Пояснительная записка.
Цель аттестации: выявление уровня освоения знаний по истории (факты, термины, персоналии), в том числе по истории и культуре родного края, и опыта их применения в логике историко-культурного подхода к оценке общественных явлений и процессов обучающихся 11-х классов.
Основные проверяемые умения – находить, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках (текстовых, изобразительных) информацию о событиях прошлого, осмыслять сущность явлений, устанавливать причинно-следственные связи. Проверочная работа содержит задания по истории России с древнейших времён до начала XXI века и истории родного края. Знания по всеобщей истории проверяются в работе в контексте истории России. Задание по региональной истории носит открытый характер и требует специальной подготовки обучающегося, которому необходимо не только назвать расположенный в регионе памятник культуры, но и рассказать о памятнике или связанных с ним событиях и привести в своём рассказе не менее двух исторических фактов.
Задания контрольной работы (промежуточной аттестации) по истории предусматривают проверку:
знаний основных фактов, процессов, явлений, терминов, персоналий;
умений устанавливать причинно-следственные связи;
умений проводить поиск исторической информации в текстовых источниках;
умений работать с иллюстративным материалом (знание фактов истории культуры);
умения работать с исторической картой;
знаний истории родного края.
Проверочная работа состоит из 12 заданий в большинстве соответствующих базовому уровню. Ответом к каждому из заданий 1, 4 – 7 является буква, цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Задания 2 – 3 и 8 – 12 предполагают свободный, развёрнутый ответ. Задания 9, 10 и 12 относятся к повышенному уровню сложности. В заданиях 11 и 12 обучающийся сам выбирает для выполнения только одно из предлагаемых событий (процессов). Задания с развернутым ответом оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Дополнительные материалы (атласы, справочники и т. п.) при выполнении проверочных работ по истории не используются.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Каждое из заданий 1, 4 – 7 считается выполненным верно, если правильно указаны последовательность цифр или слово. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 6 и 7 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 5 оценивается 4 баллами; при наличии одной ошибки выставляется 3 балла; ответ с двумя-тремя ошибками оценивается 2 баллами; ответ с четырьмя ошибками – 1 баллом; за пять и более ошибок или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Если в заданиях 2, 3 и 8 правильно указаны оба элемента ответа, то ответ оценивается в 2 балла, если назван один элемент ответа – 1 балл.
В задании 4 и 9, если правильно дан ответ, то выставляется обучающемуся 1 балл.
В задании 10 необходимо:
Критерии оценивания | Баллы |
Указать название памятника культуры | 1 |
Правильно указано название памятника архитектуры или скульптуры, находящегося в регионе | 1 |
Название памятника архитектуры или скульптуры, находящегося в регионе, указано неправильно. ИЛИ Название памятника архитектуры или скульптуры, находящегося в регионе, не указано | 0 |
Изложить информацию о памятнике культуры | 2 |
Изложение содержит исторические факты об истории создания памятника архитектуры или скульптуры либо его смысловом содержании, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
В изложении наряду с верными фактами об истории создания памятника архитектуры или скульптуры либо его смысловом содержании содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. / ИЛИ / Изложение содержит только один верный исторический факт об истории создания памятника архитектуры или скульптуры либо его смысловом содержании, фактические ошибки отсутствуют | 1 |
Изложение содержит только один верный исторический факт об истории создания памятника архитектуры или скульптуры либо его смысловом содержании; в изложении содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ В изложении наряду с верными фактами об истории создания памятника архитектуры или скульптуры либо его смысловом содержании содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно искажающая(-ие) ответ. ИЛИ В качестве ответа приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
В 11 задании ученикам необходимо назвать одного любого участника выбранного ими события (процесса). Указать один любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.
Критерии оценивания | Баллы |
Правильно указаны участник выбранного события (процесса) и его поступок (действие) | 2 |
Правильно указан только участник события (процесса) | 1 |
Указано только действие (участник события (процесса) указан неправильно или не указан). ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
В задании 12 нужно написать, в чём состояло влияние выбранного события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю? При ответе необходимо использовать знание исторических фактов.
Критерии оценивания | Баллы |
Правильно указано влияние выбранного события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю с опорой на исторический(-ие) факт(ы) | 2 |
Влияние выбранного события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Влияние выбранного события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю не указано. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Общее время выполнения контрольной работы – 40 минут.
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 – 6 | 7 – 12 | 13 – 17 | 18 – 21 |
Контрольная работа по ИСТОРИИ для 11 класса
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 1.
1. Напишите пропущенное понятие (термин).
Социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны называлась……..................
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 2 – 3. |
«[Александр I] сознавал, что ему невозможно высказать свои чувства откровенно и проявлять их перед обществом, столь мало подготовленным для восприятия этих идей.
