СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прокариоты. Особенности их организации и жизнедеятельности. Строение бактериальных клеток.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прокариоты. Особенности их организации и жизнедеятельности. Строение бактериальных клеток.»

Донецкая Народная Республика

Министерство образования и науки

МОУ «Лицей № 37 г. Донецка»











Открытый урок по биологии 10 класс

« Прокариоты. Особенности их организации

и жизнедеятельности.

Строение бактериальных клеток».





Выполнила учитель биологии

Ивчина А. В.























г. Донецк 2021 г.


Урок 10 класс.

Тема. Прокариоты. Особенности их организации и жизнедеятельности. Строение бактериальных клеток.

Цель: ознакомить учащихся с прокариотическими формами жизни; рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности прокариотов, сравнить строение прокариотов и эукариотов;

развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

воспитывать мировоззрение учащихся о развитии жизни на Земле.

Тип урока: получение новых знаний, умений и навыков.

Оборудование: таблицы, слайды презентации «Бактерии»

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.

Какие организмы относятся к прокариотам?

Какие характерные особенности имеют клетки прокариотов?

Какие прокариоты образуют споры?

  1. Изучение нового материала. Рассказ учителя с элементами беседы.

Давным-давно…возникла наша Земля. И в ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возникло огромное многообразие форм жизни. Все живые организмы состоят из клеток. Мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы? (Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток ) И главное отличие- наличие или отсутствие ядра)). Ребята, давайте раскроем тему нашего урока совместно (формулирование темы урока).

Типичные прокариотические клетки – это бактерии. Обладая природной любознательностью Левенгук с интересом рассматривал все, что попадалось под руку: воду , зубной налет, настой перца, слюну, кровь и многое другое. Результаты своих наблюдений он начал посылать в Лондонское Королевское общество, членом которого впоследствии был избран.Всего А. ван Левенгук написал в это общество свыше 170 писем.

Вот выдержка из одного письма: "24 апреля 1676 г. я посмотрел на... воду под микроскопом и с большим удивлением увидел в ней огромное количество мельчайших живых существ. Некоторые из них в длину были раза в 3–4 больше, чем в ширину, хотя они и не были толще волосков, покрывающих тело вши... Другие имели правильную овальную форму. Был там еще и третий тип организмов — наиболее многочисленный — мельчайшие существа с хвостиками". Сопоставив описание, приведенное в этом отрывке, и оптические возможности имевшихся в распоряжении А Левенгука линз, можно сделать заключение, что в 1676 г. ему впервые удалось увидеть бактерии.

На протяжении длительного времени человек жил в окружении невидимых существ, использовал продукты их жизнедеятельности (например, при выпечке хлеба из кислого теста, приготовлении вина и уксуса), страдал, когда эти существа являлись причинами болезней или портили запасы пищи, но не подозревал об их присутствии. Почему? Не подозревал потому, что не видел, а не видел потому, что размеры их очень малы и они бесцветны. Даже самые крупные не превышают 0, 01 мкм


3. Основная часть.

1. Прокариоты – доядерные организмы. Среди организмов, живущих на Земле, кроме эукариот, есть более древние организмы – прокариоты. Название «прокариоты» происходит от древнегреческих слов «перед» и «ядро», т. е. это организмы, существовавшие еще до появления в клетках ядер. Это своеобразные предки эукариотов – видов, которые имеют оформленное клеточное ядро. Прокариоты – это одноклеточные бактерии, в которых нет четко оформленного ядра клетки, ограниченного ядерной оболочкой, и дополнительных мембранных органоидов. Вместо этого прокариоты используют структуру, состоящую из ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), белков и РНК (рибонуклеиновой кислоты).

2. Строение прокариотической клетки. Клетки прокариотических организмов имеют очень мелкие размеры (1-10 мкм). Самое главное их отличие от эукариот состоит в отсутствии у первых настоящего ядра и ядерной оболочки. Основная функция ядерного аппарата прокариот (как и эукариот) заключается в хранении, реализации наследственной информации передаче ее дочерним поколениям. Эти функции определяет ДНК. Для прокариот характерны внехромосомные единицы – плазмиды. Они представляют собой кольцевые участки ДНК, свободно расположенные в цитоплазме. Кроме специфического строения ядерного аппарата, прокариоты отличаются и другими особенностями строения. Надмембранный комплекс поверхностного аппарата прокариотических клеток представлен жесткими стенками, содержащими органическое вещество муреин. Запасные вещества бактериальной клетки — полисахариды (крахмал, гликоген), жиры, сера. У прокариот отсутствуют мембранные органоиды (митохондрии, пластиды, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы). Вместо митохондрий и пластид у них имеются мезосомы, представляющие собой впячивания наружной мембраны клетки. На мезосомах протекают процессы клеточного дыхания. Фотосинтез у фотосинтезирующих бактерий происходит в тилакоидах.

Рибосомы в прокариотических клетках намного мельче, чем рибосомы эукариот, и располагаются они в цитоплазме свободно, не образуя полисом. В цитоплазме клеток прокариот отсутствуют клеточный центр и опорно-сократительный аппарат.

Давным-давно…возникла наша Земля. И в ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возникло огромное многообразие форм жизни. Все живые организмы состоят из клеток. Мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы? (Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток ) И главное отличие- наличие или отсутствие ядра)). Ребята, давайте раскроем тему нашего урока совместно (формулирование темы урока).

Типичные прокариотические клетки – это бактерии. Обладая природной любознательностью Левенгук с интересом рассматривал все, что попадалось под руку: воду , зубной налет, настой перца, слюну, кровь и многое другое. Результаты своих наблюдений он начал посылать в Лондонское Королевское общество, членом которого впоследствии был избран.Всего А. ван Левенгук написал в это общество свыше 170 писем.

