Пояснительная записка.
Цель аттестации: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям, предъявляемым к ученикам 10 классов на конец учебного года по истории.
Структура проверочного материала полностью соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Структура и содержание контрольной работы - определяется с учетом объема и характера подготовки, учащихся 10-х классов в средней школе. В работе даны задания базового и повышенного уровней сложности. В него входят задания, отвечающие требованиям:
Знать основные исторические термины и понятия.
Называть (перечислять) изученные исторические факты, явления и события или их характерные черты.
Сравнивать изученные явления и события.
Уметь приводить аргументы той или иной точки зрения, приводить собственные примеры, то есть пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах.
Давать оценку изученных исторических событий, явлений и процессов.
Работа охватывает содержание курса истории с древнейших времен до конца XIX в. Содержание материала по истории представлено в работе по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок школьного курса.
Общее число заданий в работе – 18.
Работа состоит из 3-х частей.
Часть 1 (А) содержит 12 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяются базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике. Каждое задание этой группы оценивается 1 баллом.
Часть 2 (В) состоит из 5 заданий с открытым кратким ответом (слово, дата, сочетание цифр). Эти задания позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки выпускников, умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Данные задания оцениваются в 2 балла при правильном ответе, 1 балл, если допущена одна ошибка.
Часть 3 (С) содержит 1 задание с открытым развернутым ответом. Оно позволяет выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся.
С1 – задание, позволяющее раскрыть как знание истории, так и умение работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания. Задание С1 оценивается 5 баллами.
В работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от простых в части 1 (А) к наиболее сложным в части 3 (С).
Часть 1 (А) содержит все задания базового уровня. В части 2 (В) все задания — повышенного уровня, в части 3 (С) задание — высокого уровня сложности.
На написание работы отводится в 10-ых классах 45 минут.
Максимальный первичный балл за всю работу – 27.
Оценка «5» ставится за 90 – 100% выполнения работы: 27 – 25 баллов.
Оценка «4» ставится за 75 – 90 % выполнения работы: 24 – 20 баллов.
Оценка «3» ставится за 50 – 75 % выполнения работы: 19 – 14 баллов.
Оценка «2» ставится за выполнение менее 50 % работы, менее 13 баллов.
Контрольная работа по истории для 10 класса.
Вариант 3.
I. Объясните значение терминов и понятий:
Античность, халифат, вотчина, выход, демократы, сословно-представительная монархия, Смута
II. Расставьте события в хронологическом порядке.
А) Создание «Правды Ярослава»
Б) Реформы Мартина Лютера
В) Венчание на царство Ивана Грозного
Г) Законы Хамураппи
Д) Начало польской интервенции в Московское государство
Е) Отмена крепостного права
Ж) Образование империи Карла Великого
III. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями, произошедшими в годы их жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
А) Ярослав Мудрый | 1) Судебная реформа |
Б) Карл Маркс | 2) Заграничные походы русской армии |
В) Николай I | 3) Создание I Интернационала |
Г) Кутузов М.И. | 4) Борьба за объединение Германии |
Д) Отто фон Бисмарк | 5) «Чугунный устав» |
Е) Александр I | 6) Создание военных поселений |
| 7) «Русская правда» |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
IV. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту источника подберите по две характеристики.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Понеже труды Вашего Величества в произведении нашего отечества и подданного Вашего всероссийского народа всему свету известны, того ради, хотя мы ведаем, что В. В., яко самодержцу, вся принадлежит, однакож в показание и знак нашего истинного признания, что весь подданной Ваш народ ничем иным, кроме единых Ваших неусыпных попечений и трудов об оном на такую степень благополучия и славы в свете произведён есть, помыслили мы, по примеру древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключённого оными В. В. трудами всей России толь славного и благополучного мира... принесть своё прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас, яко от верных своих подданных, во благодарение титул Отца отечества, Императора Всероссийского, ____________________ .
Святейший Синод в том с нами согласен».
