Содержательная часть заданий содержит задания базового и повышенного уровней сложности и обеспечивает возможность проведения объективной проверки уровня подготовки учащихся по курсу, изучаемому в 8 классе. Объектами контроля являются следующие умения:
Раскрывать смысл основных обществоведческих понятий..
существенные свойства.
Сравнивать, классифицировать и систематизировать изученные объекты.
Анализировать информацию жизни общества из адаптированных источников различного типа, приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах.
Характеризовать и устанавливать логические связи изученных социальных явлений и объектов.
Настоящая работа состоит из трех частей. Часть 1 содержит 5 тестовых вопросов. К каждому вопросу дается четыре варианта ответов, из которых только один правильный. За каждый верный ответ -1 балл. В заданиях 6-7 требуется написать краткий ответ, оценивается 1 балл и задания 8-10 оцениваются в 2 балла итого за часть 1 13 баллов. Часть 2 предполагает развёрнутый ответ на четыре вопроса по тексту. Каждое верное выполнение заданий этого уровня оценивается 2 баллами, всего 8 баллов. Подсчет результатов тестирования в пятибалльную шкалу оценок производится согласно предлагаемой таблице. Максимальное количество баллов -21
Форма проведения – письменная (по вариантам).
На написание работы отводится 45 минут.
А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
10. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ |
А) фиксируется в законах и под законных актах Б) регулируется общественные отношения В) охраняются силой государства Г) отражают общественное мнение Д) поведение оценивается с позиции добра и зла | 1) моральные 2) правовые 3) и моральные, и правовые |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Часть 2
Ответом к заданиям этой части является развернутый ответ |
.
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
В основе экономической теории лежат три основных вопроса. Что нужно производить и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?
Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Вместе с тем, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одних потребностей приходят другие.
В каждой стране свои экономические условия. Они определяют тип экономической системы. Экономическая система – это совокупность устойчивых, взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
В командной (или плановой) экономике государство решает, что и в каком объёме производить. Государство также играет важную роль в перераспределении товаров и услуг, определяя, кто, что и сколько получит. В такой экономике у человека совсем нет выбора.
В экономике свободного рынка множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов, для координации экономической деятельности и управления ею используются системы рынков и цен. Каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Роль государства в экономике ограничена эмиссией денег, защитой частной собственности.
В реальности мы наблюдаем смешанную экономику. В её основе – рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности на средства производства и рыночном механизме (спрос, предложение, цена, конкуренция). Государство с помощью налогов и займов регулирует свои затраты и частично перераспределяет блага.
(По материалам интернет-издания)
1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Пояснение.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Выделенные смысловые фрагменты могут быть озаглавлены следующим образом:
1) основные вопросы экономики;
2) проблема ограниченности ресурсов;
3) тип экономической системы;
4) особенности командной экономики;
5) экономика свободного рынка;
6) смешанная экономика.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Источник: Материалы для экспертов ГИА—20162 Как автор характеризует экономические ресурсы общества? Какие примеры экономических ресурсов он привёл? Какую задачу призвана решить экономическая система?
В основе экономической теории лежат три основных вопроса. Что нужно производить и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?
Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Вместе с тем, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одних потребностей приходят другие.
В каждой стране свои экономические условия. Они определяют тип экономической системы. Экономическая система – это совокупность устойчивых, взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
В командной (или плановой) экономике государство решает, что и в каком объёме производить. Государство также играет важную роль в перераспределении товаров и услуг, определяя, кто, что и сколько получит. В такой экономике у человека совсем нет выбора.
В экономике свободного рынка множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов, для координации экономической деятельности и управления ею используются системы рынков и цен. Каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Роль государства в экономике ограничена эмиссией денег, защитой частной собственности.
В реальности мы наблюдаем смешанную экономику. В её основе – рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности на средства производства и рыночном механизме (спрос, предложение, цена, конкуренция). Государство с помощью налогов и займов регулирует свои затраты и частично перераспределяет блага.
(По материалам интернет-издания)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) авторская характеристика экономических ресурсов общества, например: количество ресурсов ограничено;
2) авторские примеры экономических ресурсов: вода, леса, поля, полезные ископаемые;
3) задача экономической системы: обеспечение распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
Элементы ответа могут быть даны в других формулировках.
Источник: Материалы для экспертов ГИА—20163 Чем, по мнению автора, различается положение человека в условиях командной экономики и свободного рынка? Используя обществоведческие знания, укажите одно любое преимущество и один недостаток положения человека в условиях рынка.
В основе экономической теории лежат три основных вопроса. Что нужно производить и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?
Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Вместе с тем, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одних потребностей приходят другие.
В каждой стране свои экономические условия. Они определяют тип экономической системы. Экономическая система – это совокупность устойчивых, взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
В командной (или плановой) экономике государство решает, что и в каком объёме производить. Государство также играет важную роль в перераспределении товаров и услуг, определяя, кто, что и сколько получит. В такой экономике у человека совсем нет выбора.
В экономике свободного рынка множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов, для координации экономической деятельности и управления ею используются системы рынков и цен. Каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Роль государства в экономике ограничена эмиссией денег, защитой частной собственности.
В реальности мы наблюдаем смешанную экономику. В её основе – рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности на средства производства и рыночном механизме (спрос, предложение, цена, конкуренция). Государство с помощью налогов и займов регулирует свои затраты и частично перераспределяет блага.
(По материалам интернет-издания)
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) различие, например: в условиях командной экономики у человека нет выбора, а в условиях рынка ему предоставлена свобода выбора;
2) преимущество, например: человек может проявлять предпринимательскую инициативу, приобретать любые необходимые блага, по своему усмотрению распоряжаться своей собственностью и способностью к труду;
3) недостаток, например: человек рискует и несёт всю полноту ответственности за последствия своего свободного экономического выбора.
Могут быть названы другие преимущество и недостаток.
Источник: Материалы для экспертов ГИА—20164 На примере любой фирмы (предприятия) проиллюстрируйте три основных вопроса, которые она должна решить. (Сначала назовите вопрос, а затем приведите соответствующий пример.)
-