Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Переснянская средняя школа
Кодификатор и спецификация промежуточной аттестационной работы
по информатике и ИКТ
5 класс 2018/2019 учебный год
Промежуточная аттестационная работа по информатике и ИКТ разработана для проверки следующих видов деятельности:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Содержание работы определяется на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897)
Структура работы:
Форма промежуточной аттестационной работы - обобщение.
Работа состоит из двух частей: Часть первая – тест; часть вторая – практическое задание на компьютере.
Тест состоит из 9 заданий по учебному предмету «Информатика». В тесте используется 2 типа заданий – задания с выбором ответа (9 заданий), к каждому из них предлагается несколько вариантов ответов, из которых правильны один или несколько.
Тест содержит 2 части заданий.
Первая часть – базовые задания, позволяющие проверить освоение базовых знаний и умений по предмету.
Вторая часть – задания повышенного уровня, проверяющие способность учащихся решать учебные задачи по учебному предмету, в которых способ выполнения не очевиден и основную сложность для учащихся представляет выбор способа из тех, которым они владеют.
В первую часть входят 6 заданий, во вторую часть - 3 задания. Вопросы 1- 6 базовый уровень, 7-8-9 повышенной сложности.
Содержание промежуточной аттестационной работы определяется основными результатами освоения содержательных линий «Информация вокруг нас», «Информационные технологии», «Информационное моделирование».
Этапы проведения работы: инструктаж учащихся – 3 минуты, выполнение работы 42 минуты (тест – 35 минут, практика – 7 минут.
Кодификатор элементов содержания
Код раздела | Код элемента | Описание элементов содержания |
1.1 | 1.1.1 | Информация. Язык как способ представления и передачи информации |
1.2 | 1.2.1 | Процесс передачи информации, источник и приемник информации |
1.4 | 1.4.1 | Основные элементы компьютера и их функции |
1.4 | 1.4.2 | Командное взаимодействие пользователя с компьютером |
1.4 | 1.4.3 | ПО – текстовый редактор и графический редактор |
Спецификаторы по информатике для учащихся 5 классов.
Спецификация.
Проверяемые параметры: | Номер задания |
Личностные: способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; метапредметные: владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; |
Предметные: | 1,2, |
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; выбирать форму представления данных (таблица, схема, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей. | 3 |
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках; | 4, 6 |
| 5 |
умение преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений; умение решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц; | 7 |
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды; показать сформированность представления о способах кодирования информации; | 8 |
умение преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений; умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; | 9 |
План промежуточной аттестационной работы.
Условные обозначения – уровень сложности: базовый - (Б), повышенный - (П).
Тип задания: ВО – с выбором ответа, ЗО – запись ответа.
№ задания | Разделы программы | Контролируемое знание/умение | Уровень сложности: Базовый (Б) Повышенный (П) | Тип задания: с выбором ответа - ВО, запись ответа - ЗО | Максимальный балл за выполнение |
1 | Информация вокруг нас | определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции; | (Б) | ВО | 1 |
2 | Информация вокруг нас | определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции; | (Б) | ВО | 5 |
3 | Информационные технологии | классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; выбирать форму представления данных (таблица, схема, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей. | (Б) | ВО | 1 |
4 | Информационные технологии | уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках; | (Б) | ВО | 4 |
5 | Информационные технологии | уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков; | (Б) | ВО | 3 |
6 | Информационные технологии | уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках; | (Б) | ВО | 1 |
7 | Информация вокруг нас | умение преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений; умение решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц; | (П) | ЗО | 2 |
8 | Информация вокруг нас | кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды; показать сформированность представления о способах кодирования информации; | (П) | ЗО | 4 |
9 | Информационное моделирование | умение преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений; умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; | (П) | ЗО | 3 |
Распределение заданий по частям работы
Часть работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 10 | Тип заданий |
Часть 1 | 9 | 5 (не менее 85 % макс. баллов) | 50% | С выбором ответа (ответ) |
Часть 2 | 1 | 5 | 50% | Практическое выполнение на ПК |
Итого | 10 | 10 | 100 | |
Оценка выполнения заданий промежуточной аттестационной работы
Часть 1.
Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций:
В заданиях с выбором одного ответа из предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.
