Дайте определение – анатомия, физиология. Назовите предмет и методы исследования анатомии и физиологии, основные термины дисциплины «Анатомия и физиология человека».
Дайте характеристику ткани: определение, классификацию, расположение в организме, особенности строения, выполняемые функции. Дайте определения понятиям орган, системы органов. Приведите примеры.
Назовите функции скелета человека, классификацию и особенности строения костей. Продемонстрируйте на скелете его отделы, виды костей. Охарактеризуйте основные виды соединений костей в скелете.
Назовите функции и латинское название позвоночного столба. Продемонстрируйте отделы, физиологические изгибы позвоночного столба, строение позвонка. Сравните строение позвонков разных отделов позвоночника. Назовите соединения позвонков.
Назовите функции грудной клетки, латинские названия костей грудной клетки. Продемонстрируйте на муляжах строение грудины и ребер.
Назовите кости лицевого отдела черепа, их функции и латинские названия. Продемонстрируйте на скелете головы кости лицевого отдела и их соединения. Опишите особенности строения костей лицевого отдела черепа. Дайте характеристику височно – нижнечелюстному суставу.
Назовите кости мозгового отдела черепа, их функции и латинские названия. Продемонстрируйте на скелете головы кости мозгового отдела и их соединения. Опишите особенности строения костей мозгового отдела черепа. Укажите особенности строения черепа новорожденного.
Назовите функции и латинские названия костей плечевого пояса. Продемонстрируйте на скелете и муляжах строение костей плечевого пояса. Дайте характеристику соединениям костей плечевого пояса: название, кости образующие сустав, классификация, движения, связки, вспомогательный аппарат.
Назовите функции и латинские названия костей свободной верхней конечности. Продемонстрируйте на скелете и муляжах строение костей свободной верхней конечности. Дайте характеристику соединениям костей свободной верхней конечности: название, кости образующие сустав, классификация, движения, связки, вспомогательный аппарат.
Назовите функции и латинские названия костей тазового пояса. Продемонстрируйте на скелете и муляжах строение костей тазового пояса, большой и малый таз. Перечислите размеры женского таза. Сравните мужской и женский таз. Дайте характеристику соединениям костей тазового пояса: название, кости образующие сустав, классификация, движения, связки, вспомогательный аппарат.
Назовите функции и латинские названия костей свободной нижней конечности. Продемонстрируйте на скелете и муляжах строение костей свободной нижней конечности. Дайте характеристику соединениям костей свободной нижней конечности: название, кости образующие сустав, классификация, движения, связки, вспомогательный аппарат.
Дайте характеристику скелетным мышцам: классификация, строение, выполняемые функции. Сравните поперечно – полосатую и гладкую мускулатуры. Перечислите вспомогательные аппараты мышц.
Продемонстрируйте на анатомической модели мышцы головы и шеи, дайте им названия.
Назовите функциональные группы, место начала, прикрепления и функции мышц головы и шеи
Продемонстрируйте на анатомической модели мышцы груди и живота, дайте им названия. Назовите место начала, прикрепления и функции мышц груди и живота. Дайте определения понятиям – белая линия живота, паховая связка.
Продемонстрируйте на анатомической модели мышцы спины, дайте им названия. Назовите место начала, прикрепления и функции мышц груди спины.
Продемонстрируйте на анатомической модели мышцы таза и бедра, дайте им названия. Назовите место начала, прикрепления и функции мышц таза и бедра.
Объясните роль дыхания в поддержании деятельности человека. Назовите этапы дыхания. Опишите общее строение органов дыхательной системы, их расположение в организме. Дайте определения понятиям – перкуссия, аускультация.
Дайте характеристику верхним дыхательным путям: русское и латинское название органов, топография, синтопия, выполняемые функции. Продемонстрируйте на анатомических моделях строение органов верхних дыхательных путей. Назовите методы исследования функционального состояния органов верхних дыхательных путей.
Дайте характеристику нижним дыхательным путям: русское и латинское название органов, топография, синтопия, выполняемые функции. Продемонстрируйте на анатомических моделях строение органов нижних дыхательных путей. Назовите методы исследования функционального состояния органов нижних дыхательных путей.
