Открытый урок
по литературному чтению
Л. Н. Толстой
«Лев и собачка».
Учитель: Джанхаева Зарема Абдужалиловна
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе «Б».
Тема: Л.Н.Толстой « Лев и собачка».
Цели и задачи: - учить определять жанр и тему произведения,
- работать над выразительностью чтения для более глубокой передачи мыслей и чувств ,заложенных автором, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям , раскрыт трагединный смысл рассказа.
- формировать читательские умения (правильно называть произведение)
- формировать понятия о дружбе, любви, верности.
Оборудование: портрет Л Н Толстого, книги писателя, картины « Ясной поляны,» карточки для разминки и т.д.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания
А) Вот новый день и новый час,
Урок литературного чтения
Но старый друг у нас гостях
Мудрейший человек и мастер (читает учитель)
-О каком писателе эти слова?
-Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте посмотрим в его глаза
Говорят , что глаза зеркало души.
-Какие они?
(Добрые ,внимательные ,мудрые)
Б)Чтение сообщений самостоятельно . (групповая работа)
3-4 рассказывают свои сообщения , которые находили самостоятельно.( о писателе)
В)Показ картинок «Ясной поляны»
Старинный вид дома ,когда жил Толстой, комната Л Н Толстого ,где он работал и жил .
Показ рисунков , который написал писатель.
Г) Чтение эпиграфа.
Что помогают понять эти слова?
(Человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться ,грустить , печалиться)
Д) Ребята, с каким произведениями Л. Н. Толстого мы уже познакомились.
Показ групповые картинки к рассказам и называют к какому эпизоду они относятся.
(картинки вешают на доску)
Е)Тестирование по группам.
А насколько внимательно вы изучили эти произведения ,мы узнаем ,по тестированию. ..У вас на партах лежат тесты
ТЕСТ
Веберите и обводите букву ,которая по вашему мнению , соответствует правильному ответу.
1.Как мальчики оказались в открытом море?
-а)Они упали в воду с корабля.
б)Им было тесно в парусе ,который спустили в воду для купания.
2.Когда отца схватил страх за жизнь сына?
-а)Когда один из мальчиков стал тонуть.
-б)Когда все заметили акулу и стали кричать.
3.Что предпринимал артиллерист для спасения мальчиков?
-а)Он бросился к лодке и поплыл к ним
-б)Он подбежал к пушке ,развернул ее, прицелился и выстрелил
4.Почему мальчик залез на мачту корабля?
-а)Ему захотелось смотреть, близко ли берег
-б)Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту .
5.Как отреагировал капитан на поступок сына?
-а)Он был безразличен .
-б)Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
6.Как вел себя капитан когда спасли сына?
-а)Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
-б) Он заплакал.
3.Постановка учебной задачи .
Речевая разминка.
Бедная собака - бросили ее.
Старая собака –где ее жилье?
Злой хозяин ,вредный,
Выгнал за порог.
Перед нею бедной,
Нет уже дорог.
-Каким тоном нужно читать стихотворение?
-В последнее время на улицах городов и сел бродят бездомные собаки. Бездомная собака брошенный друг.
Друг ,которого предали и довели до озлобления и отчаяния.
-А знаете ли ,что собака шесть тысячелетий живет рядом с человеком.
ПОМНИТЕ! Мы в ответе за тех ,кого приручили. У нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а России во многих городах Созданы « Общество защиты животных»
-Ребята ,какое животное называет царем зверей?
(ЛЕВ)
-Какой зверь лев?
-Лев- это грозное , хищнее животное .Длина достигает 2.5 метра .Вес 230 кг.
Лев обладает отличным зрением и слухом ,очень осторожен. Голос необычной силы.
4.Изучение нового материала
1.Послушайте историю которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столица Англии.
Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю рассказал кто-то из моряков, кто бывал в Лондонском порту. Услышав ее, Лев Толстой не остался к ней равнодушным, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».
- Что такое Быль?
(Это то что было, произошло).
2.Первичное восприятие текста (я читаю рассказ, а учащиеся следят).
5.Словарная работа.
ЗВЕРИНЕЦ-
БАРИН-
ОЩЕТИНИЛСЯ-
БИЛСЯ-
МЕТАЛСЯ-
ИЗДОХЛА-
ЗАСОВЫ-
6.Физминутка
7.Продолжение работы над темой .
-.Что вы можете рассказать о Л.Н.Толстом? (ответы детей) – Когда он сочинял свои произведения для детей он очень надеялся, что они будут такими же добрыми, честными, как герои его рассказов.
-Какие чувства вы испытывали, слушая произведение? -Что понравилось и не понравилось? Почему? -Определите жанр произведения .
-Как бы вы озаглавили этот рассказ?
- Сделайте на отдельном листочке модель обложки. Проверьте с моей моделью. Итак, что вы слушали? О ком этот рассказ? Кто автор рассказа? Прочитайте заголовок рассказа ?
8 . Чтение детьми вслух. – Старайтесь читать без ошибок и выразительно.
Ответы на вопросы:
а) Где происходят события рассказа? Какими автор показывает в начале рассказа людей?
б) Почему лев не съел собачку?
в) Какие слова нам дают понять, что лев и собачка подружились?
г) Как вел себя лев после смерти собачки? Подберите глаголы, которые помогают передать его состояние, чувства?
д) Какие общечеловеческие ценности открылись для нас в этом рассказе? -Поведение льва- это урок людям. Урок доброты, любви, преданности.
Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились. Это история настоящая трагедия, доказывает нам то, что животные, так же как и люди имеют сердце, они все понимают, переживают. Очень часто они оказываются мудрее чувствительное и преданное нас.
9.Творческаяработа.( работа в парах)
Если бы лев и собачка умели бы разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?
10.Выборочное чтение .
-Как собачка попала в клетку?
-Опишите поведение собачки в клетке?
-Как лев отнесся к собачке?
-Сколько времени они прожили вместе?
-Что случилось с собачкой?
-Как вел себя лев после смерти собачки?
-Как пытался изменить ситуацию хозяин?
-От чего умер лев?
11.Физминутка.
12.Инсценировка диалога.
.
(Дети у доски инсценируют диалог)
13.Рефлексия ( в парах)
А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
-У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли у вас в сердечках.
(Доброта ,любовь, тоска, сочувствие, забота, спокойствие, грусть, печаль)
14. Сюрприз учителя.
События, описанные Толстым, происходили 100 лет назад. Но такие понятия, как любовь, дружба, доброта, верность - вечны. Посмотрите на эту фотографию. Это трогательная история о настоящей дружбе двух абсолютно разных существ. В один приют для животных в Китае попал умирающий 12-недельный детеныш макаки, брошенный своей матерью. Несмотря на то, что физическое состояние малыша удалось улучшить, будучи вдали от матери, он казался почти безжизненным, пока не подружился с белым голубем. Эта необычная дружба вернула малышу силы для того, чтобы жить дальше! Теперь обезьянка и голубь неразлучны.
-Читая рассказы ,мы радуемся и огорчаемся ,веселимся и грустим ,чувство страха и ненависти, сражения побеждаем
-Спасибо Л.Н. за его добрые рассказы, которые учат нас доброту и справедливости
Кто доволен своей работой ?
15 .Итог урока: - Какое произведение мы сегодня изучали?
- О чем этот рассказ?
- Что понравилось на уроке?
16.Домашняя работа.
Читать и уметь рассказывать близко к тексту.