Вот выдержка из одного письма: "24 апреля 1676 г. я посмотрел на... воду под микроскопом и с большим удивлением увидел в ней огромное количество мельчайших живых существ. Некоторые из них в длину были раза в 3–4 больше, чем в ширину, хотя они и не были толще волосков, покрывающих тело вши... Другие имели правильную овальную форму. Был там еще и третий тип организмов — наиболее многочисленный — мельчайшие существа с хвостиками". Сопоставив описание, приведенное в этом отрывке, и оптические возможности имевшихся в распоряжении А Левенгука линз, можно сделать заключение, что в 1676 г. ему впервые удалось увидеть бактерии.

На протяжении длительного времени человек жил в окружении невидимых существ, использовал продукты их жизнедеятельности (например, при выпечке хлеба из кислого теста, приготовлении вина и уксуса), страдал, когда эти существа являлись причинами болезней или портили запасы пищи, но не подозревал об их присутствии. Почему? Не подозревал потому, что не видел, а не видел потому, что размеры их очень малы и они бесцветны. Даже самые крупные не превышают 0, 01 мкм


3. Основная часть.

1. Прокариоты – доядерные организмы. Среди организмов, живущих на Земле, кроме эукариот, есть более древние организмы – прокариоты. Название «прокариоты» происходит от древнегреческих слов «перед» и «ядро», т. е. это организмы, существовавшие еще до появления в клетках ядер. Это своеобразные предки эукариотов – видов, которые имеют оформленное клеточное ядро. Прокариоты – это одноклеточные бактерии, в которых нет четко оформленного ядра клетки, ограниченного ядерной оболочкой, и дополнительных мембранных органоидов. Вместо этого прокариоты используют структуру, состоящую из ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), белков и РНК (рибонуклеиновой кислоты).

2. Строение прокариотической клетки. Клетки прокариотических организмов имеют очень мелкие размеры (1-10 мкм). Самое главное их отличие от эукариот состоит в отсутствии у первых настоящего ядра и ядерной оболочки. Основная функция ядерного аппарата прокариот (как и эукариот) заключается в хранении, реализации наследственной информации передаче ее дочерним поколениям. Эти функции определяет ДНК. Для прокариот характерны внехромосомные единицы – плазмиды. Они представляют собой кольцевые участки ДНК, свободно расположенные в цитоплазме. Кроме специфического строения ядерного аппарата, прокариоты отличаются и другими особенностями строения. Надмембранный комплекс поверхностного аппарата прокариотических клеток представлен жесткими стенками, содержащими органическое вещество муреин. Запасные вещества бактериальной клетки — полисахариды (крахмал, гликоген), жиры, сера. У прокариот отсутствуют мембранные органоиды (митохондрии, пластиды, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы). Вместо митохондрий и пластид у них имеются мезосомы, представляющие собой впячивания наружной мембраны клетки. На мезосомах протекают процессы клеточного дыхания. Фотосинтез у фотосинтезирующих бактерий происходит в тилакоидах.

Рибосомы в прокариотических клетках намного мельче, чем рибосомы эукариот, и располагаются они в цитоплазме свободно, не образуя полисом. В цитоплазме клеток прокариот отсутствуют клеточный центр и опорно-сократительный аппарат.


Название бактерий

Среда обитания

Значение в природе

Значение в жизни человека

Бактерии гниения

повсеместно

остатки организмов превращают в пе­регной

повышают плодо­родие почвы, портят про­дукты питания

Почвенные бакте­рии

в почве

разлагают перегной до неорганических веществ

повышают плодо­родие почвы

Азотфиксирующие бактерии: клубеньковые, азотобактер; нит­рифицирующие

на корнях бобовых рас­тений, в почве

переводят атмо­сферный азот в доступную для растений форму

повышают плодо­родие почвы

Молочнокислые бактерии

в различных органических веществах

участвуют в раз­рушении органиче­ских веществ

используются в производстве про­дуктов питания, кормов

Кишечная палочка

в кишечнике


способствует пере­вариванию пищи

Болезнетворные бактерии

в организмах

вызывают инфекционные заболе­вания у живых организмов

вызывают инфекционные заболе­вания человека

Обсуждение результатов работы.

2. Решение познавательных задач.

  1. Деревянные опоры моста наполовину находятся в воде. В какой час­ти их гниение происходит быстрее: в воздухе, в воде, на границе воздуха и
    воды?

  2. С целью сохранения продуктов питания некоторые из них сушат.
    Почему затрудняется процесс гниения в сухих продуктах? Какие ещё способы защиты продуктов питания от бактерий вы можете предложить?

3) Почему в болотах затонувшие предметы почти не подвергаются гниению?

V. Тестовая проверка знаний.

1. Если молоко прокисло, значит, в нём поселились ...

2. Как называется отрасль промышленности, использующая процессы
жизнедеятельности бактерий?

3. Какие бактерии живут в симбиозе с человеком?

4. Какие бактерии можно назвать санитарами Земли?

5. В каком состоянии находятся бактерии в замороженных продуктах?

6. К какой группе по способу питания относятся бактерии гниения (сапрофиты или паразиты)?

7. Какие бактерии разлагают перегной до неорганических веществ?

Самопроверка с использованием ответов на доске, самооценка.

  1. Молочнокислые бактерии

  2. Биотехнология Без ошибок - «5»
    3) Кишечная палочка 1-2 ошибки - «4»
    4) Бактерии гниения 3-4 ошибки - «3»
    5) Споры (анабиоз)

  1. Сапрофиты

  2. Почвенные бактерии

Выставление оценок за тест по желанию учащихся.

VI. Домашнее задание.

Изучить текст на стр. 5-17; индивидуальные задания - подготовить сообщения о болезнетворных бактериях.