Дайте характеристику легким: латинское название, скелетотопия, синтопия, выполняемые функции. Продемонстрируйте на муляже строение легких. На скелете покажите границы легких. Опишите строение альвеолы. Назовите методы исследования функционального состояния легких.
Дайте определение понятия – дыхание. Охарактеризуйте этапы газообмена. Опишите механизм внешнего дыхания. Дайте характеристику дыхательных объемов. Определите показатели внешнего дыхания: ч.д.д., тип дыхания, ЖЕЛ.
Дайте характеристику плевре, плевральной полости, средостению: определение, латинское название, топография, строение, функции. Продемонстрируйте на анатомической модели средостение. На скелете покажите границы плевры.
Назовите структуры сердечно – сосудистой системы, выполняемые функции. Назовите функциональные группы сосудов, приведите примеры. Дайте характеристику микроциркуляторному руслу.
Дайте характеристику артериям, венам, капиллярам: определение, примеры, особенности строения, функции. Охарактеризуйте малый и большой круги кровообращения. Назовите методы исследования состояния сосудов.
Дайте характеристику сердцу: латинское название, топография, синтопия, скелетотопия, выполняемые функции. Продемонстрируйте на муляже строение сердца. Опишите строение стенки сердца. На скелете покажите границы сердца.
Назовите свойства сердечной мышцы. Опишите строение проводящей системы сердца. Охарактеризуйте механизм сердечных сокращений и сердечный цикл. Назовите методы исследования работы сердца.
Дайте характеристику показателям кровообращения - артериальное давление, пульс, тоны сердца и ЭКГ. Продемонстрируйте методы исследования кровообращения.
Дайте характеристику аорте: диаметр, тип, начало, ветви. Продемонстрируйте на муляже сердца отделы аорты и ее ветви. Назовите артерии головы, шеи и туловища, области их кровоснабжения.
Назовите крупные артерии верхних, нижних конечностей и таза, области их кровоснабжения. Перечислите артерии, на которых определяют пульс и артериальное давление.
Раскройте понятие – система верхней полой вены. Назовите вены образующие верхнюю полую вену, место слияния. Перечислите основные притоки и области оттока крупных вен системы верхней полой вены.
Раскройте понятие – система нижней полой вены. Назовите вены образующие нижнюю полую вену, место слияния. Перечислите основные притоки и области оттока крови наружной и внутренней подвздошных вен, нижней полой вены.
Дайте характеристику лимфатической системе: строение, функции органов. Назовите черты сходства и различия лимфатической системы от кровеносной. Охарактеризуйте состав, механизмы движения лимфы, ее образование.
Назовите органы пищеварительной системы, выполняемые функции. Опишите общий план строения органов пищеварительной системы. Перечислите отделы и стенки полости рта. Дайте характеристику органов полости рта (зубы, язык, слюнные железы): латинское название, топография, строение, функции.
Дайте характеристику глотке и пищеводу: латинское название, топография, синтопия, выполняемые функции. Опишите строение глотки и пищевода, механизм глотания.
Дайте характеристику желудку: латинское название, топография, скелетотопия, синтопия, функции. Продемонстрируйте на муляже строение желудка. Дайте характеристику желудочному соку (РН, количество, состав, значение). Опишите механизм регуляция пищеварения в желудке. Назовите методы исследования деятельности желудка.
Дайте характеристику печени: латинское название, топография, синтопия, выполняемые функции. Продемонстрируйте на муляже строение печени. Объясните понятие «чудесная сеть печени». Назовите методы исследования функционального состояния печени.
Назовите расположение и функции желчного пузыря. Продемонстрируйте на анатомической модели желчные протоки и строение желчного пузыря. Охарактеризуйте желчь (рН, количество, состав, свойства, значение). Опишите механизм желчеобразования и желчевыделения.
Дайте характеристику поджелудочной железе: латинское название, топография, синтопия, скелетотопия, выполняемые функции. Продемонстрируйте на муляже строение поджелудочной железы. Опишите механизм регуляция деятельности поджелудочной железы.
Дайте характеристику тонкой кишке: латинское название, топография, синтопия, выполняемые функции. Продемонстрируйте на анатомической модели строение двенадцатиперстной кишки. Опишите процесс пищеварения в тонкой кишке и механизм регуляция пищеварения в тонкой кишке.
