СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой контрольной работы по литературному чтению (далее – ИКР)
для учащихся 1 классов
Назначение ИКР
ИКР проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки учащихся 1 классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов обучения по предмету «Литературное чтение».
ИКР охватывает содержание, включенное в основную образовательную программу начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» с использованием учебно-методического комплекта «Школа России» (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.) по литературному чтению в 1 классе.
Документы, определяющие содержание и параметры ИКР
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями, внесенными: приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241; от 22.09.2011 № 2357; от 18.12.2012 № 1060; от 29.12.2014 № 1643; 18.05.2015 № 507).
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ № 93.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 (с изменениями на 21 апреля 2016 г. №459) № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»
Условия проведения и время выполнения ИКР
На выполнение ИКР отводится 40 минут.
Для выполнения работы необходимы линейка, ручка и карандаш.
Содержание и структура ИКР
Содержание ИКР соответствует требованиям ФГОС НОО по литературному чтению и охватывает изученный к моменту проведения тестирования материал.
Вариант ИКР состоит из 10 заданий: 7 заданий с выбором ответа, 2 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом. Работа включает задания базового и повышенного уровней сложности.
Распределение заданий ИКР по проверяемым планируемым результатам и содержанию
ИКР позволяет оценить достижение наиболее важных планируемых результатов в соответствии с содержанием курса литературное чтение 1 класса. В таблице 1 приведено распределение заданий по выделенным разделам содержания.
Таблица 1
Распределение заданий по основным разделам курса
№ п/п | Раздел содержания | Число заданий в работе |
1 | Виды речевой и читательской деятельности | 7 |
2 | Круг детского чтения | 1 |
3 | Литературоведческая пропедевтика | 2 |
4 | Творческая деятельность | 0 |
ИТОГО | 10 |
В таблице 2 представлено распределение заданий по уровням сложности.
Таблица 2
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный балл за задание каждого уровня сложности |
Базовый | 8 | 8 |
Повышенный | 2 | 4 |
ИТОГО | 10 | 12 |
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учётом следующих рекомендаций:
В заданиях с выбором ответа ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.
В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ. Если учащийся приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно
Выполнение каждого задания базового уровня сложности (№ 1 – 8) оценивается по дихотомической шкале:
1 балл – указан верный ответ
0 баллов – указан неверный ответ или ответ отсутствует.
Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности (№ 9 – 10) оценивается от 0 до 2 баллов по критериям.
Максимальный балл за работу – 12.
Рекомендуемая шкала перевода баллов в уровни предметной обученности
Уровни знаний | Ниже базового уровня | Базовый уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
Первичные баллы | 0 - 4 | 5 - 7 | 8 - 10 | 11 - 12 |
В Приложении 1 приведен план итоговой работы.
Приложение 1
План ИКР по литературному чтению для учащихся 1-х классов
Используются следующие условные обозначения:
1) ПРО – планируемые результаты обучения, КЭС – контролируемые элементы содержания. Коды ПРО и КЭС представлены в соответствии с кодификатором планируемых результатов обучения и элементов содержания.
2) Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.
3) Тип задания: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развернутым ответом.
№ задания | Код ПРО | Раздел | Планируемый результат (проверяемое умение) | Код КЭС | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл | Время выполнения задания |
1 | 3.3.2 | Литературоведческая пропедевтика | Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения | 3.8 | ВО | Б | 1 | 2 |
2 | 2.1.2 | Круг детского чтения | Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. | 2.5 | ВО | Б | 1 | 2 |
3 | 1.8.3 | Виды речевой и читательской деятельности | Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. | 1.6.10 | ВО | Б | 1 | 3 |
4 | 1.4.1 | Виды речевой и читательской деятельности | Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры. | 1.4.5 | ВО | Б | 1 | 3 |
5 | 1.5.4 | Виды речевой и читательской деятельности | Устанавливать последовательность основных событий произведения. | 1.6.14 | КО | Б | 1 | 4 |
6 | 1.4 | Виды речевой и читательской деятельности | Умение находить в тексте необходимую информацию. | 1.3.3 | ВО | Б | 1 | 3 |
7 | 1.5.9 | Виды речевой и читательской деятельности | Умение распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность; целенаправленное пополнение активного словарного запаса. | 1.8.5 | ВО | Б | 1 | 2 |
8 | 1.5.8 | Виды речевой и читательской деятельности | Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения. | 1.1.2 | ВО | Б | 1 | 3 |
9 | 1.5.7 | Виды речевой и читательской деятельности | Умение задавать вопрос по прочитанному учебному, научно ‑ познавательному и художественному произведению. | 1.1.3 | РО | П | 1 | 4 |
10 | 3.6 | Литературоведческая пропедевтика | Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). | 3.4 | КО | П | 1 | 4 |
Текст | 1.2 | Виды речевой и читательской деятельности | Чтение про себя | 1.3 | | Б | | 12 мин |
| | Итого | | | | | 24 | 40 мин |
Система оценивания результатов выполнения ИКР
Ответы для заданий базового уровня
№ | Правильный ответ 1 вариант 2 вариант | Максимальный балл за выполнение заданий |
1 | рассказ | Рассказ | 1 |
2 | Рассказы о животных | Рассказы о животных | 1 |
3 | сострадание | Удивление | 1 |
4 | 1 | 3 | 1 |
5 | БВГАЕД | ГБВАЕД | 1 |
6 | 2 | 3 | 1 |
7 | 1 | 1 | 1 |
8 | 1 | 3 | 1 |
Ответы для заданий повышенного уровня
№ | Критерии оценивания 1 вариант 2 вариант | Максимальный балл за выполнение заданий |
9 | Вопрос по тексту | Вопрос по тексту | 2 |
10 | Кто любит собак Или прочих ЖИВОТНЫХ Серьёзных КОТОВ И щенков БЕЗЗАБОТНЫХ, Кто может ЛЮБИТЬ И осла, и козла, Тот людям вовеки Не сделает ЗЛА. | Никого не ОБИЖАЙ - Ни пчелу, ни МУШКУ, Ни улитку, ни жучка – Тёмненькое БРЮШКО! Ни КУЗНЕЧИКА, В траве скачущего ловко, Ни блестящую в листве божию коровку, Ни синицу, ни дрозда, Ни крота слепого… Ни за что, никогда Не обижай ЖИВОГО. | 2 |
№ задания | Указания к оцениванию заданий с развёрнутым ответом | Баллы |
9 | Верно составлен и записан вопрос по содержанию текста. Соблюдены знаки препинания. | 2 |
Вопрос составлен и записан по содержанию текста, но допущены ошибки при его оформлении (трудно читаемый вопрос, нет вопросительного знака). | 1 |
Вопрос не относится к содержанию данного текста ИЛИ не записан вопрос. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
10 | Все слова подсказки вставлены без ошибок. | 2 |
Правильно вставлено 3-4 слова. | 1 |
Правильно вставлено 2 и менее слов. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
5