Цель: Закрепление знаний на тему “происхождение человека”, этапы эволюции человека и роли биологических и социальных факторов эволюции человека.
Теории происхождения человека
Теория внешнего
вмешательства
(паранаучная теория)
Эволюционная теория
(научная теория)
Теория творения
(религиозная концепция)
Теория творения
(религиозная концепция)
Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги.
Например:
- «Первого человека (разумеется мужчину!) создал бог по образу и подобию своему. Увидев, что мужчине одному дискомфортно, тот же бог достал у него ребро и сотворил из этого ребра первую женщину».
- По месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек.
- Согласно представлениям индуистов, в мире властвовал триумвират — Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству.
Теория внешнего вмешательства
(паранаучная теория)
Согласно этой теории, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.
Эволюционная теория
(научная теория)
Является наиболее распространённой в современном научном сообществе. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
Кто впервые поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы?
К.Линней
(1707-1778)
Кто впервые высказал гипотезу происхождения человека от обезьян, но не смог ее доказать научно?
Ж.Б.Ламарк (1744-1829 )
Кто доказал на большом фактическом материале происхождение человека от обезьян?
Ч. Дарвин
(1809-1882)
Кто раскрыл роль социальных факторов в эволюции человека?
Ф. Энгельс
(1820-1895)
- Это были крупные люди – высотой до 180 см, с объёмом черепа до 1600 куб.см. Жили они примерно от 50000 до 15000 лет тому назад. Они изготовляли орудия из камня, кости и рога, в том числе и составные орудия, что свидетельствует о значительном прогрессе в этой области.
- Рост не менее 170 см., объём мозга 850-900 куб. см. Жил на земле 500 – 800 тысяч лет тому назад.
- Они жили группами по 50 – 100 человек в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры, делали примитивные орудия, раскрашивали тело узорами, имели религиозные представления и похоронные ритуалы. Объем мозга 1200-1600 куб. см.
- Жил приблизительно в тоже время, что и питекантропы, объём мозга 900-1200куб. см. Рядом с останками были обнаружены разнообразные орудия труда из кварца, кремниевой гальки, из оленьего рога и костей.
Установите соответствие
1. Архантропы
2 Палеантропы
3. Неантропы
а) Кроманьонец;
б) питекантроп;
в) австралопитек;
г) синантроп;
д) дриопитек;
е) неандерталец;
ж) парапитек.
Ответ 1-б, г 2- е 3 - а
Рассмотрите рисунок. Какие социальные факторы антропогенеза
представлены на рисунке? Какова роль социальных факторов в эволюции человека?
Вопрос - рассуждение
1. Эволюция человека и человекообразных обезьян шла по пути конвергенции или по пути дивергенции. Почему вы так думаете?
2. Во многих литературных источниках написано, что в настоящее время жизнь человека перестала регулироваться естественным отбором. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите конкретные доказательства вашей правоты.
Вопросы вариантов ЕГЭ.
Кто не относится к семейству Гоминид?
1) дриопитек 2) австралопитек 3) питекантроп 4) неандерталец
Что изображено на рисунке
1) рудименты 2)атавизмы 3)гомологичные органы 4) аналогичные органы
Установите соответствие между примером и доказательством эволюции которое он иллюстрирует
А) Рудименты и атавизмы 1) сравнительно - анатомические
Б) сходство зародышей позвоночных 2) эмбриологические
В) филогенетический ряд 3) палеонтологические
Г) наличие стадии зиготы в развитии организмов
Д) гомологичные и аналогичные органы
Е) переходные формы
1- А,Д; 2 – Б,Г; 3 – В, Е
Установите хронологическую последовательность антропогенеза
1) Человек умелый
2)Человек прямоходящий
3)Дриопитек
4)Человек разумный
3124
Вопрос части С варианта ЕГЭ.
- Биологические и социальные факторы в эволюции человека современного типа.
К биологическим факторам антропогенеза относятся наследственная изменчивость, естественный отбор, дрейф генов, популяционные волны и изоляция. С появлением человека современного типа биологические факторы эволюции утрачивают свое ведущее значение. Уменьшается ведущая роль естественного отбора, жизнь в обществе обеспечивает воспитание и передачу накопленного опыта, защиту от животных и непогоды, обеспеченность пищей. За последние 40 000 лет физический облик человека практически не изменился. Но биологические факторы продолжают действовать и в современном мире. Мутационный процесс продолжает действовать, а большинство мутаций вредны и накапливаются в рецессивном состоянии, комбинативная изменчивость распространяет их и создает разнообразные комбинации аллей генов, уникальные у каждого организма. Снижается роль изоляции, но именно она сохраняет человеческие расы.
На первое место выходят социальные факторы: общественный образ жизни, речь, трудовые навыки, мышление. В результате общественной жизни формируется речь, основа сложного абстрактного мышления. Формируется прямохождение, речь и труд приводят к развитию мозга. Дети, выросшие изолированно от людей, не умеют говорить, мышление на уровне животных, среди которых они росли.
Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее трех отличий
- Преобладание мозгового отдела черепа над лицевым;
2. Уменьшение челюстного аппарата
3. Наличие подбородочного выступа на нижней челюсти;
4. Уменьшение надбровных дуг
Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.
- Увеличение мозга и мозгового отдела черепа;
- Прямохождение и соответствующие изменения в скелете;
- Освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца
С целью установления общих законов в эволюции человека и установлении особенностей эволюции человека подумайте над таким заданием:
Задание 1: С детских лет вы помните историю Маугли, который жил в джунглях с животными, был наделен большим умом и превосходил всех животных сообразительностью. Назовите наиболее убедительные на ваш взгляд доводы, подтверждающие или отрицающие возможность развития полноценного ребенка в обществе животных.