В заданиях с выбором более одного ответа из предложенных вариантов ученик должен выбрать правильные ответы. Если учащийся выбирает более одного неправильного ответа, то из набранных за задание баллов вычитается 1 балл за каждый неправильный ответ.
Каждое верно выполненное задание оценивается в количество баллов набранных в задании.
За неправильно выполненное задание учащийся получает «0» баллов.
Задание №7 оценивается в 2 балла – решенное полностью, 1 балл решенное с 1 ошибкой, о баллов за не правильное решение и неправильный или не предоставленный ответ.
Задание №8 оценивается 1 балл за каждое правильно декодированное слово.
Задание №9 оценивается:
в 1 балл, если построены не все точки правильно,
2 балла – все очки построены правильно, но не соединены,
3 балла – если точки построены правильно, но соединены не верно.
4 балла за полностью правильно выполненное задание.
Общее количество баллов, которое можно набрать учащийся – 24.
Работа носит контрольный характер, при принятии решения о выставлении оценок рекомендуем воспользоваться следующими примерными нормами:
Шкала перевода процента выполнения тестовых заданий.
Выполнено правильно 85% - 100% - (21-24 баллов);
Выполнено правильно 65% - 84% - (16-20 баллов);
Выполнено правильно 50% - 64% - (12-15 баллов);
Выполнено правильно 0% - 49% - (0-11 баллов).
Часть 2.
Задание выполнено на 100% – 5 баллов
Задание выполнено с недочетами – 4 балла
Задание выполнено на 50% - 2 балла
Задание не выполнено – 0 баллов
Шкала перевода процента выполненных заданий в отметку.
Общее количество баллов, которое можно набрать учащийся – 29.
Выполнено правильно 85% - 100% - оценка «5» (25-29 баллов);
Выполнено правильно 65% - 84% - оценка «4» (19-24 баллов);
Выполнено правильно 50% - 64% - оценка «3» (14-18 баллов);
Выполнено правильно 0% - 49% - оценка «2» (0-13 баллов).
Ответы к заданиям
№ | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации. Внешняя память; Оперативная память; Процессор; Монитор; Клавиатура. | Отметьте устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера. Внешняя память; Оперативная память; Процессор; Монитор; Клавиатура. |
2 | Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер. Принтер; Процессор; Монитор; Сканер; Графопостроитель; Джойстик; Клавиатура; Мышь; Микрофон; Акустические колонки; Дискета. | Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации. Принтер; Процессор; Монитор; Сканер; Графопостроитель; Джойстик; Клавиатура; Мышь; Микрофон; Акустические колонки; Проектор. |
3 | Наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной информации является Текст; Таблица; Схема; Рисунок. | Наиболее удобной формой для наглядного представления числовых данных является Текст; Диаграмма; Схема; Рисунок. |
4 | Отметьте операции при редактировании документов. Вставка; Удаление; Замена; Изменение шрифта; Изменение начертания; Изменение цвета; Поиск и замена; Выравнивание. | Отметьте операции при форматировании документов. Вставка; Удаление; Замена; Изменение шрифта; Изменение начертания; Изменение цвета; Поиск и замена; Выравнивание. |
5 | Отметьте инструменты графического редактора. Распылитель; Прямоугольник; Ножницы; Карандаш | Отметьте инструменты графического редактора. Ластик; Треугольник; Кисть; Заливка. |
6 | Отметьте верное. При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит … обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации; обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания. | Отметьте верное. При форматировании текстового документа происходит … обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания; обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации. |
7 | Соня – гимнастическая секция, Тоня – плавание, Женя – Лыжная секция. | Миша Иванов, Володя Семёнов, Петя Герасимов |
8 | |
Раскодируйте слова согласно таблице 1 | | | к | а | м | б | у | З | 2 | | | к | у | б | р | и | К | 3 | | с | к | л | я | н | к | И | 4 | ш | в | а | р | т | о | в | ы | | Раскодируйте слова согласно таблице Только смелым покоряются моря |
9 | По заданным координатам постройте фигуру считая каждую клеточку за единицу: 1(3,2), 2(3,3), 3(4,3), 4(4,5), 5(3,5), 6(3,6), 7(4,7) , 8(5,7), 9(5,3), 10(6,3), 11(6,2) Соединить точки 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-1 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | | | | | | | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 0 1 2 3 4 5 6 7 8 | По заданным координатам постройте фигуру считая каждую клеточку за единицу: 1(1,1), 2(1,5), 3(5,5), 4(5,1), 5(3,8), 6(5,9), 7(7,6), 8(7,2) Соединить точки 1-2-3-4-1 2-5-3 5-6-7-3 7-8-4 0 1 2 3 4 5 6 7 8 |
Промежуточная аттестационная работа для учащихся 5 класса.
