Проектная технология как метод развития
универсальных учебных действий.
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»
В. Гузеев
Приоритетным направлением начального общего образования в соответствии ФГОС второго поколения определено формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которыми в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения.
Активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Сегодня важно, чтобы учащиеся проявляли активность в образовательном процессе, чтобы образование было связано с проблемами реальной жизни.
Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой изменения эффективности обучения.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат.
Метод проектов способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.
Исследователи (Л. П. Виноградова, Савенков А.И.) характеризуют метод учебного проекта как:
- Личностно-ориентированный;
- Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
- Развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
- Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
- Воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин.

Таким образом, работая над проектами, дети получают опыт поиска информации, практического применения полученной информации, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
В своей работе чаще всего использую следующие типы проектов:
1) исследовательско-творческие;
2) информационно-практико-ориентированные
3) творческие.
Разработка проекта
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта
VI этап: Презентация проекта
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Урок в режиме проектного обучения
Этапы работы:
Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Мною реализованы следующие проекты:
Урочные проекты | Внеурочные проекты |
Необычное животное (4 класс) Поздравительная открытка (4 класс) Космос (4 класс) Презентации (8 класс) Выпускной видеоролик (9 класс) Новогодняя елка (5 класс) Кроссворды Викторины | Лего-проект «Зоопарк» (4 класс) Лего-проект «Чайная» (4 класс0 Лего-фестиваль «Олимпиада Сочи-2014» (2-4 классы) Лего-фестиваль, посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне (2-4 классы) Web-сайт «Энергия 135» (9 класс) |
Анализируя свою работу по данному направлению, я пришла к выводу, что именно проектная технология максимально раскрывает способности обучающихся и обеспечивает развитие универсальных учебных действий, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Используемая литература.
1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2001.
2. «Интел – обучение для будущего» Москва 2005 г. Литература:
3. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
4. Переверзев Л.Б. «Проектный подход к образовательным проблемам».
5. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. - с.123.
6. Савенков А.И. «Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания» Ярославль Академия развития.2002 г.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4