Проектно – исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время
Доводы, до которых человек
додумывается сам, обычно
убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим.
Б.Паскаль
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. Выпускник современной школы нуждается в формировании таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, исследовательских умений.
В мировой педагогической практике метод проектов признан одним из эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников.
Основой метода проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы; самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания; прогнозировать результат; корректировать план своих действий в зависимости от ситуации.
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему путем самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. В то же время метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность проблемных методов: исследовательских, поисковых, творческих.
Химия – один из самых сложных, но интересных предметов, которая даёт большие возможности для разнообразных исследований: от небольших краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных, которые оформляются в научно-исследовательские работы. Практически на каждом уроке можно создать проблемную ситуацию, где учащиеся выдвигают гипотезу, затем делают выводы. Например, в 10 классе, при изучении «Валентных состояний атома углерода», перед объяснением новой темы демонстрирую модель молекулы метана – самодельный тетраэдр стеклянный с шаро-стержневой моделью метана внутри. Задаю вопросы: «Скольких валентен атом углерода в молекуле метана?», «Какие электроны участвуют в образовании химических связей?» Учащимся известна электронно-графическая формула атома углерода и они приходят к противоречию: три связи С – Н должны бы отличаться от четвертой связи прочностью, длиной, направлением, а на деле им была продемонстрирована модель метана в виде равносторонней пирамиды. Десятиклассники выдвигают гипотезу о том, что «что-то не то с ковалентными связями» при образовании молекулы метана. Так, с помощью небольшого исследования на основе проблемной ситуации мы знакомимся с гипотезой о гибридизации электронных орбиталей атомов американского ученого Л. Полинга.
Каждый учитель хочет, чтобы его предмет стал самым любимым для его воспитанников. Учащимся наиболее интересны нетрадиционные формы проведения уроков: уроки – презентации, уроки – портреты, уроки с использованием ролевой игры, уроки проблемных лекций. При подготовке таких мероприятий развиваются творческие способности школьников, и они представляют проектный продукт в виде сообщения, доклада, слайдовой презентации. Они учатся не только приобретать знания самостоятельно, но и самоутверждаются как успешные личности, что порождает массу положительных эмоций. В результате растет и мотивация к знаниям.
Однако проектно – исследовательская деятельность учащихся наиболее эффективна во внеурочное время: при подготовке участия в научно–практических конференциях, конкурсах «Шаг в будущее» и «Ступень в науку», элективных курсах.
К итоговой конференции элективного курса «Металлы в окружающей среде и здоровье человека» учащиеся подготовили доклады по темам «Металлы: когда их много или мало», «Металлические» болезни, «Коррозия металлов как источник антропогенного загрязнения окружающей среды». Затем элективный курс стал другой - « Химия в привычных предметах» и тематика докладов следующая: «Имеет ли вода память?», «Чудесный мир бумаги», «Вода в космосе», «История бумажных денег», а на итоговом занятии ребятам предлагается урок – исследование «Очистка загрязненной поваренной соли». Учащиеся – исследователи от природы и им очень нравится «избавляться» от различных загрязнителей.
Два года подряд в районе были проведены научно-практические конференции, в которых наши лицеисты приняли активное участие. В декабре 2011 года на конференции, посвященной Году химии в ознаменование 300-летия М.В.Ломоносова команда «Сборная лицея» была удостоена грамот за II – место в конкурсе химических газет и III – место в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Через год, в декабре 2012, на районной конференции «Химия и экология» наша команда была удостоена грамот за I место в викторине и II – место в конкурсе химических газет.
В январе 2013 года учащаяся 9 класса Гиголаева Виктория приняла участие в X Региональном конкурсе молодых исследователей «Ступень в науку» и была награждена грамотой за интерес к научно- исследовательской деятельности и творческое участие в конкурсе. Этот вид работы наиболее кропотлив, долговременен и требует от участника полной отдачи и огромного желания, а от руководителя – навыков научного исследования. В процессе научного исследования учащийся получает от учителя массу новых знаний, стиль общения становится более демократичным, а самое главное, юный исследователь приобретает большой опыт для самообразования, саморазвития, ведь он должен осуществить не только само исследование, но и публично защитить свой проект, адекватно реагировать на замечания и предложения при его презентации.
Проектно – исследовательская деятельность школьников дает все необходимое для развития активной, творческой, успешной личности и большой личный опыт для осуществления проектов уже во взрослой жизни, начиная с гипотезы, через исследование по намеченному плану, и осуществление поставленных целей. Пока учащиеся в школе – они должны пробовать, осуществлять различные проекты, ошибаться, набираться опыта и идти дальше. Наша задача – увидеть в своих воспитанниках творческое начало и помочь сделать им малые и большие открытия.
Литература
Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. – М.: Вентана – Граф, 2007, с. 4-5.