Чтобы до известной степени смягчить это печальное противоречие с самим собою, Александр образовал род комитета, составленного из лиц, которых он считал своими личными друзьями, разделявшими его взгляды и убеждения... Каждый нёс туда свои мысли, свои работы, свои сообщения о текущем ходе правительственных дел и о замеченных злоупотреблениях власти. Император вполне откровенно раскрывал перед нами свои мысли и свои истинные чувства. Не было ни одного внутреннего улучшения, ни одной полезной реформы, намеченной или проведённой в России в царствование Александра, которые не зародились на этих именно тайных совещаниях».
2. Как назывался комитет, о котором идет речь в отрывке?
Ответ: ……………
3. Кто был его участником помимо императора?
Ответ: …………
4. Какие три из перечисленных явления относятся к Смутному времени? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) самозванство 2) церковный раскол
3) иностранная интервенция 4) отмена местничества
5) восстание под руководством Болотникова 6) Соляной бунт
Ответ: ……………………
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Дата | Участник(-и) |
«Денежная реформа» | ____________ (А) | _____________ (Б) |
______________________ (В) | XIII век | ___________ (Г) |
______________________ (Е) | ____________ (Д) | Александр II |
_______________________ (Ж) | XVI век | ____________ (З) |
Строительство Зимнего дворца | ____________ (И) | Ф.Б. Растрелли |
Пропущенные элементы:
1) Батый 2) XVIII век 3) введение опричнины 4) XVI век 5) битва на реке Сити 6) Василий II | 7) XIX век 8) Кавказская война 9) Василий III 10) XVII век 11) Елена Глинская 12) присоединение Пскова к Московскому княжеству |
Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задания 6 и 7 |
6. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ: ………………………
7. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) На схеме обозначены боевые действия до конца 1943 г.
2) События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной армии в ходе Великой Отечественной войны.
3) На схеме обозначены боевые действия Красной армии в ходе операции «Уран».
4) Участником событий, обозначенных на схеме, являлся К. К. Рокоссовский.
5) В кольце окружения, обозначенном на схеме, оказалось более 2 млн. немецких солдат.
6) События, обозначенные на схеме стрелками, начались в ноябре 1942 года.
Ответ: …………………………….
Рассмотрите изображение и выполните задания 8 – 10. |
8. Укажите век, когда был построен данный памятник архитектуры. Укажите город, где он находится.
Ответ: ……………………………
9. Укажите стиль, в котором построено данное архитектурное сооружение.
Ответ: ……………………………
10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.
Прочитайте перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12. 1) Поход хана Батыя на Северо-Восточную Русь 2) Русско-турецкие войны второй половины XVIII века 3) Первая русская революция 4) Коллективизация в СССР |
Укажите цифру, которой обозначено выбранное вами событие (процесс)_____
11. Назовите одного любого участника выбранного вами события (процесса). Укажите один его поступок (действие) в ходе участия в этом событии. Ответ: _______________________
12. В чём состояло влияние выбранного вами события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.
Ответ: _______________
Контрольная работа по ИСТОРИИ для 11 класса
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 2.
1. Запишите термин (понятие), о котором идёт речь.
Вооруженная борьба между социальными группами, характеризуемая такими понятиями как «красный террор», «белый террор» называется …………………… войной.
Ответ: ………………
Прочтите отрывок из документа и выполните задания 2 – 3. |
«Поутру увидел на улице кучки народа... Народ со всех концов спешит на Сенатскую площадь... Я побежал на площадь. Народ запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок – это было ваше каре... Я видел царя, окружённого своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: «Не пойдём, умрём вместе с ними!» Видел, как понеслась на вас кавалерия... с каким диким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров, и я, грешный человек, метнул одно полено в бок артиллеристу... видел я и тебя, как ты при третьей атаке стал против солдат, готовых дать залп, от которого вся эта кавалерия, обскакивающая каре, легла бы лоском, - как ты скомандовал: «Оставь!»... Видел, как смертельно раненный Милорадович, шатаясь в седле, поскакал прочь от непокорных солдат, и наконец услышал роковой выстрел из пушки. Второй выстрел повалил множество из передовых. Народ прыснул во все стороны. Третий выстрел был направлен на открытое каре...»
2. Кто правил страной в указанный период?
Ответ: …………………
3. Какое название получили участники данных событий?
Ответ: ………………………
4. Какие три из перечисленных положения относятся к либеральной политике Александра II? Запишите в ответ соответствующие цифры.