Тест.
Вариант 1.
1 | Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации. Внешняя память; Оперативная память; Процессор; Монитор; Клавиатура. |
2 | Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер. Принтер; Процессор; Монитор; Сканер; Графопостроитель; Джойстик; Клавиатура; Мышь; Микрофон; Акустические колонки; Дискета. |
3 | Наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной информации является Текст; Таблица; Схема; Рисунок. |
4 | Отметьте операции при редактировании документов. Вставка; Удаление; Замена; Изменение шрифта; Изменение начертания; Изменение цвета; Поиск и замена; Выравнивание. |
5 | Отметьте инструменты графического редактора. Распылитель; Прямоугольник; Ножницы; Карандаш |
6 | Отметьте верное. При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации; обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания. |
7 | При помощи таблицы решите задачу: Три одноклассницы – Соня, Тоня и Женя – занимаются в различных спортивных секциях: одна – в гимнастической, другая – в лыжной, третья – в секции плавания. Каким видом спорта занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, Тоня в лыжную секцию никогда не ходила, а Женя является победителем соревнований по лыжам? |
| Раскодируйте слова согласно таблице |
9 | По заданным координатам постройте фигуру считая каждую клеточку за единицу: 1(3,2), 2(3,3), 3(4,3), 4(4,5), 5(3,5), 6(3,6), 7(4,7) , 8(5,7), 9(5,3), 10(6,3), 11(6,2) Соединить точки 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 |
Промежуточная аттестационная работа для учащихся 5 класса.
Тест.
Вариант 2.
1 | Отметьте устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера. Внешняя память; Оперативная память; Процессор; Монитор; Клавиатура. |
2 | Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации. Принтер; Процессор; Монитор; Сканер; Графопостроитель; Джойстик; Клавиатура; Мышь; Микрофон; Акустические колонки; Проектор. |
3 | Наиболее удобной формой для наглядного представления числовых данных является Текст; Диаграмма; Схема; Рисунок. |
4 | Отметьте операции при форматировании документов. Вставка; Удаление; Замена; Изменение шрифта; Изменение начертания; Изменение цвета; Поиск и замена; Выравнивание. |
5 | Отметьте инструменты графического редактора. Ластик; Треугольник; Кисть; Заливка. |
6 | Отметьте верное. При форматировании текстового документа происходит … обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания; обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации. |
7 | При помощи таблицы решите задачу: В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша – не Герасимов. Отец Володи – инженер. Володя учится в 6-м классе. Герасимов учится в 5-м классе. Отец Иванова – учитель. Какая фамилия у каждого из трёх друзей? |
8 | |
Раскодируйте слова согласно таблице |
9 | По заданным координатам постройте фигуру считая каждую клеточку за единицу: 1(1,1), 2(1,5), 3(5,5), 4(5,1), 5(3,8), 6(5,9), 7(7,6), 8(7,2) Соединить точки 1-2-3-4-1 2-5-3 5-6-7-3 7-8-4 0 1 2 3 4 5 6 7 8 |
Практические задания
Запустите программу MS Word. Создание текстовых объектов. Наберите и отформатируйте текст по образцу:
АЛЫЕ ПАРУСА
Нам никогда не старится с годами,
Нас от седин хранит морская соль.
Наш белый бриг алеет парусами,
И льётся песня: «Жди меня, Ассоль».
(Из студенческой песни)
Алые паруса – это символ романтики и надежды, молодости и исполнения желаний, недаром так назван традиционный праздник выпускников в Санкт-Петербурге.
Молодым свойственна тяга к романтике. Поэтому в самую удивительную пору белых ночей по спокойной и величественной Неве медленно проплывает парусник надежды.
Практические задания
Запустите программу Paint. Создайте следующий рисунок по образцу