МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 16»
Рассмотрена
на заседании школьного
методического объединения учителей
естественно – научного цикла
Протокол от _________№__
Контрольно-измерительные материалы
для промежуточной аттестации биологии
в 7 классах
(письменная работа в формате ВПР)
2024-2025учебный год
Разработали:
учителя биологии
Бабикова Н.И.
Слюсарева Ю.С.
Промежуточная аттестация
по биологии
7 класс
Структура работы.
Каждый вариант диагностической работы состоит из 10 заданий
Условия проведения итоговой контрольной работы, включая дополнительные материалы и оборудование.
При проведении работы дополнительных материалов и оборудований не требуется. Ответы на задания учащиеся записывают в бланк ответа.
Время выполнения работы.
На выполнение всей итоговой контрольной работы отводится 40 минут.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Правильный ответ на каждое из заданий 1.1,2, 7.1,7.2, 8, оценивается 1 баллом. Правильный ответ на задание 3 оценивается 2 баллами. Если в ответе переставлены местами два элемента, выставляется 1 балл, более двух элементов – 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1.2, 4, 5, 6, 9, 10 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Максимальный первичный балл − 19.
Шкала пересчёта первичного балла за выполнение итоговой работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0 -8 0-37% | 9 -12 38-60% | 13-16 62-85% | 17- 19 86-100% |
Вариант 1.
Тип 1.1 Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы. Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: однодольные, листостебельные мхи, папоротниковые, бурые водоросли.
Тип 1.2
Три из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Тип 2
Каково значение культурных растений в жизни человека? Назовите одно из них.
Тип 3
Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения.
Список слов:
1) Лук
2) Покрытосеменные (цветковые)
3) Растения
4) Однодольные
5) Лук порей
В графе укажите номера правильных ответов
Царство | Отдел | Класс | Род | Вид |
| | | | |
Тип 4. Известно, что рис — влаголюбивое растение. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Рис растёт в Юго-Восточной Азии.
2) Для этого растения устраивают особые поля, которые как бассейн заполняются водой.
3) Выращивать его стали около 7 тыс. лет назад.
4) Рассаду высаживают прямо в воду.
5) Из семян риса производят муку, крупу, крахмал; из соломы — бумагу, картон, плетёные изделия.
Тип 5. Вставьте в текст «Мхи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте, а затем выпишите их в таблицу.
Мхи
Мхи — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — коробочках. В наших лесах встречаются зелёные мхи, например, кукушкин лён, и белые мхи, например, ___________ (Б). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ___________ (В) — ценного удобрения и топлива.
Список слов:
1) низшее
2) каменный уголь
3) семенное
4) сорус
5) споровое
6) сфагнум
7) торф ответ:
8) цветковое
Тип 6. Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ
1) Папоротниковидные
2) Голосеменные
ОТДЕЛ
А) не выносят засушливых условий
Б) представлены только деревьями и кустарниками
В) имеют семязачаток
Г) образуют пыльцу
Д) для полового размножения необходима вода
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Тип 7.
Тип 7.1.К какому классу относят растение, корневая система которого показана на рисунке? 1) Хвощёвые 2) Хвойные 3) Папоротниковые 4) Двудольные Тип 7.2 Какое жилкование листьев, вероятнее всего, будет у растения, корневая система которого изображена на рисунке | |
Тип 8. Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности грибов?
А. Среди грибов есть одноклеточные представители.
Б. Грибы способны вступать в симбиотические отношения с растениями.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Тип 9. Рассмотрите изображения растений: ламинария, орляк обыкновенный, кукуруза. Подпишите их названия под соответствующими изображениями. Под каждым названием животного подпишите название среды обитания взрослой формы организма: наземно-воздушная, водная.
| |
Название | | | |
Среда обитания | | | |
Тип 10.
Рассмотрите схему, отражающую развитие растительного мира Земли. 1 — Зелёные водоросли 2 — Красные водоросли 3 — Бурые водоросли 4 — Мхи 5 — Плауны 6 — Папоротники 7 — Хвощи 8 — Голосеменные 9 — Однодольные 10 — Двудольные Под каким номером на схеме указаны группы организмов, к которым относят изображённые на фотографиях растения? Запишите в таблицу номера соответствующих групп. Кукушкин лён | Ламинария | Томат | | | | | |
Вариант 2
Тип 1.1. Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы.
Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: хвощи, водоросли, плауны, покрытосеменные.
Тип 1.2. Три из изображённых на фотографиях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Тип 2. Каково значение растений в жизни человека? Назовите одно из них.