Б) «Верховный тайный совет, при объявлении о кончине императора ______________, купно объявил о избрании на престол царевны Анны Иоанновны, герцогини Курляндской; и хотя они тогда собранный генералитет спрашивали, согласны ли оному избранию, однако они в том уже надлежащий порядок избрания преступили; ибо сие не есть наследства порядочного объявление, но избрание, и такое, какого от начала государства в Руси не бывало. А хотя избрания три были, яко царя Бориса Годунова, Василия Шуйского и Михаила Романова: но все оные никаких наследников к тому не имели.
Избрания же и оные два порочны, что избирали не порядком: в первом было принуждение, во втором коварство. А по закону естественному избрание должно быть согласием всех подданных, некоторых персонально, других чрез поверенных, как таков порядок во многих государствах утверждён, а не четырем или пяти человекам, как то ныне весьма непорядочно учинено».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Авторы обращаются к императору Петру Великому.
В отрывке описываются события, которые произошли в эпоху дворцовых переворотов.
Единоличное правление монарха, имя которого пропущено в отрывке, длилось около тридцати лет.
В отрывке упоминается мирный договор, завершивший участие России в Семилетней войне.
В число авторов документа входили А.Л. Ордин-Нащокин и В.В. Голицын.
В отрывке пропущено имя императора Петра II.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
V. Прочтите отрывок из исторического источника. Используя отрывок и знания по истории, выберите из приведённого списка три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
«Своей осторожной осмотрительной политикой он уберёг Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооружённой борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и на Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. Он — родоначальник политики московских князей, политики возрождения России. ...Новгородский летописец, сообщив о кончине и похоронах князя, со сдержанной горечью сетует о человеке, „иже потрудися за Новгород, и за всю Русскую землю“».
речь идёт о князе Иване Калите
сражения, о которых идёт речь в документе, относятся к XIII в.
князь, по свидетельству источника, проводил политику соглашения с Ордой
младший сын князя был первым московским князем
московские князья не были продолжателями политического курса князя, о котором идёт речь в документе
автор источника положительно относится к возможному союзу Руси и католической церкви
VI. Рассмотрите карту и выполните задания.
1. В каком веке происходили события, обозначенные на схеме? Ответ запишите словом.
Ответ: ________________.
2. Назовите князя, совершившего походы, обозначенные на схеме стрелками.
Ответ: _______________.
3. Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой «1».
Ответ: _______________.
4. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Все походы военачальника, обозначенные на схеме, были удачными для него.
Военачальник, походы которого обозначены на схеме, вёл первую в истории Древнерусского государства войну с Византией.
Военачальник, походы которого обозначены на схеме, погиб во время возвращения с очередной войны.
В ходе походов, обозначенных на схеме, был разгромлен Хазарский каганат.
На схеме указано название народа, в бою с представителями которого погиб военачальник, чьи походы обозначены на схеме.
Согласно летописи военачальник, руководивший походами, обозначенными на схеме, принял христианство.
VII. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1157-1174 гг.; 2) 1825-1855 гг.; 3) 1945-1953 гг.
В сочинении необходимо:
указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Контрольная работа по истории для 10 класса.
Вариант 4.
I. Объясните значение терминов и понятий:
Принципат, погосты, Возрождение, революция цен, рекрутская повинность, Верховный тайный совет, Континентальная блокада