Дайте характеристику толстой кишке: латинское название, топография, синтопия, выполняемые функции. Продемонстрируйте на анатомической модели отделы толстой кишки. Опишите процесс пищеварения в толстой кишке и механизм акта дефекации.
Дайте определение понятиям: метаболизм, анаболизм, катаболизм. Назовите виды обмена веществ в организме человека. Дайте характеристику белкам, жирам, углеводам (функции, суточная потребность, энергетическая ценность, из чего образуются и на что распадаются).
Дайте определение понятиям основной обмен и рабочая прибавка, их количественные показатели.
Объясните значение температуры тела для нормального метаболизма человека. Дайте определения понятиям изотермия, гипотермия и гипертермия. Опишите механизмы терморегуляции: теплопродукция при гипотермии и теплоотдача при гипертермии.
Назовите значение и классификацию витаминов. Дайте характеристику витаминам (название, суточная потребность, роль в организме, источники, признаки недостаточности).
Дайте характеристику процесса выделения. Перечислите органы и системы относящиеся к выделительным. Назовите органы мочевыделительной системы, их функции.
Дайте характеристику почке: латинское название, топография, скелетотопия, синтопия, выполняемые функции. Продемонстрируйте на муляже строение почки. Опишите строение нефрона.
Опишите механизм диуреза и регуляцию мочеобразования. Назовите состав, свойства и количество мочи в норме. Выразите отклонения от нормы в клинических терминах. Перечислите методы исследования функционального состояния почек.
Дайте характеристику мочеточнику, мочевому пузырю: латинское название, топография, синтопия, строение, функции. Продемонстрируйте на анатомической модели мочеточники и строение мочевого пузыря. Сравните мужской и женский мочеиспускательные каналы. Опишите механизм мочеиспускания.
Дайте характеристику органам женской половой системы: латинское название, топография, синтопия, строение, функции. Продемонстрируйте на торсе человека женские половые органы. Опишите строение яйцеклетки. Охарактеризуйте фазы менструального цикла.
Дайте характеристику органам мужской половой системы: латинское название, топография, синтопия, строение, функции. Продемонстрируйте на торсе человека мужские половые органы. Опишите строение сперматозоида. Назовите состав спермы.
Дайте определение понятию гомеостаз и назовите константы гомеостаза. Дайте характеристику крови как жидкой соединительной ткани и основному компоненту внутренней среды организма человека: выполняемые функции, состав, количественные показатели.
Дайте характеристику эритроцитам и гемоглобину: определение, особенности строения, функции, количество. Дайте определение понятию – гемолиз эритроцитов, назовите его виды и механизмы. Определите значение показателя СОЭ для постановки диагноза.
Дайте характеристику группам крови и их совместимости при гемотрансфузии. Дайте определения понятиям агглютинации эритроцитов, резус-факторе. Объясните механизм и причины резус-конфликта донора и реципиента, матери и плода.
Дайте характеристику лейкоцитам и тромбоцитам: строение, функции, количество. Объясните понятие лейкоцитарная формула, ее значение в диагностике заболеваний. Охарактеризуйте свертывающую и противосвертывающую системы крови.
Дайте характеристику центральным органам иммунной системы: латинское название, топография, строение, функции. Назовите возрастные особенности центральных органов иммунной системы.
Дайте характеристику периферическим органам иммунной системы: латинское название, топография, строение, функции. Дайте определение понятия – иммунитет. Назовите виды и механизмы формирования иммунитета.
Дайте определения понятиям – эндокринная система, железы внутренней секреции, назовите функции эндокринной системы. Приведите классификацию гормонов.
Дайте характеристику гипофизу: латинское название, топография, строение, выделяемые гормоны, их действие на организм.
Дайте характеристику гипофиззависимым железам: латинское название, топография, строение, выделяемые гормоны, их действие на организм.
Объясните роль нервной системы в организме человека, ее взаимосвязь с эндокринной системой. Приведите классификацию нервной системы. Опишите строение нейрона, нервного волокна, синапса.
Дайте характеристику спинному мозгу: топография, строение, функции, оболочки. Перечислите спинномозговые рефлексы. Составьте рефлекторную дугу, назовите ее составные части.