1) утверждение частной собственности на землю
2) введение временно обязанного положения крестьян
3) денационализация тяжёлой промышленности
4) появление гласности судебных заседаний
5) отмена помещичьего землевладения
6) введение всеобщей воинской повинности
Ответ: ………………
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель | Событие | Век |
Иван Грозный | __________ (А) | XVI в. |
__________ (Б) | Церковный раскол | __________ (В) |
__________ (Г) | Прутский поход | XVIII в. |
Екатерина II | Восстание Е. Пугачева | __________ (Д) |
Николай I | __________ (Е) | XIX в. |
Пропущенные элементы:
1) Семилетняя война 2) Ливонская война 3) Алексей Михайлович 4) XVII в. 5) Крымская война | 6) Петр I 7) XIX в. 8) Елизавета Петровна 9) XVIII в. |
Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задания 6 и 7 |
6. Напишите фамилию политического деятеля, находящегося во главе ВКП(б) и СНК СССР во время войны, в ходе которой было осуществлено сражение, указанное на схеме.
Ответ: ……………………………
7. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите, под которыми они указаны.
1) Разработкой плана советской операции занимался М.Н. Тухачевский.
2) После сражения войскам противника удалось захватить Москву.
3) Сражение, обозначенное на схеме, состоялось летом.
4) После завершения битвы стратегическая инициатива в войне окончательно перешла на сторону Красной армии.
5) Война, в ходе которой произошло сражение, отражённое на схеме,
продолжалась менее 3 лет.
6) Сторона противника наступательную часть сражения называла операцией «Цитадель».
Ответ: …………………………
Рассмотрите изображение и выполните задания 8 – 10. |
8. Укажите век, когда была написана данная картина. Укажите название творческого объединения художников, в которое входил автор данной картины. Ответ: ………………………
9. Назовите исторический процесс, события которого нашли отражение в данной картине. Ответ: …………………………
10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.
Прочитайте перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12. 1) Образование государства Русь 2) реформы Избранной рады 3) аграрная реформа в России в первое десятилетие XX века 4)Курская битва |
Укажите цифру, которой обозначено выбранное вами событие (процесс)_____
11. Назовите одного любого участника выбранного вами события (процесса). Укажите один его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.
Ответ: ………………………………
12. В чём состояло влияние выбранного вами события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.
Ответ: ……………………………………
Контрольная работа по ИСТОРИИ для 11 класса
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 3.
1. Запишите термин (понятие), о котором идёт речь.
Особая система управления государством, введенная Иваном Грозным, называлась ……………
Ответ: …………………
Прочтите отрывок из документа и выполните задания 2 – 3. |
Из статьи маршала С.Ф. Ахромеева
«В целом для Вооруженных Сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны 40-й армии обходился в 6,0 млн рублей. Кроме того, постоянно всем необходимым надо было снабжать афганские войска. В итоге стране каждый день войны обходился в 10-11 млн рублей.
Война в Афганистане нанесла ущерб авторитету Советских Вооруженных сил. Им была поставлена неправомерная и нереальная задача: военным путем заставить народ, численностью 17 млн человек, подчиниться непопулярному правительству, опирающемуся на советские штыки. Она была непосильна и для армии численностью 75 тысяч человек, увеличенной затем до 108 тысяч... Здравомыслящим людям заранее была очевидна призрачность иллюзий, которые питал кое-кто насчёт того, что воевать советским войскам в Афганистане не потребуется. Они, дескать, будут стоять гарнизонами, защищая революционный режим от попыток его свержения внешними силами, а с внутренними мятежными силами справится афганская армия. Реальная действительность быстро развеяла эти иллюзии. Советским войскам пришлось втянуться в девятилетнюю кровавую авантюру...»
2. В каком году началась советская военная кампания, о которой говорится в тексте?
Ответ: ………………………….
3. Укажите фамилию руководителя СССР, при котором она началась, и фамилию руководителя СССР, при котором она окончилась.
Ответ: ……………………………
4. Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) аренда мелких и средних предприятий
2) продразвёрстка
3) всеобщая трудовая повинность
4) концессии иностранным предпринимателям
5) бесплатные коммунальные услуги
6) широкое кооперативное движение
Ответ: …………………………………
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Век | Событие (процесс) | Участник(-и) |
________ (А) | Гражданская война | А.В. Колчак |
XVII в. | ______________________ (Б) | _____________ (В) |
_______ (Г) | Отмена крепостного права в России | ____________ (Д) |
XIV в. | __________________ (Е) | __________ (Ж) |
______ (З) | _____________________ (И) | А.В. Суворов |
Пропущенные элементы:
1) Н.А. Милютин 2) А.М. Курбский 3) XVIII век 4) создание стрелецкого войска 5) изгнание поляков из Москвы 6) Д.М. Пожарский | 7) XX век 8) XVI век 9) князь В. А. Серпуховской 10) XIX век 11) Куликовская битва 12) штурм крепости Измаил |
Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7. |
6. Укажите название войны, обозначенной на схеме.
