СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Производство – основа экономики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  данного урока может оказаться полезен учителю для подготовки к уроку и для его проведения и организации самостоятельной/групповой работы обучающихся в классе и дома.

Просмотр содержимого документа
«Производство – основа экономики»

П.21. Производство – основа экономики.

  1. Повторение:

    Затраты

    Прибыль

    Свободные блага

    Экономические блага

    Товар

    Средства производства

    Предметы потребления


    Ресурсы

    Капитал

    Разделение труда

    А. Смит

    Натуральное хозяйство

    Товарное хозяйство

    Типы экономических систем

  2. Познакомьтесь с теоретическим материалом. Выполните задания. Определения понятий необходимо выписать и выучить.

Производствопроцесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей.

В истории человечества именно производство составляло основу для развития экономики. Сначала это было сельскохозяйственное производство, затем – промышленное, а с середины 20 века технический прогресс превратил науку в главную движущую силу экономического развития.

Вспомните, для какой ступени развития общества характерны эти виды производства.

В ыпишите в тетрадь определение понятия «отрасль экономики».








Все виды производственной деятельности российской экономики объединены в две группы:

СФЕРА МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА

  • промышленность

  • сельское хозяйство

  • транспорт


  • образование

  • связь

  • транспорт

  • медицинское обслуживание

  • искусство

  • научная деятельность и др.


ЦЕЛЬЮ И РЕЗУЛЬТАТОМ ПРОИЗВОДСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ПРОДУКТрезультат экономической деятельности, воплощённый в вещах и услугах.

Продукт труда, произведённый не для собственного потребления, а для продажи, является ТОВАРОМ. Он обладает двумя основными свойствами:

  • потребительной стоимостью (способностью быть полезным, нужным людям) и

  • меновой стоимостью (способностью обмениваться на другие товары).

Все товары в зависимости от назначения делятся на две группы:

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА

ПРЕДМЕТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

  • станки

  • рабочие здания

  • оборудование и др.

  • продукты питания

  • одежда и др.

Особым видом продукта как результата деятельности является УСЛУГАэкономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом.

Услуга, в отличие от товара, не обладает вещественной формой, но от этого не становится менее значимой. Можете ли вы обойтись без поездок в общественном транспорте, без общения по телефону или Интернету?

Разница между товаром и услугой:

  • товар сначала производится, а потом потребляется,

  • услуга, как правило, потребляется непосредственно в момент её производства.

Проиллюстрируйте различие между товарами и услугами примерами.

Сфера услуг превращается в главную сферу общественного производства, оказывающую существенное влияние на уровень экономического развития страны и благосостояние населения.

Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства, называются ФАКТОРАМИ ПРОИЗВОДСТВА. Их всего четыре!

В тетради перечислите факторы производства, охарактеризуйте их и приведите примеры.






Во второй половине 20 века стал очевиден ещё один источник богатства – информация: тот, кто владеет информацией, владеет миром.


О братите внимание на то, что до сих пор в экономической науке информация является ресурсом, а не пятым фактором производства!!!


Вспомните, в чём заключается основная проблема экономики…………………………………………………………………………..

Р ешение этой проблемы побуждает нас стремиться к более эффективному использованию факторов производства. Одним из важных показателей эффективности использования ресурсов является величина их ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИколичества товаров и услуг, произведённых на единицу времени (час, рабочий день), затрачиваемого для производства продукции.

Эффективно использовать ресурсы производителям помогают такие способы, как:

  • внедрение новых технологий,

  • совершенствование мастерства работников,

  • использование разделения труда,

  • с пециализация.

РАЗДЕЛЕНИЕМ ТРУДА называется распределение (разделение) процесса производства товара/услуги на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками. Приведите пример разделения труда в процессе

производства.

Положительные стороны разделения труда:

  • работник, приобретая больше умения и опыта в своём деле, делает работу точнее и быстрее, то есть его производительность труда повышается;

  • р азделение труда позволяет производить товар наиболее эффективно, с наименьшими затратами ресурсов.


Понятие «разделение труда» тесно связано с понятием «специализация».

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯэто сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции.

В спомните, как в первобытном обществе, в котором сначала все жили и работали сообща, совместно владели имуществом, произошло общественное разделение труда на земледельцев, скотоводов и ремесленников.





Может ли современный человек обеспечить сам себя всеми необходимыми благами? Ответ аргументируйте.

Специализация существует не только между работниками, но и между предприятиями, отраслями экономики, странами. Например,

  • специализацией в школе является преподавание основ наук учителями-предметниками;

  • фирма «Билайн» специализируется на производстве услуг мобильной связи;

  • отдельные страны могут специализироваться преимущественно на производстве определённого круга товаров и услуг (Узбекистан выращивает и перерабатывает хлопок, Грузия производит виноградные вина, Турция славится организацией туризма и отдыха).

Специализация и разделение труда позволяют сосредоточить производство в руках наиболее эффективных работников. Подобная организация производства ведёт к увеличению производительности труда, что способствует лучшему удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом.