Промежуточная аттестация
Предмет: литературное чтение
Форма контроля: проверочная работа
Цель: определить уровень сформированности у учащихся четвертого класса навыка чтения, выяснив понимание учащимися содержания литературного текста.
Планируемые результаты: осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя) содержание текста, выявлять их специфику определять главную мысль и героев произведения; умение находить информацию; отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять последовательность событий; задавать вопросы по прочитанному тексту; сформулировать на основе прочитанного несложные выводы
Общая характеристика проверочной работы
Содержание работы соответствует основным требованиям программы к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4 класса.
Проверка степени осознанности чтения включает в себя следующие параметры:
- Проверка степени извлечения фактической информации, т.е. информации, заданной в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чем идет речь в тексте.
- Проверка степени извлечения информации, содержащейся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать выводы на основе явной и скрытой информации. Проверяется умение понять, что говорится в тексте.
- Проверка степени успешности анализа языковых средств, элементов текста. Проверяется понимание ребенком употребленных в тексте многозначных слов, слов, употребленных в переносном значении, образных выражений, фразеологических оборотов, на проверку понимания последовательности смысловых частей текста, жанровых особенностей текста.
- Проверка степени извлечения концептуальной информации, умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста.
Структура работы.
Структура работы :
- Текст для самостоятельного чтения каждым учащимся класса про себя.
- Двадцать пять заданий к этому тексту.
Предлагается литературный текст.
Все задания к тексту можно разделить на четыре группы в зависимости от их назначения:
1 группа заданий направлена на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить информацию, заданную в явном виде.
2 группа заданий направлена на проверку умения извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы.
3 группа заданий направлена на проверку понимания использованных в тексте языковых средств, на проверку понимания последовательности смысловых частей текста, жанровых особенностей текста.
4 группа заданий направлена на проверку умения понять общий смысл текста, определить авторский замысел, выбрать из ряда перечисленных такое предложение, которое передает основную мысль текста.
Распределение заданий в соответствии с выделенными группами :
Группа заданий | № заданий | Общее количество заданий |
1 группа заданий | 1, 2, 4, 5, 6,7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 17 | 14 |
2 группа заданий | 15, 19, 22 | 3 |
3 группа заданий | 3, 16, 18, 20, 21, 24 | 6 |
4 группа заданий | 23, 25 | 2 |
В предлагаемой проверочной работе можно выделить задания трех уровней сложности: базовый уровень, повышенный, высокий.
Уровень сложности | № заданий заданий | Общее количество |
базовый | 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 | 12 |
повышенный | 3, 7, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 24 | 10 |
высокий | 21, 23, 25 | 3 |
В проверочной работе используются следующие типы заданий :
задания с выбором правильного ответа из трех - четырех предложенных (17 заданий из 25), 1 задание на нумерацию предложений – учащиеся должны расставить цифры от 1 до 5, определив правильную последовательность пунктов плана, задания с кратким и развернутым ответом (7 заданий из 25).
Время выполнения работы.
На выполнение работы отводится 45 минут. В случае необходимости учитель может разрешить учащимся завершить работу после звонка.
Учащиеся получают листок с текстом и специальные бланки, на которых напечатаны задания к тексту. Учащиеся выполняют работу на данных бланках, букву с правильным ответом учащиеся обводят или помечают +.
Оценка выполнения заданий и работы в целом
Проверочная работа оценивается в баллах. За каждое верно выполненное задание
№1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 проверочной работы ученик получает один балл. За верно выполненные задания № 3, 7, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25 – 2 балла,
за частично выполненные – по 1 баллу. За правильно выполненное задание
№ 21 - 5 баллов за полностью верный порядок пунктов плана и по1 баллу за каждый правильный пункт. Таким образом, максимальное число баллов, которые может набрать ученик за всю работу, равно 41.
Общая оценка качества выполнения проверочной работы :
менее 20 баллов – низкий уровень выполнения работы; от 20 до 28 средний уровень , от 29 до 41 –высокий уровень .
Отметка «5» выставляется ученику, если он набрал 36 и более баллов,
«4» - от 29 до 35 баллов,
«3» - от 20 до 28 баллов,
«2» -менее 20 баллов.
Текст
САМЫЙ КРОХОТНЫЙ ЗВЕРЬ Борис Михайлов
Слышали ли вы о землеройках? Может быть, и слышали. И, может быть, даже знаете, что землеройки приносят большую пользу лесу, так как истребляют множество вредных насекомых. Может быть, и слышали, но, наверное, не видели. Потому что землеройки - это самые крохотные зверьки, населяющие наши леса и поля. Ну кто, скажите, разглядит в густой высокой траве крохотульку размером меньше детского пальца? А если к этому прибавить, что землеройка - зверёк чрезвычайно скрытный, пугливый, осторожный и при всяком приближающемся незнакомом шуме прячется, затаивается, то и понятно, почему увидеть землеройку практически невозможно.
А вот мне довелось увидеть её. И не одну, а с целым выводком детёнышей! Вы можете себе представить, что это такое - детёныши крохотной землеройки? Это же совершенно невообразимые крохотулины величиной с муху! И у этих малышек есть всё, что полагается иметь зверю: и туловище, и ножки, и хвостик, и головка, конечно. А в головке - мозг величиной, наверное, с просяное зёрнышко. Это по размеру. А что касается ума, судите сами.
Случилось так, что в лесу пересеклись пути двух зверей - самого огромного и самого крохотного.
Я шёл на этюды с ящиком для красок и кистей, такой ящик называется «этюдник». Шёл я и случайно спугнул с дневной лёжки отдыхавшего лося. Вскочил лось и рванул рысью в сторону от меня. Вот это зверюга! Килограммов, наверное, триста - четыреста весом. Размах рогов у таких великанов достигает полутора метров. А следы, наверное,
величиной с мою кепку.
Лось со страшным шумом проломился через зелёную стену молодых сосенок и скрылся в густой осиновой рощице. «Вот так громила», - подумал я и пошёл посмотреть следы.
Встал я на колени перед вмятиной, снял с головы кепку, чтобы для интереса
попробовать накрыть ею лосиный след.
И тут увидел, что сверху по краю вмятины мечется маленький зверёк, а на дне вмятины копошится второй, в несколько раз меньше того, что наверху. Ну до чего махонький! Пришлось мне очки надеть, чтобы получше его разглядеть. Как надел очки, сразу понял - да это же землеройки, мать и детёныш!
Вот так удача, вот так счастье мне подвалило! Стою я на коленях и дыхание затаил, чтобы не спугнуть редких зверюшек. Смотрю и вижу: мать отыскала пологий участок вмятины, проворно спустилась вниз и подставила свой хвостик малышу. Тот, не долго раздумывая, будто всю свою жизнь только этим и занимался, ухватился своими зубками (я не видел их, а лишь догадался об этом) за кончик хвоста матери, и та по пологому склону выволокла малыша, будто на буксире, наверх.
Дальше было совсем чудно. Оказавшись наверху, мать открыла рот и что-то пропищала на своём землеройском наречии. И сразу же невесть откуда около неё оказался целый десяток, как мне показалось, таких же малышей, как тот, первый. Они выстроились - это уж хотите - верьте, хотите - нет! — один за другим: хвостик в
ротик, хвостик в ротик. Получилась живая цепочка, будто ребятишки из детского садика дорогу переходят: каждый задний держится за пальтишко переднего.
И вся эта процессия — а процессия - то длиной всего несколько сантиметров!
— мгновенно двинулась к какой - то своей цели, быстро - быстро семеня крохотными ножками.
И не успел я глазом моргнуть, все скрылись в траве. Были землеройки — и нету!
Вот вам и мозг с просяное зёрнышко!
Задания к тексту
Внимательно прочитай рассказ Бориса Михайлова «Самый крохотный зверь» и ответь на следующие вопросы.
Желаем удачи!
1. Где происходит действие рассказа?
А) в деревне; Б) в лесу;
В) в поле; Г) на водоеме .
2. Кого называют в рассказе «самым крохотным зверем»?
