который добывает его смерть, и тот погибает( «Кощей Бессмертный», «Царевна – лягушка»).
Леший
Языческий персонаж, встречается во многих сказках. Из словаря В. Даля – это лесной дух, пугало, как домовой; поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, перекидывается в мужика с котомкой, в волка, филина. Обходит путников и лесников, заставляя их плутать. Он нем, но голосист, без шапки, волосы расчесаны налево, кафтан запахнут направо, бровей и ресниц нет «Шел, нашел, потерял!» - поговорка Лешего. Живет в лесу. Жилище Лешего - бревенчатая изба в густом ельнике, вдали от человеческих поселений. Почитав сказки, мы выяснили, что Леший представляет как положительный, так и отрицательный персонаж: он может помогать главному герою («Кикимора», «Королевич и его дядька»), давать совет, волшебные предметы – помощники, а может и вредить: красть детей, девушек («Леший»).
Домовой
В религиозных верованиях славянских и некоторых других народов, бескрылый, бестелесный «дух», живущий в доме. Обычно его представляли себе в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. По нраву же домовой – идеальный хозяин, вечный хохотун, хлопотун, зачастую ворчливый, нов глубине души – заботливый и добрый. Вера в домового – пережиток первобытных семейно-родовых культов. Согласно поверьям, домовой – не только хранитель дома, но и иногда наказывает людей за нарушение обычаев и непочтение, душит их во сне, пугает, как, например, в сказке «Иван и домовой». Считалось, сто домовой помогает по хозяйству, сохраняет имущество, часто пересчитывает его ( это хорошо обыграно в мультфильме про домовенка Кузю), любит домашний скот, особенно лошадей. Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы. Он шумит, бродит ночами по дому, вздыхает и бормочет. Может плакать, если дому грозит беда, или смеяться, если ожидается счастье. Сказки с этим героем встречаются очень редко («Иванушка и Домовой», «Снежный дом»). Чаще домовой присутствует уже в авторских сказках ( Ф.Одоевский).
Кикимора
По Далю – род домового, который по ночам прядет, он днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам с веретеном, прялкой. Также есть лесная кикимора, кикимора болотная, которая обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла полено или поленце. Кикимора, как правило, поселяются в помещениях, если в нем случалось что-то нехорошее. Может быть наслана колдуном. Присутствие ее в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же наоборот, бранью. Любимое занятие кикимор – тканье и пряжа. В сказках встречается нечасто и предстает только как отрицательный персонаж («Кикимора»). Жилище кикиморы из сказок – или зеленый омут(если кикимора болотная), или обитает в доме людей, за печкой, стараясь выжить их. Может оборачиваться домашним животным, например, котом.
Заключение. В результате проведенного исследования я выяснил, что известные нам сказочные герои (Баба-Яга, Кощей, Леший, домовой, кикимора) пришли к нам из язычества, когда люди поклонялись силам природы. Со временем они утратили божественную сущность и стали сказочными персонажами. Мы видим, что известные нам волшебные персонажи часто принадлежат сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда их безграничные возможности. Нельзя утверждать, сто эти персонажи являются только отрицательными. Явно отрицательным персонажем выступает Кощей Бессмертный. Остальные же герои могут быть и положительными, и отрицательными, и нейтральными. Читайте сказки и узнаете много интересного.