II. Расставьте события в хронологическом порядке.
А) Восстание декабристов
Б) Убийство Юлия Цезаря
В) Ледовое побоище
Г) Начало Крестовых походов
Д) Стояние на реке Угра
Е) Объединение Италии и Германии
Ж) Переход Суворова через Альпы
III. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями, произошедшими в годы их жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
А) Александр Македонский | 1) Открытие первого Московского университета |
Б) Иоганн Гуттенберг | 2) Восстание рабов |
В) Ломоносов М.В. | 3) Введение всеобщей воинской повинности в России |
Г) Пётр I | 4) Завоевание Персии |
Д) Александр II | 5) Отечественная война |
Е) Спартак | 6) Учреждение Сената |
| 7) Создание книгопечатания |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
IV. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту источника подберите по две характеристики.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В лето Ольга с сыном своим Святославом собрала многих и храбрых воев и пошла на Древлянскую землю. И вышли Древляне против. И когда сошлись обеими полками на схватку, сунул Святослав копьё на Древлян, и пролетело копьё между ушами коня и ударило коню в ноги, потому что [Святослав] был ещё ребенком. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». И победили Древлян. Древляне же побежали и заперлись в городах своих. Ольга же с сыном своим устремилась на Искоростень-город, потому что его жители убили мужа её, и стала около города с сыном своим, а Древляне затворились в городе и крепко бились из города: ведали ведь, что сами убили князя и что их ожидает».
Б) «В лето . пришли [князья] Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира [между собой].
И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою...» и на этом целовали крест: «если кто пойдет на кого [войной], то на того будем все...» и принеся клятву, разошлись восвояси...».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Один из упоминаемых в отрывке князей написал «Поучение детям».
Описываемые в отрывке события произошли до крещения Руси князем Владимиром.
Описываемые в отрывке события произошли в XI в.
Упоминаемый в отрывке князь заключил первый договор Руси с Византией.
Современниками описываемых в отрывке событий были Александр Невский и Даниил Галицкий.
Следствием событий, описываемых в отрывке, стали мероприятия по упорядочению сбора дани.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
V. Прочтите отрывок из исторического источника. Используя отрывок и знания по истории, выберите из приведённого списка три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
«Лета 7119 июня в 30 день. Московского государства разных земель царевичи и бояре и окольниче и чашники и стольники и дворяне... и дети боярские... и казаки и всякие служилые люди и дворовые, которые стоят... за православную христианскую веру против разорителей веры христианские, польских и литовских людей, под Москвою, приговорили и выбрали всею Землею бояр и воевод, князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого да Ивана Мартыновича Заруцкого да думного дворянина и воеводу Прокофья Петровича Ляпунов; на том, что им, будучи в правительстве, земским и всяким ратным делом промышляти и расправа всякия меж всяких людей чинити в правду, а ратным и земским всяким людем их бояр во всяких земских и в ратных делах слушати всем...
...А буде бояря, которых выбрали ныне... в правительство, о земских делах радети и расправы чинити не учнут во всем в правду, и по сему земскому приговору всяких земских и ратных дел делата не станут... а нам всею Землею вольно бояр и воевод переменити. и в то место выбрати иных, поговоря со всею Землею, кто будет более к земскому делу пригодится».
документ датируется 1611 г.
документ датируется 1554 г.
документ — результат деятельности Совета всея земли
документ регламентировал порядок избрания на Земском соборе царя
документ предполагал сословно-представительную организацию власти
авторы документа – члены Избранной рады
VI. Рассмотрите карту и выполните задания.
1. Назовите российского монарха, правившего в период, когда происходили обозначенные на схеме события.
Ответ: ________________.
2. Напишите фамилию главнокомандующего русскими войсками во время военных действий, обозначенных на схеме.
Ответ: ________________.
3. Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «3».
Ответ: ________________.
4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В селе, обозначенном на схеме цифрой «1», состоялся военный совет, решение которого определило ход дальнейших военных действий.
Среди участников военных действий, обозначенных на схеме, были А.Н. Сеславин и А.С. Фигнер.
В ходе обозначенных на схеме событий главнокомандующий войсками противника делал попытки начать мирные переговоры.
Современниками обозначенных на схеме событий были М.Д. Скобелев и Э.И. Тотлебен.
Главные силы русских войск находились в районе населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «3», более трёх месяцев.
Во время данных событий город, обозначенный на схеме цифрой «2», не пострадал.
VII. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 862-912 гг.; 2) 1682-1689 гг.; 3) 1914-1917 гг.
В сочинении необходимо:
указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.