Назовите расположение, функции, оболочки и желудочки головного мозга. Продемонстрируйте на анатомической модели отделы головного мозга. Дайте характеристику промежуточному мозгу: топография, синтопия, строение, функции. Дайте характеристику ликвору: состав, образование, функции, движение.
Дайте характеристику мосту, мозжечку и среднему мозгу: латинское название, топография, синтопия, строение, функции.
Дайте характеристику промежуточному и конечному мозгу: латинское название, топография, синтопия, строение функции. Опишите строение коры полушарий. Продемонстрируйте на муляже доли коры, борозды и извилины, назовите их. Перечислите подкорковые образования и назовите их функции.
Дайте определение высшей нервной деятельности. Охарактеризуйте основные виды высшей нервной деятельности – ощущение, мышление, память. Перечислите типы темпераментов, дайте им характеристику. Объясните значение типов темпераментов в медицине.
Дайте определение понятия: периферическая нервная система. Назовите функции периферической нервной системы. Дайте характеристику сплетениям (название сплетения, нервы, образующие сплетение, зона иннервации).
Охарактеризуйте черепные нервы (название нерва, функциональная характеристика, место выхода из полости черепа, зоны иннервации).
Опишите строение вегетативной нервной системы. Назовите функции вегетативной нервной системы. Дайте характеристику частям вегетативной нервной системы.
Назовите классификация и функции органов чувств человека. Приведите примеры органов чувств. Дайте определение понятия – анализатор, приведите примеры. Назовите отделы и функции анализаторов. Охарактеризуйте орган обоняния и вкуса: расположение, строение и функции.
Перечислите функции органа слуха и равновесия. Опишите строение органа слуха и равновесия. Назовите отделы слухового и вестибулярного анализаторов, их функции.
Опишите строение органа зрения. Продемонстрируйте на анатомической модели структуры органа зрения. Перечислите органы вспомогательного аппарата глаза. Назовите отделы зрительного анализатора, его функции.
Опишите строение кожи как органа осязания. Назовите рецепторы кожи, их функции.
Перечислите производные кожи. Назовите структуры тактильного анализатора, его функции.
1. Грудинный конец ключицы
2. Акромиальный конец ключицы
3. Медиальный край лопатки
4. Латеральный край лопатки
5. Углы лопатки
6. Реберная поверхность
7. Дорсальная поверхность
8. Надостная ямка
9. Подостная ямка
10. Подлопаточная ямка
11. Акромион
12. Ость лопатки
13. Суставная впадина лопатки
14. Клювовидный отросток
15. Проксимальный эпифиз
16. Шаровидная головка
17. Большой бугорок
18. Малый бугорок
19. Межбугорковая борозда
20. Анатомическая шейка
21. Хирургическая шейка
22. Дельтовидная бугристость
23. Борозда лучевого нерва
24. Диафиз
25. Дистальный эпифиз
26. Латеральный надмыщелок
27. Медиальный надмыщелок
28. Головка мыщелка
29. Блок плечевой кости
30. Локтевая ямка
31. Венечный отросток
32. Локтевой отросток
33. Блоковидная вырезка
34. Шиловидный отросток
35. Суставная окружность
36. Полулунная кость
37. Трехгранная кость
38. Гороховидная кость
40. Кость-трапеция
41. Трапециевидная кость
42. Головчатая кость
43. Крючковидная кость
39. Пястные кости
44. Фаланги пальцев
1. Шейный лордоз
2. Грудной кифоз
3. Поясничный лордоз
4. Крестцовый кифоз
5. Шейный отдел позвоночника
6. Грудной отдел позвоночника
7. Поясничный отдел позвоночника
8. Крестец
9. Копчик
10. Верхний суставной отросток
11. Верхняя апертура грудной клетки
12. Поперечный отросток
13. Реберная ямка
14. Тело позвонка
15. Остистый отросток
16. Нижний суставной отросток
17. Рукоятка грудины
18. Тело грудины
19. Мечевидный отросток
20. Яремная вырезка
21. Ключичные вырезки
22. Реберные вырезки
23. Головка ребра
24. Шейка ребра
25. Тело ребра
26. Атлант
27. Осевой позвонок
28. Грудной позвонок
29. Поясничный позвонок
30. Реберная дуга
31. Подгрудинный угол
32. Межреберья
33. Нижняя апертура грудной клетки