СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Промыслы нашего края

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с культурой родного края, с традиционными кубанскими промыслами, рассказать об истории ковани, об их традиции, о своеобразии художественного языка, об особенностях формы, цветовой гаммы, органичном единстве формы и декора произведений.

 

Просмотр содержимого документа
«Промыслы нашего края»

МАОУСОШ №9













Тема: «Промыслы нашего края.

Ковань»






Учитель: Бескоровайная А.И.

Класс: 7







Ст. Отрадная 2013 г


Цель: познакомить учащихся с культурой родного края, с традиционными кубанскими промыслами, рассказать об истории ковани, об их традиции, о своеобразии художественного языка, об особенностях формы, цветовой гаммы, органичном единстве формы и декора произведений.



Оборудование:1/2 ватмана, изображение ковани, диск,

Маркер.




План урока.


  1. Проверка организации рабочих мест.

  2. Объяснение нового материала.

    1. Познакомить учащихся с кубанскими народными промыслами.

    2. Рассказ о ковани.

    3. Просмотр слайдов.

  3. Выполнение учащимися работы.

  4. Индивидуальная помощь.











Тема нашего урока «Промыслы нашего края» ( слайд №1).

Ребята скажите, как вы думаете, что такое промысел? Это возможность заработать деньги. С давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти знания из поколения в поколение. Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей, часто определяли вид ремесла и колорит декора изделий. Эти промыслы прочно укрепили свои позиции. В тех городах и селах, где они родились, созданы производства по созданию этих оригинальных изделий. И главное их достоинство – именно оригинальность. Предметы быта украшали повсеместно, но такие промыслы, как гжель, хохлома, отличались единством стиля, ограниченной цветовой гаммой, особыми приемами письма и обработки изделий.

Произведения этих промыслов знакомы многим, их любят во всем мире. Они являются визитной карточкой России.

На протяжении многих веков в России существовали промыс лы по обработке железа. История их возникновения и развития связана с источниками сырья, с ростом добычи и выплавки железа.

В жизни городов и сел ремесло кузнеца играло значительную роль. Мастера могли подковать лошадь и сделать плуг, выковать ограду и изготовить новый замок. Но безвозвратно ушли в прошлое имена тех, кто умелыми руками выполнял удивительные по красоте изделия.

Для кубанцев привычными и часто употребляемыми фамилиями у русских Коваленко, Кузнецовы, у украинцев – Коваленко, Кузнеченко, у казаков – Коваль, Кузнец. История фамилий говорит, что фамилии принадлежали людям, имеющим отношение к кузнечному искусству.

Ковань имеет давние традиции. Кузнечное искусство сложилось еще в глубокой древности. Веками накапливался опыт, совершенствовалась техника кузнечного дела. Нехитрыми, но требующими определенных значительных навыков способами из кованого железа изготовляли различные предметы. Проследить развитие кузнечного дела как одного из видов народного творчества во всей полноте последовательности трудно – до нас дошло ограниченное число памятников. Определить время и место их производства бывает также довольно сложно, поскольку сходные по своему характеру и приемам орнаментации изделия встречаются в разных регионах России.

Испокон веков на Руси почиталось ремесло кузнеца. Отношение к нему было особенное. Занятие это всегда вызывало в народе особый интерес, труд мастера окружала некая дымка таинственности загадочности. Не зря, наверное, в русских сказках и песнях хитрым и умным был мужик – кузнец. Вероятно, поэтому умение выплавить руду, верно, угадать добавки к железу, температуру нагрева признавалось, чуть ли не чудодейственным. И, быть может, по праву кузнецов можно считать первыми металлургами и химиками.

Помещения для кузнеца были всегда прочными и надежными. Находились они обычно за пределами селения и города. Ведь кузнечное дело связано с огнем, поэтому часто кузницы ставились ближе к озеру или реке на случай пожара. Кузнецы служили по восемьдесят-сто лет. Не зря в народе говорили: «Две избы переживешь, а кузнецу пережить трудно».

Ковка – один из наиболее распространенных способов обработки железа. Ковани в России были только в Санкт-Петербурге, в Армавире и в столице донского казачества Новочеркасске.

Неповторим архитектурный облик Ленинграда - его ансамбли, набережные, мосты (слайды №2-6). Неотъемлемой его частью является удивительно разнообразное по рисунку «кружево»- садовые ограды, перила набережных и мостов, балконные решетки, ворота, фонари и т.д. Художественные творения из металла, словно изысканное кружево, украшающее фасады домов, делают их еще более нарядными. А какими удивительно завершенными воспринимаются здания благодаря металлическим декоративным композициям на крышах: коньках, флюгерам, парапетам.

В художественных работах в металле, как в архитектуре в целом, ярко отразились наиболее характерные черты искусства той или иной эпохи.

«Решетки! – писал известный художественный критик С.М. Маковский. – Это кажется мелочью. Но в завитке из бронзы, в извиве литого железа, порою - душа забытой эпохи». Созданные не одним поколением прославленных архитекторов и талантливых русских мастеров – литейщиков, чеканщиков, эти произведения искусства поражают высоким вкусом и тонкостью исполнения. Прекрасный узор ленинградских оград также неотделим от облика города, как его белые ночи, шпили, мосты, гранитные набережные….

Просмотр ажурных узоров Ленинграда. EMBED PowerPoint.Slide.8
















Среди городов юга России Армавир всегда был городом уникальным по своей красоте. Особенно он славился своими кованями, сделанными вручную мастерами-кузнецами из железа. Кованью украшали подкрылечные кронштейны на парадных входах армавирцев, металлические ворота, ограды на балконах зданий.

Сегодня доподлинно известно, что первыми кузнецами –умельцами были Кондрат Шишмарев, Егор Стоякин, Николай и Михаил Киммельман, Амбарцум Арутюнян, Елизар Лазарев.

Наибольшее количество кованых работ сохранилось до наших дней братьев Киммельманов (слайды №7-8). Характерной особенностью ковани этих мастеров является наличие головы мифического змея, очень разнообразная вязь с различными элементами (спираль, цветы и др.)

Много ковани сделал, мастер Шишмарев К.С. Характерной особенностью ковани этого мастера является прямоугольная рама из квадратной полосы, вокруг которой обязательно располагалась лавровая ветка и по бокам цветок (слайд №9).

Разнообразны работы мастера Стоянова Е.И.. Отличительная черта этого мастера- наличие окружности, вокруг которой и создавалась вязь из квадратной или прямоугольной полосы и прута. И на большинство работ - решетки и цветы (слайд№10).

Беда в том, что эти уникальные изделия постоянно разрушаются или переделываются на свой вкус. Сейчас, когда мы поворачиваемся лицом к своей истории, энтузиасты краеведы начали вести учет оставшихся на старинных зданиях кованей. Оказалось, что осталось 143 изделия и при том имеют 14 разновидностей и расположены в городе отдельными группами. Это говорит о том, что каждый мастер-кузнец благоустраивал отдельные районы города (слайды №11-16).

В наше время ковань возвращается во всей своей красе. Многие предприятия плетут железное кружево. Мы можем увидеть прекрасные решетки на окнах, узоры на воротах не только в городах но и в своей станице (слайды №17-24).

Ребята сегодня мы с вами будем рисовать ковань.

1.Украсим забор железным кружевом.

2. Нарисовать кованый балкон.

3. Украсить крыльцо надкрылечником.

4. Нарисовать фонари.

5. Нарисовать решетки на окна.

















10