Ответ: ……………………………
7. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) На схеме обозначены боевые между русской и польской армиями.
2) События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной армии в ходе Великой Отечественной войны.
3) На схеме обозначен цифрой 4 город Малоярославец.
4) Участником событий, обозначенных на схеме, являлся К. К. Рокоссовский.
5) Одним из крупных сражений этой войны было сражение за Смоленск.
6) События, обозначенные на схеме стрелками, закончились осенью 1812 года.
Ответ: ………………………………
Рассмотрите изображение и выполните задания 8 – 10. |
8. Укажите сражение, которому посвящена данная картина. Назовите московского князя, в период правления которого произошло это сражение. Ответ: ……………………
9. Назовите русского воина, который, согласно легенде, участвовал в поединке, изображенном ан картине. Ответ: ……………………
10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.
Прочитайте перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12. 1) Призвание варягов 2) Деятельность Первого ополчения 3) контрреформы Александра III 4) Сталинградская битва |
Укажите цифру, которой обозначено выбранное вами событие (процесс)_____
11. Назовите одного любого участника выбранного вами события (процесса). Укажите один его поступок (действие) в ходе участия в этом событии. Ответ: ………………………………
12. В чём состояло влияние выбранного вами события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.
Ответ: ……………………………………
Контрольная работа по ИСТОРИИ для 11 класса
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Вариант 4.
1. Запишите термин (понятие), о котором идёт речь.
Одно из направлений в литературе и искусстве XVIII в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называется…
Ответ: ……………………………
Прочтите отрывок из документа и выполните задания 2 – 3. |
Из Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград».
«В журнале «Звезда» за последнее время… появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе… Известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание.
…Плохо ведется журнал «Ленинград», который постоянно предоставлял свои страницы для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитических стихотворений Ахматовой. Как и редакция «Звезды», редакция «Ленинграда» допустила крупные ошибки, опубликовав ряд произведений, проникнутых духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному».
2. Укажите хронологические рамки, название периода, когда было принято постановление.
Ответ: …………………
3. Назовите фамилию руководителя СССР в этот период.
Ответ: …………………….
4. Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической политике (1921–1929 гг.)? Запишите в ответ соответствующие цифры.
1) утверждение частной собственности на землю
2) введение хозрасчета на государственных предприятиях
3) денационализация тяжёлой промышленности
4) появление кредитно-банковской системы и бирж
5) отмена государственной монополии внешней торговли
6) введение концессий
Ответ: ………………………….
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Век | Событие (процесс) | Участник(-и) |
______ (А) | Начало составления Русской Правды | ______________ (Б) |
______ (В) | Проведение политики опричнины | _______________ (Г) |
XIII век | ____________________ (Д) | ______________ (Е) |
XVIII век | _______________________ (Ж) | Ф.М. Апраксин |
_____ (З) | ___________________ (И) | М.В. Фрунзе |
Пропущенные элементы:
1) битва на реке Сити 2) Гангутское сражение 3) XX век 4) издание первого общерусского Судебника 5) Гражданская война в России 6) Ярослав Мудрый | 7) XV век 8) князь Юрий Всеволодович 9) XI век 10) Малюта Скуратов 11) XVI век 12) Иван III |
Рассмотрите схему и выполните задания 6 – 7. |
6. Укажите название площади, показанной на схеме цифрой «2», на которой происходили события. Напишите название площади одним словом.
Ответ: ……………………………
7. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из организаторов выступления, события которого отражены
на схеме, был А.И. Герцен.
2) Цифрой «3» в легенде к схеме обозначен памятник, известный как Медный всадник.
3) Восстание Черниговского полка произошло до событий, отражённых
на схеме.
4) Современником событий был А.С. Пушкин.
5) В выступлении активное участие приняли народовольцы.
6) В.И. Ленин относил движение, о котором идёт речь, к дворянскому
этапу освободительного движения в России.
Ответ: …………………………………
Рассмотрите изображение и выполните задания 8 – 10. |
8. Укажите век, когда был создан данный собор, и город, в котором он находится. Ответ: ………………………
9. Укажите, при каком князе был построен данный собор.
Ответ: ………………………
10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.
Прочитайте перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12. 1)Оборона северо-западных рубежей Руси в п/п XIII века 2)Политика опричнины 3) отмена крепостного права в России 4) внешняя политика СССР в 1930-е гг. |
Укажите цифру, которой обозначено выбранное вами событие (процесс) ………
11. Назовите одного любого участника выбранного вами события (процесса). Укажите один его поступок (действие) в ходе участия в этом событии. Ответ: ………………………………
12. В чём состояло влияние выбранного вами события (процесса) на дальнейшую историю России и (или) мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.
Ответ: ……………………………………