А) лося; Б) землеройку ;
В) муху ; Г) мышь.
3. Выбери из рассказа и запиши все слова, родственные слову «крохотный».
Ответ : _________________________________________________________________________
4. Какую пользу приносит землеройки лесу?
А) роют землю; Б) истребляют вредных насекомых;
В) рыхлят почву; Г) очищают воду.
5. Почему нельзя практически увидеть землероек? Выберите все правильные ответы.
А) зверек пугливый, осторожный; Б) зверек скрытный ;
В) зверек очень маленький; Г) зверек не любит встречаться с человеком.
6. Каков размер взрослой землеройки?
А) не больше 10 см ; Б) меньше детского пальца;
В) величиной с карандаш; Г) такая же, как хомячок.
7. Кого автор называет «громилой» и «зверюгой»? _________________________________
Почему?___________________________________________________________________
8. Что такое этюдник? Напиши._____________________________________________________
9. Зачем автор отправился в лес?
А) рисовать; Б) охотиться;
В) ловить рыбу; Г) собирать ягоды.
10. Кого он случайно спугнул?
А) оленя; Б) волка;
В) зайца; Г) лося.
11. Что делал лось?
А) щипал траву; Б) отдыхал на дневной лежке;
В) ел грибы; Г) пил воду из лесной речки.
12. С чем сравнивает автор величину следов лося?
А) со следами человека; Б) размером с тарелку;
В) величиной с кепку; Г) величиной с резиновый сапог.
13. Для чего автор снял с головы свою кепку?
А) было очень жарко;
Б) хотел насобирать в нее ягод;
В) хотел для интереса накрыть след лося;
Г) хотел посадить в нее землероек.
14. Что помогло разглядеть землероек на дне и краю вмятины?
А) фонарик; Б) лупа;
В) очки; Г) ничего не понадобилось.
15. О каком счастье и удаче говорит автор?
А) удалось случайно понаблюдать за сообразительными землеройками;
Б) выиграл в лотерею;
В) удачно поохотился;
Г) хорошо отдохнул.
16. Как понимаешь выражение «дыхание затаил»?
А) сидел тихо, неподвижно, чтобы не спугнуть зверюшек;
Б) перестал дышать;
В) затаил обиду;
Г) замолчал.
17. Напиши, каким образом землеройка мать спасла своего детеныша из ямки от следа лося:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Как ты понимаешь выражение «мать ... что -то пропищала на своем землеройском наречии» ? Напиши.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. О каком «детском садике » говорит автор рассказа?
А) о садике из цветов;
Б) о выстроившихся в цепочку детенышах землеройки;
В) о ребятишках их детского садика, переходивших дорогу;
Г) о птице с ее птенцами.
20. Как ты понимаешь выражение «не успеть глазом моргнуть»?
А) очень медленно; Б) очень быстро;
В) не моргать глазами
21. Расположи пункты цитатного плана текста в соответствии с содержанием:
_____ «... землеройки – это самые крохотные зверьки, населяющие наши леса и поля».
_____ «Вот так счастье подвалило!»
_____ «Получилась живая цепочка »
_____ «Что это такое – детеныши крохотной землеройки ? »
_____ «Вот так громила!»
22. Как ты понимаешь предложение «Вот вам и мозг с просяное зернышко!»?
Напиши:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
23. Чему учит данный рассказ ? Выберите все правильные ответы.
А) «Любовь к родине начинается с любви к ее природе»;
Б) Наблюдение за природой обогащает человека не только новыми знаниями, но и новыми впечатлениями и чувствами;
В) Человек - главный в природе, и он будет делать с природой все, что ему надо ради своей выгоды.
Г) И землеройка, и лось, и человек – это дети природы. Все нужны, все важны , и нет среди кого - то главнее , лучше, умнее, полезнее;
24. В какой из сборников можно было бы поместить данное произведение?
А) литературные сказки;
Б) рассказы о природе;
В) рассказы о детях;
Г) рассказы о временах года.
25. Что интересного узнал ты, прочитав этот рассказ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________