Творческий отчёт по теме самообразования «Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе» учителя начальных классов МБОУ «ЦО п. Беринговского» Ищенко Ольги Борисовны
2014
Мыслить позитивно!
Действовать активно!
способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС
использование технологии проектно- исследовательской деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
2
2
I . Общие сведения
II .Перечень вопросов по самобразованию.
РАЗДЕЛЫ
III . Предполагаемый результат.
3
3
I . ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
1. Ф.И.О: Ищенко Ольга Борисовна
2. Образование : высшее
3. Предмет : начальные классы
4. Педагогический стаж : 23 года (с 15 августа 1990 года).
5. Разряд, категория : 7 (у) ( 2010 уч. год)
6. Прохождение курсов : по теме : «Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС» (72 ч; 27.03.2010г – 03.04.2010 г.; г. Омск.) ; по теме : «Образовательные стандарты нового поколения: механизмы реализации, средства диагностики, модели внедрения на основе системно – подхода в обучении и воспитании мл. школьников.» (72 ч. 25.05. 2011 г. – 03.06. 20011 г.ГОУ ДПО ЧИРО и ПК)
7. Учебная нагрузка : 20 часов, 3 часа – внеурочная деятельность в 3 классе, 7 часов – индивидуальное обучение.
8. Программа, по которой работаю : ОС «Школа России»
9 . Тема самообразования : Проектно- исследовательская деятельность, как средство формирования УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.
10. Технология, по которой работаю : деятельностный метод обучения.
11. Внеклассная работа : планирование, подготовка и проведение внеклассных общешкольных мероприятий, олимпиад, участие в окружных конкурсах, участие в проведении предметных недель.
12. Общественно-педагогическая деятельность : член ШМО.
13. Творческие замыслы : Участие в работе МО,
в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах.
3
II . ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
3
III . ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
- разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС
- формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
- повышение качества преподаваемых предметов;
- участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и окружного МО учителей начальных классов;
- умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах.
Форма самообразования:
(индивидуальная, групповая, коллективная)
6
IV . ЭТАПЫ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ .
Курсы повышения квалификации учителей.
Изучение ФГОС начального общего образования.
Изучение психолого – педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова), «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений».
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
7
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ.
« Работа в обучающих семинарах»,
«Участие в предметной неделе в начальных классах»,
«Выступление на школьной проектной неделе «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе»,
Работа в группе учителей по реализации ФГОС»
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов
ПРАКТИЧЕСКИЙ.
- Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО. 1 – 3 кл.
- Выступления на заседаниях ШМО «Работа по формированию техники чтения у мл. школьников» (из опыта работы), «Требования к современному уроку».
- Участие в Дне открытых дверей для родителей 29.12.2013 г. с привлечением администрации ЦО в лице и. о. директора Бондаренко И. А. (показ различных форм и методов работы учителей на уроках математики, английского языка, логопедической группы (ИщенкоО.Б., Гужавина А.А. Юрьенцева Л.В.); круглый стол для родителей).
- Участие в олимпиадах, конкурсах.
Работа в окружном обучающем семинаре «Информационные коммуникативные технологии как средство реализации ФГОС нового поколения» (14.11.2012 г. – 16.11.2012 г. 18 ч. ГАОУ ДПО ЧИРО и ПК)
Выступление на школьной конференции «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе»
Работа в группе учителей на окружном обучающем семинаре по теме «Профессионально – личностная подготовка педагогов к работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС нового поколения» (20.03.2013 г. – 29. 03.2013 г. 72 ч. ГАОУ ДПО ЧИРО и ПК)
Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.
9
ОБОБЩАЮЩИЙ.
Участие в работе ШМО учителей начальных классов в проведении проектной недели «Путешествие на Остров сокровищ».(11.11.2013 г. – 18.11.2013г.) Участие в школьных, окружных и всероссийских конкурсах и олимпиадах
Участие в работе школьного сайта .
Открытое занятие по внеурочной деятельности кружка «Я –исследователь» по теме: Разработка группового проекта «Разнообразие природы родного края» на школьном уровне.(администрация)
Консультативная помощь родителям и учащимся.
Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.
Оформление результатов работы.
Подведение итогов.
Оформление результатов работы.
10
ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ.
Публикация материалов окружных семинаров на диске «Из опыта использования ИКТ в условиях реализации ФГОС нового поколения.
(Ищенко О.Б. Проекты в начальной школе.)
Профессиональная подготовка педагогов в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС нового поколения » ( Ищенко О.Б. Оригами) по итогам работы.
ГАОУ ДПО ЧИРО и ПК. Анадырь 2012 – 2013 г.
Распространение опыта работы
11
V . РЕЗУЛЬТАТЫ .
« Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности»
К.Д. Ушинский
Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе
Для чего?
Начав развивать в детях навыки проектной и исследовательской работы в 1 – 4 классах, в средней школе учащиеся будут самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. Работать с такими детьми будет легче и интереснее.
Организация проектно- исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа . Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования и желания.
Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
- видеть проблему;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- структурировать материал;
- доказывать и защищать свои идеи.
Немалую роль играет факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе.
Исследовательскую активность надо стимулировать. Поддерживать любознательность ребёнка и оказывать ему помощь.
При организации проектно-исследовательской работы с учащимися, учителю необходимо соблюдать требования:
- положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом;
- предоставление права на свободу выбора;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- учет индивидуально-психологических особенностей детей.
Задачи:
- формировать систему научных взглядов учащихся;
- развивать интерес к исследованию окружающей естественной и социальной среды;
- знакомить с современными методами научно-исследовательской работы;
- создавать условия, способствующие повышению уровня образованности учащихся;
- участвовать со своими воспитанниками в проводимых в рамках школы, города, конкурсах, олимпиадах, конференциях;
- научить детей работать с научной литературой.
Этапы реализации ученической проектной деятельности:
- Выявление способных детей, диагностика и коррекция их умений и навыков.
- Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных гипотез.
- Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися, сбор материала.
- Оформление выполненных исследований.
- Итог проектной работы – это ежегодная классная научно-практическая конференция для учащихся «Я – исследователь».
Благотворными плюсами проектно- исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения:
- планировать свою работу;
- предвидеть результаты;
- использовать различные источники информации;
- самостоятельно отбирать и накапливать материал;
- анализировать, сопоставлять факты;
- аргументировать мнение;
- самостоятельно принимать решение;
- устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);
- адекватно оценивать себя и друг друга.
VI . ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Раскрыть ожидаемые результаты своей деятельности.
10 заповедей творческой личности, выведенные Полем Вайнцвайгом :
- “ Будь хозяином своей судьбы.
- Достигни успеха в том, что ты любишь.
- Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
- Строй свои взаимоотношения с людьми на доверии.
- Развивай свои творческие способности.
- Культивируй в себе смелость.
- Заботься о своем здоровье.
- Не теряй веру в себя.
- Старайся мыслить позитивно.
- Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением”.
Формулу успеха знают многие, дело за малым - познать сам успех.
В.И. Лизинский