Тип 3. Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения.
Список слов:
1) Рогоз узколистный
2) Растения
3) Рогоз
Царство | Отдел | Класс | Род | Вид |
| | | | |
4) Однодольные
5) Покрытосеменные Ответ:
Тип 4. Известно, что кукушкин лён — влаголюбивый мох. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого мха. Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Зелёный мох кукушкин лён встречается обычно в тех местах леса, где высокая увлажнённость почвы.
2) Кукушкин лён образует заросли мягкой травы, в которой любят прятаться змеи.
3) Листья растения плотно прикреплены к стеблю, образуя единый листостебельный побег.
4) От нижней части стебля отходят ризоиды — примитивные аналоги корней.
5) Мох способен впитывать воды примерно в семь раз больше собственного веса.
Тип 5. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Голосеменные
Отличительной особенностью голосеменных растений является развитие на побегах _______(А), в которых развиваются семена. Наиболее часто в наших лесах встречаются деревья: тенелюбивая ель и светолюбивая _______(Б). Они относятся к группе _______(В) голосеменных из-за особого строения листьев.
Список слов:
1) пихта
2) плод
3) сосна
4) хвойные
5) оболочкосеменные
6) шишка
Тип 6. Установите соответствие между характеристиками и группами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) преобладает жизненная форма — деревья
Б) размножаются спорами
В) имеют видоизменённые листья — хвоинки
Г) половые клетки образуются на заростке
Д) образуют семязачатки
Е) оплодотворение происходит при наличии воды
ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ
1) Папоротники
2) Голосеменные
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Тип 7.
Тип 7.1 К какому классу относят растение, лист которого показан на рисунке 1? 1) Сфагновые мхи 2) Хвойные 3) Однодольные 4) Двудольные Тип 7.2 Какое число семядолей, вероятнее всего, будет у растения, лист которого изображён на рисунке | |
Тип 8. Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности грибов?
А. Среди грибов есть одноклеточные представители.
Б. Грибы способны вступать в симбиотические отношения с растениями.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Тип 9. Рассмотрите изображения растений: хлорелла, сосна, морковь. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием животного подпишите название среды обитания взрослой формы организма: наземно-воздушная, водная.
| |
Название | | | |
Среда обитания | | | |
Тип 10. Рассмотрите схему, отражающую развитие растительного мира Земли. 1) Зелёные водоросли; 2) Красные водоросли; 3) Бурые водоросли; 4) Мхи; 5) Плауны; 6) Папоротники; 7) Хвощи; 8) Голосеменные; 9) Однодольные; 10) Двудольные; Какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображённые на рисунках растения? Запишите в таблицу номера соответствующих групп. Ламинария | Орляк обыкновенный | Пшеница | | | | | |
Вариант 1
Тип | | Ответ | М.балл |
1 | 1.1 | А) листостебельные мхи Б) бурые водоросли В) папоротники Г)однодольные | 1 |
| 1.2 | Бурые водоросли – низшие растения Однодольные – размножаются семенами | 2 |
2 | | | 1 |
3. | | 32415 | 2 |
4. | | 2,4 | 2 |
5 | | 567 | 2 |
6 | | 12221 | 2 |
7 | 7.1 | 4 | 1 |
| 7.2 | сетчатое | 1 |
8 | | 3 | 1 |
9 | | Название | орляк обыкновенный | ламинария | кукуруза | Среда обитания | Н -в | водная | Н -в | | 2 |
10 | | 4,3,10 | 2 |
| | Итого | 19 |
Вариант 2.
Тип | | Ответ | М.балл |
1 | 1.1 | А) водоросли Б) хвощи В) покрытосеменные Г)плауны | 1 |
| 1.2 | Водоросли. Это низшие растения | 2 |
2 | | | 1 |
3. | | 25431. | 2 |
4. | | 1,5 | 2 |
5 | | 6,3,4 | 2 |
6 | | 212121. | 2 |
7 | 7.1 | 3 | 1 |
| 7.2 | 1 | 1 |
8 | | 4 | 1 |
9. | | Название | ламинария | морковь | сосна | Среда обитания | Водная | Н -в | Н-в | | 2 |
10 | | 369 | 2 |
| | Итого | 19 |
Тип | | Ответ | балл |
1 | 1.1 | | |
| 1.2 | | |
2 | | | |
3. | | | |
4. | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | 7.1 | | |
| 7.2 | | |
8 | | | |
9. | | | |
10 | | | |
| | Итого | |
| | Оценка | |